Файл: Право государственной и муниципальной собственности (Субъекты и объекты права государственной и муниципальной собственности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 83

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Любое общество располагает некоторой совокупностью материальных благ, которые в рамках отдельного государства формируют его национальное богатство. Потребление национального богатства, осуществляемое для удовлетворения потребностей и интересов субъектов общества (граждан и многообразных общественных институтов), реализуется методом его присвоения. Присвоение в своем историческом развитии проходит разные формы, приобретая более развитую - форму собственности.

Право собственности - неотъемлемая часть гражданского законодательства любого развитого государства. Право собственности в каждой правовой системе общества выступает как центральный правовой институт. Оно юридически закрепляет и регулирует отношения собственности как экономической категории.

Существование человеческого общества немыслимо без экономических взаимоотношений собственности, которые, в свою очередь, не могут существовать в развитом обществе без их правого закрепления. Когда экономические отношения по принадлежности материальных благ, прежде всего, средства производства, и в связи с этим по владению, пользованию и распоряжению этими благами закрепляются и охраняются правом в предоставленном обществе, собственность выступает в юридическом смысле, другими словами как право собственности.

Согласно ч. 2 ст. 8 Конституции Российской Федерации в нашей стране признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Таким образом, на уровне конституционно-правовой нормы в российском законодательстве было признано разграничение государственной и муниципальной формы собственности, а, значит, неизбежно возникали и возникают проблемы, связанные, во-первых, с определением государственной и муниципальной собственности как объектов управления, и во-вторых, с разграничением государственной и муниципальной собственности.

Объектом изучения выступает правовое регулирование государственной и муниципальной собственности, предметом изучения считаются теоретические и практические аспекты регулирования правоотношений в сфере реализации государственной и муниципальной собственности.

Сохранение в собственности государства значительного числа объектов производственного, социально-культурного и иного назначения объясняется 2-мя факторами.

Во-первых, каждое государство обязано думать о своей безопасности, и не только военной, но также экологической, санитарно-эпидемиологической, продовольственной и т.д. Во-вторых, государство выполняет широкий круг социальных функций, призванных обеспечить достаточный прожиточный минимум населения и поддержку существующей власти со стороны избирателей, среди которых немало обездоленных.


Целью данной курсовой работы являются следующие задачи:

- раскрыть сущность права государственной и муниципальной собственности;

- изучить содержание права государственной и муниципальной собственности;

- выявить особенности и состав субъектов права государственной и муниципальной собственности;

- освоить особенности и состав объектов права государственной и муниципальной собственности.

Глава 1. Понятие и содержание права государственной и муниципальной собственности

Главной особенностью государственной и муниципальной собственности считается ее публично-правовой характер: она призвана служить обеспечению публично-правовых задач и функций государства и муниципальных образований. В собственности субъектов РФ может находиться только то имущество, которое необходимо для осуществления их публичных полномочий.

В Российской Федерации на основании пункта 1 статьи 212 ГК РФ признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. При этом права всех собственников защищаются законом и судом равным образом.

Всем хорошо известно, что понятие собственность на имущество включает в себя право владения - физическое обладание этим имуществом, право пользования - возможность использования имущества и получения дохода от этого использования, а также право распоряжения - возможность продать, обменять, подарить либо другим образом распорядиться имуществом.

Согласно пункту 1 статьи 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является:

- имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность);

- имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

Еще одной особенностью считается наличие у публично правовых образований полномочий устанавливать для себя и иных собственников общеобязательные правила поведения в виде издания нормативных актов разного уровня. У государства это полномочие основано на суверенитете, вследствие которого оно обладает на территории РФ всей полнотой государственной власти. У других публично-правовых образований такое полномочие производно от суверенитета государства, на территории которого они находятся, и закрепляется за ними с санкции государства.


В соответствии с Конституцией РФ ст. 71 Конституции РФ от 12декабря 1993 г. гражданское законодательство находится в исключительном ведении РФ. Поэтому издавать нормативные акты, затрагивающие непосредственно режим права собственности, может исключительно Российская Федерация.

1.1 Понятие государственной собственности

Государственная (муниципальная) собственность - это совокупность норм закрепляющих и охраняющих принадлежность имущества государству либо муниципальному образованию, и право владения, пользования и распоряжения в пределах установленных законом.

В нашей стране государственная собственность длительное время оставалась основной формой собственности и имела наибольший удельный вес.

В настоящее время законодательством закреплено равенство всех участников гражданских правоотношений, включая и государство (ст.2 ГКРФ). Условиями, обеспечивающими равенство субъектов в отношениях собственности, явилось лишение государства ряда преимуществ (отказ от неограниченной виндикации государственного имущества, от нераспространения исковой давности на требования о возврате государственного имущества из чужого незаконного владения и некоторых других льгот), а также и закрепление за всеми собственниками равного пава на защиту их собственности (ст.212 п. 4 ГК РФ).

В связи с переходом к обществу с рыночной экономикой субъекты РФ, как государственные образования, выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на одинаковых началах с другими участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами (ст. 124 п. 1 ГК РФ). Российская Федерация отказалась от иммунитета в качестве особого субъекта права в сфере гражданских правоотношений внутри страны.

Государственная собственность по-прежнему характеризуется единством фонда, но только в пределах того субъекта, которому она принадлежит, как бы он ни вводил ее в гражданский оборот: непосредственно либо при посредстве действующих от своего имени юридических лиц, что чаще всего и бывает.

К государственной собственности в РФ относится:

- имущество, которое принадлежит на праве собственности субъектам РФ, - собственность субъектов РФ;

- имущество, которое принадлежит на праве собственности РФ, - федеральная собственность;

- земля и другие природные ресурсы, которые не находятся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.


Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования действуют в финансовых отношениях на равных правах с другими участниками данных отношений - юридическими лицами и гражданами.

Органы государственной власти от лица Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции могут приобретать и выполнять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде.

Органы местного самоуправления от лица муниципальных образований в пределах своей компетенции могут приобретать и выполнять финансовые и другие права и обязанности.

По специальному поручению при осуществлении финансовых и других решений от лица Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований выступают государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование несут ответственность согласно своим обязательствам, принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закрепленное за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.

В субъективном смысле право государственной собственности включает в себя правомочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом, осуществляемые собственниками по своему усмотрению с учетом общенародных интересов.

Правомочия собственника по владению, пользованию и распоряжению имуществом составляют содержание права государственной собственности. Государство само устанавливает для себя объём правомочий и исполняет их в пределах, установленных законом. Право владения связано с возможностью осуществлять учет имущества и его охрану. При передаче части имущества своим организациям (учреждениям либо предприятиям) государство, субъект РФ сохраняют за собой право владения данным имуществом, потому что правомочие владения государственной организации не исчерпывает право владения субъекта права государственной собственности, оно не совпадает с ним ни по объему, ни по назначению. Право пользования означает закрепленную за государством, субъектом РФ возможность целенаправленно извлекать из имущественных ценностей выгоду в интересах всего народа Российской Федерации, субъекта РФ в целях удовлетворения его материальных потребностей и создания условий, которые обеспечивают достойную жизнь и свободное развитие человека.


Право распоряжения субъектов права государственной собственности обязано состоять в их возможности определять юридическую судьбу имущества методом изменения его принадлежности, состояния либо назначения с учетом публичных интересов.

Государство как собственник совершает в отношении собственного имущества всевозможные действия, которые не противоречат закону и не нарушают права и интересы других лиц.

1.2 Понятие муниципальной собственности

В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление.

Деятельность любой власти, реализация ее политики должны быть обеспечены собственными материальными и финансовыми ресурсами. Тем более это актуально для современного периода, когда одной из ключевых функций власти становится оказание общественно значимых услуг населению. К местному самоуправлению это относится в еще большей мере, чем к государственной власти, так как к задачам местного самоуправления в первую очередь относится удовлетворение основных жизненных потребностей населения.

Муниципальная собственность - это собственность муниципальных образований. Под муниципальным образованием понимается - городское или сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.

Указанные муниципальные образования имеют определенное имущество, принадлежащее им на праве собственности. Данная собственность рассматривается как муниципальная собственность (ст. 215 п.1 ГК РФ).

Право муниципальной собственности в объективном смысле есть совокупность юридических норм, закрепляющих общественные отношения по присвоению материальных благ, средства производства и предметов потребления.

Право муниципальной собственности в субъективном смысле есть реальная возможность субъектов муниципального образования владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим имуществом в пределах, установленных законом.

Процесс формирования муниципальной собственности во многом зависит от решения проблемы разграничения собственности между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями.

Способами формирования муниципальной собственности считаются способы, предусмотренные действующим законодательством. В качестве иллюстрации можно привести Закон Московской области «Об общих принципах формирования, управления и распоряжения муниципальной собственностью в Московской области». В нем закрепляются следующие способы формирования муниципальной собственности: