Файл: Право государственной и муниципальной собственности (Субъекты и объекты права государственной и муниципальной собственности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- путем взимания налогов и иных обязательных платежей, подлежащих зачислению в местный бюджет, внебюджетные фонды и валютный фонд;

- при передаче объектов федеральной собственности в муниципальную собственность в порядке, устанавливаемом федеральным законом;

- путем приобретения имущества на основании договора купли-продажи, дарения или иной сделки, предусмотренной действующим законодательством РФ;

- при объединении, преобразовании или упразднении муниципальных образований;

- по другим основаниям, предусмотренным действующим законодательством.

Право муниципальной собственности прекращается в случае:

- гибели или уничтожения имущества;

- при отчуждении имущества другим лицам, в том числе при приватизации;

- в порядке разграничения муниципальной собственности;

- путем обращения взыскания на имущество по обязательствам муниципального образования в порядке, предусмотренном законом РФ или договором;

- по другим основаниям, предусмотренным законами РФ.

Установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью считается исключительной компетенцией представительных органов местного самоуправления.

Таким образом, основным субъектом владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью является местное сообщество (население муниципального образования). Органы местного самоуправления лишь «управляют муниципальной собственностью».

Глава 2. Субъекты и объекты права государственной и муниципальной собственности

2.1 Субъекты и объекты права государственной собственности

Применительно к праву государственной собственности ст. 214 ГК РФ устанавливает правило о множественности субъектов государственной собственности, носителями которой выступает или Российская Федерация в целом (в отношении имущества, составляющего федеральную собственность), или ее субъекты в отдельности - республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа (в отношении имущества, составляющего собственность субъекта Федерации).


Данная сложная структурная модель права государственной собственности более предпочтительна. Без нее в период перехода от монополистической государственной (общенародной) собственности к системе собственности, свойственной рыночной экономике, в условиях, когда субъекты Федерации осознали свою имущественную и хозяйственную самостоятельность, обойтись просто невозможно.

Управление государственной собственностью и реализация правомочий собственника осуществляются через систему государственных органов юридическими и физическими лицами, которые можно объединить в 2 группы.

К 1-ой группе относятся органы государственной власти, наделенные общей либо специальной правоспособностью.

Ко 2-ой группе относятся государственные органы, а также юридические лица и граждане, которые выполняют возложенные на них функции в случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов РФ по их специальному поручению и от их имени.

Для права государственной собственности характерна множественность субъектов и двухуровневый характер. В соответствии со ст. 214 ГК государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность). Таким образом, здесь субъектом собственности является Российская Федерация как единое государство. Кроме того, из содержания ст. 214 ГК следует, что имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Федерации — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Федерации), также является государственной собственностью.

Таким образом, наряду с РФ субъектами права государственной собственности считаются субъекты Федерации (государственные образования).

Отмеченные в ст. 124 ГК субъекты права государственной собственности - Российская Федерация в целом, республики, национально-государственные и административно-территориальные образования вступают в гражданские правоотношения и действуют в соответствии с нормами, определяющими участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если другое не вытекает из закона или же особенностей этих субъектов.

Круг объектов права государственной собственности неограничен. В собственности государства может находиться всякое имущество, в том числе и то, которое не входит в круг объектов права частной собственности: имущество, составляющее исключительную собственность государства. Это имущество, которое находится в исключительном обладании общества и используется исключительно в интересах народа либо для обслуживания специальных государственных нужд.


Объекты исключительной государственной собственности функционируют в особенном правовом режиме, который на законодательном уровне до конца не определен. Режим имущества, составляющего исключительную государственную собственность, связан с монополией государства на это имущество, ограничением его оборотоспособности и, как правило, с наложением законодательных запретов на обращение его в частную собственность. Список имущества, которое может находиться в исключительной государственной собственности, должен стать определяющим и по отношению к перечню имущества, не подлежащего приватизации.

Круг объектов, составляющих исключительную государственную собственность, определен законодательно.

В РФ к ним отнесены: недра, лесной фонд, водные ресурсы, ресурсы континентального шельфа, территориальных вод и морской экономической зоны, а также иные природные объекты, объекты историческо-культурного наследия и др.

Предоставленный список объектов исключительной государственной собственности не является исчерпывающим. Он может дополняться, конкретизироваться, из него могут исключаться те либо другие объекты.

Стремление к сохранению устойчивого статуса объектов с режимом исключительной государственной собственности не должно противоречить основным принципам осуществления права собственности: наибольшего использования полезных свойств имущества и извлечения наибольшей прибыли.

Что касается иных объектов природных ресурсов (вод, недр, лесов), то передача их в частную собственность неоправданно (по крайней мере, сегодня, когда механизм государственного контроля является недейственным), хотя использование данных объектов частными лицами в режиме других прав не исключается (например, на условиях аренды).

Государство как юридический собственник (фактическим собственником считается народ) в отношении имущества, объявленного достоянием народа, обладает только компетенцией управления в общенародных интересах, использования в ограниченных пределах и передачи в ограниченное пользование иным лицам (юридическим либо физическим).

Право распоряжаться имуществом, объявленным достоянием народов, настолько ограничено, что дает возможность сравнить его с правомочиями распоряжения в других ограниченных вещных правах. Отсюда делается вывод о том, что это имущество не имеет собственника. Оно находится в ведении избранных народом органов государственной власти.


2.2 Субъекты и объекты права муниципальной собственности

Субъектом муниципальной собственности является население муниципального образования и органы местного самоуправления, не входящие в систему органов государственной власти.

Согласно ст.215 ГК РФ - муниципальной собственностью считается имущество, принадлежащее на праве собственности городским, сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.

Российское законодательство признает главным субъектом права на самоуправление население городских и сельских поселений.

Статья 130 Конституции Российской Федерации закрепляет, что местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Приобретение, осуществление имущественных и личных неимущественных прав, и обязанностей от имени муниципальных образований возлагается исключительно на органы местного самоуправления.

Для населения таких прав и обязанностей не предусмотрено ни в Конституции, ни в ГК РФ. Но при всем этом собственником, а следовательно, и субъектом права остается все население муниципального образования.

В настоящее время в ряде субъектов РФ приняты законы о местном референдуме, которые позволяют сообществу граждан муниципального образования лично осуществлять процесс управления муниципальной собственностью.

В пределах установленной компетенции органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления принимают:

- решения о составе муниципальной собственности, а также порядке ее приобретения и отчуждения;

- решение о ведении реестров муниципальной собственности;

- о хранении документов, подтверждающих право муниципальной собственности и т.д.

Установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью считается исключительной компетенцией представительных органов местного самоуправления.

Начальными субъектами носителями права муниципальной собственности считается само население муниципального образования в лице представительного органа и администрации.

Объектом права муниципальной собственности - может быть любое имущество, помимо того, что может находиться только в государственной собственности.

Объектами права муниципальной собственности являются:

- средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды;

- имущество органов местного самоуправления;


- муниципальные земли и др. природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности;

- муниципальные предприятия и организации;

- муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации;

- муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения.

Объекты, которые размещаются в собственности муниципальных формирований, может быть закреплено за различными компаниями, организациями и учреждениями в 2-х вариантах:

- по принципу хозяйственного ведения (то право, которые реализуют предприятия);

- по принципу оперативного управления (для муниципальных объектов).

Остальная часть собственности, которая не фиксируется ни за какими компаниям или же предприятиями может передаваться в управление специальных органов - муниципальную казну. Сюда, как правило, включается имущество и бюджет, находящиеся в распоряжении органов муниципалитета - здание администрации города, муниципальные земельные участки и т.д.

Муниципальная казна формируется из нескольких элементов - незакрепленных местных (муниципальных) объектов, а также денег местного бюджета.

Органы самоуправления на местах формируют порядок распоряжения и управления местным имуществом, а местные исполнительные органы обязуются действовать с учетом утвержденной программы. Информация по объектам, находящимся во владении муниципалитета, а также еще в управлении местных госструктур, должны найти отражение в списке-реестре муниципальной собственности.

В настоящее время муниципальная собственность формируется основным образом следующими способами:

- передача отдельных объектов из федеральной собственности и собственности субъектов федерации в муниципальную собственность;

- приобретение имущества на основе гражданско-правовых сделок (покупка, обмен, дарение);

- взимания налогов и других обязательных платежей в местные бюджеты;

- получение продукции и других доходов (аренда помещений) от муниципальных предприятий, учреждений в сфере услуг и т.д;

- вследствие предпринимательской и другой предусмотренной законом деятельности муниципальных предприятий и учреждений.

В состав муниципальной собственности могут входить государственные и муниципальные ценные бумаги (акции, облигации, жилищные сертификаты и т.п.).

Перечень объектов, подлежащих передаче из государственной собственности в муниципальную собственность:

- объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов: