Файл: Налоги с физических лиц и их экономическое значение.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 87

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Все налоги, плательщиками которых выступают физические лица, объединены в три группы (рис. 2)

Рис.2 Группы, на которые делятся налоги

Источник: Учет, налогообложение и анализ внешнеэкономической деятельности организации

В силу того, что налоги несут не только фискальную, но и регулирующую функцию, налоговая политика, как средство прямого и косвенного воздействия на граждан, играет особую роль в реализации социальной функции государства. В Конвенции МОТ №117 «Об основных целях и нормах социальной политики», отмечено: «всякая политика должна, прежде всего, направляться на достижение благосостояния и развития населения, а также на поощрение его стремления к социальному прогрессу».

В большинстве развитых стран налогам придается особое значение в решении социальных проблем общества. Налогообложение физических лиц является действенным инструментом реализации задач социальной направленности, обеспечения достойного уровня жизни населения, действенным способом социальной поддержки, обеспечения социальной справедливости [1, с.18 - 19].

Путем умелой налоговой политики, государство создает мощную базу для экономических преобразований, которая держится на человеческом факторе, развитии человеческого потенциала. Хорошо продуманная, социально ориентированная налоговая политика создает предпосылки для привлечения все большего количества граждан в предпринимательскую деятельность, формирует базу для ускоренного развития производства и, таким образом, способствует формированию предпосылок для роста налоговых поступлений [8, с.65 - 66].

Формирование социальной направленности налогообложения доходов физических лиц при помощи их верной количественной и качественной оценки, является одним из главных условий реализации государством социальной функции.

По оценкам ряда специалистов до сих пор не существует теоретической базы, с помощью которой можно конкретно продумать влияние налогового регулирования на процессы социально-экономического развития, поведение субъектов экономических отношений [17, с.38].

В мире используется большое количество моделей, концепций социальной политики и социального налогообложения, которые можно классифицировать с позиций социального или субсидиарного государства и соответствующей налоговой политики: социально-нагруженной или либерально-ограниченной. Концепция социального государства предусматривает обязанности государства по обеспечению высокого уровня жизни граждан и созданию благополучных условий для общего развития индивидуальности каждого человека. Политика субсидиарного государства, напротив, предполагает предоставление гражданам лишь небольшое количество гарантий и помощь государства только ограниченному кругу людей, которые по тем или иным причинам не могут сами обеспечить себе достойный уровень жизни. Большинство граждан, уплачивая налоги, должны получать высокие доходы благодаря своей самостоятельной, инициативной работе [21, с.19 - 20].


Для социальной страны характерен принцип социальной справедливости, создания одинаковых возможностей всем членам государства через систему финансовых, налоговых и социальных мер поддержки, переход от политического и правового равенства граждан к их социальному равенству, обеспечение нужного уровня жизни для социально незащищенных слоев и отдельных граждан, возможность обеспечивать самому, повышения своего благосостояния. Социальное государство в качестве конституционного принципа записано в конституциях Японии, ФРГ, Италии, Испании, Португалии, Швеции и другие государства[9, с.54 - 55].

Налоги, которые установлены на доходы физических лиц, сокращают налоговые обязательства, или полностью освобождают от уплаты налога на доходы различные категории населения. Осуществляют поддержку слоев населения с низкими доходами, стимулируют развитие семьи, получение образования. Применяя льготы по налогу на доходы, в зависимости от расходов, которые понесли налогоплательщики на содержание детей в детских дошкольных учреждениях, их обучение, повышение собственной квалификации, оказание помощи пожилым лицам и многое другое, государство берет на себя заботы по обеспечению социальной стабильности и справедливости [5, с.110 - 111].

Таким образом, с социально-экономической точки зрения главной и основной заботой политики социальной направленности и защищенности налогообложения является подбор модели и времени применения налога. Подвергаясь периодическим изменениям, система подоходного налогообложения населения в развитых странах обеспечивает равенство экономической и социальной политики государства.

1.3 Международный опыт налогообложения физических лиц

В разных цивилизованных развитых страх одним из главных источников государственных доходов считается налог с доходов физических лиц. В каждом государстве налоги имеют свои особенности. Это обусловлено разными предпосылками как историческими, так и экономическими. Но все, же есть определенные общие черты. Причем в некоторых государствах часть налогов на индивидуальные доходы составляет сорок процентов в формировании прибыльной части бюджета. Рассмотрим подоходный налог в разных странах.

Рассмотрим налогообложение в США. Характерной чертой налогообложения физических лиц в этом государстве считается тот факт, что налог на доходы физических лиц уплачивается с прибыли, полученной в любой стране мира, причем всеми гражданами США, в том числе не живущие в данном государстве. Немаловажным фактом является то, что если гражданин отказывается от гражданства США, то еще десять лет после этого он остается налогоплательщиком в бюджет страны. Не платить налог в бюджет с доходов, которые получены за пределами страны, возможно лишь только в случае если он уже уплачен в другой стране, с которой у государства заключено соглашение об избежание двойного налогообложения. [2, с.78].


Примечателен тот факт, что подоходный налог в США является прогрессивным, берется или с каждого налогоплательщика (одного человека), или с семьи (мужей, совместно заполняющих декларацию). Ставки федерального подоходного налога для физических лиц представлены в таблице (табл. 1).

Таблица 1

Налоговые ставки подоходного налога в США

Налоговая ставка

Для одного субъекта

Для супружеской пары

Для родителя-одиночки

10,00%

0 - 9075

0 - 18150

0 - 12950

15,00%

9076 - 36900

18151 - 73800

12951 - 49400

25,00%

36901 - 89350

73801 - 148850

49401 - 127550

28,00%

89351 - 186350

148851 - 226850

127551 - 206600

33,00%

186351 - 405100

226851 - 405100

206601 - 405100

35,00%

405101 - 406750

405101 - 457600

405101 - 432200

39,60%

От 406750

От 457601

От 432201

Источник: Налоги и налогообложение

К облагаемым доходам относятся пособия и пенсии, которые выплачиваются государством (больше определенной суммы) либо частными фондами, а так же заработная плата. Также относится прибыль от предпринимательской деятельности, алименты, прибыль по ценным бумагам, призы, награды, фермерский доход, прибыль от недвижимости и другие [2, с.80].

В Англии с заработной платы уплачиваются подоходный налог и взносы обязательного страхования. Подоходный налог уплачивается из средств заработка, превышающего необлагаемый минимум. Подоходным налогом облагаются различные типы заработка. К основным налогооблагаемым доходам относятся зарплата и любые выплаты от работодателя, государственная и другие виды пенсий, пособия по безработице, пособие по уходу за нетрудоспособными гражданами, для предпринимателей – прибыль, проценты по вкладам в банке, дивиденды, доходы от сдачи жилья в аренду. Необлагаемый минимум - это сумма, с которой вы можете не уплачивать подоходный налог. Личная  льгота  по подоходному налогу (Рersonal allowance) в Великобритании составляет в 2016-2017 налоговом году 11000 евро (льгота снижается, когда доход превышает 100,000 евро в год на 1 евро на каждые 2 евро дохода сверх лимита). Это сумма, с которой налог не платится. Весь доход, который превышает эту сумму, подлежит налогообложению по прогрессивной шкале. [1, с.98 - 99].

Ставка налога на доходы физических лиц в Англии является прогрессивной. В 2016-2017 гг. налоговом году действуют следующие налоговые ставки:


  • на доход от 0 евро до 43000 евро - 20%;
  • на доход от 43001 евро до 150000 евро - 40%;
  • на доход выше  150000 евро - 45%.

Налог рассчитывается из средств заработка уже после вычета необлагаемого минимума и иных льгот, в случае если подобные льготы имеются. С некоторых видов пособий также взимается подоходный налог. Поэтому так важно сообщать налоговой службе обо всех изменениях вашего дохода и статуса [11, с.62].

В Италии физические лица уплачивают местный налог на доходы и налог на доходы физических лиц. Местный налог взимается ровно как с прибыли юридических лиц, так и с доходов физических лиц по ставке 16,2% и в том же режиме, что и налог на прибыль, и налог на доходы физических лиц. При этом после уплаты местного налога сумма, которая уплачивается, вычитывается из налогооблагаемой базы при определении суммы налога на прибыль юридических лиц и налога на доходы для физических лиц. [14, с.18].

Подоходным налогом облагаются все без исключения физические лица (резиденты и нерезиденты, кроме сотрудников диппредставительств) по доходам, полученным в Италии, а резиденты - кроме того по доходам, полученным за рубежом [19, с.20].

В стране определены соответствующие ставки налога на доходы физических лиц, размер которых находится в зависимости от объема облагаемого совокупного дохода полученного лицом в календарном году (в тыс. Евро):

  • От 70001 и выше - 45%;
  • От 32001 до 70000 - 39%;
  • От 29001 до 23000 - 31%;
  • От 15001 до 29000 - 29%;
  • До 15000 - 23%.

При труде согласно найму наниматель должен один раз в месяц производить удержание налога с заработной платы работника по действующим налоговым ставкам. В случае отсутствия других источников дохода сотрудник освобождается от подачи декларации о доходах [9, с.74 - 75].

Базой для налогообложения считается общий доход, который получен физическим лицом, за вычетом налоговых льгот. Все без исключения доходы физических лиц в зависимости от источника их возникновения подразделяются на следующие категории, каждая из которых имеет свои особенности исчисления:

  • доходы от работы по найму;
  • доходы от капиталов (доходы от инвестиций);
  • доход от предпринимательской деятельности;
  • доходы от недвижимой собственности;
  • другие доходы (выигрыши и другие случайные доходы).

Общий доход начисляется путем прибавки абсолютно всех доходов из всех источников каждой группы и вычитания издержек, представляющихся итогом осуществления бизнеса или выполнения определенных работ или профессий. [6, с.115].


Важное различие французской концепции от российской концепции налогообложения физических лиц заключается в том, что во Франции подлежит обложению подоходным налогом не каждый человек в отдельности, а домохозяйство. Законодательство Франции рассматривает огромное количество альтернативных вариантов состава семьи.

В качестве налоговой основы применяются коэффициент среднедушевого заработка семьи. Среднедушевой доход семьи равен единой сумме доходов за вычетом определенных затрат всех членов семьи (домохозяйства) деленный на коэффициент, указывающий величину семьи. Подобным способом, семейные и имеющие детей в среднем платят налогов меньше, чем холостые и незамужние. [2, с.76].

Шкала налога на доходы домохозяйств во Франции прогрессивная - чем выше доход, тем выше ставка налога (табл. 2)

Таблица 2

Шкала ставки налога

Среднедушевой доход

Ставка налога

От 150001 € в год

45,00%

От 70831 до 150000 € в год

41,00%

От 26421 до 70830 € в год

30,00%

От 11897 до 26420 € в год

14,00%

От 5964 до 11896 € в год

5,50%

До 5963 € в год

0,00%

Источник: Налоги и налогообложение

Средняя ставка налога на доходы физических лиц во Франции пять с половиной процентов, что намного ниже наших тринадцати процентов. Поэтому налог на доходы физических лиц во Франции в первую очередь решает задачи социальной политики [4, с.65 - 66].

Таким образом, правильное обложение налогами доходы физических лиц необходимо для равномерного экономического и политического развития правовой страны. Поэтому в справедливом реформировании налогообложения весьма заинтересованы все граждане. Так же это нужно для того, чтобы система подоходного налогообложения была более понятной для налогоплательщиков, менее уязвимой в социальном плане, а также являлась «экономически нейтральной системой».

Глава 2 Практика налогообложения доходов физических лиц в РФ