Файл: Налоги с физических лиц и их экономическое значение.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 76

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Налоги всегда считались одним из древнейших инструментов в финансовом и экономическом обществе. Как только появилось государство, так и появились налоги. Они считались ведущим финансовым источником необходимым для содержания органов власти, налоги были источниками для материального обеспечения планов государственной власти.

С тех пор многое что изменилось, появились новые функции и критерии государства, но роль налогов осталась неизменной, хотя она стала более широкой и объемной.

Роль налогов с населения так же выполняет различные функции, которые присущи другим налогам. Но служат они средством связи между государством и гражданином, между государственными органами и органами муниципального и местного самоуправления.

Налоги показывают индивидуальную причастность гражданина к государственным и местным делам, позволяют ощущать себя активным членом общества, дают право для контроля ответственности государственной власти и органов местного самоуправления перед налогоплательщиками.

Основных видов налогов, которые обеспечивают весомую долю поступлений в бюджет несколько. К ним относятся налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизы и налог на доходы физических лиц. Налогообложение доходов физических лиц обладает колоссальными возможностями воздействия на уровень реальных доходов населения, что позволяет с помощью системы льгот, выбора объекта и ставок налогообложения стимулировать предпринимательскую деятельность, обеспечивать стабильные доходы бюджета разных уровней за счет повышения ставок налога по мере того как растут зарплаты населения. Ведущая роль в налоговой системе налогообложения личных доходов населения объясняется и тем, что тяжесть индивидуального налога на доходы граждан во многом определяет уровень обложения и другими налогами.

Государство должно решать часто очень трудно совместимые задачи. Одним из экономических рычагов, который помогает в решении таких задач, является налог с доходов физических лиц. К ним относится обеспечение достаточных поступлений в бюджеты всех уровней; регулирование уровня доходов населения и соответственно структуру личного потребления и сбережения граждан; стимулирование наиболее рациональное использование получаемых доходов; помощь наименее защищенным категориям граждан.

Применение налогообложения физических лиц чрезвычайно широко. Подоходный налог в каждой стране имеет свои определенные особенности, которые обозначены экономическими, политическими, историческими и многими другими факторами. Теорией исследования послужили работы российских и зарубежных авторов в области финансов, налогов, социологии, социально-экономической стратификации общества.


Объектом исследования выступают налоги с физических лиц.

Предмет исследования: налоговая система РФ в части налогообложения физических лиц.

Целью является разработка ряда мероприятий по улучшению состояния системы налогообложения физических лиц.

Для того, чтобы цель была приемлема и реализована были определены следующие задачи:

  1. Рассмотреть социально-экономическое содержание налогов с физических лиц и их место в налоговой системе государства.
  2. Изучить виды налогов, взимаемых с населения в современных условиях.
  3. Проанализировать опыт налогообложения физических лиц в развитых странах и возможность его использования в РФ.
  4. Определить проблемы и наметить пути совершенствования налогообложения физических лиц в РФ.

Структура работы обусловлена поставленной целью и задачами исследования.

В исследовании была предпринята попытка разобраться в действующей налоговой системе в части налогообложения граждан, выделить основные проблемы и наметить пути совершенствования налоговой системы в РФ

В результате проведенных исследований предложена комплексная система мер по совершенствованию налогообложения физических лиц в РФ.

Глава 1 Налоги с физических лиц. Их место в налоговой системе государства


1.1 Социально-экономическое значение налогов с физических лиц

Финансовое значение налога на доходы физических лиц характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с физическими лицами, которые имеют специфическое назначение – сбор средств, в распоряжение государства.

Налоги с населения как основной источник финансовых ресурсов государства известны с давних времен, они выступают необходимым элементом финансовых отношений с момента возникновения государства и разделения общества на слои [19, с.14-15].

С организационно-правовой стороны налоги с доходов физических лиц, как и другие налоги, определяются как обязательный платеж, поступающий в бюджет в определенных законом размерах и в установленные сроки.


Налоги с физических лиц можно рассматривать в едином ключе экономического, финансового и политического аспекта [12, с.11].

Экономический нюанс определен процессом отделения части собственности плательщиком в пользу государства.

Финансовый аспект – определяется обязательностью налогового платежа в денежной форме и наполнением бюджетов разных уровней налоговыми платежами.

Политический аспект – состоит в воспроизводстве системы государственной власти, в согласовании интересов всех слоев общества.

Экономическое содержание налогов с физических лиц характеризуется денежным отношением, складывающимся у государства с физическими лицами в процессе формирования бюджета и внебюджетных фондов [10, с.18].

Налоги являются средством персональной связи гражданина с федеральной властью и местными органами самоуправления. Они отражают его причастность к формированию общегосударственных доходов и управлению ими, позволяют ощутить себя активным членом общества, дают основание для контроля за эффективным использованием государственных бюджетных и внебюджетных ресурсов, формируемых налогоплательщиками.

1.2 Функции налогов с физических лиц

Социально-экономическая сущность, внутреннее содержание налогов проявляется через их функции.

Функция налога – это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов [17, с.10].

Налоги выполняют три важнейшие функции: фискальную, социальную и регулирующую (рис.1).

Рис.1 Функции налогов

Источник: Учет, налогообложение и анализ внешнеэкономической деятельности организации

Фискальная функция реализуется через главное общественное назначение налогов – формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах, которые необходимы для осуществления собственных функций [2, с.45].

Иные средства финансирования бюджетных доходов не идут в сравнение с налоговыми платежами. Первая в плане истории и главная на сегодняшний день фискальная функция налогов настолько определена, что о ней едва ли стоит изучать досконально. Следует лишь отметить, что фискальная функция налогов первенствует в ущерб двум другим функциям в развивающихся странах, а так же в развитых странах в период экономических и военно-политических потрясений.


Социальная функция выражается в поддержании социальной устойчивости путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними[21, с.70].

Как уже отмечалось, налоги играют важную роль в социально-политической жизни человечества. Обычно налоги обещают снизить во время выборов и часто повышают между выборными компаниями. Специальные разделы по ним содержатся в государственных программах, о них спорят на заседаниях парламентов, ведут международные переговоры, пишут научные статьи, их обсуждают на международных форумах. Наряду с распределением собственности, доходами и ценами налоги являются главной задачей социальной борьбы в государствах с рыночной экономикой. По результатам социологических опросов большее количество опрошенных респондентов считают, что они платят очень высокие налоги, что другие социальные группы платят слишком маленькие налоги и что государство расходует слишком мало средств на обеспечение их материального благосостояния и много отдаёт другим [15, с.67].

Принцип взимания налогов в зависимости от способности налогоплательщика породил систему прогрессивного налогообложения: чем выше доход, тем большая часть его взимается в виде налога. Принцип пропорционального налогообложения предусматривает одинаковую долю налога в доходах независимо от их величины. Уменьшение ставок налогов обозначают уменьшение доли налога в доходе по мере возрастания дохода [4, с.22].

На практике встречаются все три принципа взимания налогов, социальные последствия которых бывают совершенно разными и противоположными.

Налоги на компании и на личные доходы чаще всего рассчитываются по прогрессивной шкале, то есть на первый взгляд отвечают принципу социальной справедливости. Но получается, что эти налоги обычно являются предметом политической борьбы. Партии и профсоюзы левой оппозиции во многих странах считают, что шкала прогрессии налогов по отношению к высоким доходам недостаточно высока, что наиболее обеспеченные слои населения и фирмы, получающие сверхприбыли, должны ещё больше платить в бюджет [13, с.31].

Социальные взносы и налоги на собственность носят пропорциональный характер. Самыми социально неправильными являются косвенные налоги, то есть налог на добавленную стоимость, акцизы и таможенные пошлины, так как они взимаются через цены на потребляемые товары и услуги в одинаковой степени для лиц с высокими и низкими доходами, поглощая относительно более высокую долю доходов низкооплачиваемых слоёв населения.


С тех пор, как государство посчитало нужным активно участвовать в организации хозяйственной жизни в стране, у функции появилось регулирующее свойство, которое просматривается через налоговый механизм. Регулирующая функция налогов заключена в установлении и изменении системы налогообложения; определении налоговых ставок, их дифференциации, предоставление налоговых льгот – освобождение от налогов части прибылей и капитала с условием их целевого использования в соответствии с задачами государственной экономической политики [16, с.43].

Эта функция заключается в том, что через систему дифференцированных налоговых ставок и льгот есть возможность воздействовать на процесс общественного воспроизводства: помогать развитию некоторых отраслей, увеличивать и уменьшать платёжеспособный спрос населения и так далее.

Важную регулирующую роль играет сама система налогообложения, которое применяет государство [19, с.36].

Основные направления воздействия финансово-бюджетного механизма государства на процесс расширенного воспроизводства следующие:

  1. Государственные инвестиции в экономику.
  2. Бюджетное субсидирование, например, на закупки излишков сельскохозяйственной продукции, на поддержание розничных цен.
  3. Прямое поддержание предприятий в виде дотации или возвратных ссуд.
  4. Лицензирование.
  5. Введение при необходимости денежно-кредитных ограничений.
  6. Законодательство о частной торговле: стандартизация продукции, государственный арбитраж, антитрестовское законодательство.
  7. Налоговая политика.
  8. Финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских статей.

Экономическая сущность налогов с населения выражается в их фискальной и регулирующей функциях [16, с.11].

В разных странах существуют различные формы и виды налогов с населения, но в основе их общие принципы налогообложения:

  1. Охват налогами всех.
  2. Широкое применение косвенных налогов.
  3. Применение пропорциональных или прогрессивных ставок налога на доходы, позволяющее платить лишь часть дохода.

Согласно действующему законодательству граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, которые проживают и получают доходы в России или являются собственниками объектов обложения, исполняют налоговую обязанность.

Эти три категории налогоплательщиков объединены общим термином – физические лица [18, с.7].

Существуют налоги, общие для юридических и физических лиц.

Налоги изымаются разными способами. Налог на доходы физических лиц – безналичным и декларационным способом, а налог на имущество – по платежным поручениям [20, с.50].