Файл: «Контроль за профессиональной деятельностью нотариуса в РФ ».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 98

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Второй вариант — это принятие на основании уставов нотариальных палат профессиональных кодексов, кодексов профессиональной этики или положений о дисциплинарной ответственности. Так, на собрании представителей нотариальных палат субъектов РФ в соответствии с постановлением от 18.04.2001 № 10 был принят Профессиональный кодекс нотариусов Российской Федерации[33]. Данный кодекс содержит 18 составов дисциплинарных проступков, среди которых:

  • совершение нотариальных действий, противоречащих требованиям законодательства;
  • занятие предпринимательской и иной деятельностью, кроме творческой, научной и преподавательской;
  • оказание посреднических услуг при совершении нотариальных действий;
  • осуществление нотариальной деятельности без страхования риска профессиональной ответственности;
  • нарушение нотариусом тайны совершения нотариального действия;
  • совершение нотариусом нотариального действия на свое имя и от своего имени, на имя или от имени своего супруга или супруги, их и своих родственников (родителей, детей, внуков);
  • - незаконный отказ в совершении нотариального действия;
  • совершение нотариальных действий вне установленных границ нотариального округа, кроме случаев, определенных законом;
  • свидетельствование подлинности подписей и совершение иных нотариальных действий в отсутствие соответствующих физических лиц или представителей юридических лиц;
  • произвольное изменение размера нотариального тарифа в сторону его завышения или занижения, в сравнении с размером тарифов, установленным законом или рекомендациями (решениями) нотариальной палаты;
  • задержка на срок более одного месяца уплаты членских взносов в нотариальную палату без уважительных причин, а также занижение размеров уплачиваемых взносов или иных обязательных платежей;
  • непредставление или несвоевременное представление достоверной статистической отчетности, необходимой информации или данных по запросам нотариальной палаты, налоговых, судебных, следственных и иных органов, действующих в пределах их компетенции;
  • отсутствие без уважительных причин постоянного места совершения нотариальных действий более двух месяцев подряд или более шести месяцев в течение календарного года;
  • отсутствие на рабочем месте более одной недели без извещения об этом нотариальной палаты;
  • виновная утрата либо незаконная передача другим лицам личной гербовой печати нотариуса, реестров совершения нотариальных действий, архива нотариуса, бланков и других служебных документов и материалов;
  • непосещение без уважительных причин общих собраний нотариальной палаты или проводимых ею мероприятий по повышению профессиональной квалификации и другим вопросам, неявка по приглашению на заседания органов управления палаты;
  • грубое или неоднократное (два и более раз) нарушение правил ведения нотариального делопроизводства, установленного режима работы нотариальной конторы, необеспечение надлежащих условий для приема обратившихся за совершением нотариального действия лиц и для хранения документации;
  • нарушение морально-этических норм, предусмотренных Кодексом Мерами воздействия могут быть замечание, выговор, строгий выговор, подача в суд ходатайства о лишении нотариуса права заниматься нотариальной деятельностью, денежное взыскание в качестве компенсации нанесенного нотариальной палате ущерба.

Основанием для рассмотрения вопроса о дисциплинарном проступке являются факты, изложенные в обращениях граждан, юридических лиц, нотариусов, в СМИ, в материалах проверок и представлениях судебных, прокурорских, уполномоченных должностных лиц и органов местного самоуправления.

Дисциплинарное взыскание налагается уполномоченным органом управления нотариальной палаты.

Рассмотрение вопроса о дисциплинарном проступке может быть возбуждено общим собранием, правлением, президентом нотариальной палаты.

Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после совершения дисциплинарного проступка, но не позднее двух месяцев со дня его обнаружения, не считая времени болезни, пребывания нотариуса в отпуске или его отсутствия по другой причине.

Меры дисциплинарного воздействия определяются уполномоченным органом, исходя из особенностей, характера тяжести допущенного нарушения и его последствий, причин и условий его совершения, с учетом эффективности выбранной меры воздействия для исправления ситуации и предупреждения нарушений.

В случае несогласия нотариуса с вынесенным ему дисциплинарным взысканием он вправе обжаловать его в высший орган управления нотариальной палаты или в суд. Высший орган управления нотариальной палаты вправе отменить наложенное взыскание.

Факт неурегулированности Основами дисциплинарной

ответственности нотариусов, занимающихся частной практикой, требует все же своего законодательного разрешения по нескольким причинам. Во-первых, налицо неравенство государственных и частных нотариусов. Первые могут быть подвергнуты всему спектру дисциплинарных взысканий. К тому же механизм привлечения к ответственности достаточно четко урегулирован трудовым законодательством, что предполагает действенность мер к нарушителю, а также защиту прав от неоправданного преследования со стороны федерального органа исполнительной власти. Во-вторых, нотариус, занимающийся частной практикой, остается практически безответственным за такие нарушения, которые не влекут за собой конкретного причинения имущественного вреда. К тому же следует учитывать, что со дня совершения нотариального действия до подачи искового заявления о возмещении ущерба в порядке гражданского производства может пройти продолжительный промежуток времени. К этому времени нотариус может прекратить свои полномочия и быть вне досягаемости.

Соответственно, наличие действенного контроля, гарантированного дисциплинарным принуждением, свело бы к минимуму необходимость вмешательства судебных органов.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По итогам настоящей работы представляется возможным сделать следующие выводы и предложения:

Многие административные процедуры в сфере нотариата еще не разработаны и нормативно не установлены. Несмотря на то что в рамках проведенной административной реформы было издано большое количество правовых актов в сфере нотариата, многие из них еще предстоит доработать.

В настоящее время существуют пробелы как в самой сфере нотариата, так и в области контроля в этой сфере.

Нотариальная деятельность, как и любая другая, нуждается в контроле и надзоре. Необходимость контроля и надзора обусловлена тем, что в правоприменительной практике возникает ряд прикладных проблем, выявление которых возможно лишь с помощью проведения контрольных и надзорных действий. Законодательством о нотариате предусмотрены различные формы контроля за деятельностью нотариусов. Однако в вопросе классификации этих форм нет единого мнения.

Анализ развития контроля и надзора в сфере нотариата свидетельствует, что реформирование системы-контроля и надзора обусловлено происходящими в государстве общественными и политическими процессами. Становление российского нотариата и законодательства о нем происходило не одно столетие. Существование института нотариата в России исторически доказало эффективность своей деятельности для обеспечения и защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц и свою необходимость для государства в вопросе поддержания законности на его территории. Исследование показало, что уже на ранних стадиях развития государственного управления сложилась необходимость осуществления контроля и надзора в сфере нотариата.

Обобщение исторического опыта развития контроля и надзора в сфере нотариата позволило сделать вывод о том, что на протяжении всего периода становления нотариальной системы в большей степени прослеживалась реализация контрольных полномочий государства за данными правоотношениями. Развитие нотариата на современном этапе требует изменения форм контрольно-надзорной деятельности и усиления контрольно-надзорных полномочий государства вжапджп этой сфере, что диктует необходимость сосредоточения соответствующих контрольнонадзорных полномочий в федеральном органе исполнительной власти, в ведении которого находится нотариат, и его территориальных органах.


Основы охватывают лишь специфическую сферу общественных отношений, связанных именно с осуществлением нотариальных действий. Таким образом, общественные отношения связаны с осуществлением контрольных и надзорных функций в области нотариата, нуждающихся в отдельной правовой актуализации, с учетом их субъектной и динамической составляющих.

В связи с этим необходимо внести в новый закон о нотариате основные понятия, принципы и функции контроля и надзора в сфере нотариата, закрепив в нем как контрольную, так и надзорную деятельность.

В новом законе необходимо четко разграничить понятия контроля и надзора в сфере нотариата, изложить их в следующей редакции:

«Контроль в сфере нотариата — это вид управленческой деятельности уполномоченного федерального органа исполнительной власти и его территориальных органов, органов нотариального самоуправления, направленной на установление соответствия объекта контроля предъявляемым требованиям. По результатам контроля принимается решение о выдаче лицензии на право совершения нотариальных действий или применения возможных административно-принудительных мер, в том числе наложения дисциплинарных взысканий.

Надзор в сфере нотариата — это реализация полномочий федерального органа исполнительной власти и его территориальных органов по проверке соблюдения законов и иных нормативных актов поднадзорными объектами: По результатам надзора издается административный акт, устанавливающий факт правового состояния поднадзорного объекта, в результате чего могут применяться административно-принудительные меры, в том числе меры административной ответственности».

Список использованных источников и литературы

  1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
  2. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья)" от 26.11.2001 N 146-ФЗ (ред. от 28.03.2017) // СПС Консультант Плюс.
  3. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 07.03.2018) // СПС Консультант Плюс.
  4. "Основы законодательства Российской Федерации о нотариате" (утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1) (ред. от 31.12.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.02.2018) // СПС Консультант Плюс.
  5. Большая советская энциклопедия, М, 1973. Т 13. С. 70.
  6. Словарь русского языка M., 1958. Т. 2 С. 122
  7. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. M., 1999. Т. 2. С. 153.
  8. Мелехин А.В. Административное право Российской Федерации: Курс лекций // СПС КонсультантПлюс. 2009.
  9. Манохин В. М, Адушкин Ю С Российское административное право : учебник. Саратов, 2013. С. 242.
  10. Алехин А. П., Кармолицкий А А , Козлов Ю М. Административное право Российской Федерации: учебник. M., 2015.
  11. Административное право России : учебник : в 2 ч. / под ред. А. П. Коренева. M.. 2015.
  12. Кочерин Е А Контроль в процессе управления предприятием. M.: Знание, 1986.
  13. Россинский Б. В, Старилов Ю. И. Административное право. M. : Норма. 2009
  14. Шахов И. В. Контроль как разновидность правовой формы деятельности органов Советского государства : автореф. дис. .. канд. юрид. наук. Харьков, 1983. С. 8.
  15. Студеникина, М. С. Государственный контроль и применение административной ответственности государственного регулирования экономическими процессами / М. С. Студеникина // Государство и право. 2011. №12.
  16. Тарасов А. М. Технология государственного (президентского контроля) элементы эффективности // Право и политика. 2011. № 12. С. 58
  17. Тарбагаева Е Б. Нотариат в Российской Федерации. СПб: Изд-во СПб унта,2011
  18. Бугрей А. Я., Тарбагаева Е. Б. Некоторые аспекты контроля над нотариатом и нотариальной деятельностью // Нотариус. 2010. №5.

  1. Большая советская энциклопедия, М, 1973. Т 13. С. 70.

  2. Большая советская энциклопедия, М, 1973. Т 13. С. 70. Словарь русского языка M., 1958. Т. 2 С. 122

  3. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. M., 1999. Т. 2. С. 153.

  4. Мелехин А.В. Административное право Российской Федерации: Курс лекций // СПС КонсультантПлюс. 2009.

  5. См.: Манохин В. М, Адушкин Ю С Российское административное право : учебник. Саратов, 2013. С. 242.

  6. См.: Алехин А. П., Кармолицкий А А , Козлов Ю М. Административное право Российской Федерации: учебник. M., 2015. С. 29

  7. Административное право России : учебник : в 2 ч. / под ред. А. П. Коренева. M.. 2015. С. 287.

  8. Кочерин Е А Контроль в процессе управления предприятием. M.: Знание, 1986. С

  9. Россинский Б. В, Старилов Ю. И. Административное право. M. : Норма. 2009 С 528—529

  10. Там же. с. 530.

  11. См.: Шахов И. В. Контроль как разновидность правовой формы деятельности органов Советского государства : автореф. дис. .. канд. юрид. наук. Харьков, 1983. С. 8.

  12. См.: Алехин А. П., Кармолицкий А. А , Козлов Ю М. Административное право Российской Федерации: учебник. M., 2015. С. 35.

  13. Студеникина, М. С. Государственный контроль и применение административной ответственности государственного регулирования экономическими процессами / М. С. Студеникина // Государство и право. 2011. №12.

  14. См.: Тарасов А. М. Технология государственного (президентского контроля) элементы эффективности // Право и политика. 2011. № 12. С. 58

  15. См. Тарбагаева Е Б. Нотариат в Российской Федерации. СПб: Изд-во СПб унта,2001С.167; Бугрей А. Я., Тарбагаева Е. Б. Некоторые аспекты контроля над нотариатом и нотариальной деятельностью //

    Нотариус. 2010. №5. С 38.

  16. См.: Зайцева Т. И.. Галеева Р. Ф. Ярков В. В. Указ соч. Т. 1 С. 98.

  17. Нотариальное право России: учебник / под ред. В. В. Яркова. С. 126.

  18. Налоговый кодекс Российской Федерации, часть первая от 31.07.1998 № 146-ФЗ // СЗ РФ. 1998 № 31 Ст 3824 часть вторая от 05.08.2000 № 117-ФЗ // Там же. 2010 № 32. Ст. 3340.

  19. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95ФЗ // СЗ РФ. 2002. №30. Ст. 3012.

  20. См.: Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 12 2001 № 174-ФЗ // СЗ РФ. 2001. №52 (4.1). Ст. 4921.

  21. Семейный кодекс Российской Федерации от29.12.1995 № 223-ФЗ //СЗ РФ. 1995.

    № 1.Ст. 16.

  22. См.: Черемных И. Г. Нотариат в Российской Федерации: понятие и правовая природа // Право и жизнь. 2003. Вып. 63. С. 71.

  23. Романовский Г.Б., Романовская О. В. Организация нотариата в России. М.: ПРИОР. 2001. С. 60

  24. Письмо Министерства юстиции от 28 марта 1996 года № 09-10-513-96 «О распространении положений Федерального закона «Об общественных объединениях» // СПС. КонсультантПлюс.

  25. Репин B.C. Комментарий к Основам законодательства РФ о нотариате. – М, 200.

    С. 79.2

    Ярков В.В., Гонгало Б.М., Зайцева Т.И., Крашенинников П.В., Юшкова Е.Ю. Настольная книга нотариуса. Том I. М. Изд. БЕК. 2013. С. 72.

  26. Черемных Г.Г. Параллельные нотариальные палаты - вне закона // Российская юстиция. 2007. № 9.

  27. Алексеев С.С. Философия права. M., 1998. С. 65.; Постановление собрания представителей нотариальных палат субъектов Российской Федерации от 18 апреля 2001 г. № 10 «О Профессиональном кодексе нотариусов Российской Федерации» // Нотариальный вестник. 2011. № 7. С. 59-65.

  28. См Приказ Минюста России «06 утверждении Порядка ведения реестра государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой».

  29. Дундич Е. А есть ли нотариус? // ЭЖ-Юрист. 2010. N 38. Тематическое приложение. С. 3.

  30. Черкасов К.В., Расказчикова А.П. О некоторых проблемах осуществления территориальными органами юстиции контроля и надзора в сфере нотариата // Российская юстиция. 2010. N 3. С. 63 - 65.

  31. Приказ Минюста РФ от 19.11.2009 N 403 (ред. от 23.11.2010) "Об утверждении Правил нотариального делопроизводства" (вместе с Правилами, утв. Приказом Минюста РФ от 19.11.2009 N 403, Решением Правления Федеральной нотариальной палаты от 18.11.2009 N 11/09)

  32. Министерство юстиции и нотариат // Рос юстиция. 1999 №11.

  33. См.: Нотариальный вестник. 2001. № 7. С. 59—65.