Файл: Международный валютный фонд: цели, функции, особенности (Особенности деятельности МВФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 78

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В современном мире основная часть мировых торговых отношений осуществляется под наблюдением международных экономических организаций.

Кроме того, в современных условиях экономика каждой страны поневоле попадает в возрастающую зависимость от экономики других стран, что обуславливается многообразием связей, возникающих между государствами. Сейчас отдельное государство практически не может существовать обособленно от других стран, не вступая с ними в разнообразные взаимосвязи.

Немаловажную роль в системе международных экономических отношений роль играют валютно-финансовые организации. Они создают условия для накопления и перераспределения международного валютного капитала, что позволяет использовать его целенаправленно и эффективно.

Одной из основных международных экономических организаций является Международный валютный фонд. Он играет значительную роль как в развитии экономик стран-участников, так и в развитии мировой экономики в целом.

Целью данной работы является изучение Международного валютного фонда, его основных функций и направлений деятельности.

Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:

    • определить сущность Международного валютного фонда;
    • рассмотреть основные цели и историю возникновения организации;
    • рассмотреть основные функциональные характеристики Международного валютного фонда;
    • определить главные направления деятельности Международного валютного фонда.

Объектом исследования является Международный валютный фонд, предметом — его основные функции и виды деятельности.

ГЛАВА 1. МЕЖДУНАОДНЫЙ ВАЛЮТНЫЙ ФОНД: СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

    1. История возникновения МВФ.

Необходимость создания организации для регулирования мировой валютной системы стала обнаруживаться во время Великой депрессии, которая разрушила мировую экономику в 30-е годы.

Всеобщее недоверие к бумажным деньгам в условиях кризиса повысило спрос на золото до уровня выше, чем существовавшие его запасы в финансовых органах. Поэтому ряд стран во главе с Великобританией были вынуждены отказаться от золотого стандарта, который определял на протяжение многих лет стоимость денег как неизменную величину. Неопределённость стоимостного измерения денег, которые не имели больше фиксированного соотношения с соответствующим количеством золота, привела к тому, что обмен деньгами между странами, которые сохранили золотой стандарт, и странами, которые отказались от него, значительно усложнился. Страны начали организовывать запасы золота и денег, на которые его можно было закупить. Сократилось количество денежных операций, ликвидировались рабочие места, снижался уровень жизни населения. Нарушилось соотношение между деньгами и стоимостью товаров, а так же между стоимостями разных валют. В таких условиях мировая экономика начала разрушаться: в 1929 – 1932 годах цены на товары в мире упали на 48%, а объём мировой торговли снизился на 63% [2, 114].


Неоднократные попытки решения валютных проблем на международных конференциях и встречах не имели успеха. Необходимо было наладить сотрудничество между всеми государствами для создания новой валютной системы и организации международного института для осуществления постоянного контроля над ней.

В начале 40-х годов Харри Декстер Уайт (США) и Джон Мейнард Кейнс (Великобритания) практически одновременно внесли свои предложения относительно создания новой мировой валютной системы и соответствующей постоянно действующей организации. После долгих переговоров, которые проходили в тяжёлых условиях военного времени, международное сообщество согласилось на принятие новой системы и создание такой организации. Решающая встреча по учреждению Международного валютного фонда (МВФ) состоялась в июле 1944 года в Бреттон-Вудсе (Нью-Гемпшир, США), где собрались представители 44 государств. МВФ начал свою деятельность в Вашингтоне в мае 1946 г. в составе 39 стран.

Сейчас членами организации являются 189 государств. Штаб-квартира Международного валютного фонда находится в Вашингтоне.

1.2. Основные цели и функциональные характеристики МВФ.

Основная задача МВФ заключается в обеспечении стабильности международной валютно-финансовой системы, системы обменных курсов и международных расчетов, которая позволяет странам (и их гражданам) вести операции друг с другом.

Первоначальные цели: ο способствовать развитию международного валютно-финансового сотрудничества; ο способствовать процессу расширения и сбалансированного роста международной торговли; ο содействовать стабильности валют; ο оказывать помощь в создании многосторонней системы расчетов; ο предоставлять ресурсы (при соблюдении адекватных гарантий) в распоряжение государств-членов, испытывающих затруднения в финансировании платежного баланса.

Уставные цели МВФ сегодня остаются теми же, что были сформулированы в 1944 году. С тех пор в мире произошел беспрецедентный рост реальных доходов. И хотя выгоды экономического роста не распределяются равномерно (как внутри стран, так и между ними), в большинстве стран уровень благосостояния резко возрос по сравнению, в частности, с периодом между двумя мировыми войнами. Это отчасти объясняется совершенствованием проводимой экономической политики, в том числе политики, которая стимулировала рост международной торговли и помогла сгладить экономический цикл чередующихся подъемов и спадов. МВФ гордится своим вкладом в эти достижения.


Члены МВФ вправе выбирать любые формы курсовых режимов по своему усмотрению (кроме привязки своей валюты к золоту): одни теперь допускают свободное плавание своей валюты, другие привязывают свою валюту к иной валюте или группе валют, третьи приняли в качестве собственной валюты валюту другой страны, а некоторые участвуют в валютных блоках.

Статья I Статей соглашения устанавливает основные задачи МВФ:

  1. Способствовать развитию международного сотрудничества в валютно-финансовой сфере в рамках постоянного учреждения, обеспечивающего механизм для консультаций и совместной работы над международными валютно-финансовыми проблемами.
  2. Содействовать расширению и сбалансированному росту международной торговли и за счет этого благоприятствовать достижению и поддержанию высокого уровня занятости и реальных доходов, а также развитию производительных ресурсов всех государств-членов, рассматривая эти действия как первоочередные задачи экономической политики.
  3. Способствовать стабильности валют, поддерживать упорядоченный валютный режим среди государств-членов и избегать девальвации валют в целях получения преимущества в конкуренции.
  4. Оказывать помощь в создании многосторонней системы расчетов по текущим операциям между государствами- членами, а также в устранении валютных ограничений, препятствующих росту мировой торговли.
  5. За счет временного предоставления общих ресурсов Фонда государствам-членам при соблюдении адекватных гарантий создавать у них состояние уверенности, обеспечивая тем самым возможность исправления диспропорций в их платежных балансах без применения мер, которые могут нанести ущерб благосостоянию на национальном или международном уровне.

Для выполнения этих задач МВФ наделен функциями:

- соблюдения согласованного кодекса поведения (тесное сотрудничество в вопросах международной валютной политики и межгосударственного платежного оборота);

- оказания финансовой помощи для преодоления дефицита платежного баланса;

- осуществления консультирования и сотрудничества.

Деятельность Международного валютного фонда осуществляется на принципах:

-запрета на манипуляции валютным курсом или международной валютной системой для уклонения от урегулирования;

-обязательства проведения (в случае необходимости) интервенций на валютных рынках для прекращения валютного кризиса;

-обязательства каждой страны учитывать в своей политике интервенций интересы своих партнеров, в особенности тех, в валюте которых она осуществляет свои интервенции.


1.3. Организационная структура.

МВФ подотчетен правительствам государств-членов. На верхнем уровне его организационной структуры находится Совет управляющих, в котором каждое из государств-членов МВФ представлено одним управляющим и одним заместителем управляющего, обычно из центрального банка или министерства финансов. Совет управляющих собирается один раз в год на Ежегодных совещаниях МВФ и Всемирного банка.

Двадцать четыре управляющих входят в состав Международного валютно-финансового комитета (МВФК) и обычно встречаются дважды в год. Исполнительный совет МВФ, состоящий из 24 членов, отвечает за повседневную деятельность МВФ. Совместно 24 члена Совета представляют все 189 государств-членов. Крупные страны, такие как США и Китай, представлены своими собственными директорами, но большинство стран объединены в группы, представляющие четыре или более страны. Самая большая группа состоит из 23 стран. Директор-распорядитель МВФ является главой персонала МВФ и Председателем Исполнительного совета; ему содействуют четыре заместителя Директора-распорядителя.

Объединенный комитет по развитию МВФ и Всемирного банка

Совет управляющих

Международный валютно-финансовый комитет

Независимый отдел оценки

Исполнительный совет

Директор – распорядитель

Заместители директора-распорядителя

Служба по управлению рисками

Управление внутренней ревизии и инспекций

Инвестиционный отдел –План пенсионного обеспечения персонала

Отдел по вопросам бюджета и планирования

Вспомогательные службы

Территориальные департаменты

Функциональные и специализированные департаменты

Рис. 1.1. Схема организационной структуры МВФ

Заседания Совета обычно проходят несколько раз в неделю. Совет ведет свою работу в основном на основе материалов, подготовленных руководством и персоналом МВФ. Совет обсуждает любые вопросы, от ежегодной проверки состояния экономики государств-членов до вопросов экономической политики, касающихся всей мировой экономики.

Совет обычно принимает решения на основе консенсуса, но иногда проводится формальное голосование. Неформальные обсуждения могут проводиться для рассмотрения в предварительном порядке сложных вопросов политики. 


ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕЖДУНАРОДНОГО ВАЛЮТНОГО ФОНДА

2.1. Три главных направления деятельности.

МВФ уделяет основное внимание следующим трем главным функциям:

  1. Экономический надзор: предоставлять рекомендации государствам- членам относительно принятия мер политики, которые могут помочь в достижении макроэкономической стабильности, ускорив тем самым экономический рост и сократив бедность.

«Надзор» — общий термин, включающий процесс, посредством которого МВФ осуществляет наблюдение за международной валютно- финансовой системой и изменениями в мировой экономике и ведет мониторинг экономической и финансовой политики 189 государств-членов Фонда. В рамках проводимой обычно раз в год проверки финансового состояния стран МВФ указывает на возможные риски для стабильности и рекомендует необходимые изменения в политике. Таким образом он помогает международной валютно-финансовой системе выполнять ее главную функцию, которая заключается в облегчении обмена товарами, услугами и капиталом между странами, что способствует устойчивому экономическому росту.

Надзорная деятельность МВФ включает две основных составляющих: надзор на двусторонней основе, или оценку политики каждого государства-члена и предоставление рекомендаций по мерам этой политики, и надзор на многосторонней основе, или наблюдение за мировой экономикой. Путем интеграции надзора на двусторонней и многосторонней основе МВФ может обеспечить более комплексный, последовательный анализ «вторичных эффектов», то есть возможного влияния политики одной страны на другие страны.

  1. Кредитование: временно предоставлять государствам-членам финансирование, чтобы помочь им в решении проблем платежного баланса, которые включают обстоятельства, когда эти страны испытывают нехватку иностранной валюты, поскольку их внешние платежи превышают их поступления в иностранной валюте.

Кредиты МВФ предназначены для оказания государствам-членам содействия в решении проблем платежного баланса, стабилизации экономики и восстановлении устойчивого экономического роста. Эта роль по урегулированию кризисов занимает центральное место в кредитовании МВФ. В то же время мировой финансовый кризис подчеркнул необходимость эффективных глобальных систем финансовой защиты, помогающих странам преодолевать неблагоприятные шоки. Как следствие, одна из основных задач реформ кредитования в последнее время заключалась в том, чтобы дополнить традиционную роль МВФ по урегулированию кризисов дополнительными инструментами для предотвращения кризисов. В отличие от банков развития, МВФ не предоставляет кредиты на конкретные проекты — кредиты Фонда предоставляются странам, которые могут испытывать дефицит иностранной валюты, для того чтобы дать им время на улучшение мер экономической политики и восстановление роста без необходимости прибегать к действиям, приносящим ущерб их экономике или экономике других государств-членов. В широком определении МВФ осуществляет два вида кредитования, ссужая средства по нельготным процентным ставкам и предоставляя кредиты более бедным странам на льготных условиях, при которых процентные ставки являются низкими, а в некоторых случаях — нулевыми.