Файл: Менеджмент как организационно-целевое управление (Понятие, функции и цель менеджмента).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность проблемы исследования связана с существующими условиями хозяйствования организаций в Российской Федерации и необходимостью повышения эффективности системы управленияпредприятий малого бизнеса.

Объектом курсовой работы выступает ООО «Интэлс», предметом - менеджментООО «Интэлс».

Целью курсовой работы является разработка практических рекомендаций в области повышения эффективности управления на примере ООО «Интэлс».

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть теоретические аспекты менеджмент как организационно-целевого управления;
  • провести анализ менеджмента ООО «Интэлс»;
  • разработать практические рекомендации в области менеддментаООО «Интэлс».

Практическая значимость исследования заключается в обобщении опыта и выявлении проблем процесса управления, а также разработке направлений повышения эффективности управления на предприятиях малого бизнеса. Результаты дипломного исследования могут быть воплощены в работе ООО «Интэлс».

Глава 1. Теоретические основы менеджмента как организационно-целевого управления

    1. Понятие, функции и цель менеджмента

Разделение труда по мере развития производственных отношений привело к выделению специфических трудовых процессов — процессов управления.

Менеджмент (управление) — воздействие одного лица или группы лиц (менеджеров) на другие лица для побуждения действий, соответствующих достижению поставленных целей при принятии на себя менеджерами ответственности за результативность воздействия[1].

Сама по себе общность задач управления позволяет формулировать общие законы управления, а анализ и обобщение практики управления дает возможность, опираясь на эти законы, конкретизировать содержание управления в рамках науки управления (менеджмента)[2].

Управление осуществляется в рамках единого процесса управления (кольца управления), что показано на рис. 1.


Рисунок 1. Кольцо управления[3]

Управление включает три аспекта:

- "Кто" управляет "кем" (институциональный аспект);

- "Как" осуществляется управление и "как" оно влияет на управляемых (функциональный аспект);

- "Чем" осуществляется управление (инструментальный аспект)[4].

В деятельности любого предприятия следует выделить цели и ограничения. Они выполняют следующие основные задачи в управлении:

- сопоставление существующего состояния с желаемым ("где мы?" и "куда идем?");

- руководящие требования к действиям ("что надо сделать?");

- критерии принятия решений ("какой путь лучший?");

- инструменты контроля ("куда мы в действительности пришли и что из этого следует?" (рис. 2)[5].

Рисунок 2. Сущность менеджмента[6]

Основные виды целей:

- стремление к доходу;

- стремление к имущественному состоянию;

- стремление к благосостоянию;

- стремление к увеличению оборота ("доли рынка");

- стремление к снижению расходов;

- завоевание имиджа[7].

1.2 Организационное управление

Важнейший элемент системы управления фирмой – это ее организационная структура.

В зависимости от характера связей между различными подразделениями различают следующие формы систем управления.

Линейная организационная структура основывается на принципе единства распределения власти, по которому право административное воздействие осуществляется сверху вниз, от одного элемента к другому.

Линейная оргструктура формируется в результате построения аппарата управления из взаимоподчинённых органов в виде иерархической лестницы, то есть каждый подчинённый имеет одного руководителя, а руководитель имеет несколько подчинённых (рис.3)[8].

Руководитель организации

Руководитель подразделения2

Руководитель подразделения1

Руководитель подразделения

4

Руководитель подразделения

3

Исполнители подразделения

4

Исполнители подразделения


3

Исполнители подразделения

2

Исполнители подразделения

1

Рисунок3. Линейная организационная структура[9]

В такой оргструктуре руководители не могут непосредственно связываться друг с другом, весь управленческий процесс происходит через вышестоящий элемент, поэтому такую оргструктуру называют однолинейной.

Преимуществами линейной оргструктуры являются:

  • простота построения системы;
  • ограничение функциональных задач, компетенции и ответственности;
  • жесткий, административный стиль управления;
  • быстрота принятия управленческих решений[10].

Недостатками линейной оргструктуры являются:

  • сложные взаимосвязи между отдельными подразделениями компании;
  • сосредоточение всех властных полномочий на высшем уровне управления;
  • высокая загрузка среднего управленческого уровня[11].

Функциональная оргструктура основывается на создании подразделений для выполнения определённых функций на производственном, сбытовом, маркетинговом уровнях управления. С помощью руководства могут быть иерархически связаны нижние звенья управления с различными более высокими звеньями управления.

Функциональная оргструктура управления направлена на выполнение повторяющихся задач, которые не требуют незамедлительного принятия решений. Функциональные оргструктуры часто имеют в своём составе специалистов самой высокой квалификации, которые отвечают за определенные работы (рис.4).[12]

Руководитель организации

Функциональный руководитель

Функциональный руководитель

Функциональный руководитель

Испол-нитель

Испол-нитель

Испол-нитель

Испол-нитель

Испол-нитель

Испол-нитель

Испол-нитель

Испол-нитель

Рисунок4. Функциональная организационная структура[13]

К преимуществам функциональной оргструктуры относят:

    • значительное уменьшение звеньев согласования;
    • сокращения дублирования функций;
    • высокая компетентность специалистов, которые отвечают за выполнение определенных бизнес-направлений;
  • упрочение вертикальных связей и более жесткий контроль над деятельностью более низших уровней.[14]

К недостаткам функциональной оргструктуры следует отнести:

  • противоречивое распределение ответственности;
  • сложность процесса коммуникации;
  • длинный и формальный процесс принятия решений;
  • конфликты из-за несогласия с мнениями, поскольку каждый функциональный руководитель желает в первую очередь реализовать собственные цели. [15]

Штабы нескольких уровней иерархии управления участвуют в подготовке решений, но не обладают самим правом принятия таких решений (рис. 5).

Президент

Вице-президент (производство)

Вице-президент

(финансы)

Вице-президент (сбыт)

Управляющий производством

Заведую-щий юр. отделом

Региональные директора

по сбыту

Управляю-щий запасами

Управляю-щий сборкой

Управляю-щий по изгот. узлов

Главный бухгалтер

Агенты

Учетчики

Мастера

Бухгалтеры

Рабочие

Рисунок5.Линейно-функциональная структура управления

предприятием[16]

Преимуществами линейно-функциональных оргструктур управления являются:

  • возможность получения высокого уровня специализации работников;
  • максимальная точность определения необходимых кадровых ресурсов.[17]

Недостатки линейно-функциональных оргструктур управления – это:

    • сложность горизонтального согласования целей и задач компании;
    • медленное реагирование на изменения. [18]

В целях расширения бизнеса многие компании перестраивают свою оргструктуру, формируя отделы, которые ориентируются на производство определённой номенклатуры изделий (продуктовая оргструктура) или на определенный географический рынок (региональная оргструктра).

Продуктовая оргструктура предполагает создание в компании самостоятельных хозяйственных подразделений, которые ориентированы на продажу определенных видов товаров. При этом важно организовать специализацию производственных подразделений головной фирмы по группам изделий и зависимыми обществами.

При такой оргструктуре ряд полномочий по руководству производством и сбытом отдельного продукта, либо услуги делегируются одному руководителю. Соответственно начальники вторичных функциональных служб должны отчитываться перед управляющим по данному продукту (рис. 6)[19].


Главным недостатком продуктовой оргструктуры является увеличение затрат, поскольку ряд функциональных подразделений компании может дублироваться. [20]

Президент

Маркетинг

Кадры

Материально-техническое снабжение

Финансы

Отделение средств производства

Отделение индикаторных ламп

Инструментальное отделение

Отделение электронной измерительной аппаратуры

Инженерная служба

Произ-водство

Бухгал-терия

Сбыт

Инженерная служба

Произ-водство

Бухгал-терия

Сбыт

Рисунок6. Продуктовая организационная структура[21]

Цель оргструктуры, ориентированной на потребителя, состоит в том, чтобы максимально удовлетворить определенную группу потребителей данного товара. Например, крупные полиграфические издательства, имеют подразделения, занимающиеся взрослой литературой, детской литературой, учебной и так далее. Каждое из таких подразделений ориентируется на своего покупателя и зачастую действует как независимая фирма (рис. 7).[22]

Вице-президент группы энергопользования и обслуживания

Отдел обслуживания потребителей

Отдел использования энергии в жилищно-бытовом секторе

Отдел использования энергии в торговле

Отдел использования энергии в промышленности

Рисунок7. Организационная структура, ориентированная на потребителя

Такие географические центры могут быть отдельными производственными отделениями, центрами прибыли, а также дочерними и зависимыми обществами. Во всех случаях региональные подразделения осуществляют координацию деятельности дочерних сбытовых и производственных компаний на определенной территории.

1.3 Целевое управление

Наряду с официальными целями, или целями-заданиями, содержащимися в планах организации, все более широкое распространение в управлении получают неофициальные цели-ориентиры и сформулированные на их основе самими исполнителями с учетом индивидуальных возможностей и способностей. Именно на них ориентируются прежде люди в своей деятельности и их достижение стимулируется прежде всего.