Файл: Право государственной и муниципальной собственности (Субъекты и объекты права государственной и муниципальной собственности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

*жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации);

*жилищно-эксплуатационные предприятия и ремонтно-строительные предприятия, обслуживающие объекты;

*объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), городского пассажирского транспорта (включая метрополитен);

*другие объекты, находящиеся в оперативном управлении исполнительных органов городских и районных (в городах) Советов народных депутатов (местной администрации).

- объекты государственной собственности, находящиеся в ведении органов государственной власти и управления республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области и автономных округов и находящиеся на территории соответствующих городов:

*предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения;

*оптово-складские мощности, предприятия и подразделения производственно-технической комплектации;

*учреждения и объекты здравоохранения (кроме областных больниц и диспансеров), народного образования, культуры и спорта.

- предприятия и объекты общественного питания, учреждения народного образования, здравоохранения, культуры и спорта, находящиеся в ведении Министерства сельского хозяйства Российской Федерации;

- предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, находящиеся в ведении министерств, ведомств, государственных предприятий.

Все законы субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении закрепили нормы о муниципальной собственности. В большинстве из них определено понятие муниципальной собственности, ее состав, порядок формирования и управления.

Глава 3. Порядок приватизации государственной и муниципальной собственности

Под приватизацией понимается переход имущества из публичной (государственной или муниципальной) в частную собственность граждан либо юридических лиц в порядке и на условиях, предусмотренных специальным законодательством о приватизации. Приватизация - это возмездное отчуждение имущества находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований в собственность физических и юридических лиц.


При приватизации государственного и муниципального имущества применяются положения, которые предусмотренные Гражданским кодексом, регулирующие порядок приобретения или прекращения права собственности, если законом о приватизации не предусмотрено иное.

Необходимость приватизации для введения в производстве рыночных взаимоотношений определяется еще и тем, что на государственных предприятиях России было сосредоточено подавляющей части продукции народного хозяйства и почти все производство промышленной продукции.

Приватизация представляет из себя элемент государственного регулирования длительного характера. Коммерциализация предприятий федеральной и прочих видов государственной собственности, не подлежащих приватизации, проявляется в том, что в условиях рынка они функционируют на общественных началах как субъекты предпринимательской деятельности.

Субъектами, участвующими в ходе приватизации, являются:

- собственник:

Российская Федерация - в отношении государственной федеральной собственности;

- уполномоченный представитель по управлению соответствующей собственностью:

Правительство Российской Федерации;

федеральный орган по управлению государственным имуществом Российской Федерации;

орган по управлению собственностью;

орган местного самоуправления.

- трудовой коллектив приватизируемого унитарного предприятия;

- руководитель приватизируемого унитарного предприятия (управляющий);

- покупатель объекта приватизации;

- заявитель, подавший заявку на приватизацию объекта;

- продавец объекта приватизации.

Разные методы приватизации приводят к передаче государственного имущества в «частную», «общую долевую» либо «акционерную» собственность. При продаже предприятия происходит реальная приватизация государственной собственности. Преобразование предприятия в акционерное общество можно именовать формальной приватизацией, ибо после выкупа акций существовавшего государственного предприятия членами трудового коллектива остальные акции остаются в государственной собственности, и потребуется время, пока их не выкупят иные инвесторы.

При приватизации имущественного комплекса предприятия всё имущество, что не было включенное в состав активов указанного предприятия, изымается собственником, лично государством.

Предусматривается 10 способов приватизации государственного и муниципального имущества:

- преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;


- продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;

- продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;

- продажа государственного и муниципального имущества на конкурсе;

- продажа за пределами территории РФ находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ;

- продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг;

- продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;

- продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;

- внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ;

- продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления ( ст. 13 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21 декабря 2001г.).

По всеобщему правилу, приватизация осуществляется путем возмездного отчуждения государственного и муниципального имущества в пользу частных лиц (физических и юридических). Решение о выборе способа приватизации государственного и муниципального имущества принимают соответственно Правительство РФ, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления.

Реализация государственного и муниципального имущества проводится в форме открытого аукциона. На аукционе продается имущество, если его покупатели не должны выполнять какие-либо условия в связи с приобретением ими объектов приватизации.

Сравнительно широкое применение приобрела продажа предприятий либо активов на аукционе. С аукциона продаются государственные и муниципальные предприятия, активы ликвидируемых предприятий. В таком случае от покупателей не требуется выполнения каких-либо условий. Здесь право собственности предоставляется покупателю, предложившему в ходе торгов предельную цену.

При продаже акций акционерных обществ открытого типа, созданных путем преобразования государственных (муниципальных) предприятий, в том числе реорганизованных акционерных обществ закрытого типа. Государственное и муниципальное имущество может быть продано не только на аукционе. Законом предусмотрена продажа государственного и муниципального имущества при помощи публичного предложения. Такая форма приватизации возможна, если аукцион по продаже указанного имущества был признан несостоявшимся.


Право приобретения государственного либо муниципального имущества принадлежит заявителю, который первым подал в установленный срок заявку на приобретение указанного имущества по превосходящей стоимости первоначального предложения или по стоимости последующих предложений.

Поданная заявка регистрируется в одно и то же время с регистрацией договора купли-продажи указанного имущества, после чего, не позднее чем через 30 дней после полной оплаты, осуществляются передача государственного имущества и оформление права собственности.

В случае если продажа государственного и муниципального имущества посредством публичного предложения не состоялась, указанное имущество может быть продано без объявления цены.

Покупателем признается лицо, предложившее за государственное либо муниципальное имущество наибольшую цену. При поступлении одинаковых предложений покупателем признается лицо, подавшее заявку ранее других лиц.

Конкурс считается открытым по составу участников и закрытым по форме подачи предложений о цене имущества. Право приобрести в собственность выставленный на конкурс объект приватизации получает тот покупатель, который предложил более высокую цену за этот объект, взяв на себя выполнение всех обязательств, предусмотренных условиями конкурса.

Право собственности на имущество, которое приватизируется на конкурсе, возникает у победителя конкурса не сразу, а только после того, как он выполнит условия конкурса. Срок выполнения условий конкурса не может превышать одного года.

Продажа за пределами территории РФ находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ также предусмотрена. Проданные за пределами РФ такого рода акции могут применяться в качестве обеспечения ценных бумаг, которые, в свою очередь, выпускаются иностранными эмитентами. Таким образом, создается более верный способ защиты прав и интересов держателей ценных бумаг, выпускаемых иностранными эмитентами.

Приватизация посредством продажи акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг предусмотрена и осуществляется согласно с правилами, установленными организатором торговли.

Внесение государственного либо муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ осуществляется, по решению соответственно Правительства РФ, органа исполнительной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления с целью учреждения открытых акционерных обществ или в порядке оплаты размещаемых дополнительных акций при увеличении уставных капиталов открытых акционерных обществ.


Впервые Законом предусмотрена приватизация посредством продажи акций открытого акционерного общества по результатам доверительного управления. Лицо, заключившее по результатам конкурса договор доверительного управления акциями открытого акционерного общества, приобретает эти акции в собственность после завершения срока доверительного управления, но в случае исполнения условий договора доверительного управления.

В целях обеспечения контроля над деятельностью открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, органы государственной и муниципальной власти получили возможность вводить, по собственному усмотрению, специальное право "золотой акции", что позволяет влиять на принятие решений органами управления акционерных обществ.

Для осуществления всех способов приватизации и возникновения частной собственности на объекты приватизации постоянно требуется трудоемкий юридический состав.

В Государственной программе учитываются различные способы приватизации:

- продажа акций открытых акционерных обществ;

- продажа предприятий на аукционах, на коммерческом конкурсе (в т.ч. и с ограничением числа его участников), на инвестиционных торгах; продажа имущества (активов) ликвидируемых предприятий;

- выкуп арендного имущества.

Точный способ приватизации определяется соответствующим комитетом по управлению имуществом по результатам работы комиссии и с учетом мнения трудового коллектива предприятия.

Внесение государственного и муниципального имущества в уставные капиталы открытых акционерных обществ в оплату приобретаемых акций (ст. 25 Закона о приватизации) предполагает приобретение публично-правовым образованием их пакета в размере не менее чем 25% плюс одна акция. Государственное имущество (помимо денежных средств) может быть также внесено в уставные капиталы государственных корпораций, юридически являющихся частными собственниками личного имущества. Тем не менее в этом случае используются правила специальных законов о создании таких корпораций и не применяются нормы Закона о приватизации.

Приватизация жилых помещений и земельных участков производится согласно со специальными нормами жилищного и земельного законодательства.

Особенную роль при приватизации федерального имущества играет правительство РФ, к компетенции этого органа относится издание нормативных актов по вопросам приватизации, утверждение прогнозного плана приватизации, принятие решения об условиях приватизации, а еще контроль над проведением приватизационных мероприятий.