Файл: Международный валютный фонд: цели, функции, особенности (Россия и международный валютный фонд).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 61

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ГСЗ первоначально были заключены на четыре года, а затем стали продлеваться каждые пять лет. В ходе очередного их пересмотра в декабре 1983г. участники ГСЗ договорились увеличить лимиты кредита до 17 млрд. СДР (около 24 млрд. дол.). С этими соглашениями связана также достигнутая в 1983г. договоренность с Саудовской Аравией о кредитной линии на аналогичных условиях на сумму 1,5 млрд. СДР (2,1 млрд. дол.) [1].

В июле 1998г. страны - участницы ГСЗ согласились предоставить Фонду кредит в рамках этого механизма на сумму 6,3 млрд. СДР (около 8,3 млрд. дол.) для оказания финансовой помощи России. Это было первое использование средств ГСЗ за последние 20 лет и первый случай, когда такие средства получила страна, не являющаяся участницей ГСЗ. В 1978 г. Фонд использовал средства ГСЗ для финансирования изъятия резервной доли США. Всего ресурсы ГСЗ использовались десять раз.

Потребность в увеличении кредитных операций побудила МВФ в 80-е годы обратиться с целью укрепления его финансовой базы к источникам заемных средств, привлекаемых не только в рамках многостороннего механизма, но и на двусторонней основе. Фонд получал займы у казначейств или центральных банков Австралии, Бельгии, Великобритании, Ирландии, Финляндии, Саудовской Аравии, Швейцарии и Японии, а также у Банка международных расчетов (Базель). К заимствованиям у частных банков МВФ пока не прибегал, хотя устав предоставляет ему такую возможность [5].

В середине 1990-х гг. в связи с резко возросшей потребностью в ресурсах, для противодействия дальнейшему распространению мексиканского финансового кризиса, который к тому моменту охватил Аргентину и Бразилию, «Группа семи» промышленно развитых государств предложила в июне 1995г. осуществить меры, которые позволили бы удвоить кредитный потенциал в рамках ГСЗ. В итоге последовавших за этим переговоров и обсуждений Исполнительный совет МВФ 27 января 1997г. одобрил Новые соглашения о займах, НСЗ (New Arrangements to Borrow), участниками которых стали уже 25 государств или центральных банков. Кроме стран и участников ГСЗ в НСЗ вошли: Австралия, Австрия, Валютное агентство Гонконга, Дания, Испания, Кувейт, Люксембург, Малайзия, Сингапур, Сверигс Риксбанк, Таиланд, Финляндия, Южная Корея. Такое количество участников НСЗ отражает меняющийся характер мировой экономики [2].

17 ноября 1998г. они вступили в силу. В соответствии с этими соглашениями Фонд может получать от этих государств при необходимости средства в размере до 34 млрд. СДР (около 47 млрд. дол.) в случае «когда это будет необходимо для предупреждения или борьбы с нарушениями мировой валютной системы или урегулирования исключительной ситуации, угрожающей стабильности системы» [9].


Новые соглашения не заменяют собой ГСЗ. Однако максимальная величина средств, доступных Фонду в рамках обоих этих механизмов, не должна превышать в общей сложности 34 млрд. СДР. При возникновении необходимости обеспечения МВФ дополнительными ресурсами НСЗ призваны выступать в роли первого по очередности и главного по объему источника такого рода ресурсов. НСЗ продлевается каждые пять лет, средства этой кредитной линии могут использоваться как участниками НСЗ, так и другими странами членами МВФ [8].

НСЗ предусматривает возможность присоединения других стран к данному механизму с согласия МВФ и участников. Участники НСЗ проводят свои совещания ежегодно во время сессии Совета управляющих МВФ для обсуждения вопросов функционирования механизма, макроэкономического развития, состояния денежных рынков и др. вопросов, которые влияют на стабильность мировой финансовой системы [2].

Глава 2. Россия и международный валютный фонд

2.1 История взаимодействия и текущее положение

История взаимодействия.

Присоединение Российской Федерации к МВФ в 1992 г. предоставило стране возможность привлекать средства фонда в целях проведения экономических преобразований, а также финансирования дефицита бюджета и платежного баланса. Первые восемь лет своего членства в МВФ Россия являлась реципиентом средств фонда. Такие средства выделялись в форме специальных программ финансово-экономической помощи на определенных условиях, которые включали в себя обеспечение макроэкономической стабилизации (в том числе сокращение дефицита бюджета, снижение уровня инфляции, ужесточение денежно-кредитной политики и др.), а также проведение структурных реформ, таких как приватизация предприятий, либерализация внешнеэкономической деятельности, введение рыночного ценообразования и пр [4].

За период с 1992 по 1999 гг. Россия в общей сложности привлекла восемь кредитов МВФ общим объемом около 22 млрд долл. США (таблица 1).

Таблица 1

Заимствования Российской Федерации валютных средств МВФ в период с 1992 по 1999 гг. (млн СДР)

Период

Вид кредита

Условия

Подтвержденная сумма

Израсходованная сумма

Август 1992 г

Стэнд-бай

Сокращение дефицита бюджета до 5% ВВП; снижение инфляции до менее 10% в месяц; сокращение лимитов централизованных кредитов ЦБ правительству

1,04 млрд долл. (719 млн СДР)

1,04 млрд долл. (719 млн СДР)

Июнь 1993 г

Механизм финансирования системных преобразований

Сокращение дефицита бюджета на 50% (до 10% ВВП); поддержание инфляции на уровне 7-9% в месяц

1,5 млрд долл. (1078 млн СДР)

1,5 млрд долл. (1078 млн СДР)

Апрель 1994 г.

Апрель 1995 г.

Стэнд-бай

Сокращение дефицита бюджета до 6% ВВП; снижение инфляции до 1%; продолжение структурных реформ (отмена внешнеторговых льгот, количественных ограни- чений импорта и экспорта, экспортных пошлин, либерализация торговли нефтью)

6,8 млрд долл. (4 313,1 млн СДР)

6,8 млрд долл. (4 313,1 млн СДР)

Март 1996 г.

Программа расширенного финансирования

Сокращение дефицита бюджета до 2% ВВП к 1998 г.; снижение инфляции до 7% в год; продолжение реализации рыночных реформ

10,1 млрд долл. (6 901 млн СДР)

7,5 млрд долл. (5 105 млн СДР)

Июль 1998 г.

1. Добавление к кредиту в рамках механизма расширенного кредитования 1996 г.

2, Механизм финансирования дополнительных резервов.

3, Механизм компенсационного финансирования

Реализация согласованной антикризисной программы: сокращение дефицита бюджета до 2,8% ВВП и увеличение доходов бюджета до 13% ВВП в 1999 г., снижение уровня инфляции, проведение налоговой реформы, реализация структурных реформ

1. 3 млрд долл. (2 313 млн СДР).

2. 5,3 млрд долл. (3 992 млн СДР).

3. 2,9 млрд долл. (2 157 млн СДР).

1. –

2. 900 млн долл. (675 млн СДР).

3. 2,9 млрд долл. (2 157 млн СДР).

Июль 1999 г.

Стэнд-бай

Реализация экономической программы, включая принятие пакета налоговых и иных законодательных актов, обеспечение профицита бюджета в размере 2% ВВП, снижение темпа инфляции до 50% в 1999 г., проведение структурных реформ

4,5 млрд долл. (3 300 млн СДР)

640 млн долл. (471,4 млн СДР)


Средства, полученные Россией в июле 1999 г. в размере 640 млн долл., стали последним траншем, привлеченным страной от МВФ. Начиная с 2000 г. Россия прекратила привлечение кредитных ресурсов из фонда и стала осуществлять меры по погашению своей задолженности. По мере улучшения экономического положения в стране России удалось полностью погасить свой долг перед МВФ за пять лет (таблица 2).

Таблица 2

Задолженность Российской Федерации перед МВФ за период с 1992 по 2005 гг. (млн СДР и млрд долл. США на конец периода).

Год

СДР

Долл.

1992

719,0

1,0

1993

1797,3

2,5

1994

2875,6

4,2

1995

6496,8

9,6

1996

8698,2

12,5

1997

9805,9

13,2

1998

13732

19,3

1999

11102,3

15,2

2000

8912,8

11,6

2001

5914,8

7,4

2002

4767,3

6,5

2003

3411,2

5,1

2004

2293,8

3,5

Помимо предоставления финансовых средств России, МВФ играл важную роль в оказании технической помощи, которая была особо необходима в условиях перехода к рыночной экономике и отсутствия отечественных высококвалифицированных специалистов [7]. Такая помощь предоставлялась в форме оказания консультационной и экспертной поддержки. Западных экспертов направляли в Россию на определенный период (как правило, год и более), где они оказывали техническое содействие, направленное, прежде всего, на развитие навыков сотрудников Центрального банка и Министерства финансов в области разработки и реализации денежно-кредитной и фискальной политики. За период с 1991 по 2001 гг. России было предоставлено 63 человеко-года технической помощи, что составляло около 4% от общего объема технического содействия, оказываемого фондом (таблицы 3 и 4).

Таблица 3

Объемы технической помощи, оказываемые МВФ России в период с 1992 по 2001 гг.

Фискальный год

Число человеко-лет

% от общей технической помощи МВФ

1992

3,2

2,4

1993

7,2

4,8

1994

9,6

6,7

1995

12,1

7,2

1996

8,8

4,2

1997

6,1

3,3

1998

4,0

2,7

1999

4,6

2,3

2000

3,9

2,0

2001

3,6

1,9


Таблица 4

Структура технической помощи (долгосрочное содействие), оказываемой МВФ России в период с 1992 по 2001 гг.

Период

Сфера

Число человеко-лет

Февраль 1993 г. — июнь 1997 г

Налоговое администрирование

4,4

Январь 1994 г. — декабрь 1995 г.

Бюджет

2,0

. Март 1994 г. — сентябрь 1995 г.

Налоговое администрирование

1,6

Июль 1994 г. — декабрь 1995 г.

Бюджет

1,5

Сентябрь 1997 г. — август 1999 г.

Налоговое администрирование

2,0

Февраль 1999 г. — август 2001 г.

Бюджет

2,6

Текущее положение.

В настоящий момент Россия выступает в МВФ в качестве кредитора. Решением совета директоров МВФ в 2005 г. страна была включена в План финансовых операций (ПФО) МВФ — механизм, посредством которого фонд осуществляет кредитование его членов в случае ухудшения их платежных балансов, используя средства участников плана. Обязательство по предоставлению финансовых средств в рамках ПФО закреплено в разделе 3 статьи V Устава МВФ [20].

Помимо этого, Россия участвует в различных операциях, которые предусмотрены статьями соглашения МВФ, включая покупку и продажу СДР, участие в «Новых соглашениях о заимствованиях», покупку облигаций МВФ, финансирование программ помощи развитию, списание задолженности беднейших стран и др. МВФ продолжает оказывать России активную консультационную поддержку и техническое содействие, включая проведение семинаров, конференций, учебных мероприятий и пр.

2.2 Основные проблемы взаимодействия России и МВФ

Увеличение доли квот и голосов в фонде.

Долгое время ключевым вопросом в отношениях России и МВФ является проблема перераспределения квот и голосов внутри фонда. В основу необходимости пересмотра квот стран в МВФ легли сразу два тренда. Первый из них связан с изменением баланса сил в мировой экономике и усилением роли развивающихся стран в мире. С 1990 г. доля развивающихся стран и стран с формирующимися рынками в мировом ВВП существенно возросла: с 36,1% в 1990 г. до 58,1% в 2016 г. (таблица 5) [2].

Таблица 5

ВВП основных групп стран в 1990–2016 гг. (рассчитанный по ППС, млрд долл. и % от мирового ВВП).


Группы стран

1990

2000

2005

2008

2012

2016

Мир

27 002

49 542

67 276

83 014

99 089

118 170

Развитые страны

млрд долл.

17 248

28 237

35 472

40 574

44 026

49 557

% от мирового показателя

63,9

57,0

52,7

48,9

44,4

41,9

Ключевые развитые страны («Большая семерка»)

млрд долл.

13 771

21 709

26 868

30 284

32 723

36 739

% от мирового показателя

51,0

43,8

39,9

36,5

33,0

31,1

Прочие развитые страны

млрд долл.

1 783

3,559

4 775

5 762

6 748

7 771

% от мирового показателя

6,6

7,2

7,1

6,9

6,8

6,6

Развивающиеся страны и страны с формирующимися рынками

млрд долл.

9 754

21,305

31 804

42 440

55 063

68 613

% от мирового показателя

36,1

43,0

47,3

51,1

55,6

58,1

Еще в период, предшествующий мировому финансовому кризису 2008–2009 гг., многие страны выражали недовольство сложившейся системой глобального финансового регулирования. По их мнению, неэффективность МВФ была связана в том числе с ключевой ролью стран «Большой семерки» в принятии решений, в то время как формирующиеся экономики практически не оказывали влияния на политику фонда. Такая ситуация не отражала происходящих изменений в мировой экономике.

Несбалансированность системы глобального финансового регулирования можно проиллюстрировать на примере, приведенном Р. Брайантом в статье «Реформа квот и голосов МВФ: потерянные возможности». Автор рассматривает две группы стран, первая из которых состоит из 5 стран ЕС (Италии, Нидерландов, Бельгии, Швеции и Швейцарии), а вторая — из крупнейших на 2006 г. стран с формирующимися рынками (Китая, Республики Корея, Мексики, Индии и Бразилии). До первого раунда увеличения квот в отношении четырех стран (Китая, Южной Кореи, Мексики и Турции) в соответствии с постановлением, принятым Советом управляющих МВФ на своей сессии в Сингапуре 18 сентября 2006 г., обе группы располагали примерно 1/10 от общего объема голосов (10,4 и 8,2% соответственно). При этом вклад европейских стран в мировую экономику был существенно меньше. Так, доля пяти стран ЕС в мировом ВВП, рассчитанном по рыночным ценам, составляла 8,1% по сравнению с 11,9% для стран второй группы. В случае расчета ВВП по ППС соотношение составляло 5,8% против 20,7% (рисунок 1) [14].