Файл: Причины, цели и методы государственного регулирования экономики (Государственное регулирование экономики на примере Свердловской области).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 533

Скачиваний: 16

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В зависимости от категории объекта, новым законом определены обязанности хозяйствующих субъектов по нормированию допустимых выбросов и сбросов, внесению отчетности и платы за негативное воздействие на окружающую среду.[12]

ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

3.1. Меры по совершенствованию государственного регулирования экономики Свердловской области

Уральский федеральный округ - один из самых мощных в России и от него во многом зависит ситуация в стране в целом.

Существует семь направлений антикризисной программы правительства, отметив при этом, что главным приоритетом остается социальная поддержка населения, выполнение всех обязательств, связанных с выплатой пенсий, пособий, зарплат. К концу 2019 года средний размер социальных пенсий достигнет прожиточного минимума для пенсионеров. Продолжится реализация приоритетных национальных проектов, будут профинансированы программы по созданию новых рабочих мест. В то же время вдвое уменьшаются квоты на использование иностранных рабочих.

Еще одно важное направление - поддержка промышленности, особенно малого и среднего бизнеса. На это выделяется более 400 миллиардов рублей.

Сохраняются все основные федеральные целевые программы, связанные с высокими технологиями, военно-промышленным комплексом, атомной энергетикой. Сохраняется также поддержка села, лесной промышленности и ряда других отраслей.

Для ВПК полностью сохранится и будет профинансирован гособоронзаказ, причем около трети запланированных сумм предприятия УрФО уже получили.

Государство по-прежнему считает необходимым снижение административных барьеров в экономике. Нуждается в дальнейшей поддержке и финансовая система страны, так как в последнее время нарастает объем невозвращенных кредитов.[13]


Особенность УрФО в том, что здесь имеются все отрасли народного хозяйства, но наиболее уязвимой в нынешней ситуации оказалась обрабатывающая промышленность, где спад достиг 27 процентов. Сильнее других кризис задел Свердловскую и Челябинскую области. Сложилось тяжелое положение в металлургии, особенно в алюминиевой промышленности, во многом связано с ростом тарифов на энергоносители. Эту проблему необходимо решать на федеральном уровне.

Нужно обратить внимание на необходимость ускорения темпов рассмотрения на уровне правительства проблем конкретных предприятий. Из 21 крупного предприятия УрФО только 10 прошли через «сито» правительственной антикризисной комиссии, еще меньше получили конкретную помощь. Сейчас совместно с руководителями регионов, входящих в УрФО, подготовлен дополнительный список из 58 предприятий, которым необходима поддержка государства. В целом же, в округе наметилась стабилизация в основных отраслях промышленности. Благодаря совместной работе органов власти и силовых структур, снизились долги по заработной плате. В каждом субъекте федерации выполняется своя антикризисная программа.

В динамично меняющихся условиях перехода развитых стран к постиндустриальной экономике инвестиции играют значимую роль, обеспечивая инновационное и технологическое преимущество лидеров. Тем острее стоит проблема инвестиций перед Россией, переживающей последствия глубокого спада в экономике, который сопровождался обвальным сокращением капитальных вложений.

Несмотря на экономическую стабилизацию и рост основных макроэкономических показателей в последние годы, в инвестиционной сфере они не компенсируют прошедшего кризиса.

Во-первых, допущенное технологическое отставание требует многократного прироста объемов капитальных вложений, что пока не достигнуто и вряд ли может быть реализовано ординарными мерами.

Во-вторых, имеющийся рост объемов инвестиций неудовлетворителен в качественном смысле и отражает "болезни", присущие экономике в целом - перекос в сторону сырьевых, экспортоориентированных отраслей в ущерб более высокотехнологичным секторам. В условиях отсутствия эффективного механизма перераспределения сырьевой ренты такая тенденция закрепляет технологическое отставание, зависимость национальной экономики от внешнеэкономической конъюнктуры, лишает российскую экономику перспектив в жесткой глобальной конкуренции.

Таким образом, вызовы, с которыми сталкивается сегодня государство, требуют решения задачи качественного наращивания инвестиций, без чего невозможен успех национальной инновационной и структурной политики.


"Качество" инвестиций предполагает приоритет вложениям в обрабатывающие сектора производства с высокой добавленной стоимостью, в отрасли потребительского спроса и "новые", интеллектуально емкие сектора экономики. Возможно ли это силами "свободного рынка" вообще, и рыночной системы с недооформленными структурными компонентами, каковой является российская, в частности? Не возможно.

Каждое государство самостоятельно решает вопрос о соотношении государства и рынка в зависимости от национальных экономических, политических и социальных условий, так что единой модели, которую можно было бы скопировать, не существует.

Представляется, что сегодня в России и российских регионах необходимым условием решения поставленных задач, в том числе в инвестиционной сфере, является сохранение системообразующей роли государства. Административная реформа, сокращение "нерыночного" сектора, дебюрократизация, снижение административных барьеров крайне необходимы, однако речь должна идти не столько о "сокращении государственного присутствия в экономике", сколько о "качественном улучшении государственного присутствия" при возможном количественном его сокращении.

В Свердловской области основным инструментом государственного регулирования экономики стал предпрогнозный документ индикативного стратегического планирования, получивший знакомое со времен плановой экономики название Схема развития и размещения производительных сил до 2020 года. Далеко уйдя от Схем развития производительных сил прошлых лет, построенный на рыночных принципах, учитывающий интересы как хозяйствующих субъектов, так и муниципальных образований области, документ на основе глубокого анализа увязал перспективные темпы и пропорции развития региональной воспроизводственной базы, дополнительно рассмотрев интеллектуальный и научный потенциал региона, развитие потребительского рынка, малого бизнеса и инфраструктуры.

Методикой работы стала параллельная разработка перспектив развития региона в отраслевом и территориальном разрезах с их последующим сопряжением, которое показало корректность полученных результатов.[14]

Результаты кратко могут быть представлены следующим образом. В сопоставимых условиях к 2017 году валовой региональный продукт Свердловской области вырастет по сравнению с 2000 годом в 2,8-3,4 раза, продукция промышленности - в 2,5-2,7 раза, валовая продукция сельского хозяйства - в 2,1-2,4 раза, объем инвестиций в основной капитал по кругу крупных и средних предприятий - в 6,5-7,6 раза.


Расчеты показывают, что к 2017 году обеспеченность среднестатистической семьи в Свердловской области будет в 5 раз превышать минимальный прожиточный уровень и в 2,7 раза минимальный потребительский бюджет семьи в год.

Это, в свою очередь, вызовет увеличение потребительского спроса, рост оборота розничной торговли прогнозируется более ускоренным (в 3-3,7 раза), чем рост в промышленности (2,5-2,7 раза).

Инвестиционный блок получил в Схеме развития и размещения производительных сил Свердловской области тщательную проработку. Инвестиционная привлекательность области подтверждается ежегодным исследованием, проводящимся еженедельником "Эксперт", где область охарактеризована как регион с высоким потенциалом и умеренным риском. В последние годы динамика объемов инвестиций в регионе положительная.

Схема предполагает в соответствии с потребностями экономики области реализацию нескольких десятков крупных инновационно-инвестиционных проектов, основанных на современных научно-технических разработках и новейших прогрессивных технологиях. Преобладающим будет объем капитальных вложений, направляемых в промышленность, при структурных изменениях в распределении финансовых ресурсов в пользу наукоемких и социально-ориентированных отраслей. С целью придания импульса ускоренному развитию социальной инфраструктуры, дополнительные инвестиции будут активно привлекаться в отрасли социального комплекса и жилищно-коммунального хозяйства. Сохранит приоритетное значение для хозяйственного комплекса области инвестиционное развитие транспортной инфраструктуры.

В целом к 2017 году закладывается шести-семи кратный рост инвестиций, направляемых в реальный сектор экономики и социальную сферу Свердловской области, в сопоставимых условиях. Для реализации запланированного необходимо привлекать в экономику области 4-5 млрд. долларов США ежегодно, т.е. по сути удвоить сегодняшние объемы капвложений.

К 2020 году претерпит существенные изменения структура финансовых ресурсов по источникам финансирования.

Какими методами пользуется Правительство Свердловской области для активизации инвестиций?

Важным условием повышения инвестиционной привлекательности региона, финансовой открытости, способом расширения потенциального круга инвесторов являются рейтинги ведущих мировых рейтинговых агентств. Свердловская область с 1997 года сотрудничает с международным рейтинговым агентством "Standard and Poor's". Рейтинг Свердловской области в ноябре 2016 года повышен со значения "ССС+" до уровня "В-" с позитивным прогнозом.


Отрабатываются инструменты создания благоприятного инвестиционного климата. Среди них большое значение мы придаем совершенствованию финансовой инфраструктуры - развиваются региональные, московские, международные банки, совершенствуется система страхования и перестрахования рисков. Преимуществом финансовой инфраструктуры Свердловской области эксперты называют соответствие ее развития росту хозяйственного комплекса в целом. Однако масштабы инвестиционной деятельно региональной банковской системы недостаточны для осуществления долгосрочных проектов в базовых отраслях промышленности.[15]

Составным компонентом Схемы РПС области является Концепция развития банковского сектора, в работе над которой совместно с Правительством Свердловской области принимали участие Уральский банковский союз, Главное управление Банка России по Свердловской области, кредитные организации области.

Уделяется внимание освоению новейших форм кредитования, одной из которых является синдицированное кредитование крупных заемщиков. Будут также развиваться механизмы страхования рисков, кредитные операции с розничными клиентами, кредитование малого и среднего бизнеса, ипотечное жилищное кредитование и потребительский кредит.

В последние годы в области активизируется деятельность предприятий по привлечению заимствований, как внутренних, так и внешних, на рынке корпоративных ценных бумаг путем выпуска конвертируемых облигаций и американских депозитарных расписок. Среди предприятий, активно привлекающих инвестиции таким способом, можно отметить Нижнетагильский металлургический комбинат, Уралмашзавод, Сибирско-уральскую алюминиевую компанию, Верхнесалдинское металлургическое объединение, Концерн "Калина".

Для реализации мероприятий, имеющих ключевое значение для экономики Свердловской области, отработан механизм предоставления бюджетных кредитов. Кроме того, в области используются такие формы бюджетной поддержки инвестиционной деятельности, как предоставление налогового инвестиционного кредита и налоговых льгот предприятиям, реализующим инвестиционные проекты. По этой схеме работают предприятия машиностроения и металлообработки, лесопромышленного комплекса, стройиндустрии, фармацевтической и легкой промышленности.

В настоящее время в области действуют законы о предоставлении налоговых льгот отдельным категориям налогоплательщиков по налогу на прибыль, налогу на имущество, земельному налогу, налогу за пользование водными объектами, транспортному налогу. Так, в целях стимулирования инвестиций в жилищное строительство в Свердловской области установлена пониженная ставка налога на прибыль для предприятий, приобретающих жилье для граждан, проживающих в аварийных жилых помещениях.