Файл: Международный валютный фонд: цели, функции, особенности (Особенности деятельности МВФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  1. Развитие потенциала: предлагать техническую помощь и подготовку кадров странам, по их просьбе, для содействия им в накоплении опыта и знаний и развитии институтов, необходимых для проведения обоснованной экономической политики.

МВФ оказывает техническую помощь и предоставляет услуги по подготовке кадров должностным лицам в государствах-членах, называя это «развитием потенциала», с тем чтобы помогать странам создавать прочные институты и развивать навыки разработки и реализации, обоснованной макроэкономической и финансовой политики. Развитие потенциала, которое тесно связано с деятельностью МВФ по надзору и реализацией программ Фонда, определяется спросом, быстро реагирует на потребности государств-членов и высоко ценится ими.

Формы деятельности МВФ

Инспекции

ежегодные

дополнительные

специальные

Консультации

повышение квалификации

техническая помощь

информирование

Предоставление услуг

Финансирование

непосредственное

поэтапное

льготное

специальное

Рис 1.2. Формы деятельности МВФ

Основным источником финансовых ресурсов МВФ являются квоты государств - членов организации, которые в целом отражают относительное положение государств - членов в мировой экономике. После недавнего вступления в силу Четырнадцатого общего пересмотра квот совокупные ресурсы квот составляют приблизительно 467 млрд СДР (примерно 650 млрд долларов). Кроме того, МВФ может прибегать к временному заимствованию для целей дополнения своих квотных ресурсов. Новые соглашения о займах (НСЗ), которые могут обеспечивать Фонду дополнительные ресурсы в размере до 182 млрд СДР (примерно 253 млрд долларов), являются главным страховым инструментом на случай недостаточности ресурсов по квотам. В середине 2012 года страны-члены также приняли обязательство увеличить ресурсы МВФ при помощи двусторонних соглашений о заимствованиях; в настоящее время действуют соглашения примерно на 280 млрд СДР (примерно 387 млрд долларов США).

Возникновение такой формы деятельности как инспектирование связано с переходом от паритетной к современной, открытой системы обмена валют. При этом членами МВФ было принято решение о том, что Фонд должен расширить свою деятельность за рамки меновой стоимости, которая, в конце концов, является результатом целого ряда экономических мероприятий, изучать все сферы экономики стран, которые устанавливают размер этой стоимости, и непредубеждённо давать оценку экономической деятельности стран для всего сообщества членов. Такая форма деятельности была определена самим МВФ как «инспектирование» или надзор за обменной политикой членов организации.


Консультирование является так же постоянной формой деятельности Фонда. Консультируясь со своими членами, МВФ получает информацию о том, насколько ответственно и открыто действует страна при установлении условий, на которых правительства и частные лица других стран покупают и продают её валюту, а так же информацию об общем положении дел в стране.

МВФ проводит три типа консультаций:

      1. Ежегодные консультации. Ежегодно группа из 4 – 5 экспертов МВФ приезжает в столицу определённой страны и около двух недель собирает информацию и обсуждает с должностными лицами экономическую политику страны. После этих двух этапов группа, уже в штаб-квартире готовит подробный доклад для обсуждения его на Директорате. Выводы, рекомендации и предложения, разработанные в результате этого обсуждения, передаются на рассмотрение правительству страны.
      2. Дополнительные консультации может организовать директор-распорядитель Фонда в случаях, когда страна неожиданно оказывается в тяжёлой экономической ситуации, или есть подозрение, что её действия противоречат «кодексу поведения» и могут навредить другим государствам.
      3. Специальные консультации МВФ проводит с теми странами, экономическая политика которых в значительной степени определяет состояние мировой экономики.

Наиболее известной является такая форма деятельности МВФ, как финансирование. МВФ предоставляет финансовую помощь странам-членам в рамках разнообразных механизмов финансирования, которые отличаются в основном типом проблем платёжного баланса, для ликвидации которых они предназначены, и условиями предоставления кредитов.

Непосредственное финансирование осуществляется при помощи таких механизмов, как резервный транш и кредитные транши. Резервным траншем страны-члена называется превышение её квоты в МВФ над «скорректированной» суммой её валютных ресурсов, которые находятся в фонде на счету общих ресурсов. Резервный транш складывается за счёт части взноса страны-члена в резервных активах (СДР, иностранная валюта, золото) и чистой суммы валютных ресурсов страны-члена, использованных МВФ. Страна-член может считать резервный транш своим резервным активом, который можно мобилизовать в кратчайшие сроки.

Кредитные транши. Согласно принципам своей кредитной политики МВФ предоставляет кредиты в виде четырёх траншей, каждый из которых равен 25% квоты. Покупка кредитных траншей позволяется странам-членам только для финансирования экономических мероприятий, направленных на преодоление проблем платёжного баланса.


Рис. 1.3. Доли расходов на основные виды деятельности МВФ в 2016 году

2.2.Оценка финансового сектора МВФ.

С момента создания МВФ основным источником финансирования его административных расходов была кредитная деятельность. В целях получения дополнительных доходов МВФ в 2006 году создал Инвестиционный счет и инвестировал свои резервы. В 2008 году Исполнительный совет одобрил новую модель доходов, которая включала создание обеспечительного фонда, финансируемого за счет прибыли от продажи ограниченной части золотых резервов Фонда. Наряду с новой моделью доходов, Пятая поправка к Статьям соглашения, вступившая в силу в феврале 2011 года, санкционировала расширение инвестиционных полномочий МВФ для увеличения средних ожидаемых доходов от инвестиций и дальнейшего укрепления его финансов с течением времени. В январе 2013 года Исполнительный совет принял «Правила и положения в отношении Инвестиционного счета». Совет провел обзор стратегии инвестирования резервов Фонда в августе 2015 года и принял новые правила.

Ввиду большого объема кредитных операций и текущей низкой прибыли от инвестиций главным источником дохода МВФ остаются сборы за использование предоставленных и непогашенных кредитов. Базовая ставка сборов (процентная ставка) по финансированию МВФ определяется как процентная ставка по авуарам в СДР плюс фиксированная надбавка, выраженная в базисных пунктах. Согласно правилу, принятому Исполнительным советом в декабре 2011 года, надбавка пересматривается каждые два года и устанавливается таким образом, чтобы покрывать связанные с финансированием издержки Фонда на посреднические операции и обеспечивать возможность увеличения резервов. Кроме того, это правило предусматривает перекрестную проверку, призванную обеспечить разумное соответствие ставки сборов долгосрочным условиям на кредитном рынке.

В апреле 2016 года Исполнительный совет согласился оставить надбавку к ставке сборов на уровне 100 базисных пунктов. МВФ также взимает дополнительный сбор за использование крупных сумм кредита в рамках кредитных траншей и договоренностей о расширенном кредитовании. После вступления в силу Четырнадцатого общего пересмотра квот Исполнительный совет пересмотрел основанные на квотах пороговые уровни применения дополнительных сборов для смягчения эффекта удвоения квот.


Дополнительные сборы, называемые «дополнительными сборами, основанными на объеме заимствования», в размере 200 базисных пунктов, взимаются за использование кредита в объеме, превышающем 187,5 процента квоты государства-члена. Дополнительные сборы, основанные на сроках, в размере 100 базисных пунктов, взимаются с непогашенного кредита, превышающего тот же пороговый уровень в течение более чем 36 месяцев в рамках кредитных траншей или 51 месяц в рамках договоренности о расширенном кредитовании.

Помимо периодических сборов и дополнительных сборов МВФ взимает также плату за услуги, сборы за обязательство и специальные сборы. Плата за услуги в размере 0,5 процента взимается с каждой фактически использованной суммы средств Счета общих ресурсов (ГРА). Возмещаемый сбор за обязательство взимается с сумм, доступных по договоренностям об использовании средств ГРА, таким как договоренности о кредитах «стэнд-бай», о расширенном кредитовании, о гибкой кредитной линии, о превентивной кредитной линии и о поддержке ликвидности, за каждый 12-месячный период. Сборы за обязательство взимаются в размере 15 базисных пунктов, 30 базисных пунктов и 60 базисных пунктов с доступных для получения средств в размере до 115 процентов, от 115 до 575 процентов и свыше 575 процентов квоты, соответственно. Сборы за обязательство возмещаются при использовании кредита пропорционально объему полученных средств. Кроме того, МВФ взимает специальные сборы с просроченных выплат в счет погашения основной суммы долга и в счет погашения сборов, которые просрочены менее чем на шесть месяцев.

Таблица 1.1 Административные расходы, указываемые в финансовых отчетах, 2016 финансовый год (в млн долларов США)

ЧИСТЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПОЛНЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО БЮДЖЕТА ЗА 2016 финансовый год

1 038

РАЗНИЦА, СВЯЗАННАЯ СО ВРЕМЕНЕМ ОТРАЖЕНИЯ В УЧЕТЕ

Расходы на пенсии и выплаты уволившимся работникам

312

Капитальные расходы — амортизация расходов за текущий и предыдущие годы

38

СУММЫ, НЕ ВКЛЮЧЕННЫЕ В АДМИНИСТРАТИВНЫЙ БЮДЖЕТ

Капитальные расходы — суммы, списываемые на текущие затраты согласно Международным стандартам финансовой отчетности

17

Возмещения Департаменту общих счетов (из Трастового фонда на цели сокращения бедности и содействия экономическому росту, Трастового фонда для ограничения и преодоления последствий катастроф и Департамента специальных прав заимствования)

79


Источник: Годовой отчет МВФ за 2016

Для целей финансовой отчетности учет административных расходов МВФ ведется по методу начисления в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО). Эти стандарты предусматривают ведение учета по методу начисления, а также учет и амортизацию затрат на выплаты пособий персоналу на основе актуарных оценок. В таблице 3.2 приводится подробное сопоставление чистых результатов исполнения административного бюджета на 2016 финансовый год в размере 1038 млн долларов США с основанными на МСФО административными расходами, составившими 1326 млн долларов США (951 млн СДР), согласно проверенному аудиторами годовому финансовому отчету МВФ.

В части расходов МВФ выплачивает проценты (вознаграждение) государствам-членам по их кредиторским позициям в ГРА. Базовая ставка вознаграждения установлена на уровне процентной ставки по авуарам в СДР, которая основана на средневзвешенном значении репрезентативных процентных ставок по краткосрочным долговым инструментам на денежных рынках валют, составляющих корзину СДР, с минимальным уровнем 5 базисных пунктов. МВФ также платит проценты по ставке СДР по непогашенным заимствованиям в рамках кредитов на двусторонней основе, соглашений о покупке нот и увеличенных и расширенных Новых соглашений о займах. Распределение финансового бремени Ставки сборов и вознаграждения корректируются в рамках механизма распределения бремени, который равномерно распределяет стоимость просроченных финансовых обязательств перед ГРА МВФ между государствами-членами — дебиторами и кредиторами. Потери дохода вследствие неуплаты процентных сборов, просроченных на шесть месяцев или более, возмещаются через механизм распределения финансового бремени путем повышения ставки сборов и снижения ставки вознаграждения. Полученные таким образом средства возмещаются после погашения просроченных сборов. В 2016 финансовом году скорректированные ставки сборов и вознаграждения составляли в среднем 1,051 процент и 0,045 процента, соответственно.

Чистый доход МВФ в 2016 финансовом году составил 998 млн СДР, в основном за счет дохода, связанного с высоким уровнем деятельности по предоставлению кредитов, и дохода от инвестиций на Инвестиционном счету.

В 2016 финансовом году Исполнительный совет утвердил три договоренности в рамках механизмов нельготного финансирования МВФ по Счету общих ресурсов (ГРА) на общую сумму 4,73 млрд СДР. За отчётный период МВФ принял обязательства о предоставлении кредитов на сумму 0,83 млрд СДР (1,2 млрд долларов США) развивающимся государствам-членам с низкими доходами в рамках программ, поддерживаемых ресурсами Трастового фонда на цели сокращения бедности и содействия экономическому росту. Совокупный объем непогашенных льготных кредитов 56 государствам-членам составил 6,5 млрд СДР на конец апреля 2016 года.