Файл: "Международный валютный фонд МВФ: цели, функции и особенности".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 78

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В июне 1993 г. Международный валютный предложил России второй кредит в $3 млрд. в рамках только что созданного направления – «Помощи системным преобразованиям» (SystemTransformationFacility - STF). В отличие от других кредит STF, сопровождался менее жесткими условиями и требовал, чтобы страна - заемщица не вводила торговых ограничений. Однако 19 сентября 1993 г. МВФ приостановил передачу денег России из-за того, что Правительство не смогло сдержать инфляцию и провести сокращение бюджетных затрат. В 1994 г. были проведены переговоры с делегацией Фонда, в результате Россия получила второй транш кредита $1,5 млрд. в поддержку системных преобразований. После валютных потрясений осени 1994 г., кульминацией которых стал «черный вторник» (11 октября 1994 г.), Правительство взяло курс на подавление инфляции в качестве главной макроэкономической цели, что вызвало поддержку со стороны Фонда. Результатом этого стало предоставление в апреле 1995 г. резервного стабилизационного кредита в $6,8 млрд. Пакет соглашений с МВФ состоял не только из требования снизить инфляцию до 2% в месяц, но и дефицит государственного бюджета до 8% от ВВП. Мониторинг должен был осуществляться каждый месяц (до этого проводился ежеквартально) специальной рабочей группой, состоявшей из представителей Министерства финансов, ЦБ и экспертов Международного валютного фонда [14].

С точки зрения внешних экономических показателей России 1997 год был самым удачным. В 1998 г. экономическая ситуация в России резко ухудшилась в связи с падением на мировых рынках цен на энергоносители. В результате этого платежный баланс по счету текущих операций превратился в первом полугодии 1998 г. из активного в пассивный с дефицитом в размере $5,1 млрд. Для того чтобы добиться сбалансированности государственного бюджета и предотвратить девальвацию рубля, Правительство разработало антикризисную программу и обратилось к МВФ за финансовой помощью. Договоренность с Международным валютным фондом предусматривала представление кредита четырьмя траншами, но первый предоставленный кредит уже не смог спасти положение и 17 августа 1998 г. в стране был объявлен дефолт.

После дефолта Россия не получала финансовой помощи от Международного валютного фонда. В 2005 г. Правительство досрочно погасило долг перед МВФ, заплатив $3,3 млрд.(табл. 3).

Таблица 3

Кредиты МВФ России и их условия

Дата

Виды

Сумма, млрд. $

Период

использования

Сроки погашения

Условия договоренностей

(Обязательства России)

5 августа 1992 г.

Первый транш резервного кредита («стэнд-бай»)

1,0

5 месяцев

5 лет с отсрочкой погашения в течении 3 лет и 3 месяцев

Удержание дефицита государственного бюджета в определенных рамках (до 5% ВВП). Контроль за приростом денежной массы. Темпы инфляции – менее 10% в месяц.

6 июля

1993 г.

Первый транш кредита в рамках механизма финансирования системных преобразований

1,5

Единовременно, в полном объеме

10 лет с отсрочкой погашения в течение 4,5 лет.

Сокращение дефицита государственного бюджета наполовину – до 10% ВВП. Контроль за приростом денежной массы

25 апреля

1994 г.

Второй транш в рамках механизма финансирования системных преобразований

1,5

Единовременно, в полном объеме

10 лет с отсрочкой погашения в течение 4,5 лет.

Параметры макроэкономической и финансовой стабилизации в основном аналогичны тем, которые являлись условиями предыдущего кредита

11 апреля 1995 г.

Резервный кредит

(«стэнд-бай»)

6,8

12 месяцев

5 лет с отсрочкой погашения в течение 3 лет и 3 месяцев по каждому отдельному траншу

Параметры макроэкономической политики существенно детализированы и ужесточены: сокращение почти вдвое (с 11% ВВП в 1994 г. до 6%) дефицита государственного бюджета Проведение ежемесячного мониторинга выполнения Россией взятых обязательств.

26 марта

1996 г.

Договоренность в рамках механизма расширенного кредитования

10,1

3 г.

10 лет с отсрочкой погашения в течение 4,5 лет по каждому отдельному траншу

Продолжение и углубление макроэкономической, финансовой стабилизации: сокращение дефицита государственного бюджета с 5% ВВП в 1995 г. до 4% в 1996 г. и 2% в 1998 г.- снижение инфляции к концу 1996 г. до среднемесячного уровня в 1%, а в

20 июля

1998 г.

Договоренность о кредитном пакете:

3,0

5,3

2,9

Предполагалось предоставление тремя траншами: 20 июля, 15 сентября и 15 декабря 1998 г.

Единовременно в полном объеме

1,5 года с отсрочкой погашения на 10 лет по каждому отдельному траншу

Выполнение объявленной антикризисной программы. Ускоренное достижение финансовой стабильности, сокращение дефицита федерального бюджета в 1999 г. Увеличение доходов бюджета с 10,7% ВВП в 1998 г. до 13% в 1999 г


Источник: Международные валютно-кредитные и финансовые отношения.

В последние годы политика и рекомендации Международного валютного фонда в отношении развивающихся государств часто подвергаются критике, суть которой состоит в том, что выполнение рекомендаций и условий в конечном итоге не направлены на повышение самостоятельности и развитие национальной экономики, а лишь привязывают её к международным финансовым потокам.

Милтон Фридман, американский экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике, считает, что политика МВФ стала дестабилизирующим фактором на рынках развивающихся государств. Причем не в силу условий, которые он налагал на своих клиентов, а в первую очередь из-за того, что он пытается уберечь частных инвесторов от их собственных ошибок. Спасение Мексики во время кризиса 1995 г. подстегнуло кризис на других развивающихся рынках. «Не будет преувеличением сказать, - подчеркивает М.Фридман, - если бы не существовало МВФ, то и не было бы восточноазиатского кризиса». Это показывает, что международные структуры типа МВФ не способны эффективно решать поставленные перед ними задачи. Некоторые экономисты стали даже призывать к прекращению деятельности Международного валютного фонда в том виде, в котором он существует сейчас.

В настоящее время практически никто не берет у МВФ связанные финансовые кредиты и поэтому новые обязательства МВФ резко сократились: с 8,3 млрд. СДР в 2006 финансовом году до 237 млн. СДР в 2007 г., а кто раньше получил финансовую помощь от МВФ, стараются досрочно выплатить долги. В 2007 финансовом году девять государств-членов: Болгария, Гаити, Индонезия, Малави, Сербия, Уругвай, Филиппины, Центральноафриканская Республика, Эквадор погасили свои текущие обязательства перед МВФ с опережением графика на общую сумму 7,1 млрд. СДР.

Россия является членом Международного валютного фонда (далее – МВФ или Фонд) с мая 1992 года, присоединившись к его Статьям Соглашения (Уставу). С начала своего членства в МВФ Россия существенным образом изменила свой статус, перейдя от роли реципиента средств Фонда к полноценному партнерству. Российская доля квот (quota shares) по состоянию на 2016 г. составляет 12,9 млрд. СДР (2,72%). Доля (количество) голосов (voting shares) России в Фонде – 130,4 или 2,61% от общего числа голосов в Фонде.

Управляющий от Российской Федерации в МВФ в настоящее время – Министр финансов А.Г.Силуанов, Заместитель управляющего – председатель Банка России Э.С.Набиуллина, Исполнительный директор от России – А.В.Можин.


С момента вступления России в МВФ сотрудничество с Фондом осуществлялось на основе регулярных программ, определявших параметры оказания финансового содействия и обязательства российской стороны по проведению конкретной макроэкономической политики. Начиная с 1992 г. Россия в общей сложности восемь раз воспользовалась кредитами МВФ на общую сумму около 22 млрд. долл. США.

В июле 1992 г. Россия получила первый кредит стэнд-бай – около 1 млрд. долл. В июне 1993 г. и в апреле 1994 г. в рамках механизма финансирования структурных преобразований были получены два транша примерно по 1,5 млрд. долл. каждый, а в апреле 1995 г. – кредит стэнд-бай в объеме 6,8 млрд. долл. В марте 1996 г. МВФ предоставил России кредит по программе расширенного финансирования - 10,1 млрд. долл. на 10 лет с 4-летним льготным периодом (крупнейший на тот момент кредит в истории Фонда), из которого было использовано 5,8 млрд. долл.

В июле 1998 г. в связи с обострением финансовой ситуации МВФ одобрил увеличение объема выдаваемых России ресурсов в рамках механизма расширенного финансирования, а также предоставление специального стабилизационного кредита (около 2,5 млрд. долл.), однако вследствие августовского кризиса того же года кредитование было приостановлено.

В июле 1999 г. МВФ принял решение выделить России кредит стэнд-бай в размере 4,5 млрд. долл., первый и последний транш которого (640 млн. долл.) был получен в том же месяце [13].

В настоящее время Россия вышла на новый этап сотрудничества с Фондом, отличительной чертой которого является самостоятельная разработка экономической программы и ее реализация без привлечения ресурсов МВФ.

С 2000 г. Россия ни разу не обращалась за кредитами МВФ, а ее общая задолженность перед МВФ сократилась к 2004 г. до 5,1 млрд. долл. В январе 2005 г. в соответствии с положениями Устава МВФ о досрочном погашении кредитов членами Фонда, которые существенно улучшили сальдо своего платежного баланса и увеличили размер валютных резервов, Россия выплатила МВФ весь объем накопленной задолженности (около 3,3 млрд. долл.), полностью погасив тем самым свои обязательства перед этой организацией.

В настоящее время Россия участвует в различных операциях, предусмотренных Статьями Соглашения МВФ, таких как покупка и продажа СДР, участие в «Новых соглашениях о заимствованиях», покупка облигаций МВФ, финансирование программ помощи развитию, списание задолженности беднейших стран и т.д. С марта 2005 года Российская Федерация участвует в плане финансовых операций (ПФО) МВФ. В рамках участия Российской Федерации в ПФО Минфином России перечислено СДР на сумму более 1,2 млрд. долл. США (за период 2005-2008 гг.). В конце 2010 года был одобрен Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Изменения касаются совершенствования механизмов участия России в деятельности МВФ. В соответствии с данным законом, финансирование операций МВФ будет осуществляться за счет средств золотовалютных резервов Банка России (до этого для указанных целей использовались средства федерального бюджета, в том числе, с 2008 года – Резервный фонд).


В 2010 г. на Сеульском саммите «Группы двадцати» была инициирована реформа МВФ и международной финансовой архитектуры в целом. Пакет реформ включал следующие важнейшие элементы: удвоение уставного капитала МВФ с перераспределением относительных квот и голосов от развитых стран к развивающимся и государствам с формирующимися рынками, принятие поправки к Уставу МВФ о переходе к полностью выбираемому Совету директоров, а также пересмотр формулы расчета страновых квот. Однако поставленные задачи не могли быть реализованы до последнего времени из-за отказа парламентов ряда стран, в первую очередь США, ратифицировать необходимые документы. В конце декабря 2015 г., после 5-летней «паузы», Конгресс США принял соответствующие бюджетные законопроекты. В этой связи исходим из того, что менеджмент Фонда развернет интенсивную работу по завершению реформирования организации в 2016 г.

После проведения реформы доля стран БРИКС в МВФ увеличилась на 3,46%, до 14,89% и максимально приблизилась к пороговому показателю (15%), когда можно использовать право вето по вопросам, связанным с изменением уставных документов. В то же время следует отметить, что для одобрения программ кредитования стран-членов по-прежнему требуется простое большинство голосов.

Таким образом, в дальнейшем МВФ, может стать центром по разработке и координации осуществления мировой и региональной социально-экономической стратегии развития; осуществлять свои программы помощи и координации с анализом и учетом социального и политического факторов развития стран; изменить кадровую политику подбора экспертов Фонда, усилив его штат за счет специалистов по политико-экономическим аспектам развития из стран с переходной и развивающейся экономикой. Дополнительные меры могли бы также предусматривать обеспечение, достаточной ликвидности в период кризиса и предоставление дополнительных финансовых ресурсов со стороны МВФ для чрезвычайной поддержки подвергшихся

Но все – таки, в ближайшее время надо пересмотреть отношения России с МВФ, а вернее сказать исключить всякое вмешательство МВФ в экономическую, социальную, культурную жизнь России. Пересмотреть в значительной степени отечественное законодательство, разработанное экспертами МВФ, для создания благоприятных условий развития крупного, среднего и мелкого предпринимательства, возрождения надёжной системы социального обеспечения граждан, в том числе пенсионного. Вернуть в собственность государства предприятия энергетики и ЖКХ.


Заключение

Международный валютный фонд (МВФ)- это межправительственная валютно-кредитная организация, которая выполняет функции регулирования, финансирования, надзора и консультирования стран-членов в сфере валютно-финансовых отношений. Созданный на международной конференции в г. Бреттон-Вудсе (США) в 1944 г. Имеет статус специализированного учреждения ООН. 

Постепенно, за время существования, Международный валютный фонд превратился в организацию, регулирующую валютно-кредитные отношения на наднациональном уровне. МВФ стал главным звеном в образовавшейся системе регулирования мировой экономики.

Длительное время США были страной, во многом определяющей политическую деятельность МВФ, совместно с Западной Европой. Впрочем в последние годы стал возрастать вес Китая, азиатских и африканских государств (по количеству квот).

Собственно, что касается отношений России с МВФ, то они неоднозначны. Конечно, вступление Росси в МВФ содействовало ускорению ее интеграции в мировую экономику и мировую валютную систему. Ещё одним важным положительным фактором участия России в МВФ можно считать облегчение проблемы реструктуризации внешней задолженности (в первую очередь перед Парижским и Лондонским клубами кредиторов). Но в тоже время, ряд рецептов МВФ были не адаптированы к реалиям России. Фонд часто не учитывал индивидуальные особенности стран, подходил к прогнозированию экономической ситуации чересчур технологично, нередко делая опор на разработанные теоретические модели.

В целом, стало очевидно, что система, образовавшаяся после окончания Второй Мировой Войны, с ее особенностями, обусловленными тем историческим периодом, сегодня нуждается в модификации. В Фонде продолжается работа над реформами, которые были учтены Среднесрочной стратегией. Еще длится процесс инноваций на финансовых рынках, который раскрывает широкие возможности, но в то же время создает определенные новые риски. Внедряется механизм многосторонних консультаций, что дает Фонду и мировому сообществу важный новый инструмент для выработки согласованных подходов к общим проблемам.

Список использованной литературы

  1. Статьи соглашения Международного валютного фонда (Приняты в Бреттон-Вудсе штат Нью-Хэмпшир (США) 22.07.1944 на Валютно-финансовой конференции ООН) (с учетом поправки от 23.09.1997) // Статьи соглашения Международного Валютного Фонда (1944). - Вашингтон, округ Колумбия, США: Международный Валютный Фонд, 1994. – С. 1 - 95.
  2. Федеральный закон от 06.03.2001 №23-ФЗ «О принятии четвертой поправки к статьям Соглашения Международного валютного фонда, одобренной Советом управляющих Международного валютного фонда 23 сентября 1997 года» // Собрание законодательства РФ. – 2001. – №11. – Ст. 1000.
  3. Федеральный закон от 09.11.2004 №132-ФЗ «О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Международным валютным фондом о постоянном представительстве Международного валютного фонда в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2004. – №46 (часть I). – Ст. 4487.
  4. Постановление ВС РФ от 22.05.1992 № 2815-1 «О вступлении Российской Федерации в Международный валютный фонд, Международный Банк реконструкции и развития и Международную Ассоциацию развития» // Российская газета. – 1992. – 29 мая.
  5. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебник.- М.: Экономистъ, 2014.- 366с.
  6. Антонов В.А. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: Учебник. – М.: Юрайт, 2014. ¬– 560 с.
  7. Веселкова Е.Е. О механизме двустороннего сотрудничества государств в области иностранных инвестиций // Законодательство и экономика. – 2015. – № 10. – С. 36 - 46.
  8. Герчикова И.Н. Международные экономические организации: регулирование мирохозяйственных связей и предпринимательской деятельности: Учебн. Пособие для экон. и юрид. Вузов. - М.: АО ''Консалтбанкир'', 2015. - 624с.:
  9. Ерпылева Н.Ю. Современный правовой статус Международного валютного фонда // Законы России: опыт, анализ, практика. – 2013. – № 1. – С. 51 - 61.
  10. Коровяковский Д.Г. Правовые и экономические аспекты международного кредитования в современных условиях (функционирование международных кредитных организаций) // Финансы и кредит. – 2013. – № 13. – С. 5-11.
  11. Кудряшов В.В. Институты международного финансового права: кредитный рейтинг // Финансовое право. – 2015. – № 8. – С. 5 - 9.
  12. Международное коммерческое право: Учеб. пособие / Под ред. В.Ф. Попондопуло. – М.: Юрайт, 2013. – 500 с.
  13. Основные сведения о МВФ (на март 2016 г.) // Официальный сайт Международного Валютного Фонда www.imf.org
  14. Пакова О.Н. Финансовый надзор и регулирование как институт обес-печения устойчивости финансовой системы в условиях глобализации // Научные исследования и разработки в эпоху глобализации. Сбор-ник статей международной научно-практической конференции / О.Н. Пакова. – Уфа, Аэтерна, 2016. – С. 154–156.
  15. Петрова Г.В. Международное финансовое право: Учебник. – М.: Юрайт, Высшее образование, 2013. – 457 с.
  16. Содействие стабильности экономики стран // МВФ крупным планом (приложение к Обзору МВФ). – 2015. – сентябрь. – С.15-16.
  17. Степанова В.В. Перспективы развития мировой экономики: прогно-зы МВФ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2017. № 1(1). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/1/17736 (дата обраще-ния: 09.07.2017).
  18. Финансы: Учебник / Под ред. В.В. Ковалева. – М.: Проспект, 2015. – 531-532 с.
  19. Функционирование МВФ // МВФ крупным планом (приложение к Обзору МВФ). – 2015. – сентябрь. – С.14.
  20. Шумилов В.М. Международное финансовое право: Учебник. – М.: Международные отношения, 2014. – 432 с.
  21. Щебарова Н.Н. Международные валютно-финансовые отношения: Учебное пособие. – М.: Флинта, 2013. – 348 с.