Файл: Право государственной и муниципальной собственности (Проблемы эффективного использования).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 78

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Соглашение об аренде и контракты на управление зачастую являются временными мерами для улучшения экономических показателей деятельности государственных предприятий или переходной ступенью к полной приватизации.

Итак, на протяжении 1993–2003 гг. приватизация в России прошла три этапа, отличающихся поставленными целями, задачами и методами:

первый этап – массовая (так называемая ваучерная) приватизация (1992–1994 гг.). Основная задача – создание широкого круга собственников, в основном мелких акционеров, посредством безвозмездной передачи государственной собственности;

второй этап – денежная приватизация (1994–1999 гг.). Основная задача – пополнение доходной части бюджетов, привлечение в российскую экономику стратегических инвесторов, повышение эффективности приватизации.

третий этап – совершенствование правовых основ распоряжения государственной собственностью (1999–2003 гг.).

Приватизация объективно стала одним из важнейших системно-институциональных преобразований в экономике России. В результате приватизации в короткие сроки в России сформировались негосударственный сектор экономики и новые рыночные институты корпоративного сектора экономики (акционерные общества, рынок ценных бумаг, система институциональных инвесторов, банки, страховые компании), произошло перераспределение формальных прав собственности на приватизированное имущество при относительном минимуме социальных конфликтов.

Несмотря на то, что к концу 90-х годов ХХ века в целом была решена задача изменения форм собственности (более 58,9% предприятий стали частными), ряд стратегических целей приватизации достигнут не был:

- не сформирован широкий слой эффективных частных собственников;

- структурная перестройка экономики не привела к желаемому повышению эффективности деятельности предприятий;

- привлеченных в процессе приватизации инвестиций оказалось недостаточно для производственного, технологического и социального развития предприятий;

- в ряде отраслей не удалось сохранить конкурентное положение.

Характерной особенностью приватизации явилось занижение стоимости активов приватизируемых предприятий, что приводило к неправильному установлению цены приватизационной сделки и недополучению федеральным бюджетом средств за проданное имущество. В ходе приватизации применялась методика оценки, которая не позволяла реально оценить стоимость отчуждаемых государственных активов. В некоторых случаях оценка фактически вообще не проводилась.


Формальное разгосударствление и передача контроля над собственностью в частные руки не привели к достижению целей, которые были определены в Государственной программе приватизации – формированию “эффективного собственника” и созданию социально ориентированной рыночной экономики.

С 2003 г. начинается отсчет нового, современного этапа приватизации в Российской Федерации, основная цель которого – устранение негативных тенденций, сложившихся на предыдущих этапах реформ в этой сфере, и кардинальное повышение эффективности управления государственным имуществом в целом. Однако тот факт, что “символическая черта” под итогами приватизации государством публично не подведена, приводит к реальным негативным последствиям для экономики (занижение инвестиционных рейтингов Российской Федерации и ее регионов; отсутствие уверенности в стабильности правовых основ приватизации и в предсказуемости действий государства приводит к росту недоверия инвесторов и предпринимателей, является одним из факторов низкой налоговой дисциплины и пр.).

Глава 3. Муниципальная . Проблемы эффективного

3.1 Понятие и муниципальной собственности

современной России муниципальной собственности получил свое в Законе « собственности в » 1990 г., Законе « местном самоуправлении РФ» 1991 г., Конституции РФ 1993 . (часть 2 статьи 8). соответствии со 8 Конституции Российской признается и наряду с формами собственности собственность. Статьей 132 России установлено органов местного самостоятельно управлять собственностью.

В время понятие собственности, порядок образования, а порядок владения, и распоряжения определяются Гражданским Российской Федерации, Российской Федерации « общих принципах местного самоуправления Российской Федерации» другими федеральными региональными законами.

статье 215 Гражданского Российской Федерации: «, принадлежащее на собственности городским сельским поселениям, также другим образованиям, является собственностью».

Наличие собственности - одно важных условий существования муниципального . Муниципальная собственность с имуществом, в государственной и переданным управление органам самоуправления, составляет основу местного . Субъектом права собственности являются образования. В с определением, в статье 1 Российской Федерации « общих принципах местного самоуправления Российской Федерации», образование это или сельское , несколько поселений, общей территорией, поселения, иная территория в которых осуществляется самоуправление. Круг права муниципальной законодательно ограничен. муниципальной собственности могут быть ряд объектов, из оборота ограниченных в , например, боевое .


Объекты права собственности возможно по нескольким :

- Имущество составляющее казну.

- Имущество в оперативном и хозяйственном .

- Движимое имущество.

- имущество.

- Имущественные .

Пункт 1 статьи 29 Российской Федерации « общих принципах местного самоуправления Российской Федерации» , что в муниципальной собственности :

- средства местного ,

- муниципальные внебюджетные ,

- имущество органов самоуправления,

- муниципальные и другие ресурсы,

- муниципальные и организации,

- банки и финансово-кредитные ,

- муниципальные жилищный и нежилые ,

- муниципальные учреждения , здравоохранения, культуры спорта,

- другое и недвижимое .

Статья 9 Конституции выделяет в возможных объектов собственности землю природные ресурсы. режим муниципальных определяется Земельным Российской Федерации. режим других ресурсов определяется законами «О », «Об охране природной среды», и Водным . В соответствии этими законами местного самоуправления право пользования ресурсами, а право на платежей за .

Содержание права собственности составляют собственнику правомочия владению, пользованию распоряжению имуществом, собственник осуществляет своему усмотрению в своем .

Полномочие владения - юридически обеспеченная хозяйственного господства над вещью.

пользования - это обеспеченная возможность из вещи свойств в ее потребления. пользования обычно на полномочие .

Полномочие распоряжения - юридически обеспеченная определить судьбу путем совершения актов по этой вещи.

муниципальной собственности, и право вообще, является абсолютного правоотношения. лица по к муниципальной выступают в обязанных лиц. обязанность состоит том, что не должны на целостность собственности. В очередь, собственник совершать в своего имущества действия, которые противоречат закону не нарушают и охраняемые интересы других .

Муниципальной собственности присущ властный , который выражается способах ее . В то время властное муниципальной собственности не должно на реализации муниципальной собственности гражданских правоотношениях.

3.2 формирования муниципальной

Процесс формирования собственности во зависит от проблемы разграничения между Российской , субъектами РФ муниципальными образованиями. формирования муниципальной был определен постановлении Верховного Российской Федерации 27 декабря 1991 года « разграничении государственной в Российской на федеральную , государственную собственность в составе Федерации, краев, , автономной области, округов, городов и Санкт- и муниципальную ». В соответствии приложением №3 к постановлению в муниципальной собственности передаче объекты , расположенные на городских и Советов (жилищный нежилой фонды, -эксплуатационные и -строительные предприятия, инженерной инфраструктуры т.д.). была первая разграничить собственность и собственности и ее . В состав собственности также объекты, находившиеся собственности субъектов Федерации и на территории городов. К относились предприятия торговли, общественного и бытового населения; учреждения объекты здравоохранения, образования, культуры спорта; оптово- мощности. Помимо в муниципальную должны были переданы предприятия торговли, общественного и бытового , находившиеся в министерств и .


Различия муниципальной и государственной по следующим :

По субъектам. государственной собственности народ РФ органы государственной , а субъектом собственности – население образования и местного самоуправления, входящие в органов государственной .

По объектам. права государственной может быть имущество, а муниципальной собственности – имущество, кроме , что может только в собственности.

По приобретения и права собственности. основания приобретения государственной собственности могут быть приобретения права собственности (например, или международный ).

По содержанию. собственника муниципальной могут быть , например, это к праву (право распоряжения дотациями, входящими местный бюджет, государственными органами).

муниципальной собственности из оснований, законами и правовыми актами. выделить административные гражданско-правовые . Административный порядок волю одной – государства и при издании органа государственной . Более отвечают местного самоуправления перехода прав объекты собственности -правовые договоры сделки. Муниципальное вправе заключать с другими гражданских прав. этом случае

воля обеих , что ставит местного самоуправления равное положение контрагентом.

Право собственности прекращается случае гибели уничтожения имущества; отчуждении имущества лицам, в числе при ; в порядке муниципальной собственности; обращения взыскания имущество по муниципального образования порядке, предусмотренном РФ или ; по иным , предусмотренным законами .

Приватизация муниципальной является одним наиболее важных , обеспечивающих укрепление основы местного в условиях экономики и муниципальной собственности. 4 статьи 29 Федерального «Об общих …» гласит, что и условия муниципальной собственности населением непосредственно представительными органами образования. Доходы приватизации муниципальной в полном поступают в бюджет.

Федеральный от 21 июля 1997 № 123-ФЗ «О государственного имущества об основах муниципального имущества Российской Федерации» основные способы муниципального имущества:

- муниципального имущества аукционе, в числе акций в процессе открытых акционерных на специализированном ;

- продажа муниципального на коммерческом с инвестиционными (или) социальными ;

- продажа акций, в процессе открытых акционерных их работниками;

- арендованного муниципального ;

- преобразование муниципальных предприятий в акционерные общества, 100% которых находятся муниципальной собственности;


- муниципального имущества качестве вклада уставные капиталы обществ;

- отчуждение в муниципальной акций созданных процессе приватизации акционерных обществ муниципальных ценных , удостоверяющих право таких акций.

целью передачи собственности юридическим физическим лицам повышение эффективности всех видов , ресурсов и страны. Однако и другие значимые цели процессов.

В Концепции управления имуществом содержится перечень конкретных (задач) приватизации:

- благоприятной экономической для развития , прежде всего реальном секторе экономики;

- вовлечение гражданский оборот количества объектов собственности, оптимизация государственной собственности, структуру участия в хозяйственных и обществах;

- расходов федерального на управление имуществом;

- привлечение в реальный российской экономики, всего за инвесторов, заинтересованных долгосрочном развитии предприятий, готовых на себя по реализации и (или) условий и их выполнять;

- широкого слоя собственников, ориентированных долгосрочное развитие , насыщение отечественной российского рынка ее продвижение мировой рынок, производства и новых рабочих ;

- существенное повышение менеджмента и управления за усиления ответственности приватизированных предприятий, также заинтересованности и персонала в результатах производственной деятельности;

- более эффективной горизонтальных и связей в секторе российской ;

- восстановление активного фондового рынка;

- пополнение доходной бюджета с на Бюджет Российской Федерации.

заключить, что для создания укрепления собственной основы у самоуправления имеются. местного самоуправления осуществлять контроль полнотой и поступления средств покупателей объектов , обеспечить учет средств по проданному объекту, налоговому органу месту расположения о поступлении в местный , то есть должны организовать приватизации имущества.

пределах установленной органы местного и должностные местного самоуправления решения о муниципальной собственности, ее приобретения отчуждения; о реестров муниципальной ; о хранении , подтверждающих право собственности; о , реорганизации и муниципальных унитарных , учреждений; об контроля за использования и муниципальной собственности многое другое.

порядка управления распоряжения муниципальной является исключительной представительных органов самоуправления. централизованной управлении произошел «разгосударствления», введение осуществляется путем частной собственности, многом хаотического, и предпринимаются имитации экономической западных стран. эффективность происходящих под большим , тем более спаде производства.