Файл: Международный валютный фонд: цели, функции, особенности (Россия и международный валютный фонд).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 63

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, Советский Союз оказался вне системы международных финансовых организаций членом, которой, в 1992 г. стало уже другое государство - преемник СССР - Российская Федерация. Таким образом, на конференции в Бреттон-Вудсе были приняты Статьи соглашения (Articles оf Agreement) МВФ, которые выполняют роль его устава. Этот документ вступил в силу 21 декабря 1945г. Практическую деятельность Фонд начал в мае 1946 г., имея в своем составе 39 стран-членов; к валютным операциям он приступил с 1 марта 1947 г [20].

В 2017г. число стран-членов МВФ составило 189.

Постоянное местопребывание руководящих органов - Вашингтон (США). Помимо того, имеются отделения в Париже (Франция), Женеве (Швейцария), Токио (Япония) и при ООН в Нью-Йорке [20].

Цели МВФ:

1. Содействие международному сотрудничеству в валютной сфере.

2. Содействие расширению и сбалансированному росту международной торговли и соответственно росту занятости и улучшению экономических условий стран-членов.

3. Обеспечение функционирования международной валютной системы путем согласования и координации валютной политики и поддержания валютных курсов и обратимости валют стран-членов; обеспечение упорядоченных отношений в валютной области между странами-членами;

4. Определение паритетов и курсов валют; не допускать обесценения валют с целью получения конкурентных преимуществ;

5. Оказание содействия в создании многосторонней системы платежей по текущим операциям между странами-членами и в устранении валютных ограничений;

6. Оказание помощи странам-членам путем предоставления займов и кредитов в иностранной валюте для урегулирования платежных балансов и стабилизации валютных курсов;

7. Сокращение длительности и уменьшение степени неуравновешенности международных платежных балансов стран-членов;

8. Предоставление консультационной помощи по финансовым и валютным вопросам странам-членам;

9. Осуществление контроля за соблюдением странами-членами кодекса поведения в международных валютных отношениях [20].

Функции МВФ:

  • поддерживать валютное сотрудничество на международном уровне
  • оказывать содействие устойчивому росту и расширению международных торговых отношений
  • обеспечивать стабильность на валютном рынке
  • помогать и содействовать развитию многосторонней системы платежей
  • предоставлять информационно-техническую поддержку в подготовке кадрового потенциала
  • способствовать экономическому росту государств, обеспечивая стабильность финансовых систем
  • стимулировать усилия стран с развивающейся экономикой по сокращению масштабов нищеты среди населения [5].

По мере эволюции мировой валютной системы, а также в процессе трансформации деятельности МВФ Статьи соглашения трижды пересматривались: 1968-1969 гг. в связи с образованием механизма специальных прав заимствования (СДР); во второй поправке, произведенной в 1976 - 1978 гг., были определены основные принципы нового, Ямайского международного валютного устройства, сменившего Бреттон-Вудскую валютную систему; третья поправка (1990 - 1992 гг.) предусматривала введение санкций в виде приостановки права участвовать в голосовании в отношении стран-членов, не выполнивших свои финансовые обязательства перед Фондом [9].

1.2 Организационная структура фонда

Структура органов управления

1. Высшим руководящим органом МВФ является Совет управляющих (Board of Governors), в котором каждая страна-член представлена управляющим и его заместителем. Обычно это министры финансов или руководители центральных банков [5]. В ведение Совета входит решение ключевых вопросов деятельности Фонда, таких, как внесение изменений в Статьи соглашения, прием и исключение стран-членов, определение и пересмотр величины их долей в капитале, выборы исполнительных директоров. Управляющие собираются на сессии обычно один раз в год, но могут проводить свои заседания, а также голосовать по почте в любое время.

В МВФ действует принцип "взвешенного" количества голосов, который предполагает, что возможность стран-членов оказывать воздействие на деятельность Фонда с помощью голосования определяется их долей в капитале МВФ. Каждое государство – член имеет 250 «базовых» голосов, независимо от величины его взноса в капитал, и дополнительно по одному голосу за каждые 100 тыс. СДР. Однако это не значит, что страна может купить в Фонде столько голосов, сколько ей необходимо для увеличения своего влияния на принимаемые в организации решения. Дополнительные голоса страна может купить только в рамках своей квоты, которая рассчитывается исходя из вклада страны в мировую экономику [4].

Такой порядок обеспечивает решающее большинство голосов наиболее крупным государствам. Самым большим количеством голосов в МВФ обладают: США – 16,83%; Германия - 5,9%; Япония – 6,04%; Великобритания - 4,87%; Франция - 4,87%; Саудовская Аравия - 3,17%; Италия - 3,21%; Россия - 2,7%. Доля 27 стран - участниц ЕС - 28,62%, 29 промышленно развитых государств (страны - члены Организации экономического сотрудничества и развития, ОЭСР) имеют в совокупности 62,52 % голосов в МВФ. На долю остальных стран, составляющих свыше 84% количества членов Фонда, приходится лишь 37,48% голосов [13].


Решения в Совете управляющих обычно принимаются простым большинством (не менее половины) голосов, а по наиболее важным вопросам, имеющим оперативный либо стратегический характер, - «специальным большинством» (соответственно 70% или 85% голосов стран-членов). В Уставе выделены 53 подобных вопроса (против 9 при создании МВФ) [11].

США и ЕС, могут налагать вето на ключевые решения Фонда, принятие которых требует максимального большинства (85%). Это вызывает недовольство и обеспокоенность развивающихся стран и стран с переходной экономикой.

2. Согласно Уставу Совет управляющих может учредить новый постоянный орган управления - Совет на уровне министров стран-членов для наблюдения за регулированием и адаптацией мировой валютной системы. Его роль играл учрежденный в 1974г. Временный комитет Совета управляющих по вопросам международной валютной системы - Временный комитет (Interim Committee of tile Board of Governors on the International Monetary System), который в 1999 году был преобразован в Международный валютно-финансовый комитет, который выполняет важные функции: осуществляет руководство Исполнительным советом; занимается выработкой стратегических решений, относящихся к функционированию международной валютной системы и деятельности МВФ: представляет Совету управляющих предложения о внесении поправок в Статьи соглашения МВФ [8].

Подобный статус имеет также Объединенный министерский комитет Советов управляющих Международного банка реконструкции и развития (МБРР) и МВФ по передаче реальных ресурсов развивающимся странам - Комитет развития. Он консультирует Советы управляющих МВФ и МБРР, проводит совместные заседания с валютно-финансовым комитетом с целью подготовки докладов и консультаций по всем апектам передачи реальных ресурсов [1].

3. Совет управляющих делегировал значительную часть своих полномочий Исполнительному совету (Executive Board), т. е. директорату, который несет ответственность за ведение дел МВФ, включающих широкий круг политических, оперативных и административных вопросов, в частности, предоставление кредитов странам-членам и осуществление надзора за их политикой в отношении валютных курсов. Исполнительный совет работает на постоянной основе в штаб-квартире Фонда в Вашингтоне и обычно проводит свои заседания три раза в неделю [15].

С 1992г. число исполнительных директоров доведено до 24, в 1946г. их было 12. 5 из них назначены, согласно уставу, США, Германией, Японией, Великобританией и Францией, т. е. пятью странами, у которых наибольшие квоты в капитале МВФ; 3 - формально избраны, но представляют каждый одну страну - Саудовскую Аравию, Россию и Китай; 16 - избраны от остальных стран-членов, разделенных на соответствующее количество групп, сформировавшихся с учетом принципа географического представительства либо на основе общих интересов. Назначения и выборы исполнительных директоров проводятся раз в два года. Директор располагает тем количеством голосов, которым пользуются в совокупности избравшие его управляющие. Однако в большинстве случаев решения в Исполнительном совете принимаются не путем формального голосования, а посредством предварительного достижения консенсуса его членов [6].


Исполнительный совет МВФ выбирает на пятилетний срок директора- распорядителя (Managing Director), который возглавляет штат сотрудников Фонда и ведает текущими делами; он выступает в качестве председателя Исполнительного совета [2].

1.3 Капитал фонда

I. Собственный капитал МВФ организован по образцу акционерного предприятия. Это означает, что его капитал складывается из взносов государств-членов, производимых ими по подписке. Каждая страна имеет квоту, выраженную в СДР. Квота - ключевое звено во взаимоотношениях страны-члена с Фондом. Она определяет: 1) сумму подписки на капитал МВФ; 2) возможности использования ресурсов Фонда; 3) сумму получаемых страной-членом СДР при их очередном распределении; 4) количество голосов, которыми страна располагает в Фонде, о чем речь шла выше [10].

Первоначально установление размеров квот должно было осуществляться по довольно сложной арифметической формуле: сумма 2% национального дохода 1940г., 5% золотовалютных резервов на июль 1943г., 10% средней стоимости импорта в 1934-1938 гг. и 10% максимальной стоимости экспорта умножалась на среднее процентное отношение экспорта к национальному доходу за 1934 – 1938 гг. На практике эта формула оказалась не применима, так как многие страны не смогли предоставить полностью необходимые данные. Поэтому компоненты формулы неоднократно менялись [5].

На сегодняшний день размер квоты исчисляется на основе данных об экономике страны. Для вступающих в Фонд стран размер квоты сопоставляется с квотами стран с аналогичными параметрами экономик. Размер квоты рассматривается Директоратом, который передает резолюцию о принятии в Совет управляющих. После одобрения резолюции Советом управляющих страна подписывает учредительное соглашение и становится членом Фонда [12].

В соответствие с Бреттон-Вудским соглашением страна-участница должна была внести в уставной капитал Фонда 25% квоты золотом или долларами США или 10% ее официальных золотовалютных резервов, а остальную часть - в собственных денежных единицах [15].

Ямайское соглашение освободило страны от необходимости взноса в золоте. Теперь бывшая «золотая доля» подписки на капитал МВФ оплачивается страной-членом в резервных активах, которыми являются «специальные права заимствования» и свободно конвертируемые валюты других стран-членов, избранные Фондом при условии согласия этих стран. Такая доля в принципе может быть и меньше 25%. Точное соотношение между взносами стран в капитал МВФ в резервных активах и национальных валютах определяется Советом управляющих. Однако, как следует из Устава, он не имеет права устанавливать величину оплаты в резервных активах в размере, превышающем 25% квоты страны-участницы. Подобная практика используется и при увеличении размеров квот. Часть взноса в национальной валюте, которая не нужна МВФ для текущих операций, производится страной-членом в форме необращающихся беспроцентных обязательств, оплачиваемых по требованию Фонда исходя из их номинальной стоимости. Все средства в национальных валютах, переданные Фонду в счет подписки на капитал МВФ, находятся в центральных банках соответствующих стран-членов.


Изменение размера квот определяет степень влияния страны на деятельность МВФ, поэтому общий пересмотр квот для ведущих стран сопровождался изменением их места в иерархии стран-членов МВФ [1].

Таким образом, в результате пересмотра квот произошло заметное перераспределение сил среди пяти ведущих стран – членов, имеющих наибольшие квоты. С каждым пересмотром происходит усиление позиций Японии и ФРГ, которые в результате вышли на второе и третье место, в то время как Великобритания и Франция переместились на четвертое со второго и третьего соответственно [3].

Однако в целом увеличение ресурсов МВФ существенно отстает от роста совокупного мирового ВВП и в еще большей мере от динамики объема международных платежей по текущим операциям.

Несмотря на то что современный капитал МВФ имеет внушительные размеры, реально для предоставления кредитов странам-членам задействуется не весь капитал МВФ, а только сравнительно ограниченный круг валют, включаемых руководством Фонда в квартальный операционный бюджет. Это - валюты государств-членов, состояние платежных балансов и международных резервов которых признается Фондом достаточно прочным. Список используемых для кредитных сделок валют постоянно пересматривается по мере изменения ситуации в странах - эмитентах этих валют. Основу ресурсов операционного бюджета составляют средства в валютах, которые МВФ относит к числу так называемых «свободно используемых валют» (в настоящее время - доллар США, японская иена, евро, английский фунт стерлингов). Поэтому для пополнения своих ресурсов МВФ использует заемные средства [5].

II. Заемные средства

В дополнение к собственному капиталу МВФ имеет возможность привлекать заемные средства. В соответствии с этим страны, входящие в "группу десяти", или их центральные банки (Бельгия, Великобритания, Италия, Канада, Немецкий федеральный банк, Нидерланды, Соединенные Штаты Америки, Франция, Шведский государственный банк, Япония) заключили с Фондом Генеральные соглашения о займах, ГСЗ (General Arrangements to Borrow) вступившие в силу с 24 октября 1962г. В 1964г. к ним присоединился в качестве ассоциированного члена Швейцарский национальный банк (с апреля 1984г. участвует в полном объеме) [9].

ГСЗ предусматривали открытие странами-участницами или их центральными банками кредитных линий Фонду на постоянно возобновляемой основе на сумму до 6,5 млрд. СДР (8,8 млрд. дол). Фонд использует эти средства только случаях, когда необходимо «предотвратить или устранить расстройство международной валютной системы». Т.е. кредиты, получаемые странами по линии ГСЗ, не должны служить регулярным источником для покрытия длительных дефицитов платежных балансов, вызванных дефицитом торгового баланса, правительственными расходами заграницей и другими платежами по текущим операциям [10].