Файл: Роль мотивации в поведении организации (ООО «Ремонт Вагон» ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Из данных таблицы 1 видно, что за 2014 г. отмечается увеличение кадрового состава предприятия на 9 чел., или на 9,09%. При этом прирост численности произошел за счет увеличения численности основных рабочих (на 3 чел., или на 23,08%), специалистов – на 3 чел., или на 10,34 % и руководителей – на 3 чел., или на 5,80 %. Сокращения численности работников в 2014 г. не происходило. В 2015 г. также: численность рабочих возросла на 3 работника, или на 18,75 %, численность служащих – на 4 чел., или на 12,50 %.

Генеральный директор

Заместитель директора по производству

Коммерческий директор

Главный бухгалтер

Конструкторский отдел

Производственный отдел

Технический отдел

Служба качества

Отдел ремонтных и пусконаладочных работ

Отдел электроники и автоматизации

Отдел материально-технического обеспечения

Сектор информационно-технического обеспечения

Отдел мониторинга и контроля

Отдел поставки

Бухгалтерия

Менеджер по персоналу

Рис. 1. Организационная структура ООО «Ремонт Вагон» и численность персонала[17]

Структура персонала предприятия в 2015 г. представлена на рис. 2.

Рис. 2. Структура персонала ООО «Ремонт Вагон» в 2015 г.

Существенное влияние на эффективность использования трудовых ресурсов оказывает характер и уровень движения кадров на предприятии, которые отражены в таблице 2.

Таблица 2

Движение кадров на предприятии[18]

Показатели

Ед. изм.

2013 год

2014 год

2015 год

Отклонения

(+/-)

2014/2013

2015/

2014

1

2

3

4

5

6

7

Среднесписочная численность всего

Чел.

99

108

115

9

7

в том числе рабочих

Чел.

18

21

24

3

3

Принято на работу всего

Чел.

21

26

26

5

-

в том числе рабочих

Чел.

4

6

9

2

3

Уволено с работы всего

Чел.

12

19

26

7

7

в то числе по собственному желанию

Чел.

12

19

26

7

7

в том числе рабочих

Чел.

7

9

9

2

-

Коэффициент приема кадров всего

0,2121

0,2407

0,2087

0,0286

-0,032

в том числе рабочих

0,2222

0,2857

0,3750

0,0635

0,0893

Коэффициент выбытия кадров, всего

0,1212

0,1759

0,2087

0,0547

0,0328


Продолжение таблицы 2

1

2

3

4

5

6

7

в том числе рабочих

0,3889

0,4286

0,3750

0,0397

-0,0536

Коэффициент оборота кадров, всего

0,3333

0,4167

0,4522

0,0278

0,0355

в том числе рабочих

0,6111

0,7143

0,3750

0,1032

-0,3393

Коэффициент текучести кадров

0,1212

0,1759

0,2087

0,0547

0,0328

Анализ данных, представленных в таблице 2 показывает, что по сравнению с 2013 г. в 2014 г. количество принятых на работу увеличилось на 9 работников, а в 2015 г. по сравнению с 2014 г. – на 7 чел. Коэффициент приема кадров в 2014 г. увеличился, а в 2015 г., напротив, сократился и составил 20,87 %. Коэффициент выбытия кадров, напротив, самый высокий в 2015 г. – 20,87 %. Негативным фактом является увеличение коэффициента текучести кадров в 2015 г. с 12,12 % в 2013 г. и 17,59 % в 2014 г. до 20,87 % в 2015 г.

В процессе анализа проанализировано изменение кадрового состава за 2013-2015 гг. Динамика структуры персонала по возрасту представлена на рис. 4. В 2015 г. число работников в возрасте моложе сорока лет составляло 66 чел., то есть 57,39 % от общего числа персонала. Наибольшая группа работников находится в возрасте от 30 до 40 лет (37 чел. по данным 2015 г.).

Рис. 3. Динамика структуры персонала ООО «Ремонт Вагон»

по возрасту[19]

Образовательная структура претерпела некоторые изменения – увеличилась доля работников с высшим образованием (с 37,88 % в 2013 г. до 40,20 % в 2015 г.) с одновременным снижением доли работников со средним общим и средним профессиональным образованием. Это является положительным фактором – увеличивается число профессионалов.

2.2. Анализ мотивации персонала ООО «Ремонт Вагон»

В ООО «Ремонт Вагон» применяются материальные и моральные методы мотивации персонала.

Основным методом материальной мотивации является оплата труда. На предприятии применяется повременно-премиальная система. Фонд оплаты труда ООО «Ремонт Вагон» включает в себя должностной оклад, выплаты стимулирующего характера, выплаты компенсационного характера. Рассмотрим составляющие системы материальной мотивации персонала, представленные на рис. 4.


Система материальной мотивации персонала

Материальная мотивация - оплата труда

Должностной оклад

Надбавки

Премии

Выплаты компенсационного характера

Система КТУ

Материальная мотивация – социальные гарантии

Материальная помощь

Система социальных компенсаций и льгот

Рис. 4. Система материальной мотивации персонала ООО «Ремонт Вагон»[20]

Должностной оклад устанавливается действующим штатным расписанием и трудовым договором персонально каждому работнику и может быть изменен по согласованию с работником и внесением изменений в трудовом договоре.

К выплатам стимулирующего характера относятся надбавки и премии.

Надбавки подразделяют на три вида: персональная надбавка за профессиональное мастерство и квалификацию работника; надбавка за наставничество, устанавливается с целью организации первичной адаптации новых сотрудников, оказании помощи в профессиональном становлении, снижение текучести кадров; надбавка за кураторство, устанавливается с целью пополнения корпуса руководителей и ведущих специалистов.

Премии также подразделяют на три вида: ежемесячные плановые премии, их выплата зависит от соблюдения правил трудового распорядка, качественного исполнения обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией; ежегодная плановая премия, предусмотрена для мотивирования управленческого и менеджерского состава по окончанию отчетного года, при выполнении плановых показателей; внеплановая премия, представляет собой разовую премию за выполнение в определенном финансовом периоде поставленных задач и производственных показателей, выполнение особо важных заданий, премия к отпуску, открытие новых объектов.

Выплаты компенсационного характера включают доплаты за совмещение профессий и должностей и доплаты за расширение зоны обслуживания; доплата за сверхурочную работу; доплата за работу в выходные и праздничные дни; доплата за работу в особых климатических условиях; доплата за обеденное питание.

Коэффициент трудового участия (КТУ) применяется к распределению
сдельного приработка.

Система материальной помощи включает: смерти родных по крови или браку; смерти сотрудника (материальная помощь выплачивается родственникам сотрудника); несчастный случай. Материальная помощь рассчитывается с учетом личного вклада сотрудника, добросовестного отношения к исполнению своих обязанностей, стажа работы в организации и при наличии соответствующих документов (справки из больницы, свидетельства о смерти), заявления с визой начальника структурного подразделения.


Система социальных льготы и компенсаций состоит в предоставлении свободное время с сохранением средней заработной платы в следующих случаях вступление в брак - 3 дня, рождение ребенка - 3 дня, на похороны близких родственников - 3 дня, для возобновления учебного года родителям, имеющим детей младшего школьного возраста (1-4 классы) - 1 день.

Существующая система мотивации ООО «Ремонт Вагон» основана в основном на материальных стимулах и мотивах. Моральное стимулирование выражено в возможности карьерного роста. Руководство предпочитает воздействовать на мотивацию сотрудников путем денежного вознаграждения

В общем виде, система мотивирующих факторов ООО «Ремонт Вагон» представлена в таблице 3.

Таблица 3

Характеристика системы мотивации ООО «Ремонт Вагон»[21]

Мотивирующий фактор

Повод

Размер

Система коэффициентов трудового участия

Коэффициент трудового участка применяется к распределению сдельного приработка. Размер КТУ устанавливается ежемесячно по результата работы за отработанный месяц на основе данных журнала ежедневного учета трудового участия каждого работника

Распределение сдельного
приработка устанавливается
в размере до 50%.

Система доплат

Доплата за выполнение обязанностей временно отсутствующего работника.

Доплата за работу с вредными и тяжелыми условиями труда

Доплата за работу в ночные часы (с 11: 00 до 06 : 00)

До 50% тарифной ставки
(оклада) отсутствующего
работника

В размере от 8 до 12%
тарифной ставки или сдельной расценки

В размере 40% часовой
тарифной ставки (оклада) за
фактическое время работы

Продолжение таблицы 3

1

2

3

Система
премирования

За перевыполнение плановых показателей

До 35% тарифной ставки в месяц

Система материальной помощи и единовременные денежные поощрения

смерти родных по крови или браку; смерти сотрудника (материальная помощь выплачивается родственникам сотрудника); несчастный случаи.

Размер денежного вознаграждения зависит от стажа работы в организации, но не более 15 000 руб.

Система социальных льгот и

компенсаций

вступление в брак - 3 дня;

рождение ребенка - 3 дня; на похороны близких родственников - 3 дня; для возобновления учебного года родителям, имеющих детей младшего школьного возраста (1-4 классы) – 1 день


Проведенное исследование свидетельствует, что в настоящее время в ООО «Ремонт Вагон» превалируют материальные технологии мотивации. Для обоснованности такого выбора проведено анкетирование персонала. В анкетировании приняли участие все работники предприятия. Результаты анкетирования представлены на рис. 5.

Рис. 5. Предпочтения работников ООО «Ремонт Вагон» видов мотивации[22]

В результате опроса было установлено, что 70 % респондентов (81 человек) отдали предпочтение способам нематериальной мотивации, а остальные 30 % (34 человека) выбрали материальное стимулирование. Таким образом, налицо расхождение действующей системы мотивации фактически действующей на предприятии.

При этом сотрудники оценили важность нематериальной мотивации следующим образом: очень высокая — 40 % (46 человек); средний уровень важности выбрали 32 % (37 человек) респондентов; 18 человек признали нематериальную мотивацию важной, но в небольшой степени, а 14 человек вообще отрицают значимость нематериальной мотивации. Результаты опроса респондентов о важности нематериальной мотивации представлены на рис. 6.

Рис. 6. Степень важности нематериальной мотивации в стимулировании сотрудников[23]

Выводы

ООО «Ремонт Вагон» занимается выполнением ремонта вагонов.

На конец 2015 г. численность персонала составила 115 чел., что на 16 чел. больше, чем в 2013 г. Наибольшая группа работников находится в возрасте от 30 до 40 лет. Кадры предприятия характеризуются достаточно высоким уровнем образования.

В ООО «Ремонт Вагон» применяются материальные и моральные методы мотивации персонала. При этом основным методом материальной мотивации является оплата труда, включая надбавки и премии, доплаты. Для распределения сдельного заработка применяется коэффициент трудового участия. Кроме того, на предприятии действует определенная система материальной помощи, а также льгот и компенсаций, в том числе, предоставление оплачиваемых дней сотрудникам в связи с определенными событиями.

Существующая система мотивации ООО «Ремонт Вагон» основана в основном на материальных стимулах и мотивах. Моральное стимулирование выражено в возможности карьерного роста. Руководство предпочитает воздействовать на мотивацию сотрудников путем денежного вознаграждения.