Файл: Международный валютный фонд: цели, функции, особенности (Анализ деятельности Международного Валютного Фонда).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 56

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Международный Валютный Фонд является одним из известных всемирных финансовых организаций, созданный с целью предотвращения кризисов в экономике развитых стран, Фонд способен предоставить временное финансирование его участникам для разрешения финансовых вопросов и восстановления платежного равновесия. Следовательно, изучение деятельности Международного Валютного Фонда является актуальной для исследования в курсовой работе.

Целью курсовой работы является исследование деятельности Международного Валютного Фонда.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. изучить цели и задачи МВФ;
  2. рассмотреть структуру органов управления и особенности деятельности МВФ;
  3. проанализировать деятельность МВФ;
  4. определить роль МВФ в мировой экономике.

Цель и задачи курсовой работы определили ее структуру. Структура курсовой работы состоит из введения, основной части, включающей две главы, заключения и списка использованных источников.

Для наглядности приведенного материала в курсовой работе использованы таблицы и рисунки.

Теоретической и практической базой для написания курсовой работы послужили статьи в периодических изданиях, годовые отчеты МВФ, данные Федеральной службы государственной статистики, открытые данные Центрального банка Российской Федерации.

1. Теоретические аспекты Международного Валютного Фонда

1.1. История создания, цели и задачи МВФ

Международный валютный фонд (МВФ) – межправительственная валютно‑кредитная организация, имеющая статус специализированного учреждения ООН. Решение о создании МВФ было принято 44 государствами на конференции по валютно‑финансовым вопросам, прошедшей в Бреттон‑Вудсе (США) с 1 по 22 июля 1944 года. 27 декабря 1945 года 29 государств подписали устав фонда. Уставной капитал составил 7,6 млрд. долл. Первые финансовые операции МВФ начал 1 марта 1947 года.[1]

После окончания Второй мировой войны основной задачей фонда было содействие экономическому восстановлению стран-членов и международной торговли, МВФ выполнял важную роль в поддержании финансовой системы, созданной по итогам Бреттон-Вудской конференции. Система основывалась на привязке мировых валют к доллару США, а сам доллар был привязан к золоту ("золотовалютный стандарт").[2]


В 1971 г. США из-за девальвации доллара отменили свободный обмен валюты на золото для иностранных правительств, после чего Бреттон-Вудская система прекратила свое существование. В связи с этим МВФ был вынужден пересмотреть статьи соглашения. В соответствии с поправками, вместо права регулирования валютных паритетов было введено право наблюдения за функционированием мировой валютной системы и состоянием валютных курсов.[3]

В 1976 г. в г. Кингстон (Ямайка) МВФ принял так называемые Ямайские соглашения об устройстве международной валютной системы (в качестве поправок к статьям соглашения вступили в силу в апреле 1978 г.). Ямайская валютная система, действующая по настоящее время, основана на свободной торговле валютой.

МВФ имеет полномочия на создание и предоставление своим членам международных финансовых резервов в форме "специальных прав заимствования" (СПЗ). СПЗ – система предоставления взаимных кредитов в условных расчётных денежных единицах – СДР, приравненных по золотому содержанию к доллару США.[4]

Основная финансовая роль МВФ состоит в предоставлении краткосрочных кредитов. В отличие от Всемирного банка, который предоставляет кредиты бедным странам, МФВ кредитует только свои страны‑члены. Кредиты фонда предоставляются по обычным каналам государствам‑членам в виде траншей, или долей, составляющих 25% квоты соответствующего государства‑члена.

Цель деятельности – поддержание стабильности мировой финансовой системы. Задачами МВФ, в соответствии со Статьями соглашения (Уставом), являются: [5]

  1. расширение международного сотрудничества в денежно-кредитной сфере;
  2. поддержание сбалансированного развития международных торговых отношений;
  3. обеспечение стабильности валютных курсов, упорядоченности валютных режимов в странах-членах;
  4. содействие созданию многосторонней системы расчётов и устранению валютных ограничений;
  5. помощь странам-членам в устранении диспропорций платёжного баланса за счет временного предоставления финансовых средств;
  6. сокращение внешних дисбалансов.

Основными вопросами, обсуждаемыми в ходе регулярно проводимых Ежегодных заседаний Совета директоров МВФ и заседаниях Международного валютно-финансового комитета (МВФК), являются: реформа международной финансовой архитектуры и, в первую очередь системы управления, квот и голосов, изменения денежно-кредитной политики развитых стран и их влияние на мировую экономику в целом, повышение роли стран с формирующимся рынком, реформа финансового регулирования и т.д.


МВФ имеет статус специализированного учреждения ООН. По данным на 2017 год членами Фонда являются 189 государств.

При вступлении страны в члены МВФ для нее устанавливается первоначальная квота в том же диапазоне, что и квоты существующих государств-членов, которые в целом сопоставимы с ней по масштабам и характеристикам экономики. МВФ использует формулу расчета квот для содействия оценке относительного положения государства-члена в организации.[6]

Действующая формула расчета квот представляет собой средневзвешенное значение ВВП (с весом 50 процентов), открытости (30 процентов), экономической изменчивости (15 процентов) и международных резервов (5 процентов). Для этой цели ВВП измеряется с помощью составного показателя ВВП на основе рыночных обменных курсов (с весом 60 процентов) и на основе обменных курсов по паритету покупательной способности (40 процентов). Эта формула также включает «коэффициент сжатия», уменьшающий дисперсию расчетных долей квот между государствами-членами.[7]

1.2. Структура органов управления МВФ

Высшим органом МВФ является Совет управляющих, в который входят два человека от каждой страны-члена (управляющий и его заместитель). Обычно это министры финансов и главы центробанков. Традиционно Совет управляющих собирается на встречи один раз в год.

На рисунке 1 представлена организационная структура управления Международным Валютным Фондом.

Рис.1. Организационная структура управления МВФ[8]

Административные функции и повседневное управление возложены на директора-распорядителя и Совет исполнительных директоров.

Совет исполнительных директоров состоит из 24 человек. Восемь стран (США, ФРГ, Япония, Великобритания, Франция, КНР, Саудовская Аравия и Россия) имеют собственных директоров, остальные 16 директоров представляют группы государств. Штаб-квартира МВФ находится в Вашингтоне. В фонде работают около 2,7 тыс. сотрудников из 147 стран мира.

Согласно существующей между США и странами ЕС договоренности, МВФ традиционно возглавляют западноевропейские экономисты, тогда как председателя Всемирного банка выбирают США. С 2007 года процедура выдвижения кандидатов была изменена – любой из 24 членов совета директоров получил возможность выдвинуть кандидата на пост директора‑распорядителя, причем он может быть из любой страны‑члена фонда. [9]


Первым директором‑распорядителем МВФ был Камиль Гутт, бельгийский экономист и политик, экс‑министр финансов, который возглавлял Фонд с мая 1946 по май 1951 года. В ноябре 2007 года МВФ возглавил француз Доминик Стросс-Кан. В 2011 г. директором-распорядителем впервые стала женщина - представительница Франции Кристин Лагард (в феврале 2016 г. переизбрана на новый пятилетний срок на безальтернативной основе).

Персонал МВФ взаимодействовует с различными форумами, в том числе с Группой двадцати промышленно развитых стран и стран с формирующимся рынком и Ассоциацией стран Юго-Восточной Азии, оказывает им поддержку, а также организовывает коллегиальные мероприятия и семинары высокого уровня.[10]

Число сотрудников 2 663 из 148 стран. Общая сумма квот: 650 млрд долларов (по состоянию на декабрь 2016 года). Дополнительные обязательства о выделении ресурсов: 642 млрд долларов. Суммы принятых обязательств в рамках существующих кредитных договоренностей (по состоянию на октябрь 2016 года) 120 млрд долларов, из них 108 млрд долларов еще не были использованы. Крупнейшие заемщики: Португалия, Греция, Украина, Ирландия. Самые крупные превентивные кредиты: Мексика, Польша, Колумбия, Марокко.[11]

Фонд выпускает такие регулярные издания, как "Перспективы развития мировой экономики", "Доклад по вопросам глобальной финансовой стабильности", "Мировое экономическое положение", вестники по развитию региональной экономики.

1.3. Особенности деятельности МВФ

МВФ уделяет основное внимание следующим трем главным функциям:[12]

  1. экономический надзор - предоставлять рекомендации государствам- членам относительно принятия мер политики, которые могут помочь в достижении макроэкономической стабильности, ускорив тем самым экономический рост и сократив бедность;
  2. кредитование - временно предоставлять государствам-членам финансирование, чтобы помочь им в решении проблем платежного баланса, которые включают обстоятельства, когда эти страны испытывают нехватку иностранной валюты, поскольку их внешние платежи превышают их поступления в иностранной валюте;
  3. развитие потенциала - предлагать техническую помощь и подготовку кадров странам, по их просьбе, для содействия им в накоплении опыта и знаний и развитии институтов, необходимых для проведения обоснованной экономической политики.

Глобальная программа мер экономической политики директора-распорядителя (ГПП) представляется два раза в год Международному валютно-финансовому комитету (МВФК), который является органом, определяющим политику МВФ. В ГПП определяются проблемы политики, с которыми сталкиваются государства-члены МВФ, оцениваются успехи, достигнутые со времени предыдущей ГПП, намечаются ответные меры политики, необходимые на глобальном и национальном уровне, а также излагаются возможные методы поддержки этих ответных мер политики со стороны МВФ.[13]

В ГПП, принятой в апреле 2016 года, основное внимание уделяется мерам политики, направленным на то, чтобы вернуть мировую экономику на более прочный и надежный путь. В ней говорится, что страны должны укрепить свою приверженность устойчивому глобальному росту и использовать трехсторонний подход, предусматривающий взаимно усиливающие рычаги экономической политики. Этому будут способствовать успешно функционирующий финансовый сектор и сотрудничество на глобальном уровне. [14]

В странах с развитой экономикой денежно-кредитная политика должна оставаться мягкой там, где разрыв между фактическим и потенциальным объемом производства является отрицательным, а инфляция слишком низкой. Денежно-кредитная политика должна сопровождаться другими мерами политики для обеспечения необходимой поддержки спроса, и она не может устранить структурные препятствия экономическому росту.[15]

Нетрадиционные меры денежно-кредитной политики помогают поддерживать спрос, хотя очень низкие процентные ставки могут также оказывать прямое влияние на рентабельность банков. В странах с формирующимся рынком денежно-кредитная политика должна противостоять воздействию более низких валютных курсов на инфляцию и балансы частного сектора.

Некоторые страны по-прежнему страдают от высокого уровня долга, повышенных суверенных спредов и низкого уровня сбережений в государственном секторе и должны реализовать свои планы бюджетной консолидации, тогда как странам, располагающим бюджетным пространством, следует продвигаться к дальнейшему смягчению налогово-бюджетной политики. В случае ряда стран-кредиторов это также способствовало бы глобальному перебалансированию.

Все страны также могут внести свой вклад, стремясь к более благоприятной для роста структуре доходов и расходов, в частности, к увеличению расходов на инфраструктуру в ряде стран.[16]