Файл: "Анализ стратегии ценовой дискриминации в отрасли".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 69

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Как еще А. Лигу, коренное дискриминации третьей от первых двух в том, что она "может связана с отказом удовлетворить на одном спрос, отражающийся в выше тех, по продаются товары, спрос на другом [7] Так, спрос на рынке 1 (рис. 3, а), спроса которого, выше цены P2, для покупателей 2-го не будет удовлетворен.[8]

как и в случае ценовой первой степени, вид ценовой дискриминации в применении. Его можно только при условии, что надежные барьеры сегментами рынка и дорогого рынка не воспользоваться товарами или более дешевого Такими барьерами служить разница в и образе жизни порождаемая различиями в имметричность информации и т. д.

дискриминация и существование

Ценовая дискриминация и второй степени увеличить объем по сравнению с простой довести его до размеров, условиям совершенной В некоторых случаях дискриминация оказывается необходимым для того, выпуск был ненулевым, т. е. отрасль существовала.

На 4 представлена монополизированная LATC - кривая ее затрат длительного D1 и D2 - кривые спроса групп потребителей, D - совокупного спроса на отрасли. Как видим, LATC на всем протяжении лежит кривой совокупного а это значит, что не существует цены, по которой мог бы продан какой-либо объем выпуска. что в длительном периоде отрасль не может

Рисунок 4. - Ценовая как условие существования

Однако у монополии выход. Она может рынок, установив на рынке цену P1, на - P2. По этим ценам на 1-м может быть Q1 единиц продукции, на 2-м - Q2. объем продаж Q = Q1 + Q2, а общая выручка

что равно площади Средняя выручка в на единицу продукции ее средняя цена) равна Длине , что выше средних , так что монополист не только затраты, но и получит общая сумма равна площади прямоугольника СКАВ. сказать, что один рынка дотирует Таким образом, рынка дает отрасли производить объем продукции, условием ее существования в периоде.

Пространственная дискриминация

В тех случаях, транспортировка продукции высоких затрат, монопольной властью может с целью прибыли осуществлять (англ, spatial), иначе, географическую, дискриминацию. Она заключается в разных цен для покупателей, вблизи и вдали от снабжения (производства).


что монополист располагает заводом, расположенным в A, и обслуживает рынок, потребителей в пунктах A и В. далее, что число в пунктах А и В одинаково, как и их предпочтения, это упростит элиминировав возможные, но не к сути проблемы Обратные функции на продукцию монополиста в A и B соответственно РA = D(QA) и РB = D(QB) . Положим для упрощения, что МС = SATC = . Затраты на транспортировку потребителям в A, где находится положим нулевыми, а в B - t за каждую доставляемую единицу товара. общая прибыль от продажи товара в A и B быть представлена как

(8)

член правой (8) представляет общую от продажи QA единиц в пункте A, или TRA(QA); второй – за вычетом расходов по выручку от продажи QB продукции в пункте В, или TRB(QB); – затраты на производство продукции.

Обозначим Р-B цену, получаемую за каждую единицу продаваемую в пункт B,

Р-B(QB) = D(QB) - t -

обратная функция спроса, характеризующая цену, которую может установить на товара за вычетом по доставке, t.

Рисунок 5. – осуществляющий пространственную дискриминацию, в сравнении с конкурентным предприятием

ценовая дискриминация на рис. 5. На нем показана спроса покупателей, в пунктах A и B, ≈ а также нетто спроса находящихся в пункте B, ≈ РB(QB). должен распределить выпуск между А и В так, чтобы общую прибыль. При он должен учитывать, что

то перепродажа товара, на дешевом рынке в A, на более дорогом в B с учетом затрат на окажется невыгодной для Максимизация (8) предполагает, как выполнение пары первого порядка:

иначе,

(9)

(10)

Из (9) что прибылемаксимизирующим пространственной дискриминации являтся

(11)

т. е. чистая выручка в пункте B быть равна выручке в пункте А и обе они быть равны затратам, с.


Как следует из оптимальные количества поставляемые в A и B, Q*A и Q*B, определяются проводящим пространственную дискриминацию, так, предельная выручка в B превышала предельную в пункте А ровно на транспортных расходов, t, т. е. выполнялось равенство

Q*A и Q*B показаны на рис. 5, а, как и соответствующие им цены, P*A и P*B. чистой предельной на двух рынках на величину транспортных t.

Возможно ли здесь арбитражирование (перепродажа)? При функции спроса линии предельной вдвое круче соответствующей линии Поэтому разница цен P*A и P*B транспортных расходов, t, или

Следовательно, с учетом на транспортировку никто не получить прибыль, товар на дешевом и перепродавая его на дорогом.

образом, можно что монополист, осуществляющий ценовую дискриминацию, против" поблизости покупателей. Продажная в отдаленном пункте B чем на t ниже продажной в пункте A, где товар Очищенная от транспортных нетто цена в B ниже, чем в A, поскольку в ценах не равна транспортных расходов. При ценовой дискриминации цена за единицу продаваемую на отдаленном ниже.

Можно что в отличие от пространственно монополиста нетто совершенно конкурентного была бы одинакова и в А, и в пункте В. Как видно на 5, б, продажная цена в А бы равна неизменным затратам, Р*A - МС = с, а в пункте В предельным затратам, но с в них транспортных расходов, Р*B = МС+ = с + t. Но это и что нетто цены, от транспортных расходов, бы одинаковы:

Р-A = Р-B = с = МС        

и равны предельным на производство продукции.

Место ценовой в современной экономике

дискриминация встречается во всех сферах , в том числе и международной. некоторые примеры.

В 2003 года проводила расследование ценообразования на авиабилеты в крупнейших европейских у которых стоимость на одни и те же рейсы весьма существенно в разных странах.

ценовой дискриминации степени хорошо соотношение цен на экспортируемую на мировом рынке и на рынке России. что после либерализации торговли в 1992 г. цены сырьевых товаров, служат основным экспорта из России, быстро расти и к гг. по ряду товаров среднемировой уровень. что сырьевые товары достаточно крупными обладающими значительной властью. Выходя на рынок, такие сталкиваются с гораздо числом конкурентов, на внутреннем рынке. Это что с точки зрения эластичность спроса на рынке выше, чем на В этом случае прибыли требует, продавец на внутреннем назначал более цену.


Железнодорожные значительно снижают билетов на поезда для и пожилых, тем самым остальную часть так как, очевидно, что студентов или стариков компании ничуть не чем транспортировка взрослых.

магазины организуют распродажи своих по сниженным ценам, это может рассматриваться как тех лиц, которые не узнать о распродаже, и покупать те же самые по обычной цене.

стоимость услуг не только для различных людей внутри но и по гражданству. При чем в одних такая дискриминация а в других – нет. подобный тип ценовой с эластичностью спроса по Под эластичностью спроса по понимают отношение спроса в процентах к изменению цены E(x,y) = dln(x)/dln(y)). И как раз из-за того, что при низких ценах спрос иностранцев в России неэластичен, то есть не сильно изменится при изменении цены, им, для увеличения прибыли Третьяковской Галереи, Калининградского Зоопарка или Эрмитажа предлагают цены в несколько раз большие, чем россиянам. В то время как для обычного российского посетителя спрос даже при цене в 100 рублей очень эластичен по цене, поэтому подняв цену, например, до 150 рублей, Третьяковка может сильно проиграть в прибыли, которая очевидно зависит как от спроса, так и от цены.

Тем не менее, если ущерб при подобных видах ценовой дискриминации незначителен и редко бывает замечен самими дискриминируемыми, то в случае с применением ценовой дискриминации в области продажи и транспортировки энергоресурсов, масштабы потерь и прибылей могут достигать астрономических размеров.

Луис Филипс\Louis Phlips, автор книги "Экономика ценовой дискриминации"\The Economics of Price Discrimination, отмечает, что для того, чтобы страна или компания была в состоянии эффективно применять ценовую дискриминацию, она должна удовлетворять трем основным критериям. Во-первых, она должна иметь реальную возможность влиять на уровень цен. Во-вторых, необходимо четко разграничить отдельные рынки с различными уровнями ценовой эластичности. В-третьих, необходимо создать условия, при которых перепродажа от одного покупателя своего товара, которому он достался дешевле, другому, была практически невозможна. Хорошим примером может служить ценовая дискриминация Саудовской Аравией азиатских стран, зависящих от импорта саудовской нефти.

Многочисленные исследования показали, что Саудовская Аравия активно использует необоснованные надбавки при поставках нефти азиатским странам (Япония, Тайвань, Китай, Сингапур, Южная Корея). Результаты многих исследований были сведены воедино в масштабном докладе, опубликованном японским Институтом Энергетической Экономики\Institute of Energy Economics of Japan. Как оказалось, в 1991-2002 годы азиатские страны в среднем переплачивали $0.94 за каждый баррель нефти по сравнению с европейскими и американскими потребителями. После 2002 года разрыв цен еще более увеличился и достиг $1.50.


Государственная нефтяная компания Saudi Aramco (полное название Saudi Arabian Oil Company, обладает крупнейшими в мире разведанными запасами нефти и является крупнейшим в мире поставщиком нефти) при назначении цены на нефть для основных трех рынков - Европы, Америки и Азии - назначает более высокую цену для азиатских покупателей. При этом цены выражены в условиях транспортировки FOB ("Свободно На Борту"\Free on Board, в русском языке обычно используется термин "Франко Борт"), что означает, что продавец обязан лишь поставить продукт на борт судна в своем собственном порту, а за загрузку судна, также как и за всю дальнейшую транспортировку, платит покупатель. Теоретически для всех покупателей нефти, которым нефть доставляется танкерами, Saudi Aramco должна устанавливать одинаковые FOB-цены.

Институт Публичной Политики имени Бейкера при Университете Райса\James A. Baker Institute for Public Policy of Rice University, опубликовавший исследование "Будущее Саудовской Ценовой Дискриминации"\The Future of Saudi Price Disrcimination, отмечает, что теоретически конечная цена ближневосточной нефти, доставленной в Сингапур, должна быть ниже цены такой же нефти, доставленной в Роттердам. Однако нефть в Сингапур продается дороже, чем в Нидерланды. Подобная дискриминация стала возможной, поскольку азиатские страны оказались заложниками своего географического положения. Страны Азии, практически лишенные своих месторождений нефти, вынуждены искать самые близкие к себе источники энергии, чтобы минимизировать транспортные издержки. Одним из ближайших для них источников нефти являются страны Ближнего Востока. Поставки нефти из иных регионов мира обойдутся значительно дороже: танкеру для того чтобы пройти расстояние от Нигерии до Японии или Сингапура понадобится соответственно 36 и 27 суток, тогда как из Саудовской Аравии он добирается до порта назначения, соответственно, за 22 и 12 суток. Кроме того, западноафриканская нефть является более чистой и содержит меньше примесей, чем саудовская, поэтому она дороже. Так как большинство азиатских нефтеперерабатывающих комплексов способны очищать нефть, покупка более чистой, но дорогой нефти у западноафриканских стран не представляется выгодной. Нефтеперерабатывающие заводы США и Европы, наоборот, заинтересованы в получении максимально чистой нефти, так как в большинстве своем они не способны производить глубокую очистку сырой нефти, что и делает их менее зависимыми от Саудовской Аравии (но более зависимыми от Нигерии). В реальности, ближневосточные страны производят больше нефти, чем Азия в состоянии импортировать. Все излишки переправляются на европейские и американские рынки.