Файл: Международный валютный фонд: цели, функции, особенности (Россия и международный валютный фонд).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Международный валютный фонд (МВФ) – организация, созданная ООН для решения следующих задач: развитие сотрудничества государств-участников в вопросах денежной политики, стабилизация валютных курсов, расширение международной торговли, кредитование. Кроме того, МВФ традиционно занимается консультированием стран-должников, разрабатывает стандарты и собирает мировую экономическую статистику.

Международный Валютный Фонд содействует международной финансовой стабильности и сотрудничеству в валютно-финансовой сфере. Он также стремится способствовать международной торговле, высокой занятости и устойчивому экономическому росту, а также сокращению бедности во всем мире. МВФ управляется 189 государствами-членами организации и подотчетен им.

Целью курсовой работы является изучение Международного валютного фонда, его основных функций, особенностей и целей создания.

Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:

1. изучить историю возникновения МВФ;

2. рассмотреть цели и основные задачи деятельности МВФ;

3. ознакомиться с организационной структурой фонда и его капиталом;

4. рассмотреть взаимоотношения МВФ с Россией.

Объектом исследования: деятельность Международного валютного фонда.

Предмет исследования: место и роль Международного Валютного Фонда в финансовых и международно-кредитных отношениях.

Из литературы посвященной деятельности МВФ и его основным принципам функционирования, особенно хочется выделить: Моисеева С.Г., Хасбулатова Р.И. и Красавину Л.Н., а также документы МВФ, информацию с официального сайта МВФ, а также других электронных ресурсов с данной специализацией.

Глава 1. Международный валютный фонд: создание, сущность, основные функции

1.1 История создания МВФ. Основные цели и функции МВФ

Потрясения начала XX века - Первая мировая война, Великая депрессия, а затем и Вторая мировая война во многом предопределили структуру и функции МВФ.

Уже после Первой мировой войны ставился вопрос о необходимости многостороннего межгосударственного регулирования международных экономических отношений. С этой целью были созваны Брюссельская 1921 г. и Генуэзская 1922 г. конференции по экономическим проблемам, которые признали необходимость создания специального органа, который бы содействовал экономическому сотрудничеству между странами. Однако ни одна конференция не дала ожидаемых результатов [5].


На протяжении 1930-х годов было проведено несколько международных конференций для решения вопроса о мировых валютах и международных экономических отношениях, но и они не увенчались успехом. Великая депрессия нанесла сокрушительный удар мировой экономике - в промежутке между 1929 и 1932 гг. цены на товары во всем мире упали на 48%, а объем мировой торговли снизился на 63% [1]. Однако положительным результатом Великой депрессии явилось понимание неразрывной связи между политической безопасностью и экономическим процветанием, а также того, что с расширением внешнеэкономических связей под воздействием внешних факторов возрастает уязвимость национальных экономик. Стало очевидно, что в политике изоляционизма, торговых и валютных войнах уже нет, и не будет победителей [6].

Кризис международных валютных и кредитных отношений обострился с новой силой во время Второй мировой войны, когда большинство стран, за исключением США, Швейцарии, Мексики и стран Центральной Америки, ввели валютные ограничения. Мировые хозяйственные связи были окончательно нарушены, Европа почти полностью была оккупирована Германией, Франция пала, Британская империя отчаянно боролась за свое существование, СССР вел ожесточенные бои под Москвой. В этих условиях роль лидера в разработке нового мирового порядка взяла на себя страна, имеющая на тот момент быстро растущую экономику и самые сильные вооруженные силы – Соединенные Штаты [5].

В отношении того, какой мировой порядок следует построить после окончания войны, в американском обществе существовал уверенный консенсус: недопущение повторения британского опыта создания империй на базе силового контроля над слабыми обществами; уважение принципа национального самоопределения; создание системы коллективной безопасности; создание мирового экономического сотрудничества на основе равноправного доступа к торговле и инвестициям, универсализма и многосторонности [3]. Уничтожение всех дискриминационных барьеров, замена двусторонних экономических отношений многосторонними, что позволило бы всем странам, по мнению американских стратегов, получить выгоды от мировой экономической конкуренции, равного доступа к сырью, экономической специализации на основе принципа "сравнительных преимуществ". В таком открытом, многостороннем мире, где действуют универсальные, единые для всех законы взаимодействия, где существует взаимозависимость, вероятность возникновения нового мирового конфликта будет значительно снижена, ибо, как выразился заместитель министра финансов США Г. Уайт, "лучшие соседи - это процветающие соседи".


Во время Второй мировой войны в США было создано огромное количество комитетом, задачей которых была разработка нового мирового порядка [10]. Все эти комитеты предлагали разнообразные варианты послевоенного мирового устройства, однако все они сходились во мнении о необходимости создания регулирующих специализированных институтов. Эти институты должны были сохранять и в случае ослабления Соединенных Штатов воспроизводить порядок в различных сферах мировой политики и экономики, т.е. «международные режимы». Планировалось создать валютно-финансовый режим, торговый, энергетический, морской, режим военной безопасности и т.д., которые должна была координировать международная организация – Организация Объединенных Наций. Кроме координирующих функций ООН должна была исполнять роль единой системы мировой безопасности [8].

Разработкой важнейших международных экономических режимов занимались также разнообразные комитеты и комиссии в Великобритании и других странах антигитлеровской коалиции. Среди выдвинутых проектов создания международной валютно-финансовой организации и новой системы международных валютных отношений центральное место занял план международного стабилизационного фонда, разработанный Г. Уайтом (США) и план международного клирингового союза – Д.М. Кейнса (Великобритания) [11].

План Д.М. Кейнса во многом отражал интересы Великобритании и был призван облегчить ее валютно-финансовое положение. Предлагалось создание международного клирингового союза, который бы выполнял функции мирового центрального банка. В частности, он должен был производить эмиссию безналичного международного платежного средства – банкора, не обеспеченного золотом, который должен был использоваться для расчетов между государствами для погашения дефицитов платежных балансов. Т.е. международный клиринговый союз должен был выступать институтом расчетов между странами, в котором они должны были иметь счета в банкорах [9]. По этим счетам по плану Кейнса должен был допускаться овердрафт, что обеспечивало бы в определенных пределах автоматическое взаимное кредитование стран – покрытие пассива платежного баланса одних стран за счет других, прежде всего за счет Соединенных Штатов.

План Г. Уайта своей задачей ставил создание послевоенной валютной системы, основанной на «международной валюте», а первоочередной целью должна была стать стабилизация курсов валют союзных стран для поощрения потоков производительного капитала. Уайт подчеркивал, что поддержание стабильных курсов валют означает устранение валютного риска в международных экономических и финансовых сделках. В связи с этим издержки во внешней торговле снижаются, а капитал намного легче идет в страну, где он получает наибольшую прибыль в отсутствии риска валютного обесценения [6].


Первоначально план предусматривал создание стабилизационного фонда размером 5 млрд. долл., состоящего из золота и правительственных ценных бумаг стран-участниц, для выдачи краткосрочных кредитов на финансирование дефицитов платежных балансов. При этом стабилизационный фонд имел право в одностороннем порядке изменить валютный курс страны-заемщика, принудить страну отменить валютный контроль [3]. Такие полномочия стабилизационного фонда слишком явно затрагивали экономический суверенитет стран-членов и в таком виде был не приемлем. Поэтому первоначальная редакция плана была существенным образом переработана.

Окончательный вариант плана Уайта был опубликован в 1943 г. Он подвергся обсуждению экспертов из 30 стран и в окончательном варианте преследовал несколько целей: оказание помощи в стабилизации валютных курсов, сокращении периодов и снижении степени неравновесия платежных балансов, содействие созданию условий упрочения внешней торговли и производства, облегчение эффективного использования блокированных валютных средств, ослабление валютных ограничений и других дискриминационных мер [2].

Интересно что, несмотря на то, что главной долгосрочной целью плана Уайта было создание универсального мира «открытых дверей», «интернационального капитализма» с господством многосторонних экономических и политических отношений [13]. В среднесрочном плане в качестве промежуточных шагов он допускал преобладание более закрытой формы капитализма или «национального капитализма», который должен был позволить странам не допустить усугубления экономического кризиса через достижение полной занятости, пусть даже ценой снижения экономической эффективности [15].

Для реализации этих целей предусматривалось, что Фонд будет иметь ресурсы не менее 5 млрд. долл. Страны-члены оплачивают свою квоту, которая исчисляется исходя из их социально-экономического положения (валютных резервов, платежного баланса, национального дохода и т.д.), 30% в золоте, а остальную часть в национальной валюте и правительственных ценных бумагах (не более 50% от квоты). Предусматривалось также, что стоимость национальных валют будет устанавливаться через валютную единицу Фонда «унитас», стоимость которой равнялась 10 долларов США по золотому содержанию того времени, а операции с золотом страны могли осуществлять только по паритету. Изменение паритета валют страны допускалось только в случаях фундаментального неравновесия платежного баланса страны и с согласия ¾ стран-членов Фонда [1].


Планы Д.М. Кейнса и Г.Д. Уайта обсуждались на международной конференции в Бреттон-Вудсе (США, штат Нью-Хэмпшир), состоявшейся с 1 по 29 июля 1944 г. Британскую делегацию возглавлял сам Д.М. Кейнс и, хотя за основу создания нового мирового порядка был взят план Уайта, но все же в него были внесены некоторые коррективы. Результатом конференции стало компромиссное решение об учреждении Международного валютного фонда (МВФ) для помощи странам в борьбе с внешнеторговым дефицитом и Международного банка реконструкции и развития (МБРР) для предоставления кредитов на послевоенное восстановление [3]. Это решение стало первым важным шагом на пути создания нового мирового порядка. 44 страны, участвовавшие в конференции и подписавшие соглашения, должны были с помощью МВФ и МБРР обеспечить конвертируемость валют, поддерживать стабильный обменный курс (+10%), снять основные торговые ограничения и сбалансировать свой внешнеторговый дефицит. По требованию Лондона все эти меры разрешалось отложить на пять лет после окончания войны.

Благодаря прописанному в уставе принципу принятия решения на основе «взвешенного количества» голосов, который увязывал количество голосов страны в организации с ее вступительным взносом и вкладом в мировую экономику, Соединенные Штаты претендовали 30% всех голосов в Фонде и Банке, что автоматически делало их главными распорядителями ресурсов этих организаций [2].

СССР принял участие в Бреттон-Вудской конференции и даже подписал учредительные документы о создании этих организаций. Но система распределения голосов не отвечала интересам Советского Союза, экономика которого была подорвана Второй мировой войной [11]. Советская делегация предлагала распределить голоса организаций таким образом, чтобы у СССР и США было приблизительно равное количество голосов независимо от вступительного взноса, который страна, понесшая самые большие потери в войне, не могла себе позволить без значительного ухудшения внутриэкономической ситуации. Кроме того, советская делегация выражала озабоченность тем, что условия предоставления кредитов МВФ, по сути, являются прямым вмешательством во внутренние дела принимающих стран. Это стало причиной того, что в итоге Советский Союз отказался ратифицировать договор об учреждении МВФ, что автоматически означало невозможность стать членом МБРР. Так как согласно уставу МБРР, членами Банка могут быть только страны-члены МВФ, исключение или выход страны из МВФ означает автоматическое исключение ее из Банка [10].