Файл: "Международный валютный фонд МВФ: цели, функции и особенности".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 82

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В-четвертых, необходимым направлением регулирующей деятельности фонда является устранение валютных ограничений. Статьи Соглашения регламентируют функционирование валютных рынков, режим валютных операций. Статья VIII содержит обязательства государств - членов не вводить без согласия Фонда ограничения на осуществление платежей по текущим операциям платежного баланса, а еще воздерживаться от участия в дискриминационных валютных соглашениях и не прибегать к множественности валютных курсов. 

1.4 Организационная структура и основные подразделения организации

Высший руководящий орган МВФ -  Совет управляющих (BoardofGovernors), в котором каждая страна - член представлена управляющим и его заместителем. Как правило, это министры финансов или руководители центральных банков [8, с. 624]. В ведение Совета входит решение ключевых вопросов деятельности МВФ: внесение изменений в Статьи Соглашения, прием и исключение государств-членов, определение и пересмотр их долей в капитале, выборы исполнительных директоров. Управляющие собираются на сессии, как правило, один раз в год, но могут проводить заседания, а также голосовать по почте в любое время.

В Международном валютном фоне действует принцип «взвешенного» количества голосов: возможность государств-членов оказывать воздействие на деятельность Фонда с помощью голосования определяется их долей в его капитале [15, с. 457]. Каждая страна имеет 250 «базовых» голосов независимо от величины его взноса в капитал и дополнительно по одному голосу за каждые 100 тыс. СДР суммы этого взноса. Этот порядок обеспечивает решающее большинство голосов ведущим странам.

Значительную роль в организационной структуре Международного валютного фонда играет Международный валютный и финансовый комитет МВФК (International MonetaryandFinancialCommittee, IMFC) [18, с. 532]. (C 1974 r. до сентября 1999 г. его предшественником был Временный комитет по вопросам международной валютной системы). Он состоит из 24 управляющих МВФ, в том числе от России, и собирается на свои сессии два раза в год. Данный комитет является совещательным органом Совета управляющих и не имеет полномочий для принятия директивных решений. Тем не менее, он выполняет важные функции: направляет деятельность Исполнительного совета; вырабатывает стратегические решения, относящиеся к функционированию мировой валютной системы и деятельности Международного валютного фонда; представляет Совету управляющих предложения о внесении поправок в Статьи Соглашения МВФ. Похожую роль играет ещё  Комитет по развитию - Объединенный министерский комитет Советов управляющих ВБ и Фонда Joint IMF - WorldBonkDevelopmentCommittee) [12, с. 500].


Совет управляющих делегирует почти все собственные полномочия Исполнительному совету (ExecutiveBoard), т.е. директорату, который несет ответственность за ведение дел МВФ, содержащих широкий круг политических, оперативных и административных вопросов, в частности предоставление кредитов государствам-членам и осуществление надзора за их политикой валютного курса (рис.1).

Рис.1 Организационная структура МВФ

Источник: Функционирование МВФ

Исполнительный совет МВФ выбирает на пятилетний срок директора- распорядителя (ManagingDirector), который возглавляет штат сотрудников Фонда (на март 2009 г. - около 2478 человек из 143 стран). Он должен быть представителем одной из европейских государств. Директор-распорядитель (с 05.07.2011 г.) Кристин Лагард (Франция), его первый заместитель (с08.04. 2015 г.) Дэвид Липтон (США) [13].

1.5 Порядок вступления в МВФ и обязательства вступающих стран

Членство в международном валютном фонде открыто для любого государства, готового исполнять следующие обязательства:

  1. Отказаться от ограничений обмена национальных денег на другие валюты.
  2. Информировать другие государства о мероприятиях по определению стоимости своих денег относительно денег других стран.
  3. Придерживаться экономической политики, которая приведет к росту богатства, как своего государства, так и всего сообщества в целом.

При вступлении государства в члены МВФ для нее устанавливается первоначальная квота в том же диапазоне, что и квоты существующих стран-членов, которые в целом сопоставимы с ней по масштабам и характеристикам экономики. Международный валютный фонд использует формулу расчета квот для содействия оценке относительного положения страны-члена в организации.

Действующая формула расчета квот представляет собой средневзвешенное значение ВВП (с весом 50 процентов), открытости (30 процентов), экономической изменчивости (15 процентов) и международных резервов (5 процентов). Для этой цели ВВП измеряется с помощью составного показателя ВВП на основе рыночных обменных курсов (с весом 60 процентов) и на основе обменных курсов по паритету покупательной способности (40 процентов). Эта формула также включает «коэффициент сжатия», уменьшающий дисперсию расчетных долей квот между странами-членами [7, с. 36].


Квоты выражаются в специальных правах заимствования (СДР), расчетной единице МВФ. Самой крупной страной-членом МВФ является Соединённые Штаты Америки, квота которых в данное время (по состоянию на 25 января 2017 года) составляет 42,1 млрд СДР (примерно 58 млрд долл.), а минимальным по размеру — Тувалу, с квотой 1,8 млн СДР (приблизительно 2,5 млн долларов) [13]. 

Условия для реализации увеличения квот, решение о котором было принято в рамках 14-го общего пересмотра квот, были исполнены 26 января 2017 года. В итоге квоты каждого из 188 государств-членов международного валютного фонда увеличатся в совокупности до 477 млрд СДР (примерно 659 млрд долл. США) с примерно 238,5 млрд СДР (приблизительно 329 млрд долл. США).

Квоты выполняют ряд важных функций в Международном валютном фонде.

Квоты государства-члена определяет финансовые и организационные отношения с МВФ, в том числе:

Взнос страны-члена по квоте определяет наибольшую сумму финансовых ресурсов, которую страна-член обязана предоставить МВФ. Страны-члены обязаны вносить свой взнос в полном объеме при вступлении в Фонд: до 25 % должно быть внесено в СДР или широко принимаемых валютах (таких как доллар США, евро, иена или фунт стерлингов), остальное ¾ в собственной валюте страны-члена.

Квота в значительной мере определяет право голоса страны-члена в решениях МВФ. Голоса каждого государства-члена МВФ состоят из базовых голосов плюс один дополнительный голос за каждые 100 000 СДР квоты. Реформа 2008 года зафиксировала число базовых голосов на уровне 5,502 процента от общего числа голосов. Текущее число базовых голосов почти втрое превышает число таких голосов до реализации реформ 2008 года [19, с. 14-15].

Совокупность финансирования, которую страна-член способна получить от МВФ (его лимит доступа), определяется на основе его квоты. К примеру, в рамках договоренностей о кредитах «стэнд-бай» и о расширенном кредитовании, страна-член может заимствовать до 200 процентов своей квоты ежегодно и до 600 процентов нарастающим итогом. Вместе с тем, в исключительных случаях размеры доступа могут быть повышены.

Совет управляющих МВФ проводит общий пересмотр квот через регулярные промежутки времени (обычно раз в пять лет). Любые изменения квот должны утверждаться большинством в 85 процентов от общего числа голосов, и квота страны-члена не может быть изменена без его согласия. При общем пересмотре квот решается два основных вопроса: общий размер увеличения и его распределение между странами-членами.


Что касается первого вопроса, общий пересмотр квот позволяет МВФ оценить адекватность квот как относительно потребности стран-членов в финансировании платежного баланса, так и с точки зрения его собственной способности удовлетворить эти потребности. По второму вопросу, общий пересмотр позволяет увеличить квоты стран-членов с учетом изменения их относительного положения в мировой экономике. Специальные увеличения вне общих пересмотров производятся нечасто, однако увеличения квот для 54 государств-членов, утвержденные в рамках реформы 2008 года, представляют собой недавний пример (табл. 1).

Таблица 1

Общие пересмотры квот

Пересмотр квот

Принятое решение

Общее увеличение квот (в процентах)

Первый пятилетний

Увеличения не предложено

---

Второй пятилетний

Увеличения не предложено

---

1958-1959

Февраль и апрель 1959 года

60,7

Третий пятилетний

Увеличения не предложено

---

Четвертый пятилетний

Март 1965 года

30,7

Пятый общий

Февраль 1970 года

35,4

Шестой общий

Март 1976 года

33,6

Седьмой общий

Декабрь 1978 года

50,9

Восьмой общий

Март 1983 года

47,5

Девятый общий

Июнь 1990 года

50,0

Десятый общий

Увеличения не предложено

---

Одиннадцатый общий

Январь 1998 года

45,0

Двенадцатый общий

Увеличения не предложено

---

Тринадцатый общий

Увеличения не предложено

---

Четырнадцатый общий

Декабрь 2010 года

100,0

Источник: Международные экономические организации: регулирование мирохозяйственных связей и предпринимательской деятельности.

Пятнадцатого декабря 2010 года Совет управляющих, высший орган, принимающий решения в Фонде, завершил 14 - й общий пересмотр квот, который предусматривал пакет далеко идущих реформ квот и управления Фонда. Данный пакет реформ, который вступил в силу 26 января 2016 года, обеспечивает беспрецедентное 100‑процентное увеличение совокупных квот и существенное перебалансирование долей квот [13]. Это позволит более точно отражать меняющиеся относительные веса государств-членов МВФ в мировой экономике.


Данный пакет реформ основывается на предшествующие реформы, которые были приняты в 2008 году и вступили в силу 3 марта 2011 года. Эти реформы позволили укрепить представительство стран с динамично развивающейся экономикой, многие из которых относятся к категории стран с формирующимся рынком, путем специальных увеличений квот 54 государств-членов. Они также расширили право голоса и участие государств с низкими доходами благодаря увеличению числа базовых голосов почти в три раза.

Развивая реформы 2008 года, 14‑й Общий пересмотр квот обеспечит следующее:

  1. будет увеличен вдвое общий размер квот с приблизительно 238,5 млрд. СДР до приблизительно 477 млрд. СДР (примерно 659 млрд. долл. по текущим обменным курсам);
  2. будет перераспределено более 6 процентов долей квот от стран-членов с чрезмерным представительством стран-членам с недостаточным представительством;
  3. будет перераспределено более 6 процентов долей квот динамично растущим государствам с формирующимся рынком и развивающимся государствам;
  4. будут существенно реструктурированы доли квот. Китай станет третьим по размеру квоты государством-членом МВФ, и четыре страны с формирующимся рынком и развивающиеся страны (Бразилия, Индия, Китай и Россия) попадут в число 10 крупнейших акционеров Фонда;
  5. будут сохранены доли квоты и голосов самых бедных стран-членов. Данная категория государств определяется как государства, которые отвечают критериям Tрастового фонда на цели уменьшения бедности и содействия экономическому росту (ПРГТ) и чей доход на душу населения в 2008 году был менее 1135 долл. США (порогового уровня, установленного Международной ассоциацией развития) или двукратного размера данной суммы в случае небольших государств.

Комплексный пересмотр действующей формулы расчета квот, был завершен в январе 2013 года, когда Исполнительный совет представил свой доклад Совету управляющих. Итоги данного пересмотра станут основой для достижения Исполнительным советом широкого консенсуса относительно новой формулы расчета квот в ходе его работы над 15‑м общим пересмотром квот. Работа по 15-му общему пересмотру квот была отсрочена до реализации реформ 2010 года.

Таким образом, как показали не так давно финансовые кризисы, государства становятся все наиболее взаимозависимыми, а проблемы в одном секторе могут привести к трудностям в других секторах и распространиться на другие государства. Финансовая и экономическая стабильность требует внимания как на национальном, так и на многостороннем уровне. Международный валютный фонд, исполняяя функции надзора, технической помощи и кредитования, помогает странам проводить обоснованную и соответствующую условиям экономическую политику.