Файл: Международный валютный фонд: цели, функции, особенности (Россия и международный валютный фонд).pdf
Добавлен: 26.06.2023
Просмотров: 61
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Международный валютный фонд: создание, сущность, основные функции
1.1 История создания МВФ. Основные цели и функции МВФ
1.2 Организационная структура фонда
Глава 2. Россия и международный валютный фонд
2.1 История взаимодействия и текущее положение
ГСЗ первоначально были заключены на четыре года, а затем стали продлеваться каждые пять лет. В ходе очередного их пересмотра в декабре 1983г. участники ГСЗ договорились увеличить лимиты кредита до 17 млрд. СДР (около 24 млрд. дол.). С этими соглашениями связана также достигнутая в 1983г. договоренность с Саудовской Аравией о кредитной линии на аналогичных условиях на сумму 1,5 млрд. СДР (2,1 млрд. дол.) [1].
В июле 1998г. страны - участницы ГСЗ согласились предоставить Фонду кредит в рамках этого механизма на сумму 6,3 млрд. СДР (около 8,3 млрд. дол.) для оказания финансовой помощи России. Это было первое использование средств ГСЗ за последние 20 лет и первый случай, когда такие средства получила страна, не являющаяся участницей ГСЗ. В 1978 г. Фонд использовал средства ГСЗ для финансирования изъятия резервной доли США. Всего ресурсы ГСЗ использовались десять раз.
Потребность в увеличении кредитных операций побудила МВФ в 80-е годы обратиться с целью укрепления его финансовой базы к источникам заемных средств, привлекаемых не только в рамках многостороннего механизма, но и на двусторонней основе. Фонд получал займы у казначейств или центральных банков Австралии, Бельгии, Великобритании, Ирландии, Финляндии, Саудовской Аравии, Швейцарии и Японии, а также у Банка международных расчетов (Базель). К заимствованиям у частных банков МВФ пока не прибегал, хотя устав предоставляет ему такую возможность [5].
В середине 1990-х гг. в связи с резко возросшей потребностью в ресурсах, для противодействия дальнейшему распространению мексиканского финансового кризиса, который к тому моменту охватил Аргентину и Бразилию, «Группа семи» промышленно развитых государств предложила в июне 1995г. осуществить меры, которые позволили бы удвоить кредитный потенциал в рамках ГСЗ. В итоге последовавших за этим переговоров и обсуждений Исполнительный совет МВФ 27 января 1997г. одобрил Новые соглашения о займах, НСЗ (New Arrangements to Borrow), участниками которых стали уже 25 государств или центральных банков. Кроме стран и участников ГСЗ в НСЗ вошли: Австралия, Австрия, Валютное агентство Гонконга, Дания, Испания, Кувейт, Люксембург, Малайзия, Сингапур, Сверигс Риксбанк, Таиланд, Финляндия, Южная Корея. Такое количество участников НСЗ отражает меняющийся характер мировой экономики [2].
17 ноября 1998г. они вступили в силу. В соответствии с этими соглашениями Фонд может получать от этих государств при необходимости средства в размере до 34 млрд. СДР (около 47 млрд. дол.) в случае «когда это будет необходимо для предупреждения или борьбы с нарушениями мировой валютной системы или урегулирования исключительной ситуации, угрожающей стабильности системы» [9].
Новые соглашения не заменяют собой ГСЗ. Однако максимальная величина средств, доступных Фонду в рамках обоих этих механизмов, не должна превышать в общей сложности 34 млрд. СДР. При возникновении необходимости обеспечения МВФ дополнительными ресурсами НСЗ призваны выступать в роли первого по очередности и главного по объему источника такого рода ресурсов. НСЗ продлевается каждые пять лет, средства этой кредитной линии могут использоваться как участниками НСЗ, так и другими странами членами МВФ [8].
НСЗ предусматривает возможность присоединения других стран к данному механизму с согласия МВФ и участников. Участники НСЗ проводят свои совещания ежегодно во время сессии Совета управляющих МВФ для обсуждения вопросов функционирования механизма, макроэкономического развития, состояния денежных рынков и др. вопросов, которые влияют на стабильность мировой финансовой системы [2].
Глава 2. Россия и международный валютный фонд
2.1 История взаимодействия и текущее положение
История взаимодействия.
Присоединение Российской Федерации к МВФ в 1992 г. предоставило стране возможность привлекать средства фонда в целях проведения экономических преобразований, а также финансирования дефицита бюджета и платежного баланса. Первые восемь лет своего членства в МВФ Россия являлась реципиентом средств фонда. Такие средства выделялись в форме специальных программ финансово-экономической помощи на определенных условиях, которые включали в себя обеспечение макроэкономической стабилизации (в том числе сокращение дефицита бюджета, снижение уровня инфляции, ужесточение денежно-кредитной политики и др.), а также проведение структурных реформ, таких как приватизация предприятий, либерализация внешнеэкономической деятельности, введение рыночного ценообразования и пр [4].
За период с 1992 по 1999 гг. Россия в общей сложности привлекла восемь кредитов МВФ общим объемом около 22 млрд долл. США (таблица 1).
Таблица 1
Заимствования Российской Федерации валютных средств МВФ в период с 1992 по 1999 гг. (млн СДР)
Период |
Вид кредита |
Условия |
Подтвержденная сумма |
Израсходованная сумма |
Август 1992 г |
Стэнд-бай |
Сокращение дефицита бюджета до 5% ВВП; снижение инфляции до менее 10% в месяц; сокращение лимитов централизованных кредитов ЦБ правительству |
1,04 млрд долл. (719 млн СДР) |
1,04 млрд долл. (719 млн СДР) |
Июнь 1993 г |
Механизм финансирования системных преобразований |
Сокращение дефицита бюджета на 50% (до 10% ВВП); поддержание инфляции на уровне 7-9% в месяц |
1,5 млрд долл. (1078 млн СДР) |
1,5 млрд долл. (1078 млн СДР) |
Апрель 1994 г. |
||||
Апрель 1995 г. |
Стэнд-бай |
Сокращение дефицита бюджета до 6% ВВП; снижение инфляции до 1%; продолжение структурных реформ (отмена внешнеторговых льгот, количественных ограни- чений импорта и экспорта, экспортных пошлин, либерализация торговли нефтью) |
6,8 млрд долл. (4 313,1 млн СДР) |
6,8 млрд долл. (4 313,1 млн СДР) |
Март 1996 г. |
Программа расширенного финансирования |
Сокращение дефицита бюджета до 2% ВВП к 1998 г.; снижение инфляции до 7% в год; продолжение реализации рыночных реформ |
10,1 млрд долл. (6 901 млн СДР) |
7,5 млрд долл. (5 105 млн СДР) |
Июль 1998 г. |
1. Добавление к кредиту в рамках механизма расширенного кредитования 1996 г. 2, Механизм финансирования дополнительных резервов. 3, Механизм компенсационного финансирования |
Реализация согласованной антикризисной программы: сокращение дефицита бюджета до 2,8% ВВП и увеличение доходов бюджета до 13% ВВП в 1999 г., снижение уровня инфляции, проведение налоговой реформы, реализация структурных реформ |
1. 3 млрд долл. (2 313 млн СДР). 2. 5,3 млрд долл. (3 992 млн СДР). 3. 2,9 млрд долл. (2 157 млн СДР). |
1. – 2. 900 млн долл. (675 млн СДР). 3. 2,9 млрд долл. (2 157 млн СДР). |
Июль 1999 г. |
Стэнд-бай |
Реализация экономической программы, включая принятие пакета налоговых и иных законодательных актов, обеспечение профицита бюджета в размере 2% ВВП, снижение темпа инфляции до 50% в 1999 г., проведение структурных реформ |
4,5 млрд долл. (3 300 млн СДР) |
640 млн долл. (471,4 млн СДР) |
Средства, полученные Россией в июле 1999 г. в размере 640 млн долл., стали последним траншем, привлеченным страной от МВФ. Начиная с 2000 г. Россия прекратила привлечение кредитных ресурсов из фонда и стала осуществлять меры по погашению своей задолженности. По мере улучшения экономического положения в стране России удалось полностью погасить свой долг перед МВФ за пять лет (таблица 2).
Таблица 2
Задолженность Российской Федерации перед МВФ за период с 1992 по 2005 гг. (млн СДР и млрд долл. США на конец периода).
Год |
СДР |
Долл. |
1992 |
719,0 |
1,0 |
1993 |
1797,3 |
2,5 |
1994 |
2875,6 |
4,2 |
1995 |
6496,8 |
9,6 |
1996 |
8698,2 |
12,5 |
1997 |
9805,9 |
13,2 |
1998 |
13732 |
19,3 |
1999 |
11102,3 |
15,2 |
2000 |
8912,8 |
11,6 |
2001 |
5914,8 |
7,4 |
2002 |
4767,3 |
6,5 |
2003 |
3411,2 |
5,1 |
2004 |
2293,8 |
3,5 |
Помимо предоставления финансовых средств России, МВФ играл важную роль в оказании технической помощи, которая была особо необходима в условиях перехода к рыночной экономике и отсутствия отечественных высококвалифицированных специалистов [7]. Такая помощь предоставлялась в форме оказания консультационной и экспертной поддержки. Западных экспертов направляли в Россию на определенный период (как правило, год и более), где они оказывали техническое содействие, направленное, прежде всего, на развитие навыков сотрудников Центрального банка и Министерства финансов в области разработки и реализации денежно-кредитной и фискальной политики. За период с 1991 по 2001 гг. России было предоставлено 63 человеко-года технической помощи, что составляло около 4% от общего объема технического содействия, оказываемого фондом (таблицы 3 и 4).
Таблица 3
Объемы технической помощи, оказываемые МВФ России в период с 1992 по 2001 гг.
Фискальный год |
Число человеко-лет |
% от общей технической помощи МВФ |
1992 |
3,2 |
2,4 |
1993 |
7,2 |
4,8 |
1994 |
9,6 |
6,7 |
1995 |
12,1 |
7,2 |
1996 |
8,8 |
4,2 |
1997 |
6,1 |
3,3 |
1998 |
4,0 |
2,7 |
1999 |
4,6 |
2,3 |
2000 |
3,9 |
2,0 |
2001 |
3,6 |
1,9 |
Таблица 4
Структура технической помощи (долгосрочное содействие), оказываемой МВФ России в период с 1992 по 2001 гг.
Период |
Сфера |
Число человеко-лет |
Февраль 1993 г. — июнь 1997 г |
Налоговое администрирование |
4,4 |
Январь 1994 г. — декабрь 1995 г. |
Бюджет |
2,0 |
. Март 1994 г. — сентябрь 1995 г. |
Налоговое администрирование |
1,6 |
Июль 1994 г. — декабрь 1995 г. |
Бюджет |
1,5 |
Сентябрь 1997 г. — август 1999 г. |
Налоговое администрирование |
2,0 |
Февраль 1999 г. — август 2001 г. |
Бюджет |
2,6 |
Текущее положение.
В настоящий момент Россия выступает в МВФ в качестве кредитора. Решением совета директоров МВФ в 2005 г. страна была включена в План финансовых операций (ПФО) МВФ — механизм, посредством которого фонд осуществляет кредитование его членов в случае ухудшения их платежных балансов, используя средства участников плана. Обязательство по предоставлению финансовых средств в рамках ПФО закреплено в разделе 3 статьи V Устава МВФ [20].
Помимо этого, Россия участвует в различных операциях, которые предусмотрены статьями соглашения МВФ, включая покупку и продажу СДР, участие в «Новых соглашениях о заимствованиях», покупку облигаций МВФ, финансирование программ помощи развитию, списание задолженности беднейших стран и др. МВФ продолжает оказывать России активную консультационную поддержку и техническое содействие, включая проведение семинаров, конференций, учебных мероприятий и пр.
2.2 Основные проблемы взаимодействия России и МВФ
Увеличение доли квот и голосов в фонде.
Долгое время ключевым вопросом в отношениях России и МВФ является проблема перераспределения квот и голосов внутри фонда. В основу необходимости пересмотра квот стран в МВФ легли сразу два тренда. Первый из них связан с изменением баланса сил в мировой экономике и усилением роли развивающихся стран в мире. С 1990 г. доля развивающихся стран и стран с формирующимися рынками в мировом ВВП существенно возросла: с 36,1% в 1990 г. до 58,1% в 2016 г. (таблица 5) [2].
Таблица 5
ВВП основных групп стран в 1990–2016 гг. (рассчитанный по ППС, млрд долл. и % от мирового ВВП).
Группы стран |
1990 |
2000 |
2005 |
2008 |
2012 |
2016 |
Мир |
27 002 |
49 542 |
67 276 |
83 014 |
99 089 |
118 170 |
Развитые страны |
||||||
млрд долл. |
17 248 |
28 237 |
35 472 |
40 574 |
44 026 |
49 557 |
% от мирового показателя |
63,9 |
57,0 |
52,7 |
48,9 |
44,4 |
41,9 |
Ключевые развитые страны («Большая семерка») |
||||||
млрд долл. |
13 771 |
21 709 |
26 868 |
30 284 |
32 723 |
36 739 |
% от мирового показателя |
51,0 |
43,8 |
39,9 |
36,5 |
33,0 |
31,1 |
Прочие развитые страны |
||||||
млрд долл. |
1 783 |
3,559 |
4 775 |
5 762 |
6 748 |
7 771 |
% от мирового показателя |
6,6 |
7,2 |
7,1 |
6,9 |
6,8 |
6,6 |
Развивающиеся страны и страны с формирующимися рынками |
||||||
млрд долл. |
9 754 |
21,305 |
31 804 |
42 440 |
55 063 |
68 613 |
% от мирового показателя |
36,1 |
43,0 |
47,3 |
51,1 |
55,6 |
58,1 |
Еще в период, предшествующий мировому финансовому кризису 2008–2009 гг., многие страны выражали недовольство сложившейся системой глобального финансового регулирования. По их мнению, неэффективность МВФ была связана в том числе с ключевой ролью стран «Большой семерки» в принятии решений, в то время как формирующиеся экономики практически не оказывали влияния на политику фонда. Такая ситуация не отражала происходящих изменений в мировой экономике.
Несбалансированность системы глобального финансового регулирования можно проиллюстрировать на примере, приведенном Р. Брайантом в статье «Реформа квот и голосов МВФ: потерянные возможности». Автор рассматривает две группы стран, первая из которых состоит из 5 стран ЕС (Италии, Нидерландов, Бельгии, Швеции и Швейцарии), а вторая — из крупнейших на 2006 г. стран с формирующимися рынками (Китая, Республики Корея, Мексики, Индии и Бразилии). До первого раунда увеличения квот в отношении четырех стран (Китая, Южной Кореи, Мексики и Турции) в соответствии с постановлением, принятым Советом управляющих МВФ на своей сессии в Сингапуре 18 сентября 2006 г., обе группы располагали примерно 1/10 от общего объема голосов (10,4 и 8,2% соответственно). При этом вклад европейских стран в мировую экономику был существенно меньше. Так, доля пяти стран ЕС в мировом ВВП, рассчитанном по рыночным ценам, составляла 8,1% по сравнению с 11,9% для стран второй группы. В случае расчета ВВП по ППС соотношение составляло 5,8% против 20,7% (рисунок 1) [14].