Файл: Экономическое прогнозирование.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 119

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Более отдаленные планы по освоению ресурсов полуострова Ямал связаны с вводом в эксплуатацию месторождений полуострова Ямал: Харасавейского газоконденсатного месторождения (2024г.), Крузенштернского газоконденсатного месторождения (2025-2029 гг.), а также ввода месторождений, расположенных в акватории Карского моря, таких как: Северо-Каменномысское  газоконденсатное (2025-2029 гг.) и газовое Каменномысское-Море (2023-2028 гг.).

Перспективным направлением для экономики автономного округа останется нефтедобыча, увеличить объемы которой предполагается на Восточно-Мессояхском, Пякяхинском, Русском, Яро-Яхинском и Новопортовском месторождениях.

Помимо этого, на территории автономного округа будет реализовано множество менее крупных инвестиционных проектов в сфере ТЭК.

В разработке небольших новых и сильно выработанных месторождений во всем мире наиболее эффективно работают малые и средние предприятия при условии обеспечения доступа к нефтегазопроводам и объектам первичной подготовки. В автономном округе имеются предпосылки для создания малых и средних инновационных компаний, которые способны не только повысить нефтеотдачу, но и сохранить коллективы сервисных организаций, обслуживающих нефтегазовый сектор.

Устойчивый экономический рост в базовом секторе приведет к развитию на территории региона таких конкурентоспособных видов экономической деятельности, как сервис нефтегазодобычи и нефтегазохимия, способных диверсифицировать монопрофильный характер экономики автономного округа. [24, С.55-62]

В регионе продолжается строительство Новоуренгойского газохимического комплекса (НГХК). Комплекс будет перерабатывать этансодержащий газ, который является побочным продуктом, получаемым в результате деэтанизации газового конденсата. Мощность предприятия по переработке сырья должна составить более 800 тыс. тонн в год, при этом на заводе ежегодно планируется производить до 400 тыс. тонн полиэтилена с возможностью увеличения до 1,2 млн тонн.

На базе НГХК предполагается создание газохимического кластера и производства упаковочных материалов, предметов бытового обихода из полиэтилена, стрейч-пленки и т.д. Запуск комплекса позволит создать для Нового Уренгоя около тысячи рабочих мест.

Целью государственной политики в данной сфере является проведение эффективного государственного управления, обеспечивающего гармоничное развитие экономики региона, в том числе ТЭК, на основе эффективного сотрудничества.


Основной задачей является стимулирование развития инвестиционной деятельности, а также взаимодействие с предприятиями ТЭК, работающими на территории автономного округа.

Взаимодействие с крупными предприятиями ТЭК, работающими на территории автономного округа, будет продолжено в рамках соглашений о сотрудничестве. Данные соглашения регулируют вопросы восстановления экологического ущерба, сохранения исконной среды обитания коренных малочисленных народов Севера в автономном округе, реализации различных социальных проектов для нужд жителей автономного округа.

Действующий механизм предоставления налоговых льгот предприятиям, осуществляющим в регионе приоритетные инвестиционные проекты, стимулирует первоочередное привлечение к реализации проектов работников из числа лиц, постоянно проживающих на территории автономного округа, а также подрядные организации, поставщиков сырья и материалов, сбытовые организации, других исполнителей работ, услуг, которые зарегистрированы в налоговом органе и ведут свою деятельность на территории автономного округа. [25, С.118-122]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Организация работ по прогнозированию представляет собой ком­плекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на создание условий для прогнозирования полезного эффекта и элементов совокупных затрат по продукции с целью подготовки информации для принятия оперативных и стратегических решений. Задачами организации работ по прогнозирова­нию являются:

- сбор и систематизация необходимой для прогнозирования информации;

- подготовка специалистов, владеющих основными приемами и методами прогнозирования;

- формирование и организация функционирования рабочих органов
программирования, интегрированных с существующими службами управ­ления.

Рациональная организация работ по прогнозированию должна обес­печивать оперативное получение вариантов качественных характеристик изучаемого объекта, тенденций его изменения, также сокращение средств и трудозатрат на проведение прогнозирования.

Для реализации всех перечисленных принципов в хозяйственной структуре должно существовать специализированное подразделение, рабо­ту в котором должен координировать и возглавлять один из высших руко­водителей, так как в противном случае эта работа «затухает» и оказывается недостаточно эффективной.

При решении организационных вопросов необходимо установить, будет ли весь прогнозный расчет выполняться штатными сотрудниками или будет принято решение по привлечению специализированной консал­тинговой организации.


При разработке долгосрочных и среднесрочных стратегических про­гнозов в ряде случаев целесообразно привлекать внешних консультантов. Для такого привлечения существует ряд аргументов:

1. Прогнозирование требует профессионализма: специалист лучше
владеет сложной методологией исследования, включающей разнообразные
методы.

2. Выполняя прогнозные работы в различных областях деятельности,
консультант лучше ощущает связи между элементами целого, поэтому он
может лучше реализовать системный подход как основу прогнозирования.

Не являясь штатным сотрудником, внешний консультант больше
заинтересован в объективности и эффективности прогноза и более объективен, так как не зависит от мнений других членов и руководителей хозяй­ственной структуры (с чем вынужден считаться штатный сотрудник).

Привлечение консультантов-экспертов при разработке прогнозов обосновано на стадии сценарного прогнозирования, где требуется большое число экспертных оценок, аналитических расчетов.

Если же принято решение о прогнозировании силами штатных со­трудников, то руководитель должен определить:

- перечень и характер участия подразделений в этой работе;

- методику, формы, сроки выполнения работы;

- ответственных за выполнение различных операций;

- порядок принятия и реализации прогноза.

Прогнозные разработки являются неотъемлемой составной частью комплексных целевых программ. При разработке прогнозов можно выде­лить следующие этапы: сбор, анализ и корректировка материалов по прогнозированию; анализ сложившихся тенденций и про­блем повышения качества продукции; разработку прогнозов в составе предполагаемой комплексной программы.

Структура прогноза обусловлена сроками, на которые он разрабаты­вается, а также основными направлениями научно-технического прогресса, которые зависят от «срока жизни» тенденций, сложившихся в период, предшествующий их разработке. Чем более устойчивый характер имеют тенденции, тем шире может быть горизонт прогнозирования.

Прогноз является предплановым документом и поэтому его внедре­ние на практике означает разработку научно обоснованного, оптимального плана повышения эффективности производства на основе использования вариантов прогноза показателей качества и затрат на его достижение.

Общая логическая последовательность важнейших операций разра­ботки прогноза сводится к следующим основным этапам:

- предпрогнозная ориентация (программа исследования). Уточнение
задания на прогноз: характер, масштабы, объект, периоды обоснования и
упреждения и т.д. Формулирование общей цели, декомпозиция целей;


- анализ объекта прогнозирования и среды, динамических рядов по­казателей;

- разработка сценария развития среды и определение прогнозного го­ризонта;

- разработка типового представления объекта прогнозирования;

- построение серии гипотетических (предварительных) поисковых
или нормативных моделей прогнозируемого объекта;

- проведение прогнозного моделирования;

- оценка достоверности и точности, а также обоснованности (верификации) прогноза;

- анализ результатов прогнозирования;

- выработка по результатам анализа рекомендаций для принятия решений в сфере управления;

- экспертное обсуждение прогноза (экспертиза) и рекомендаций, их
доработка с учетом замечаний экспертов.

Структура прогноза обусловлена сроками, на которые он разрабаты­вается, а также основными направлениями научно-технического прогресса, которые зависят от «срока жизни» тенденций, сложившихся в период, предшествующий их разработке. Чем более устойчивый характер имеют тенденции, тем шире может быть горизонт прогнозирования.

Прогноз является предплановым документом и поэтому его внедре­ние на практике означает разработку научно обоснованного оптимального плана повышения эффективности производства на основе использования вариантов прогноза показателей качества и затрат на его достижение.

К перспективным направлениям развития энергетической отрасли России относится формирование нефтегазохимического кластера на минерально-сырьевой базе месторождений полуострова Ямал, шельфовых районов Карского моря, Обской и Тазовской губ, в том числе посредством реализации крупных региональных стратегических инициатив государства, региона и бизнеса в части энергетического освоения указанных территорий Арктической зоны России.

Конкурентными преимуществами региона являются: значительный опыт освоения месторождений и реализации крупных инвестиционных проектов в экстремальных условиях Крайнего Севера, выход к Северному морскому пути, обеспечивающий прямую поставку углеводородов на мировой рынок.

Целевой сценарий социально-экономического развития автономного округа базируется в первую очередь на развитии газодобычи в регионе. 

Предпосылкой для реализации данного сценария является рост мирового спроса на энергоресурсы, несмотря на изменение структуры мировой энергетики.

Мировой спрос на энергоресурсы будет стимулироваться ростом экономики, численности населения планеты (более чем на 1 млрд человек), благосостоянием в развивающихся странах и сдерживаться быстрым повышением энергоэффективности.


Предполагается, что мировой рост потребления нефти останется устойчивым до середины 2020-х годов, затем темпы его замедлятся, поскольку рост энергоэффективности и переход на другие виды топлива будут снижать потребление нефтепродуктов.

Основные вложения будут связаны с дообустройством действующих нефтяных месторождений и повышением их нефтеотдачи, вовлечением в разработку глубокозалегающих запасов, расположенных в традиционных районах нефтедобычи автономного округа. Эти меры позволят сохранить объемы добычи нефти на достигнутом уровне.

Совершенствование технологий и внимание к вопросам экологии меняют структуру спроса на первичные энергоресурсы. В этой связи возрастает роль природного газа - экологически более чистого энергоносителя, использованию которого уделяется большое внимание в Северной Америке и Западной Европе. Этому способствует наличие природного газа во многих странах мира, относительная дешевизна, гибкость в использовании. Объем предложения и цена на природный газ в настоящее время оказывают прямое влияние на нефтяной рынок. 

Немалое значение имеют также тенденции к отказу от атомной энергетики, стремление ряда стран снизить зависимость экономики от импорта нефти и нефтепродуктов.

По оценкам, мировое потребление природного газа до 2030 года вырастет примерно на 20%, он станет вторым по величине топливом после нефти крупнейшим отдельным видом топлива в глобальной энергетической структуре.

Дополнительным фактором опережающего освоения минерально-сырьевой базы полуострова Ямал является постепенное снижение добычи и истощение основных традиционных нефтяных и газовых месторождений континентальной части региона, и, следовательно, необходимости освоения новых перспективных центров добычи в Арктической зоне.

Существующая газотранспортная инфраструктура позволяет планировать ввод в эксплуатацию новых газовых месторождений, продукция которых заменит газ месторождений, находящихся на стадии падающей добычи.

Создание промышленных центров добычи на полуострове Ямал и морских месторождениях шельфа Карского моря, а также комплексное освоение указанных территорий с созданием соответствующей транспортной инфраструктуры будет способствовать удовлетворению перспективных потребностей экономики в энергоресурсах, обеспечению энергетической безопасности страны, устойчивому развитию сопутствующих отраслей промышленности и ТЭК в долгосрочной перспективе.