Файл: Международный валютный фонд: цели, функции, особенности (Анализ деятельности Международного Валютного Фонда).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 65

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для повышения производительности и потенциального объема производства необходимы структурные реформы. Были приняты многие обязательства, в том числе в связи с деятельностью Группы 20-ти, но их реализацию следует ускорить. Страны, располагающие бюджетным пространством, должны воспользоваться синергизмом мер политики, направленных на поддержку спроса, и структурных реформ. Структурные реформы со встроенными бюджетными стимулами могут принести позитивные результаты в ближайший период. Учитывая разнообразие структур экономики, последовательность приоритетов отдельных структурных реформ должна быть определена в соответствии с различиями в стадиях экономического развития и прочности институтов. В странах — экспортерах биржевых товаров и развивающихся странах с низкими доходами существенное значение имеют меры политики, направленные на содействие диверсификации экономики, и структурные преобразования.

Действия в отношении финансового сектора необходимы также решения для недопущения того, чтобы сворачивание операций во избежание риска создавало необоснованные препятствия для доступа к финансовым услугам, включая корреспондентские отношения между банками. Странам следует предпринять дальнейшие шаги в целях ускорения восстановления балансов частного сектора, избегая длительного процесса сокращения доли заемных средств, который ослабляет кредитный канал денежно-кредитной политики и повышает неопределенность. Крайне важно завершить формирование банковского союза в Европейском союзе путем введения последнего элемента — общей программы гарантирования депозитов — наряду с усилиями по сокращению рисков в банковских системах. [17]

Необходим дальнейший прогресс в последовательной реализации и завершении процесса глобальной реформы регулирования, включая меры политики, направленные на преобразование теневого банковского сектора в стабильный источник рыночного финансирования.

Каждая страна должна принять обязательство по набору мер политики, который вносит вклад в глобальный пакет реформ, в целях повышения экономического роста как внутри страны, так и во всем мире. Трехсторонний подход, применяемый совместно государствами-членами, может взаимно усиливать экономическую активность и снижать риски для финансовой стабильности. К числу примеров относятся укрепление механизмов корректировки и обеспечения ликвидности, поддержка глобальной торговли, борьба с коррупцией и продвижение вперед в реализации программы реформ в области регулирования.


Подводя итог теоретической главе, следует отметить, что Международный валютный фонд является ведущей организацией международного сотрудничества в валютно-финансовой сфере, целью деятельности которого является поддержание стабильности мировой финансовой системы. К основным задачам фонда относятся предоставление странам-членам краткосрочных кредитов для урегулирования платежных балансов и поддержания валютных курсов, координация и содействие в разработке их валютно-финансовой политики. МВФ выполняет три основные функции: экономический надзор, кредитование и развитие потенциала.

2. Анализ деятельности Международного Валютного Фонда

2.1. Кредитная деятельность МВФ

Механизмы кредитной деятельности Международного валютного фонда прописаны в его уставе. Важный момент, МВФ проводит сделки только с государственными органами — казначействами, центробанками. Размеры займов сильно зависят от классификации стран, их экономического рейтинга.

Как правило в МВФ страна обращается в случае дефицита валюты или невозможности государства расплатиться с иностранными поставщиками. В этом случае МВФ предоставляет валютные средства, чтобы дать возможность государству стабилизировать свое экономическое положение. Средства выдаются на срок от трех до пяти лет. Запрашивая кредит государство должно представить членам МВФ план по стабилизации ситуации, чтобы было понятно каким образом по истечении срока кредита страна будет расплачиваться. Так Греция должна была увеличить объемы приватизации.

Обязательное условие — эффективное использование кредитов. Запрашивая у фонда деньги, страна обязуется провести ряд реформ, направленных на улучшение своего экономического положения. Консультации по поводу возможных реформ дают финансовые эксперты фонда. Кроме того, в каждом конкретном случае фонд ставит стране свои условия, так в свое время Греция должна была увеличить к 2015 году объем приватизации. Также это может быть снижение государственных расходов, уменьшение стоимости национальной валюты, увеличение экспорта.[18]

Инструменты кредитования фондом разрабатывались и совершенствовались с момента появления МВФ. Так нельготные кредиты подразумевают процентную ставку, основанную на рыночной. Такая ставка именуется ставкой сборов, кроме того, если сумма кредита превышает лимит, установленной для конкретной страны, то с государства взимается еще и дополнительный сбор. Сумма кредита в свою очередь зависит от квоты страны в МВФ. Нужно сказать, что основана ставка сборов на процентной ставке по специальным правам заимствования — искусственном платежном средстве МВФ. Пересматривается она еженедельно.


Предоставляются такие кредиты по различным программам — «стэнд-бай», гибкая кредитная линия, превентивная линия для предоставления ликвидности, а также через механизм расширенного кредитования.

Программа «стэнд-бай» предполагает помощь странам при краткосрочных финансовых проблемах. Работает такая программа с 1952 года. Как только проблема решена, кредитование прекращается. Срок действия программы, как правило, 1-2 года. Погашается кредит не более, чем за пять лет. Смысл программы в том, что банк резервирует определенную сумму для страны, а заемщик использует ее исходя из своих финансовых нужд.

Программа гибкой кредитной линии рассчитана на срок до двух лет. Появилась она в 2009 году. Предназначена для развивающихся стран с хорошо управляемой экономикой, отвечающим базовым критериям МВФ. Лимит по программе не ограничен, кроме того, страна не будет скована выполнением условия МВФ. Задолженность должна быть погашена в срок не более, чем 5 лет.

Линия превентивной поддержки и ликвидности предназначена для стран с устойчивыми экономическими показателями, но не способными в силу разных причин производить недорогие заимствования на рынке. Стартовала эта программа в 2011 году. Действует до двух лет. Государства с хорошей репутацией могут обратиться в фонд за кредитом, даже если существует теоретическая возможность возникновения проблем с платежным балансом. Максимальный доступ составляет — 500% от квоты государства-участника МВФ, на следующий год квота может быть увеличена до 1000%. Проценты по такому займу начисляются исходя и срока и суммы займа.

Механизм расширенного кредитования был создан еще в 1974 году. Программа сроком до 3 лет предполагает поддержку стран в преодолении трудностей, связанных с платежным балансом. Валютные займы производятся частями, для получения каждой последующей части государство-заемщик обязано представить отчет о выполнении условий кредитования, согласованных с МВФ. Погашение происходит двенадцатью платежами, размер которых одинаков. Срок погашения от 4 с половиной до десяти лет.

Инструмент ускоренного финансирования объединил в себе кредитные механизмы экстренного реагирования при возникновении стихийных бедствий и постконфликтных ситуаций. Предусматривает немедленное получение финансовых средств. Страны участники могут рассчитывать на лимит от 50 до 100 процентов в зависимости от квоты. При этом заемщик обязан составить свой план экономической политики для устранения нестабильности платежного баланса. Срок погашения от 3 лет 3 месяцев до 5 лет.


Льготное кредитование введено в 2010 году. Рассчитано на страны с низким уровнем экономики. Цель — способствовать экономическому росту бедных государств. Механизмы льготного кредитования предназначены для поддержания собственных программ стран, нацеленных на сокращении бедности.

На рисунке 2 показаны непогашенные суммы льготных кредитов за последнее десятилетие.

Рис.2. Непогашенные льготные кредиты, 2007–2016 гг. (в млрд СДР)[19]

В 2016 финансовом году МВФ принял обязательства о предоставлении кредитов на сумму 0,83 млрд СДР (1,2 млрд долларов США) развивающимся государствам-членам с низкими доходами в рамках программ, поддерживаемых ресурсами Трастового фонда на цели сокращения бедности и содействия экономическому росту. Совокупный объем непогашенных льготных кредитов 56 государствам-членам составил 6,5 млрд СДР на конец апреля 2016 года.

В ответ на потребности государств-членов и при активной поддержке со стороны внешних партнеров деятельность МВФ по технической помощи и подготовке кадров — развитие потенциала — в последние годы быстро расширялась. Развитие потенциала составляло более четверти административных расходов МВФ в 2016 году. Значительная часть этих расходов направлялась на техническую помощь, которая составляет 23 процента, а на долю подготовки кадров приходится 5 процентов (рис. 3).

Рис.3. Доли расходов на основные виды деятельности МВФ за 2016 г.[20]

Средства Международный валютный фонд берет из взносов государств-участников. Ежегодно члены МВФ делают взносы в общую кассу, для каждой страны размер взноса индивидуален, в зависимости от ее положения в мировой экономике. Кроме того, большую роль играют и так называемые золотые авуары. В настоящее время золотой запас фонда составляет примерно 90,5 миллионов тройских унций. Однако, есть и строгие ограничения. Так МВФ при согласии 85 процентов участников может осуществить продажу золота или принять золото в качестве платежа, но не имеет права покупать золото, а также заниматься иными операциями с желтым металлом.

При существующем методе оценки стоимости СДР валютная корзина СДР пересматривается каждые пять лет или чаще, если это оправдано развитием ситуации в промежуточный период (рис.4.).

Рис.4. Веса валют в корзине СДВ на 1 октября 2016г.[21]


На основе формулы, принятой Исполнительным советом МВФ, пять валют в новой корзине СДР с 1 октября 2016 года имеют следующие веса: Доллар США - 41,73%, Евро - 30,93%, Юань - 10,92%, Иена - 8,33%, Фунт стерлингов - 8,09%.

В таблице 1 предоставлены данные

Таблица 1 - Страны-участницы МВФ с квотой в 1% и более от общего числа квот [22]

Страна

Квота, %

Австралия

1,39

Бельгия

1,35

Бразилия

2,33

Великобритания

4,25

Германия

5,62

Индия

2,77

Испания

2,01

Италия

3,18

Канада

2,33

Китай

6,43

Мексика

1,88

Нидерланды

1,84

Россия

2,72

Саудовская Аравия

2,11

США

17,51

Франция

4,25

Продолжение таблицы 1

Швейцария

1,22

Южная Корея

1,81

Япония

6,50

Как видно из таблицы 1, крупнейшие квоты принадлежат США (17,51% от общего числа квот), Японии (6,50%), Китаю (6,43%) и Германии (5,62%).

2.2. Роль МВФ в мировой экономике

Международный валютный фонд представляет собой мощный финансовый институт, который не только оказывает странам финансовую помощь, но и продолжает определять вектор развития большинства стран мира.[23] Фонд помогает странам в укреплении их потенциала для разработки и проведения обоснованной экономической политики, оказывая тем самым им содействие в восстановлении доверия, стабильности и экономического роста.

Помимо кредитования одним из направлений деятельности МВФ служит мониторинг состояния стран-участниц относительно финансовых и экономических изменений, осуществляя тем самым наблюдение за функционированием международной валютно-финансовой системы.[24]

Так, согласно опубликованному выпуску «Перспектив развития мировой экономики» в июле 2017 года МВФ сообщает, что ускорение мирового роста продолжается в соответствии с прогнозом апрельского выпуска ПРМЭ: мировой объем производства, как предполагается, вырастет на 3,5 процента в 2017 году и 3,6 процента в 2018 году. При этом за неизменными прогнозами мирового роста скрываются некоторые отличия вклада в общий рост на уровне стран. В США прогнозируемый рост ниже, чем в апреле, прежде всего ввиду предположения, что налогово-бюджетная политика в дальнейшем будет менее расширительной, чем ранее ожидалось. Рост был пересмотрен в сторону повышения в Японии и особенно в зоне евро, где непредвиденные повышения активности в конце 2016 и начале 2017 годов указывают на уверенную динамику. Прогнозы роста в Китае также были повышены с учетом высоких показателей первого квартала 2017 года и ожиданий продолжения бюджетной поддержки. Инфляция в странах с развитой экономикой остается сдержанной и в целом ниже целевых показателей; инфляция также снижается в ряде стран с формирующимся рынком, включая Бразилию, Индию и Россию.