Файл: Право государственной и муниципальной собственности (Субъекты и объекты права государственной и муниципальной собственности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 80

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Заключение

Таким образом, право собственности, как центральный институт каждой системы права, в той или же другой степени регулирует все экономические отношения, входящие в основу общества.

Государственная и муниципальная собственность - формы собственности, согласно с которыми имущество принадлежит на праве собственности специального рода субъектам - государству и муниципальным образованиям. Субъекты государственной и муниципальной собственности считаются публично-правовыми образованиями. В этой взаимосвязи указанные формы собственности именуют обобщенно публичной собственностью.

Объектом права государственной собственности могут быть оборотоспособные вещи, имущество, ограниченное в обороте, также изъятое из оборота. Объектом права муниципальной собственности может быть оборотоспособное имущество, также в случаях прямо предусмотренных законом имущество, ограниченное в гражданском обороте. К оборотоспособному имуществу относятся движимые и недвижимые вещи (здания, сооружения, предприятие как имущественный комплекс, земельные участки, объекты жилищного фонда, социальной инфраструктуры и пр.).

Приватизация - это отчуждение недвижимого имущества либо акций открытых акционерных обществ (удостоверенных ими прав) из государственной либо муниципальной собственности в частную собственность граждан или определенных юридических лиц в порядке, установленном специальным законодательством.

Приобретение гражданами в собственность занимаемых ими государственных и муниципальных жилых помещений, как уже отмечалось, регламентируется специальным законом - Законом о приватизации жилья. Оно осуществляется на безвозмездных началах путем заключения специального договора. Законодательство допускает и покупку жилых помещений гражданами у публично-правовых образований.

Вместе с тем следует признать, что проведенная в ускоренном темпе приватизация не только не достигла поставленных задач, ведь и в значительной степени способствовала деградации экономики, падению производства в невиданных в мирное время масштабах и соответственно сокращению до минимума налоговой базы, отрицательно сказавшись на уровне благосостояния населения, снизила до опасного уровня национальную безопасность страны, например продовольственную безопасность.

Правовой статус государственной собственности, прежде всего государственной собственности субъектов РФ, требует большей конкретизации и детализации, нежели это сделано в настоящее время.


В данное время приватизация носит постепенный и «точечный» характер в том смысле, что в каждом конкретном случае государственные органы стремятся выбирать для этого объекты в порядке очередности и народнохозяйственной необходимости в данный момент. При этом они пытаются увязать ее с поиском «эффективного инвестора», или даже в первую очередь иностранного (речь идет об увязке приватизации с привлечением иностранных инвестиций, особенно прямых), который, безусловно, обеспечил бы настоящее накопление капитала, модернизацию производственного аппарата, увеличение или, по меньшей мере, сохранение числа рабочих мест. К сожалению, эти правильные новые ориентиры приватизации пока еще слабо претворяются в жизнь.

Возможности российской экономики во многом будут зависеть от того, пойдет трансформация отношений собственности только по пути приватизации большей части хозяйственного имущества, еще остающегося в государственной собственности, либо она будет эффективно сочетаться с созданием частного сектора, т.е. формированием новых предприятий на основе частной собственности. Конечно, речь может идти в 1-ю очередь о создании новых мелких и средних предприятий.

К сожалению, в России вновь созданных в пореформенный период предприятий крайне мало. Кроме того основное количество из них занято в сферах торговли и услуг (не столько услуг потребительского назначения, сколько риэлтерских, юридических, консультационных и т.п.). В это же время и результаты их деятельности однозначно показывают, что благодаря абсолютно другой мотивации, связанной с необходимостью быстро утвердиться на рынке и обеспечить необходимую рентабельность, они за короткое время нередко добиваются заметных успехов.

Библиография

Нормативно-правовые акты

1.Конституция РФ от 12 декабря 1993г.

2. Гражданский Кодекс РФ

3. ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21 декабря 2001г № 178-ФЗ

4. ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003г № 131-ФЗ

Специальная литература

1. Андреев Ю.Н. Собственность и право собственности: цивилистические аспекты: Монография. - М.: НОРМА, ИНФРА-М, 2013.

2. Баликоев В.З. Право государственной и муниципальной собственности: Учебное пособие. - Новосибирск: ЮКЭА, НПК «Модус», 2009.

3. Белов В.А. Гражданское право: Общая часть. - М.: Прогресс, 2010.

4.Емельянов В.П. Собственность и право собственности: очерки по истории, философии, праву - Москва: Факт, 2009.