Файл: "Международный валютный фонд МВФ: цели, функции и особенности".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 76

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава 2. Направления деятельности МВФ

2.1 Прогнозы МВФ по развитию мировой экономики

На данный момент МВФ представляет собой мощный финансовый институт, который не только оказывает странам финансовую помощь, но и продолжает определять вектор развития многих государств мира. Фонд помогает государствам в укреплении их потенциала для разработки и проведения обоснованной экономической политики, помогая тем самым им содействие в восстановлении доверия, стабильности и экономического роста.

Кроме кредитования одним из направлений деятельности Международного валютного фонда служит мониторинг состояния участников относительно финансовых и экономических изменений, осуществляя тем самым мониторинг за функционированием международной валютно-финансовой системы.

Согласно опубликованному октябрьскому выпуску «Перспектив развития мировой экономики» 2016 года МВФ сообщило, что мировой экономический рост в текущем году будет оставаться пониженным в связи с замедлением роста в США и референдума Британии о выходе из Европейского союза [13]. Его прогнозы заключаются в небольшом повышении темпов в 2018 году, главным образом благодаря активному росту государств с формирующимся рынком.

Согласно заявлению главного экономиста и экономического советника Фонда Мориса Обстфельда, что прогнозы роста на 2017 год были несколько снижены для стран с развитой экономикой и в то же время повышены для остального мира.

В отчете МВФ уделяется внимание на неустойчивом характере подъема через восемь лет после мирового финансового кризиса. Из этого следует, наличие угрозы хронической стагнации, особенно в государствах с развитой экономикой, может послужить основой для усиления популистских призывов к введению ограничений на торговлю и иммиграцию, что впоследствии будет являться препятствием к увеличенмю эффективности производительности, экономическому росту и нововведениям. В связи с этим подчеркивается особая важность в защите перспектив расширения интеграции торговли.

Рекомендации МВФ ориентированы на увеличение производственного потенциала и одновременно на сокращение неравенства путем увеличения расходов по таких статьям, как: образование, технологии и инфраструктура.


Также для многих стран возникает необходимость в противодействии сокращения потенциального роста за счет структурных реформ, результатом чего послужит увеличение коэффициента участия в рабочей силе, обеспечения большего соответствия квалификации работников имеющимся вакансиям и уменьшения барьеров для выхода на рынки [14, с. 159].

По мнению Фонда, в этом году для мировой экономики рост составит 3,1%, этот уровень не изменился по сравнению с июльским прогнозом Фонда. В следующем году отметка экономического роста повысится до уровня в 3,4% в связи с подъемом в крупнейших государствах с формирующимся рынком, включая Россию и Бразилию. Динамика данных показателей по состоянию на 1 квартал 2017 г. в разрезе различных стран-участниц (табл. 2).


Таблица 2


Прогнозы экономического роста ВМФ по состоянию на 1 квартал 2017г., %

Наименование страны

2016 г.

Прогнозы

2017 г.

2018 г.

Мировой объем производства

3,2

3,1

3,4

Страны с развитой экономикой

2,1

1,6

1,8

США

2,6

1,6

2,2

Германия

1,5

1,7

1,4

Япония

0,5

0,5

0,6

Страны с формирующимся рынком и развивающиеся страны

4,0

4,2

4,6

СНГ

-2,8

-0,3

1,4

Россия

-3,7

-0,8

1,1

Без России

-0,5

0,9

2,3

Страны с формирующимся рынком и развивающиеся страны Азии

6,6

6,5

6,3

Страны с формирующимся рынком и развивающиеся страны Европы

3,6

3,3

3,1

Ближний Восток, Северная Африка, Афганистан и Пакистан

2,3

3,4

3,4

Страны Африки к югу от Сахары

3,4

1,4

2,9

Развивающиеся страны с низкими доходами

4,6

3,7

4,9

Источник: Финансовый надзор и регулирование как институт обеспечения устойчивости финансовой системы в условиях глобализации.

Показатели стран с развитой экономикой имеют незначительную тенденцию к росту, который составит в 2017 году лишь 1,6%, что меньше прошлогодних темпов на 0,5% и представляет собой снижение ожидаемых темпов роста. А начало 2018 года будет характеризоваться незначительным ростом данного показателя на 0,2%.


Специалистами МВФ итоговый прогноз в США по состоянию на 1 квартал был снижен на текущий год до 1,6% это на 1% меньше, чем в 2016 году. Однако, согласно расчетам специалистов Фонда, в следующем году темпы роста в США, вероятно, повысятся на 0,6% в связи с негативным влиянием со стороны более низких цен на энергоресурсы и высокого курса доллара.

Япония, являющаяся третьей в мире страной по величине экономики, в текущем году будет характеризоваться пониженным экономическим ростом, оставаясь на отметке в 0,5% и 0,6% в 2018 году. В ближайшей перспективе государственные расходы и проведение мягкой денежно-кредитной политики будут служить поддержкой для экономического роста, в то время как в рамках среднесрочной перспективы негативная динамика экономики Японии будет объясняться сокращением населения.

В государствах с формирующимся рынком и в развивающихся государствах впервые за шесть лет экономический рост повысился до 4,2%. Для следующего года ожидается более значительный экономический рост в 0,4%.

Однако в разных странах и регионах динамика перспектив является разнонаправленной.

Темпы роста в государствах Азии с формирующимся рынком, особенно в Индии, характеризуются относительной устойчивостью. Ожидается, что в текущем и следующем году значение валового внутреннего продукта Индии вырастет на 7,6%, что представляет собой самые высокие темпы роста среди крупнейших государств мира.

Для государств Ближнего Востока по-прежнему характерны экономические трудности, в силу пониженных цен на нефть, а также наличия гражданских конфликтов и терроризма.

Таким образом, обобщая прогнозные данные Фонда (рисунок 1) можно заключить, что будущий 2018 год для каждой из государств будет характеризовать как экономический рост (США, Канада, СНГ, Россия, Латинская Америка, государства Африки к югу от Сахары, развивающиеся государства с низкими доходами), так и спад (Германия, государства с формирующимся рынком и развивающиеся государства Азии) (рис.2).

Прогнозы 2018 год

Прогнозы 2017 год

Прогнозы 2016 год


Рис.2 Фактический уровень и прогнозы МВФ относительно экономического развития некоторых стран

Источник: Перспективы развития мировой экономики: прогнозы МВФ

Принимая во внимание неустойчивый и слабый характер мирового подъема и стоящие перед ним угрозы, специалисты МВФ подчеркивают о безотлагательной необходимости принять комплексный, согласованный и координированный подход в отношении политики, ориентированной на активизацию экономического роста, обеспечения его более равномерного распределения.


Подводя итоги, по октябрьским докладам МВФ о состоянии мировой экономики можно сказать, что мнение его специалистов относительно развивающихся государств в целом за последние 6 месяцев, чьи краткосрочные риски имеют незначительную тенденцию к сглаживанию, так как динамика развития рынков показала гибкость и способность адаптироваться к большому количеству шоков. Понижение давления на развивающиеся рынки обусловлено прекращением падения и роста цен на сырьевые товары.

При этом среднесрочные риски возрастают в связи с повышением политической нестабильности на развивающихся государствах и нарастанием финансовых проблем. Не обращая внимание на относительную надежность банковских систем, характерную для большинства развитых экономик стабильность доходов находится под вопросом. Данные изменения вызывают осложнения в проведении более сбалансированной и стимулирующей политики и могут послужить причиной для продолжения экономической и финансовой стагнации. По мнению Фонда, экономические власти всех государств должны следовать более комплексному и продуманному подходу, стремясь к защите и усилению финансовой стабильности, и оживлению мировой экономики. Следовательно, закономерным является понимание того, что МВФ занимает ключевое место в развитии международной валютно-финансовой системы [18,с.532].

2.2 Проблемы МВФ

Комплекс проблем, существующих в деятельности МВФ, связан с методами и инструментами реализации этой международной организацией своей стратеги.

Первой проблемой в истории Фонда был вопрос о его дальнейшем функционировании, появившийся в начале 80-х годов и связанный с проектами реформирования мировой валютной системы в целом. Некоторые проекты предлагали заменить Международный валютный фонд более демократичным и конструктивным международным финансовым институтом. Со временем актуальность таких вопросов уменьшилась, но угроза ещё остаётся.

Современные проблемы вытекают из реализации стратегии Фонда в разных государствах. В последнее время деятельность Фонда подвергается критике мировой общественностью, особенно общественностью развивающихся государств. Дело в том, что предоставляя займы на оздоровление экономики, Фонд выдвигает, как правило, примерно одинаковый пакет требований, который включает: приватизацию крупных предприятий, либерализацию цен и внешней торговли, жёсткую денежно-кредитную политику для стабилизации валюты, прекращение субсидирования убыточных предприятий, минимизацию бюджетного дефицита за счёт сокращения социальных программ и повышения налогов, девальвации валюты. В большинстве случаев выполнение этих требований не только не способствует улучшению состояния экономики, а, наоборот, ведёт к падению производства, обострению социальных конфликтов. Это проявилось, в частности, во время финансового кризиса 1997 г. в Юго-Восточной Азии, когда деятельность Фонда стала фактически дестабилизирующим фактором.


Требования МВФ не соответствовали реальному состоянию экономики стран с переходной экономикой, особенно России. Международный валютный фонд и Мировой банк предоставляли займы разным государствам только при условии выполнения ими политических и экономических требований, таких, например, как свобода передвижения капитала; высокие процентные ставки, что препятствует развитию промышленности, но облегчает финансовые спекуляции; сокращение до минимума или ликвидацию социальных программ (бесплатного или дешевого здравоохранения, образования, дешевого жилья, общественного транспорта и т.п.); отказ от защиты природы и охраны окружающей среды; поддержка стабильности национальной валюты путем установления ее зависимости от доллара США; налоговые реформы, которые увеличивают давление на бедных и облегчают налоговое бремя богатых. В России это вылилось в единый 13-процентный налог – бедные стали платить на 1 % больше, а богатые – на 7, 12, 17, 27 и т.д. процентов меньше).

Во время кризиса МВФ реагировал с большим отставанием от проблем и потребностей мировых финансовых и валютных рынков. В данный момент все больше государств объединяются в альтернативные структуры для поиска более эффективных ответов на глобальные выходы – ЕврАзЭс, ШОС, ОДКБ (организация договора о коллективной Безопаности СНГ).

Негативные действия Фонда разрушили экономику многих государств мира, например Югославии, Мексики, Аргентины, Бразилии. Международный валютный фонд сначала финансировал их, а затем, когда государствам приходило время платить по счетам, то выполнение поставленных МВФ условий приводило к инфляции, сокращению зарплат рабочих, банкротству предприятий в этих государствах.

2.3 МВФ и Россия

В январе 1992 г. Правительство России официально обратилось в Международный валютный фонд за финансовой помощью в размере $6 млрд. для создания фонда стабилизации [4]. Первое соглашение о помощи было подписано М.Камдессю и Е.Гайдаром в начале июля 1992 г. 5 августа был предоставлен первый транш $1 млрд., который использовался для пополнения валютных резервов, осуществления платежей по внешнему долгу и интервенции на валютном рынке. Однако последующие транши резервного кредита Россия в 1992 г. не получила. Не были выделены и средства ($6 млрд.), предназначенные для фонда стабилизации рубля. Международный валютный фонд объяснил отказ тем, что российское правительство уклонилось от выполнения согласованной с ним стабилизационной программы, объем ВВП уменьшился на 14,5%, дефицит федерального бюджета, вместо запланированного уровня в 5% ВВП, достиг (по методологии МВФ) 22,4%, а инфляция составила в среднем 20,5% в месяц.