Файл: Изучение современной налоговой системы РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 183

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность курсовой работы обусловлена тем, что формирование эффективного налогового механизма, позволяющего, с одной стороны, решать проблему обеспечения доходами бюджетов разных уровней, с другой стороны, содействовать развитию отдельных хозяйствующих субъектов и экономики в целом, является одной из ключевых задач современного этапа развития налоговой системы РФ.

Комплекс стимулирующих мер среди прочих механизмов государственного регулирования экономики включает и налоговую систему, которая, в свою очередь, реализуется посредством предоставления налогоплательщикам различных по характеру и формам налоговых преференций.

Целью является изучение современной налоговой системы РФ.

Объектом курсовой работы является налоговая система РФ.

Предметом курсовой работы являются особенности налоговая система РФ на современном этапе.

Задачами работы являются:

- изучение сущности налогов и налоговой системы;

- исследование теоретических аспектов современного состояния налоговой системы РФ;

- анализ действующих систем налогообложения как важный аспект налоговой оптимизации для предприятий малого бизнеса в РФ;

- анализ места федеральных налогов и сборов в налоговой системе РФ на современном этапе;

- разработка направлений совершенствования действующей в РФ системы налогового регулирования предпринимательской деятельности;

- разработка направлений реформирования налоговой системы, с целью увеличения поступлений в бюджет РФ.

Глава 1.Теоретические аспекты налоговой политики РФ

1.1. Сущность налогов и налоговой системы РФ

При планировании предпринимательской деятельности важно адекватно учитывать существующую налоговую систему, как немаловажную часть внешнего окружения предпринимателя, оказывающую порой значительное влияние, как на результат его деятельности, так и на её эффективность. Поэтому знание налоговой системы Российской Федерации и умение учитывать в предпринимательской деятельности налогообложение представляется существенной частью образования предпринимателя.[1]


Налоговую систему Российской Федерации образуют: налоги (их перечень и установленные в их отношении обязательные элементы); налогоплательщики (юридические и физические лица); налоговые агенты (лица, на которые законодательством возложены обязанности по исчислению, удержанию и перечислению налогов за налогоплательщика); совокупность органов государственной и муниципальной власти, в компетенцию которых входит установление налогов, контроль за соблюдением налогового законодательства и другие элементы.[2]

Статья 8 Налогового кодекса РФ[3] даёт определение налога. В соответствии с этой статьёй «под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».

Налоги в том или ином виде существуют столько же, сколько существует государство, или, немного шире - столько же, сколько существует управление, так или иначе выделенное из управляемой системы[4]. Для реализации функций государственного управления необходимы средства, основным источником которых как раз и являются налоги. Кроме того, система налогообложения является чрезвычайно эффективным инструментом воздействия государства на экономику, грамотное применение которого обеспечивает повышение эффективности функционирования национальной экономики.[5]

Большинство правил, сформулированных А. Смитом, получили свою реализацию в современной налоговой системе (см. рис. 1.1).[6] Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога (см. рис. 1.2).

Рис. 1.1. Основные принципы налогообложения в РФ

Помимо указанных принципов можно добавить ещё два, установленные российским налоговым законодательством в качестве основных начал: недопустимость дискриминаций в обложении налогами исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев и принцип единства экономического пространства России.[7]


В отличие от налогов, представляющих собой индивидуально безвозмездные платежи, предприниматели также часто уплачивают сборы.[8]

Рис. 1.2. Обязательные элементы налогообложения.

Под сборами понимаются обязательные взносы, уплата которых является одним из условий совершения[9] в отношении плательщиков государственными органами, органами местного самоуправления или иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определённых прав или выдачу разрешений (лицензий), либо уплата которого обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введен сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности.

Налоги и сборы, устанавливаемые в Российской Федерации, могут быть федеральными, региональными и местными. Федеральные налоги и сборы устанавливаются Налоговым кодексом РФ и обязательны к уплате на всей территории страны. Региональные налоги и сборы и местные налоги, и сборы устанавливаются Налоговым кодексом и законами, и нормативно-правовыми актами законодательных органов власти субъектов РФ представительных органов муниципальных образований соответственно.[10]

Не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные Налоговым кодексом РФ. Перечень налогов и сборов содержится в первой части Налогового кодекса РФ (статьи 13, 14 и 15). Однако законодательством Российской Федерации установлены также платежи, не предусмотренные.[11]

Налоговым кодексом, и, таким образом, не имеющие статус налогов или сборов, но в то же время обладающими многими их признаками.[12]

При осуществлении некоторых видов деятельности необходимо получение лицензии. Для предпринимателей, осуществляющих такие виды деятельности обязательной становится оплата государственной пошлины(лицензионного сбора),осуществляемая однократно в случае бессрочной лицензии, или же регулярно в течение всей деятельности (в случае, например, лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, имеющей срок действия и подлежащей периодическому продлению).[13]


1.2.Исследование теоретических аспектов современного состояния налоговой системы РФ

Налоговая система Российской Федерации представляет собой важный элемент государственной финансовой системы, который обеспечивает процессы мобилизации доходов в бюджеты и не бюджетные фонды. Следовательно, от уровня эффективности налоговой системы, возможностей осуществления экономического роста, а также развития предпринимательского сектора зависит напрямую полнота реализации всех программ, которые финансируются как из бюджетов, так и из внебюджетных фондов.[14]

В условиях рыночных отношений налоговая система является не только финансовым источником для реализации государством своих функций, но и основой механизма государственного регулирования экономики. Эффективное функционирование всего хозяйственного комплекса страны во многом зависит от того, насколько грамотно и обосновано построена ее налоговая система.[15]

Налоговая политика, с одной стороны, должна обеспечить государство необходимыми ресурсами для осуществления правительственной деятельности (расходы на экономические, военные, а также социальные расходы); процессы экономического регулирования (налоги используются в качестве рычагов управления хозяйственной деятельностью и реализации определенных задач экономической политики); выравнивание уровней доходов (при помощи нее происходит перераспределение национального дохода посредством прогрессивной системы налогообложения и системам трансфертных платежей инвалидам, бедным, безработным и т.п.).[16]

Но в тоже время, помимо реализации перечисленных выше функций, государство должно беспокоиться о том, чтобы общий уровень налогов, их степень прогрессивности и структура, но еще и структура трансфертов и расходов не оказывали послабляющее действие на стимулы совершения сбережений, трудовой и предпринимательской деятельности.

К элементам налоговой системы Российской Федерации относятся не только налоги и сборы, но и: налогооблагающие субъекты; действующие от их имени налоговые (финансовые, таможенные) органы; налогоплательщики и налоговые агенты, их права и обязанности. Кроме того, к элементам налоговой системы относят принципы ее организации и функционирования, формы и методы налогового контроля и ответственности за нарушения, а также нормы налогового права.[17]


Соответственно, система налогов и сборов Российской Федерации состоит из трех уровней:

  • федеральных налогов и сборов;
  • региональных налогов и сборов;
  • местных налогов и сборов.

На основе изучения и анализа существующей научной литературы по теме исследования нами были сформулированы основные характерные черты, присущие современной налоговой системе Российской Федерации:[18]

  • Несоответствие уровня налогообложения финансовым возможностям, которыми обладают налогоплательщики.
  • Запутанность нормативной базы и сложность осуществления расчетов налогооблагаемой базы.
  • Отказ некоторых организаций платить в полном объеме налоги.

Данные характерные черты одновременно являются и проблемами, затрудняющими эффективное развитие налоговой системы России.[19]

В качестве одного из вариантов их комплексного решения не только обозначенных, но и всех существующих проблем можно предложить ряд направлений совершенствования и развития современной отечественной налоговой системы:[20]

  • обеспечение бюджетной устойчивости посредством формирования налоговой системы, являющейся стабильной и прогрессивной;
  • постоянная поддержка инвестиций;
  • повышение уровня предпринимательской активности;
  • непрерывное развитие человеческого капитала.

Важно отметить, что перечисленные выше направления не являются новшеством как для большинства развитых мировых государств, так и для России. Самое главное - это умение эффективно и непрерывно их реализовывать.[21]

Таким образом, можно сделать вывод, что роль налоговой системы является значительной в обеспечении эффективности процессов поступления финансовых средств в государственный бюджет в части регулирования не только социальной, но и других областей развития России.

Глава 2.Анализ современного состояния налоговой политики РФ