Файл: Причины, цели и методы государственного регулирования экономики (Государственное регулирование экономики на примере Свердловской области).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 540

Скачиваний: 16

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

С помощью государственных программ решаются задачи структурной перестройки, осуществления инвестиций, защиты окружающей среды и т. д.
Наибольшее распространение государственное программирование получило в странах Западной Европы, а также в Японии. В США и Канаде, где предпочтение отдается текущему регулированию экономики, оно распространено менее. Государственные программы широко применяются и в развивающихся странах.

Следует отметить, что государственные программы носят рекомендательный, а не директивный характер, как в командной экономике. Частный сектор их выполнять не обязан. Однако для их реализации государство оказывает сильную поддержку за счет экономических и социальных ресурсов всего общества.

Наряду с экономическими методами государственного регулирования используются также и административные методы.[6]

В таблице 3 рассмотрим виды административных методов регулирования экономики.

Таблица 3

Административные методы регулирования экономики

Метод административного регулирования

Содержание метода

Запрещение

Это запрет какой-либо деятельности, признание общественно вредным само производство каких-либо товаров и услуг либо его технологий. Например, в целях обеспечения безопасности или по другим причинам государство может запретить следование через его территорию персоны нон грата и грузов других государств.

Разрешение

Это согласие, выданное в письменной или устной форме субъектом управления. Государство дает разрешение на ведение многих видов экономической деятельности, экспорт и импорт ряда товаров.

Принуждение

основано на применении мер наказания за нарушение установленных норм. Например, при несвоевременной уплате налогов взимаются штрафы.

Административные методы регулирования используются часто при решении вопросов охраны окружающей среды, обеспечения национальной безопасности страны и т. д. Их используют при разработке стандартов, нормативов, а также при осуществлении контроля за их соблюдением.

Экономическое прогнозирование - предвидение будущего состояния экономики и сопряженных с ней сфер.

Экономический прогноз - исходная основа для определения целей, выработки стратегии и тактики социально-экономического развития.
Программирование экономического развития - разработка и реализация программ развития всей экономики или отдельных ее сфер (регионов, многоотраслевых комплексов и т. д.). Программы экономического развития - основной инструмент прямого активного вмешательства государства в ход воспроизводственного процесса в условиях рыночных отношений.
Бюджетирование экономического развития представляет собой разработку и реализацию государственного бюджета страны как инструмента воздействия государства на ход экономического развития. Государственный бюджет представляет собой основной документ реального управления экономическим развитием страны.


Индикативное планирование представляет собой многоэтапный процесс, включающий разработку плана развития экономики страны, имеющего рекомендательный характер, доведение до хозяйствующих субъектов его показателей, контроль за выполнением плановых показателей, стимулирование агентов производства следованию в своей деятельности наметкам индикативного плана.

Индикативный план - основной документ для выработки и проведения макроэкономической политики в рамках национальной экономики.

В данной главе нами были изучены теоретические основы государственного регулирования экономики.[7]

Можно отметить, что значение регулирования экономики государством велико, государство обеспечивает в первую очередь соблюдение законов и правил, а также способствует макроэкономической стабильности в обществе.

Одной из причин государственного вмешательства в экономику является взаимосвязь с целями государственного вмешательства в экономику. На каждом этапе развития общества они зависят от многих обстоятельств: степени общей развитости экономики, меры включенности в международное разделение труда, социальной и психологической ситуации в стране. Можно отметить, что экономические и административные методы регулирования экономики взаимосвязаны. Каждый экономический регулятор применяется либо изменяется после принятия соответствующих государственных решений, и контролируется государственной службой, то есть имеет в себе элемент администрирования.

Набор инструментов государственного регулирования включает в себя следующие основные элементы: экономическое прогнозирование, программирование экономического развития, бюджетирование, индикативное планирование.

ГЛАВА 2.Государственное регулирование экономики на примере Свердловской области

2.1.Направления государственного регулирования

Министерство экономики является исполнительным органов государственной власти Свердловской области, осуществляющим следующие функции:


- разработка региональной политики

-нормативно-правовое регулирование в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития

-разработка стратегии социально-экономического развития.

Цели министерства экономики:

-Социально-экономического развитие

-Эффективность государственных инвестиций.

-Единая государственная экономическая и социально-трудовая политика.

-Человеческий капитал; качество жизни населения.

-Программы по приоритетным национальным проектам.

-Развитие и совершенствование межбюджетных отношений, системы налогообложения и финансовой инфраструктуры.

-Эффективность деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления.[8]

Главным документом, определяющим стратегию и инструменты для экономического развития на ближайшие годы является государственная программа Свердловской области «Совершенствование социально-экономической политики на территории Свердловской области до 2020 года», включающая в себя 28 программ, утвержденная постановлением Правительства Свердловской области постановлением от 25.12.2014г. №1209-ПП. Настоящая государственная программа разработана в соответствии с основными стратегическими документами, определяющими экономическую политику Свердловской области:

1) Федеральным законом от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации";

2) Указами Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года;

3) Стратегией социально-экономического развития Уральского федерального округа на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.10.2011 N 1757-р (далее - Стратегия социально-экономического развития Уральского федерального округа на период до 2020 года);

Общие объемы доходов и расходов областного бюджета

Объем доходов бюджета 1) 174644657,6 тысяч рублей на 2016 год;

2) 175949874,5 тысяч рублей на 2017 год;

Объем расходов бюджета 1) 203559374,0 тысяч рублей на 2016 год;

2) 198725567,8 тысяч рублей, в том числе общий объем условно утвержденных расходов - 4618088,0 тысяч рублей, на 2017 год;

Дефицит областного бюджета 1) 28914716,4 тысяч рублей на 2016 год;

2) 22775693,3 тысяч рублей на 2017 год;

Регулирование в экономике Свердловской области по основным направлениям:

1)В рамках активизации экономического роста из Федерального бюджета и бюджета Свердловской области были выделены денежные средства на следующие мероприятия:

-3 000 млн. руб. на реализацию проектов по импортозамещению;


-246,6 млн. руб. на обеспечение доступности кредитов для предприятий (увеличение гарантийного фонда);

-305,0 млн. руб. субсидии на модернизацию производства товаров;

-24,7 млн. руб. на продвижение продукции предприятий области;

-393,9 млн. руб. на увеличение фонда микрофинансирования (для обеспечения доступности финансовых ресурсов для субъектов малого и среднего предпринимательства);

-105,8 млн. руб. предоставлено грантов начинающим субъектам малого предпринимательства;

-21 821,71 млн. руб. на поддержку сельского хозяйства на условиях софинансирования;

-486,157 млн. руб. на строительство объектов коммунальной инфраструктуры земельных участков, предназначенных для массового жилищного строительства;

-159,876 млн. руб. на строительство объектов коммунальной инфраструктуры земельных участков находящихся в государственной собственности и предоставленных однократно бесплатно гражданам в собственность для ИЖС;

-1 562,0169 млн. руб. субсидии на реконструкцию и строительство объектов коммунальной инфраструктуры муниципальных образований;

-489,2569 млн. руб. субсидии на реализацию проектов по развитию газификации населенных пунктов городского типа;

-469,9742 млн. руб. субсидии на капитальный ремонт многоквартирных домов находящихся на территории Свердловской области;

-359,2184 млн. руб. субсидии фонду "Региональный фонд содействия капитальному ремонту в многоквартирных домах Свердловской области" на обеспечение деятельности;

-4060,000 млн. руб. на социальные выплаты гражданам, признанным безработными. Обеспечения занятости на территории Свердловской области регулируется законом о Свердловской области от 25.03.2013г. №23-ОЗ «О содействии занятости населения в Свердловской области».[9]

Для реализации полномочий в сфере государственного регулирования цен (тарифов, расценок, наценок, надбавок, индексов, ставок, размеров платы) в Свердловской области создан исполнительный орган государственной власти Свердловской области - Региональная энергетическая комиссия Свердловской области (далее - РЭК Свердловской области), которая осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением о Региональной энергетической комиссии Свердловской области, утвержденным Указом Губернатора Свердловской области от 13.10.2010 N 1067-УГ «Об утверждении Положения о Региональной энергетической комиссии Свердловской области» (далее - Положение). Одной из основных характеристик сферы государственного регулирования цен (тарифов) в Свердловской области является то, что функции по регулированию тарифов и установлению нормативов потребления коммунальных услуг реализуются в Свердловской области единственным регулятором - РЭК Свердловской области.


Государственные полномочия по установлению подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) распространяются на сферы электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов. Кроме этого РЭК Свердловской области устанавливает розничные цены на природный и сжиженный газ, реализуемый населению, тарифы на перевозку пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении, наценки на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания при школах, средних специальных и высших учебных заведениях, согласно перечню полномочий РЭК Свердловской области, указанному в Положении.[10]

2.2.Виды государственного регулирования экономики

В 2015 году все действующие на территории региона управляющие организации должны были получить лицензию для осуществления своей деятельности до 1 мая. Такое изменение утверждено Федеральным законом от 21 июля 2014 года № 255-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ, отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ».

Главный исполнительный орган в сфере защиты окружающей среды - Министерство природных ресурсов и экологии. Главными нормативно-правовыми актами в сфере охраны окружающей среды являются: закон Свердловской области от 20 марта 2006 года № 12-ОЗ "Об охране окружающей среды на территории Свердловской области", Постановление Правительства Свердловской области от 25.06.2010 N 974-ПП "Об утверждении Плана мероприятий по реализации Концепции экологической безопасности Свердловской области на период до 2020 года".01 января 2015 года вступили в силу изменения в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и другие законы в сфере экологии, внесенные Федеральным законом от 21.07.2014 № 219-ФЗ.

Планируется поэтапное реформирование системы государственного учета, нормирования и контроля за объектами, оказывающими негативное воздействие на окружающую среду.

Такие объекты, в зависимости от уровня негативного воздействия, подразделяются на 4 категории: к I категории относятся объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду; ко II категории - умеренное негативное воздействие, к III категории - незначительное и к IV - минимальное негативное воздействие.[11]