Файл: Организационные основы нотариальной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 114

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Поэтому ст. 47 (ч. 1) Конституции Российской Федерации гарантирует, что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено.

В порядке гл. 25 ГПК РФ правом оспаривания действий (бездействия), решений органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственного или муниципального служащего обладают граждане и организации.

Указанное согласуется с положениями ст. 46 Конституции РФ, согласно которой в суд могут быть обжалованы решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц. Кроме того, право на судебную защиту предполагает наличие конкретных гарантий, которые позволяли бы обеспечить эффективное восстановление в правах посредством правосудия, отвечающего требованиям справедливости.

Предметом судебной проверки может выступать правомерность (законность) любых действий (бездействия), решений, кроме тех действий (бездействия) и решений, проверка которых отнесена законодательством к исключительной компетенции Конституционного Суда РФ либо в отношении которых предусмотрен иной порядок судебного обжалования[8, c. 23].

Нотариальные действия действительно носят особый характер, поскольку затрагивают субъективные права лиц, в отношении которых эти действия совершаются.

Статья 49 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате предоставляет заинтересованным лицам право на обращение в суд с жалобой на действия нотариусов или лиц, правомочных совершать нотариальные действия или отказ в совершении нотариального действия.

Но данная норма на сегодняшний день является устаревшей в той части, что согласно п. 1 ст. 310 ГПК РФ в суд подается заявление о совершенном нотариальном действии или об отказе в его совершении.

Ученые неоднозначно высказываются в печати по данному вопросу.

Виноградова Р.И. говорит, что «в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации о нотариате нотариат представляет собой систему государственных органов и должностных лиц, на которые возлагается удостоверение бесспорных прав и фактов, свидетельствование документов, выполнение иных действий, направленных на юридическое подтверждение и закрепление гражданских прав в целях предупреждения их возможного нарушения в будущем. Как и суд, нотариат выполняет правоохранительную функцию, что обеспечивает законность и правомерность юридических действий. Но в отличие от суда, где в основном разрешаются споры о праве гражданском, предметом нотариальной деятельности являются бесспорные дела. Так определяется сущность нотариата и нотариальной деятельности Российской Федерации в любом учебнике, монографии, посвященных нотариату» [11, c. 81].


Следовательно, право на обращение в суд предусмотрено, но вопрос, в каком производстве должны рассматриваться такие дела, является теоретически спорным.

В соответствии с законом в делах особого производства устанавливаются факты, а не правовые последствия этих фактов.

Цель при рассмотрении подобных дел состоит в выявлении и констатации тех или иных обстоятельств, с которыми норма права связывает возникновение, изменение или прекращение у заявителя определенных прав или обязанностей[12, c. 27].

В делах особого производства всегда затронут тот или иной интерес, но ни в одном случае субъективное право не выступает в качестве объекта судебной защиты. В ходе рассмотрения таких дел спор о праве не разрешается, а если он и возникает, то суд оставляет заявление без рассмотрения и разъясняет заинтересованным лицам, что они вправе предъявить иск на общих основаниях в соответствии с ч. 3 ст. 310 ГПК РФ.

Как отмечает Д.М. Чечот: «...отсутствие спора о праве и юридический интерес, заключающийся лишь в установлении определенного юридического факта (действия, события или состояния), обусловливают использование в качестве средства правовой защиты не иска и жалобы, а заявления» [28, c. 103].

В порядке особого производства подается заявление, содержащее просьбу подтвердить то или иное обстоятельство, имеющее юридическое значение, или же подтвердить бесспорное право. Поэтому вполне логичным и закономерным является отнесение к особому производству таких дел, как:

1) об установлении фактов, имеющих юридическое значение;

2) об усыновлении (удочерении) ребенка;

3) о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим;

4) об ограничении дееспособности гражданина, признании гражданина недееспособным, ограничении и лишении несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами;

5) об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация);

6) о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь;

7) о восстановлении прав по утраченным ценным бумагам на предъявителя или ордерным ценным бумагам (вызывное производство);

8) о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар и принудительном психиатрическом освидетельствовании;

9) о внесении исправлений или изменений в записи актов гражданского состояния;

10) о восстановлении утраченного судебного производства.


Отнесение дел об обжаловании действий нотариусов в особое производство, по мнению В.Н. Аргунова, объясняется следующим:

«В действиях нотариуса нет ни административного принуждения, ни государственно-властных управленческих полномочий, хоть он и является должностным лицом. Поэтому суд осуществляет контроль за правильностью правоохранительной функции нотариата. Этот контроль сопоставим с надзорно-контрольными функциями суда второй инстанции в гражданском судопроизводстве» [8, c. 27].

Такое обоснование не является единственно верным (достаточным) для выделения подобных дел в особое производство. Поскольку отказ есть действие, нарушающее права и свободы граждан и соответственно создающее препятствия к осуществлению гражданином его субъективных прав и свобод, что предусмотрено нормами ГПК РФ, в частности ст. 255, то предметом судебного разбирательства в делах, возникающих из публичных правоотношений, должна быть проверка законности действий или бездействия уполномоченных лиц на совершение нотариальных действий лиц. В делах же особого производства таковым является установление юридического факта и правового состояния. По существу, суд разрешает спор между заинтересованным лицом и должностным лицом - нотариусом.

Как отмечает Н. Прохорова: «...по правовой природе и по существу отказ в совершении нотариальных действий носит административно-правовой характер. Сам отказ есть действие, нарушающее права и свободы граждан, и соответственно создает препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод, что соответствует Закону РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» [19, c. 211].

Представляется, что отказ нотариуса, а равно также и должностного лица в совершении нотариального действия может и должен быть рассмотрен в производстве по делам, вытекающим из публичных правоотношений, поскольку для этого имеются все основания для отнесения указанной категории дел в гл. 23 ГПК РФ.

Кроме того, дискуссионным остается вопрос по поводу того, считать ли нотариуса должностным лицом.

Судебная практика показывает, что решения нижестоящих судов в отношении нотариусов отменяются вышестоящими судами по причине несоответствия частнопрактикующего нотариуса статусу должностного лица[10, c. 70].

Основами законодательства о нотариате определен круг специальных субъектов, выполняющих нотариальные действия от имени Российской Федерации. Такими полномочиями наделены нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах, нотариусы, занимающиеся частной практикой, должностные лица органов исполнительной власти и консульских учреждений Российской Федерации. По своему содержанию нотариальная деятельность представляет собой контроль за законностью в сфере гражданского оборота.


В соответствии с Основами о нотариате контроль за осуществлением профессиональных обязанностей нотариусами, занимающимися частной практикой, возложен на нотариальные палаты[6, cт. 32]. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 19 мая 1998 г. N 15-П[32], наделение государством нотариальных палат отдельными контрольными полномочиями согласуется с международной практикой, характеризующей профессию нотариуса как публичную службу, контролируемую государством или органом, действующим на основании устава и наделенным соответствующими полномочиями от имени государства. Осуществление контроля за исполнением профессиональных обязанностей нотариусами является не правом, а публичной обязанностью нотариальных палат.

Поскольку нотариальные палаты также наделены правом обращаться в суд с ходатайствами о лишении частнопрактикующих нотариусов права нотариальной деятельности при наступлении определенных юридически значимых обстоятельств, выявленных в ходе осуществления контроля, в практической плоскости остается открытым вопрос о предмете контроля, т.е. о том, что в себя включают профессиональные обязанности нотариуса, и об их соотношении с указанными юридически значимыми обстоятельствами.

Обращение к закону не дает четкого ответа на этот вопрос, поскольку закон не содержит конкретизированного полного перечня профессиональных обязанностей нотариуса, равно как не раскрывает и самого понятия «профессиональные обязанности». Перечисленные в ст. ст. 5, 6, 11, 16, 18, 47 Основ о нотариате обязанности нотариуса (о соблюдении нотариальной тайны, ограничений в нотариальной деятельности, территории нотариальной деятельности; о наличии нотариальной конторы, страхования гражданской ответственности нотариуса и др.) касаются в основном сферы совершения нотариальных действий. В отдельный спектр профессиональных обязанностей нотариусов выделено соблюдение правил нотариального делопроизводства, контроль за исполнением которых осуществляется совместно территориальным органом юстиции и региональной нотариальной палатой в силу ч. 2 ст. 9 Основ о нотариате и раздела XIII Правил нотариального делопроизводства, утвержденных решением правления Федеральной нотариальной палаты от 17 декабря 2012 г. и Приказом Минюста России от 16 апреля 2014 г. N 78[7].

К другим профессиональным обязанностям исходя из анализа действующего законодательства применительно к нотариальной деятельности можно отнести обязанности, затрагивающие все иные аспекты профессиональной деятельности нотариуса по организации и обеспечению деятельности нотариальной конторы, по повышению своего профессионального уровня, по выполнению обязанностей налогоплательщика, работодателя и члена нотариальной палаты[13, c. 47].


Перечень юридически значимых обстоятельств, наступление которых объективно требует освобождения нотариуса от полномочий, содержится в ч. ч. 5 и 7 ст. 12 Основ о нотариате. К ним относятся не только неоднократное совершение дисциплинарных проступков и нарушение законодательства, но и осуждение за совершение умышленного преступления, ограничение дееспособности или признание недееспособным в установленном порядке, невозможность исполнять профессиональные обязанности по состоянию здоровья или по достижении 75-летнего возраста и другие обстоятельства, предусмотренные законодательными актами Российской Федерации.

Следует отметить, что Основы о нотариате, установив возможность лишения нотариуса права нотариальной деятельности за совершение дисциплинарных проступков и нарушение законодательства, не раскрывают понятия «дисциплинарный проступок» и «нарушение законодательства» как основания ответственности частнопрактикующего нотариуса, не называют виды таких проступков и нарушений и не конкретизируют их характер. Только с 1 января 2015 г. в Основы о нотариате включена отсылочная норма к документу, в котором должны содержаться основания возникновения дисциплинарной ответственности нотариуса, порядок привлечения его к дисциплинарной ответственности и меры дисциплинарной ответственности частнопрактикующего нотариуса за его виновные действия. Таким документом является Кодекс профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации, принятый решением Собрания представителей нотариальных палат субъектов Российской Федерации от 16 ноября 2015 г. N 33 и утвержденный Минюстом России 19 января 2016 г[13, c. 47].

На момент проверки деятельности частнопрактикующих нотариусов привлечение нотариусов к дисциплинарной ответственности регулировалось внутренним локальным актом нотариального сообщества - Профессиональным кодексом нотариусов Российской Федерации (Профессиональный кодекс), утвержденным собранием представителей нотариальных палат субъектов Российской Федерации 18 апреля 2001 г., и профессиональными кодексами нотариусов, принятыми региональными палатами.

В соответствии с Профессиональным кодексом (раздел VIII) дисциплинарным проступком признавалось виновное ненадлежащее выполнение или невыполнение нотариусом своих профессиональных обязанностей, а также нарушение этических норм поведения нотариусов и иных требований, установленных законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и данным Кодексом. К числу дисциплинарных проступков Кодекс относил, в частности: совершение нотариальных действий, противоречащих требованиям законодательства; несоблюдение налогового и иного законодательства Российской Федерации; оказание посреднических услуг при совершении нотариальных действий; отсутствие страхования риска профессиональной ответственности; нарушение нотариальной тайны; нарушение территории нотариальной деятельности; совершение нотариальных действий в отсутствие соответствующих лиц; произвольное изменение размера нотариального тарифа; непосещение без уважительных причин общих собраний нотариальной палаты; нарушение установленного режима работы нотариальной конторы и др.[8, c. 28].