Добавлен: 26.06.2023
Просмотров: 82
Скачиваний: 2
После проведения инвентаризации составляется Сличительная ведомость результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей. На ценности, не принадлежащие организации, но числящиеся в учете, составляются отдельные сличительные ведомости.
Государственный комитет по статистике РФ приказом от 18.08.98 г. №88 утвердил формы документов по инвентаризации (Приложение 2). Перед инвентаризацией выписывается приказ руководителя организации о проведении инвентаризации формы № Инв-22, регистрируемый в журнале контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации формы № Инв-23.
Описи заполняются чернилами или шариковой ручкой четко и ясно без помарок и подчисток. Инвентаризационные описи могут быть заполнены так же с использованием технических средств.
На каждой странице описи указывается прописью число порядковых номеров товарно-материальных ценностей и общий итог количества ценностей в натуральных показателях (при этом складываются килограммы, метры, литры, штуки и т. д.). Исправление ошибок производиться во всех экземплярах описей корректурным способом - зачеркивание неправильных данных одной чертой и написание сверху правильных цифр или текста. В описях не допускается оставлять незаполненные строки, на последних страницах незаполненные строки прочеркиваются.
Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии материально ответственные лица. В конце описи материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку ценностей в их присутствии об отсутствии претензий к инвентаризационной комиссии, а также о принятии ценностей, перечисленных в описи, на всю материальную ответственность. Если инвентаризация была связана с передачей ценностей, то принявший имущество расписывается в его получении, а сдавший - в сдаче имущества.
При проведении контрольных проверок правильности поведения инвентаризации составляется Акт контрольной проверки формы № Инв-25. Он должен быть зарегистрирован в Журнале учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризации формы № Инв-25.
Проведение инвентаризации основных средств имеет свои специфики [21].
Инвентаризация основных средств в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств проводится в следующих случаях:
- Перед составлением годового бухгалтерского баланса, но не ранее 1 октября;
- При передаче основных средств в аренду, выкуп, продажу;
- При реорганизации предприятия на дату составления бухгалтерского баланса;
- При смене материально ответственных лиц;
- При выявлении фактов хищений, злоупотреблений, порче имущества;
- В случае стихийных бедствий, пожара, аварий и т.д.;
- При ликвидации предприятий перед составлением ликвидационного баланса;
- При проведении переоценки основных средств.
Обнаруженные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием и данными бухгалтерского учета отражают в следующем порядке:
- излишек ценностей приходуется и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты организации
Дебет 01, 10, 50… - Кредит 91 «Прочие доходы и расходы»
- недостача и порча ценностей относится на виновных лиц. Если виновные лица не установлены или же суд отказал во взыскании с них убытка, то убытки от недостачи или порчи имущества списываются на финансовые результаты организации:
Дебет 91 «Прочие доходы и расходы» - Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи материальных ценностей»
Дебет 99 «Прибыли и убытки» - Кредит 91 «Прочие доходы и расходы».
Руководителю организации представляются на рассмотрение предложения о регулировании выявленных при инвентаризации расхождений фактического наличия ценностей и данных бухгалтерского учета. Он принимает окончательное решение о зачете сумм.
Пример: для проведения инвентаризации основных средств, находящихся в эксплуатации в бухгалтерии, распоряжением руководителя от 27.11.2002 назначена комиссия в составе: председатель комиссии Власов Г. Р., члены комиссии Перелыгин О.Г., Копылова И.П. и Тёкин А.Е. Начало проведения инвентаризации 04.12.2004. Материально-ответственное лицо за сохранность имущества, подлежащего инвентаризации,-Одоевская М.А. [22].
В этом случае в опись можно включить как все, так и отдельные виды имущества: собственные или арендованные, используемые внутри организации или являющиеся доходными вложениями в материальные ценности. Для рассматриваемого примера опись составляется по объектам, учтенным на счете 01.1 "Основные средства в организации".
Печать описи (в 2-х экземплярах) производится по кнопке "Сформировать опись по форме Инв-1". При этом в графах 12 и 13 автоматически проставляется количество и стоимость объектов по данным бухгалтерского учета на дату составления описи.
При инвентаризации основных средств комиссия свершает осмотр объектов, заносит в описи полное их наименование, назначение, инвентарные номера и основные технические или эксплуатационные показатели. При обнаружении объектов, не принятых на учет, а также объектов, по которым в регистрах бухгалтерского учета отсутствуют или указаны неправильные данные, характеризующие их, комиссия включает в опись правильные сведения и технические показатели по этим объектам. Обнаруженные при инвентаризации расхождения фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета описываются в сличительной ведомости результатов инвентаризации основных средств по форме № Инв-18.
В бухгалтерском учете эти расхождения отражаются следующим образом (таблица 2.1.1).
Таблица 2.1.1 – Инвентаризация основных средств
Результат инвентаризации |
Отражение в бухгалтерском учете |
Сумма проводки |
|
Дебет |
Кредит |
||
Выявлен объект, не принятый к учету |
08.4 "Приобретение отдельных объектов основных средств" |
98.2 "Безвозмездные поступления (ОС)" |
Рыночная стоимость объекта |
Объект принят к учету |
01.1 "Основные средства в организации" |
08.4 "Приобретение отдельных объектов основных средств" |
Рыночная стоимость объекта |
Включение в доходы стоимости объектов, не принятых к учету, - по мере начисления амортизации |
98.2 "Безвозмездные поступления (ОС)" |
91.1 "Прочие доходы" |
Сумма амортизационных отчислений по объекту (в части, приходящейся на стоимость неучтенного объекта) |
Выявлена недостача объекта оснвных средств |
01.2 "Выбытие основных средств" |
01.1 "Основные средства в организации" |
Балансовая стоимость объекта |
02.1 "Амортизация основных средств, учитываемых на счете 01" |
01.2 "Выбытие основных средств" |
Сумма накопленной амортизации |
|
94 "Недостачи и потери от порчи имущества" |
01.2 "Выбытие основных средств" |
Остаточная стоимость объекта |
|
Недостача отнесена на виновное лицо |
73.2 "Расчеты по возмещению материального ущерба" |
94 "Недостачи и потери от порчи имущества" |
Остаточная стоимость объекта |
73.2 "Расчеты по возмещению материального ущерба" |
98.4 "Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц и балансовой стоимостью по недостачам ценностей" |
Разница между суммойподлежащей взысканию с виновных лиц (цена возможной реализации недостающего объекта), и остаточной стоимостью объекта |
|
Отнесение разницы на доходы организации - по мере возмещения материального ущерба |
98.4 "Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей" |
91.1 "Прочие доходы" |
Доля разницывозмещаемой сумме ущерба |
Лицо, виновное в недостаче объекта, не установлено |
91.2 "Прочие расходы" |
94 "Недостачи и потери от порчи имущества" |
Остаточная стоимость объекта |
Полная инвентаризация основных средств проводится один раз в три года.
Основные проводки по учету результатов инвентаризации приведены в таблице.
Таблица 2.1.2 – Основные проводки по учету результатов инвентаризации.
Содержание операции |
Дебет |
Кредит |
1.Выявлены при инвентаризации: недостача готовой продукции; излишки материалов |
94 10 |
43 91 |
2.Списана сумма недостачи на виновное лицо |
73 |
94 |
3.Внесена виновным лицом сумма по возмещению ущерба в кассу |
50 |
73 |
4.Удержана сумма по возмещению ущерба из заработной платы виновного лица |
70 |
73 |
5.Списана сумма недостачи при отсутствии виновных: на затраты производства; как прочие расходы |
20 91 |
94 94 |
Таким образом, можно сделать самый главный вывод о том, что инвентаризация – это есть исходный и потому очень важный элемент метода бухгалтерского учета. Значит, без инвентаризации нет бухгалтерского учета, как бы не пытались осмыслить инвентаризацию по ту сторону бухгалтерии. Так же инвентаризация имеет огромное значение и для налогообложения, так как налог на имущество надо брать не просто по бухгалтерскому балансу, но, что более оправдано, по данным инвентаризационных ведомостей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной курсовой работе были рассмотрены такие способы метода бухгалтерского учета как документация и инвентаризация.
Документация составляет основу бухгалтерского учета. Документация – это способ первичной регистрации хозяйственных операций (в учетных документах или технических носителях информации) и обоснования правильности бухгалтерских записей. Значимость бухгалтерских документов состоит в том, что хозяйственная операция считается совершенной только тогда, когда она оформлена документами. Бухгалтерскими документами оформляются любые хозяйственные операции в той последовательности, в какой они совершаются.
Итак, чем сложнее и разнообразнее хозяйственная деятельность, тем больше применяется в ней разнообразных форм документов. Но в связи с развитием рыночных отношений и переходом России на Международные стандарты учета разрабатываются унифицированные формы документов. В настоящее время Государственным комитетом Р.Ф. утверждены единые формы документов по различным разделам: учет основных средств и нематериальных активов; учет материалов; учет кассовых операций и банковских операций; учет рабочего времени и начисление заработной платы и т.д.
Так как при ведении бухгалтерского учета могут возникать расхождения между показателями текущего учета и фактическим состоянием товарно-материальных ценностей и расчетов, необходимо периодически проводить сверку фактических остатков с учетными данными с помощью инвентаризации.
Инвентаризация – это проверка имущества и обязательств организации, именно путем подсчета, обмера и взвешивания. Это есть способ уточнения показателей учета и следовательно, последующего контроля за сохранностью имущества организации. Проведение инвентаризаций имущества и финансовых обязательств организации – является частью общего процесса управления производством и реализацией продукции, работ или услуг. При проведении инвентаризации так же проверяется фактическое наличие имущества и реальность обязательств, числящихся в учёте.
Рассмотрев специфики документации и инвентаризации, можно сделать следующие выводы:
- документация обеспечивает сплошной, непрерывный учет всех объектов бухгалтерского учета; юридическое обоснование бухгалтерских записей, которые делают на основании документов, имеющих доказательную силу; использование документов для текущего контроля и оперативного руководства хозяйственной деятельностью организаций; контроль за сохранностью собственности, так как документами подтверждается материальная ответственность работников за доверенные им ценности; укрепление законности, поскольку документы служат основным источником сведений для последующего контроля правильности, целесообразности и законности каждой хозяйственной операции при документальных ревизиях.
- инвентаризация позволяет проверить фактическое наличие имущества и реальность обязательств, числящихся в учёте. Для бухгалтерской службы проведение инвентаризаций существенно и с точки зрения организации её практической деятельности. Это обусловлено обязательностью участия бухгалтеров в подготовке материалов для инвентаризаций, участия в работе инвентаризационных комиссий (практическое участие в проведении проверок), а также тем, что инвентаризационные разницы регулируются посредством внесения соответствующих записей в регистры бухгалтерского учёта. Кроме того, проведение инвентаризаций позволяет чаще уточнять состояние бухгалтерского учёта и правильность внесения учётных записей в регистры.