Файл: Международный валютный фонд: цели, функции, особенности (Анализ деятельности Международного Валютного Фонда).pdf
Добавлен: 26.06.2023
Просмотров: 60
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты Международного Валютного Фонда
1.1. История создания, цели и задачи МВФ
1.2. Структура органов управления МВФ
1.3. Особенности деятельности МВФ
2. Анализ деятельности Международного Валютного Фонда
2.1. Кредитная деятельность МВФ
2.2. Роль МВФ в мировой экономике
Динамика данных показателей по состоянию на июль 2017 года в разрезе различных стран-участниц отражена в таблице 2.
Таблица 2 - Прогнозы экономического роста ВМФ по состоянию на июль 2017 г., %[25]
Страна |
Оценка 2016 год |
Прогнозы |
|
2017 год |
2018 год |
||
Мировой объем производства |
3,2 |
3,5 |
3,6 |
Страны с развитой экономикой |
1,7 |
2,0 |
1,9 |
США |
1,6 |
2,1 |
2,1 |
Зона евро |
1,8 |
1,9 |
1,7 |
Япония |
1,0 |
1,3 |
0,6 |
Соединенное королевство |
1,8 |
1,7 |
1,5 |
Канада |
1,5 |
2,5 |
1,9 |
Страны с формир.рынком и развивающиеся страны |
4,3 |
4,6 |
4,8 |
СНГ |
0,4 |
1,7 |
2,1 |
Россия |
-0,2 |
1,4 |
1,4 |
Кроме России |
1,8 |
2,5 |
3,5 |
Страны с формир.рынком и развивающиеся страны Азии |
6,4 |
6,5 |
6,5 |
Страны с формир.рынком и развивающиеся страны Европы |
3,0 |
3,5 |
3,2 |
Ближний Восток, Северная Африка, Афганистан и Пакистан |
5,0 |
2,6 |
3,3 |
Страны Африки к югу от Сахары |
1,3 |
2,7 |
3,5 |
Развивающиеся страны с низкими доходами |
3,6 |
4,6 |
5,2 |
Риски относительно прогноза мирового роста в ближайший период представляются в целом сбалансированными, однако они по-прежнему смещены в сторону снижения темпов роста в среднесрочной перспективе. Что касается положительных моментов, в Европе, где политические риски снизились, циклическое восстановление роста может оказаться более значительным и долговременным. Относительно негативных факторов, высокие цены активов на рынках и очень низкая волатильность в условиях высокой неопределенности экономической политики повышают вероятность корректировки на рынках, которая может ослабить рост и уверенность. Курс экономической политики в Китае, в большей степени поддерживающий активность, особенно в виде быстрого роста кредита, сопряжен с усилением рисков замедления среднесрочного роста. Нормализация денежно-кредитной политики в некоторых странах с развитой экономикой, особенно в США, может вызвать более быстрое, чем ожидается, ужесточение мировых финансовых условий. По-прежнему очевидны и другие риски, рассмотренные в апрельском выпуске ПРМЭ 2017 года, в том числе поворот к политике экономической замкнутости и геополитические риски.
Прогнозируемые темпы мирового роста в 2017–2018 годах выше роста в 2016 году, составившего, по оценке 3,2 процента, но ниже, чем в среднем до кризиса, особенно в большинстве стран с развитой экономикой и в странах с формирующимся рынком и развивающихся странах, являющихся экспортерами биржевых товаров. В первой группе многие страны имеют избыточные экономические мощности, а также испытывают трудности в повышении потенциального роста, связанные со старением населения, низким уровнем инвестиций и медленным улучшением производительности. Ввиду низкой базовой инфляции и ограниченного давления на заработную плату, следует придерживаться параметров политики, соответствующих повышению инфляционных ожиданий согласно целевым показателям, устранению разрывов объема производства и, в соответствующих случаях, внешнему перебалансированию.
Реформы для повышения потенциального объема производства имеют насущное значение во всех странах, а медленный рост совокупного объема производства делает еще более актуальной задачу широкого распределения результатов роста среди групп с различными уровнями дохода. Во многих странах необходимо тщательно отслеживать риски для финансовой стабильности. Экспортерам биржевых товаров следует продолжать процесс адаптации к снизившимся уровням доходов наряду с постепенной диверсификацией своих источников роста.
2.3. Сотрудничество МВФ с Россией
Россия является членом Международного валютного фонда с мая 1992 года, присоединившись к его Статьям Соглашения (Уставу). С начала своего членства в Фонде Россия существенным образом изменила свой статус, перейдя от роли реципиента средств Фонда к полноценному партнерству. Российская доля квот по состоянию на 2016 год составляет 12,9 млрд. СДР (2,72%). Доля голосов России в Фонде – 130,4 или 2,61% от общего числа голосов в Фонде.
Управляющий от Российской Федерации в МВФ в настоящее время – Министр финансов А.Г.Силуанов, Заместитель управляющего – председатель Банка России Э.С.Набиуллина, Исполнительный директор от России – А.В.Можин.
С момента вступления России в МВФ сотрудничество с Фондом осуществлялось на основе регулярных программ, определявших параметры оказания финансового содействия и обязательства российской стороны по проведению конкретной макроэкономической политики. Начиная с 1992 г. Россия в общей сложности восемь раз воспользовалась кредитами МВФ на общую сумму около 22 млрд. долл. США.[26]
В июле 1992 г. Россия получила первый кредит – около 1 млрд. долл. В июне 1993 г. и в апреле 1994 г. в рамках механизма финансирования структурных преобразований были получены два транша примерно по 1,5 млрд. долл. каждый, а в апреле 1995 г. – кредит в объеме 6,8 млрд. долл. В марте 1996 г. МВФ предоставил России кредит по программе расширенного финансирования - 10,1 млрд. долл. на 10 лет с 4-летним льготным периодом (крупнейший на тот момент кредит в истории Фонда), из которого было использовано 5,8 млрд. долл.
В июле 1998 г. в связи с обострением финансовой ситуации МВФ одобрил увеличение объема выдаваемых России ресурсов в рамках механизма расширенного финансирования, а также предоставление специального стабилизационного кредита (около 2,5 млрд. долл.), однако вследствие августовского кризиса того же года кредитование было приостановлено.
В июле 1999 г. МВФ принял решение выделить России кредит в размере 4,5 млрд. долл., первый и последний транш которого (640 млн. долл.) был получен в том же месяце.
В настоящее время Россия вышла на новый этап сотрудничества с Фондом, отличительной чертой которого является самостоятельная разработка экономической программы и ее реализация без привлечения ресурсов МВФ.[27]
С 2000 г. Россия ни разу не обращалась за кредитами МВФ, а ее общая задолженность перед Фондом сократилась к 2004 г. до 5,1 млрд. долл. В январе 2005 г. в соответствии с положениями Устава МВФ о досрочном погашении кредитов членами Фонда, которые существенно улучшили сальдо своего платежного баланса и увеличили размер валютных резервов, Российская Федерация выплатила МВФ весь объем накопленной задолженности (около 3,3 млрд. долл.), полностью погасив тем самым свои обязательства перед этой организацией.
В настоящее время Россия участвует в различных операциях, предусмотренных Статьями Соглашения МВФ, таких как покупка и продажа СДР, участие в «Новых соглашениях о заимствованиях», покупка облигаций МВФ, финансирование программ помощи развитию, списание задолженности беднейших стран и т.д. С марта 2005 года Российская Федерация участвует в плане финансовых операций (ПФО) МВФ. В рамках участия Российской Федерации в ПФО Минфином России перечислено СДР на сумму более 1,2 млрд. долл. США (за период 2005-2008 гг.). В конце 2010 года был одобрен Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Изменения касаются совершенствования механизмов участия России в деятельности МВФ. В соответствии с данным законом, финансирование операций МВФ будет осуществляться за счет средств золотовалютных резервов Банка России (до этого для указанных целей использовались средства федерального бюджета, в том числе, с 2008 года – Резервный фонд).
В 2010 г. на Сеульском саммите «Группы двадцати» была инициирована реформа МВФ и международной финансовой архитектуры в целом. Пакет реформ включал следующие важнейшие элементы: удвоение уставного капитала МВФ с перераспределением относительных квот и голосов от развитых стран к развивающимся и государствам с формирующимися рынками, принятие поправки к Уставу МВФ о переходе к полностью выбираемому Совету директоров, а также пересмотр формулы расчета страновых квот. Однако поставленные задачи не могли быть реализованы до последнего времени из-за отказа парламентов ряда стран, в первую очередь США, ратифицировать необходимые документы. В конце декабря 2015 г., после 5-летней «паузы», Конгресс США принял соответствующие бюджетные законопроекты. В этой связи исходим из того, что менеджмент Фонда развернет интенсивную работу по завершению реформирования организации в 2016 г.
В целом, сотрудничество Российской Федерации с МВФ охарактеризовано активной консультационной деятельностью Фонда и проведением с его участием работы по предоставлению технической поддержки (в рамках тематических миссии экспертов Фонда, семинаров, конференций, учебных мероприятий).
В 2010 году функции по финансовому взаимодействию с МВФ были переданы Министерством финансов Российской Федерации Банку России. Банк России является депозитарием средств МВФ в российских рублях и осуществляет операции и сделки, предусмотренные Уставом Фонда.
Банк России выполняет функцию депозитария средств МВФ. В частности, в Банке России открыты два рублевых счета МВФ №1 и №2. Кроме того, в Банке России открыто несколько счетов депо, на которых учитываются векселя Минфина и Банка России в пользу МВФ. Данные векселя являются обеспечением обязательств Российской Федерации по внесению взносов в капитал МВФ.
В настоящее время Банк России от имени Российской Федерации участвует в предоставлении МВФ финансирования в рамках кредитных соглашений, информация о которых приведена в справке, размещённой по следующей ссылке: О кредитных соглашениях с МВФ.
Центральный банк Российской Федерации сотрудничает с МВФ по различным трекам международной работы. Представители Банка принимают участие в сессиях и ежегодных собраниях МВФ, взаимодействуя на экспертном уровне в составе ряда рабочих групп, а также в ходе проведения рабочих встреч, консультаций и видеоконференций с экспертами МВФ.
Начиная с 2010 года в отношении России (как страны, имеющей глобально системно значимый финансовый сектор), проводится оценка состояния финансового сектора в рамках Программы оценки финансового сектора (FSAP), реализуемой МВФ совместно с Всемирным банком. При проведении оценочных мероприятий программы роль Банка России является ключевой. В этой связи необходимо отметить, что программа FSAP 2015/2016 годов стала самой объемной с начала ее реализации в Российской Федерации. При участии Банка России проводится работа по подготовке оценок соблюдения международных стандартов и кодексов (ROSCs), в частности, в сфере денежно-кредитной политики, банковского надзора и корпоративного управления. В этой связи наиболее актуальными ROSC по Российской Федерации в настоящее время является оценка соответствия российского банковского регулирования принципам БКБН (ROSC ВСP) и оценка соответствия регулирования финансового рынка принципам МОКЦБ (ROSC IOSCO) в 2016 году.
Важным направлением работы является участие Банка России в подготовке Ежегодного доклада МВФ о валютных режимах и валютных ограничениях (AREAER). В соответствии со Специальным стандартом на распространение данных (ССРД) в МВФ предоставляются данные по платежному балансу, внешнему долгу, динамике валютных резервов. Во взаимодействии с ведомствами и организациями Банком России обеспечивается участие в аналитической и исследовательской деятельности МВФ, при подготовке публикаций МВФ и при проведении профильных семинаров, конференций.
В настоящее время Банк России стремится привлечь экспертизу Фонда в целях имплементации ряда рекомендаций по итогам программы FSAP 2015/2016 годов в области развития методов стресс-тестирования в Банке России, а также в целях повышения качества и эффективности денежно-кредитной политики Банка России и уровня подготовки соответствующих специалистов.
Аналитики Международного Валютного Форда осуществили прогноз роста экономики России на конец 2017 год. Они полагают, что ВВП вырастет на 1,4%, а не на 1,1%. Это улучшение отражает и тот факт, что рецессия в России закончилась полагают аналитики. В то же время Международный Валютный Форд смотрит на нынешнюю ситуацию менее оптимистично, чем правительство России, которая ожидает рост всего на 2%.[28]
Международный Валютный Форд ожидает рост российской экономики на 1,4% в 2017 и в последующие годы.
По данным Росстата, рецессия в России завершилась в 2016 году. По итогам 4 квартала 2016 года рост ВВП был зафиксирован на 0,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (рис.5.).
Рис. 5. Темпы роста реального ВВП России в 1996–2016 гг., %[29]
Согласно прогнозу Минэкономразвития, в этом году ожидается рост на 2%. Те же 2% должны расти и промышленное производство страны. Глава ведомства Максим Орешкин, сказал, что «в 2017 году российская экономика вступает в позитивную ноту» и что началась «фаза активного роста сейчас в стране».
Эти оценки в настоящее время подтверждены рядом аналитических агентств, которые контролируют состояние нашей экономики и говорят, что из довольно сложных сценариев развития экономика России вступает в позитивный сценарий, что отражается в их оценках. По итогам 2016 года - рост промышленного производства составил 1,3%.
По данным Росстата, промышленное производство в России в марте 2017 года выросло на 0,8% за год. Рост за 1 квартал 2017 года был минимальным и составил всего 0,1%.