Файл: Причины, цели и методы государственного регулирования экономики (Государственное регулирование экономики на примере Свердловской области).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 532

Скачиваний: 16

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Государственное регулирование экономики - это система мер, посредством, которых государство может воздействовать на социально-экономическое развитие общества.

Актуальность темы вызвана тем, что государство играет огромную роль и способствует регулированию некоторых экономических процессов, которые зависят от разработки экономической политики. Государство представляет собой стержень существующей общественной системы, оно концентрирует власть, санкционирует существование всех других негосударственных институтов, формулирует принципы и организует формы общественной жизни. Поэтому возникновение и существование государства является общественно прогрессивным и значимым фактором развития. С возникновением государства складывается сфера его экономической деятельности. Более того, экономическая политика государства становится составным звеном и необходимым элементом рыночной системы.

Рыночная система - это прежде всего гибкость и динамизм в принятии решений производителями и потребителями. И все же регулирующие функции государства здесь приобретают исключительное значение, так как рыночный механизм не в состоянии разрешить всех проблем экономического роста. Усиление межгосударственной интеграции на основе разделения труда приводит к перерастанию общих экономических процессов за национальные границы, формированию новых социально-экономических проблем, связанных с обороной, наукой, регулированием социальных отношений, воспроизводством рабочей силы, экологией и т.д. Появляется строгая необходимость вмешательства государственной структуры в механизм принятия регулируемых решений.

В теории и практике необходимость государственного регулирования экономики сейчас мало кем оспаривается. Современное управление экономикой основано на концепции активного участия в нем государства не только как государства-регулятора, устанавливающего «правила игры» на рынке и реализующего механизм регулирования, но и как государства-собственника в рыночной экономике, его субъекта.

Целью данной курсовой работы является выявление причин, целей и методов государственного регулирования экономики.

Объектом данной курсовой работы является государственное регулирование экономики.

Предметом данной курсовой работы является причины, цели и методы государственного регулирования экономики.

Задачами данной курсовой работы являются:

1.Изучение теоретических основ государственного регулирования экономики;


2.Ознакомление с основными экономическими функциями государства;

3.Изучение причин государственного регулирования экономики;

4.Рассмотрение государственного регулирования экономики на примере Свердловской области;

5.Изучение направлений государственного регулирования Свердловской области;

6.Изучение видов государственного регулирования экономики Свердловской области;

7.Предложения по совершенствованию государственного регулирования экономики Свердловской области.

При написании курсовой работы была изучена нормативно-правовая база государственного регулирования экономики, методическая и практическая литература.

ГЛАВА 1. Теоретические основы государственного регулирования экономики

1.1.Экономические функции государства

Конкретные для каждой страны условия, вызывающие необходимость государственного вмешательства в экономику, а также его цели определяют и формируют содержание. Есть общие для всех стран факторы, которые исторически определяют экономические функции государства. К таким факторам относятся:

1. тип экономической системы;

2. цели развития экономически данной системы;

3. экономический потенциал и система отношений собственности;

4. степень развития рыночных отношений;

5. характер межнациональных отношений и уровень развития регионов;

6. место данного государства в мировом хозяйстве и международном разделении труда.

К функциям, выполняемым государством относятся, прежде всего, следующие:

- создание и регулирование правовой основы функционирования экономики;

- антимонопольное регулирование;

- проведение политики макроэкономической стабилизации;

- воздействие на размещение ресурсов;

- деятельность в сфере распределения доходов;

- деятельность государства, как субъекта имущественных отношений.

Такая классификация достаточно условна, так как в реальной практике все функции взаимосвязаны и действуют в комплексе. [1]

Рассмотрим в таблице 1 функции государства в регулировании экономики.

Таблица 1.


Функции государства

№п.п.

Наименование функции государства

Содержание функции государства

1

Создание и регулирование правовой основы функционирования экономики

На государстве лежит ответственность за создание законов и правил, которые регулируют экономическую деятельность, контроль за их исполнением.

2

Антимонопольное регулирование

Представляет собой пакет законов, который выступает как средство поддержания государством баланса между конкуренцией, как средство установления официальных «правил игры» на рынке. Контроль за ценами и контроль за слияниями компаний. Антимонопольное законодательство в первую очередь запрещает соглашение по ценам. Незаконным является сговор между фирмами в целях установления цен. Законом преследуется демпинговая практика продаж, когда фирма умышленно устанавливает более низкие цены, с тем чтобы вытеснить из отрасли конкурентов.

3

Макроэкономическая стабилизация

Ее можно определить как деятельность правительства, направленную на обеспечение экономического роста, полной занятости и стабильного уровня цен.

Главные инструменты в решении этой задачи - фискальная и денежная политика.

4

Размещение ресурсов

Объектом воздействия государства является и микроэкономика. Общепризнанным достоинством конкурентной рыночной системы является способность эффективно распределять ресурсы. В каждом конкретном случае используются определенные разновидности государственного воздействия. В качестве инструментов могут использоваться налоги, субсидии, непосредственное государственное регулирование и т.д.

5

Перераспределение доходов

Распределение, которое обеспечивает конкурентный механизм, приводит к социальному расслоению и бедности в силу обстоятельств, находящихся вне контроля человека, неподвластных ему. Общество берет на себя заботу о неимущих гражданах через налоговое перераспределение доходов, принятие программ социальной защиты.

6

Деятельность государства, как субъекта имущественных отношений

Традиционным объектом государственной собственности является национальное достояние, не являющееся объектом купли-продажи и не приносящее прибыли (парки, леса и т.д.). Но в руках государства часто находятся и жизненно важные отрасли инфраструктуры: транспорт, связь, энергетика, часть военной промышленности.


Таким образом, в таблице 1.1. нами рассмотрены основные функции государства, с помощью которых государство регулируют экономическую сферу жизни общества.

1.2.Причины государственного регулирования экономики

В разные времена участие государства в экономических процессах по-разному, в различной мере было прямым или косвенным. В настоящем практически все экономисты сходятся во мнении, что государство должно регулировать экономику, однако какими методами и в какой степени - дискуссия не закончена и по сей день, да и вряд ли закончится в ближайшее время. Очевидно, что после того, как сложилась устойчивая мировая структура самостоятельных государств, мировое экономическое пространство разделилось на сферы влияния супердержав, его поддержка, регулирование экономических процессов внутри страны стало абсолютно необходимым. При этом усиление на определённом этапе влияния неоклассических подходов в управлении с ориентацией на саморегулирующие начала рынка совсем не означает понижения роли государства в экономических процессах. Просто регулирование становится более тонким, квалифицированным, основанным на предвидении и точном прогнозировании, планировании ситуации.[2]

Более точно, среди причин необходимости государственного регулирования экономики называют следующие:

1) невозможность успешного экономического развития без определённости её территориального пространства. Интересы предпринимателей, домохозяйств, любых субъектов экономических отношений реализуются в конечном итоге через потребление. А оно привязано к социальной среде, имеющей чёткую территориальную организацию. Её определённость гарантируется и обеспечивается именно государством. Без надёжной вертикали исполнительной и законодательной власти, без единого экономического, информационного и правового пространства не может быть преуспевающей экономики, а рынок, как правило, не может самостоятельно обеспечить этих принципов.

Весомы функции государства и в отладке международных связей народного хозяйства, защите положения её субъектов на мировом рынке.
2) необходимость формирования и поддержания моральной, этической и психологической среды, являющейся носителем коренных целей, задач развития нации, долговременных интересов населения в целом. На определение их государством должен влиять менталитет общества, его фундаментальные духовно-социальные параметры. Оно должно обеспечивать уважение этих целей бизнесом, т.к. подавление или игнорирование их может привести как к отдельным социальным протестам, так и к неприятию экономической формации в целом большинством населения.
3) необходимость создания баланса экономических интересов в стране. Недопустимо подчинение государства узким экономико-политическим интересам отдельной социальной группы.


4) необходимость институционального определения целей экономики и государственной корректировки негативных проявлений, вызванных неодолимостью законов расширенного воспроизводства, означающего, как поступательное развитие производительных сил общества, так и возникновение циклических диспропорций между фазами воспроизводства, между спросом и предложением. Все экономические реформы в мире были направлены на преодоление накопленных диспропорций в воспроизводстве и создание более действенных механизмов по их предотвращению.
5)необходимость и однозначная полезность как бизнесу, так и домохозяйствам от динамичного развития инфраструктуры в самом широком смысле этого слова.[3]

6) необходимость, как стабильности, преемственности, так и динамичного развития институциональной среды (нормативной базы, институтов права, систем информации, консалтинга, профессиональной экспертизы, не политизированного и высокообразованного аппарата управления и контроля и т.д.).[4]

1.3.Основные методы государственного регулирования экономики


Современная рыночная экономика регулируется с помощью экономических (косвенных) и административных методов. При постоянно меняющемся их конкретном соотношении всегда преобладают экономические методы, так как они не сковывают свободу предпринимательства, не носят разрушительного характера и оказывают регулирующее воздействие на экономику через стимулирование или торможение деятельности субъектов рынка. Изменяя ставку кредита, процент по вкладам, норму обязательных резервов банков, проводя операции на открытом рынке, государство оказывает влияние на величину инвестиций, производство и занятость населения, динамику цен. В условиях спада производства государство применяет методы, стимулирующие экономическую активность. И, наоборот, при «перегреве» экономики вводит экономические меры, снижающие эту активность.

Рассмотрим в таблице 2 экономические методы регулирования экономики государством.[5]

Таблица 2.

Экономические методы регулирования экономики

Наименование метода

Определение метода

Основные направления

Денежно-кредитная

Совокупность мер в области денежного обращения и кредита, направленная на рост реального ВВП, стабильности цен, эффективной занятости, выравнивание платежного баланса

- операции па открытом рынке, т. е. на рынке правительственных ценных бумаг;
-политика учетной ставки (дисконтная политика) или ставки рефинансирования, т. е. регулирование процента по займам коммерческих банков у Центрального банка;

-изменение нормы обязательных резервов банков, т. е. той суммы, которую коммерческие банки обязаны хранить в Центральном банке (без процентов).

Финансовая политика

Мероприятия государства по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства страны

Складывается из двух взаимосвязанных направлений деятельности государства: бюджетной политики (бюджетное регулирование) и фискальной политики (в области налогов и государственных расходов).

Государственное программирование

Рассчитано на решение крупномасштабных, стратегических задач

По срокам государственного программирования различают:
-краткосрочные программы, разрабатываемые на срок от одного года до трех лет.
-среднесрочные программы, рассчитанные на 3-5 лет.
-долгосрочные программы, которые составляются на срок от 5 лет и более;
По объектам государственного программирования программы подразделяются на:

-общегосударственные программы,

-региональные программы, охватывающие деятельность отдельных частей экономики.