Добавлен: 26.06.2023
Просмотров: 191
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1.Теоретические аспекты налоговой политики РФ
1.1. Сущность налогов и налоговой системы РФ
1.2.Исследование теоретических аспектов современного состояния налоговой системы РФ
Глава 2.Анализ современного состояния налоговой политики РФ
2.2.Место федеральных налогов и сборов в налоговой системе РФ на современном этапе
Глава 3. Разработка направлений совершенствования налоговой политики РФ
3.2. Реформирование налоговой системы, с целью увеличения поступлений в бюджет РФ
Объектом налогообложения является суммарный доход, полученный налогоплательщиками: от источников в РФ и/или за пределами РФ - для налоговых резидентов; от источников в РФ - для иностранных граждан.[48]
Налоговая база по НДФЛ определяется как суммарный доход налогоплательщика, уменьшенный на сумму налоговых вычетов, представленных в ст. 218-221 НК РФ - стандартные, социальные, профессиональные и имущественные налоговые вычеты, либо иные вычеты, установленные судом или законодательством. В случае применения различных налоговых ставок (ст. 224 НК РФ), налоговая база рассчитывается по каждому доходу отдельно путем перемножения налоговой базы и соответствующей ставки процента.[49]
Акцизы. Налогоплательщиками данного налога в соответствии с ст. 179 НК РФ признаются организации и индивидуальные предприниматели (ИП), а также лица, осуществляющие перемещение товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, если все они совершают операции с подакцизной продукцией. К подакцизной продукции относятся такие товары как этиловый спирт, спиртосодержащая продукция, табачная продукция, алкогольная продукция, дизельное топливо и другая продукция, перечисленная в ст. 181 НК РФ.[50]
Объектом налогообложения признается перечень операций, представленных в ст. 182 НК РФ, включая операции по реализации подакцизных товаров, их передаче в качестве уставного капитала, их передаче для собственных нужд, получение прямогонного бензина организацией и другие.[51]
При определении налоговой базы используют твердые (сумма за 1 единицу измерения) налоговые ставки в случае, если продукция представлена в натуральном выражении, и адвалорные (в процентах) налоговые ставки, когда подакцизная продукция имеет стоимостное выражение без учета акцизов и НДС. Соответственно налоговая база перемножается на соответствующую ставку налога (ст. 187 НК РФ).[52]
Информация о налоговом и отчетном периодах, ставках по налогу, порядку и сроках уплаты налога, сроках предоставления налоговой декларации по рассмотренным налогам (НДС, НДФЛ и акцизы) представлены ниже (табл. 2.1).[53]
Таблица 2.1
Порядок исчисления и уплаты НДС, НДФЛ и акцизов
НДС |
НДФЛ |
Акцизы |
|
Налоговый период |
Квартал |
Календарный год |
Календарный год |
Отчетный период |
Месяц |
Месяц |
Месяц |
Ставка по налогу |
0 %, 10 %, 18 % |
9 %, 13 %, 15 %, 30 %, 35 % |
Твердая и адвалорная ставки установлены для каждого вида продукции в ст. 193 НК РФ |
Исчисление налога |
Налогоплательщиками составляется счет-фактура |
Сумма налога исчисляется налоговыми агентами |
Сумма налога исчисляется налогоплательщиками |
Дата подачи налоговой декларации |
Не позднее 25 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом |
Не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом - для ИП и лиц, занимающихся частной практикой |
Не позднее 25 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, или в соответствии со ст. 204 НК РФ |
Срок уплаты налога |
Не позднее 25 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом |
Не позднее дня, следующего за днем выплаты дохода налогоплательщику |
Не позднее 25 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (ст 204 НК РФ) |
Налог на прибыль организаций выплачивают следующие категории лиц: российские организации и иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянные представительства и/или получающие доход от источников в РФ.[54]
Объектом налогообложения при этом признается прибыль, получаемая налогоплательщиком: для российских организаций - доходы, уменьшенные на величину расходов; для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства - полученные через представительства доходы, уменьшенные на величину расходов, произведенными этими представительствами; для иностранных организаций, получающих доход от источников в РФ - доход, полученный от источников в РФ. Налоговая база представляет собой денежное выражение прибыли.
Налог на добычу полезных ископаемых - пятый федеральный налог. Его уплачивают организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством РФ.[55]
Объектом налогообложения по данному налогу признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории РФ; полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, если это извлечение подлежит лицензированию; полезные ископаемые, добытые из недр на территории за пределами РФ, если эта территория находится под юрисдикцией РФ или арендуется у иностранных государств (ст. 336 НК РФ).[56]
Налоговую базу налогоплательщик определяет для каждого вида добытого полезного ископаемого, включая полезные компоненты, извлекаемые из недр попутно при добыче основного полезного ископаемого. В отношении добытых полезных ископаемых, для которых установлена специфическая налоговая ставка либо ставка налога рассчитывается с учетом коэффициента, налоговая база определяется в зависимости от стоимостного или натурального выражения объекта налогообложения применительно к каждой налоговой ставке (ст. 338 и ст. 342 НК РФ).[57]
Водный налог подлежит уплате следующими категориями лиц: организации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, осуществляющие пользование водными объектами, подлежащее лицензированию в соответствии с законодательством РФ и не осуществляющие водопользование на основании договоров водопользования согласно Водному Кодексу РФ. Объектом налогообложения признаются следующие виды водопользования: забор воды из водных объектов; использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях; использование для целей гидроэнергетики; использования для целей сплава древесины в плотах и кошелях. Для каждого объекта налогообложения налоговая база определяется путем его умножения на соответствующую налоговую ставку согласно ст. 333.10 и ст. 333.12 НК РФ.[58]
Информация о налоговом периоде, ставках по налогу, порядке и сроках уплаты налога, сроках предоставления налоговой декларации по выше представленным налогам представлена в таблице 2.2.[59]
Таблица 2.2
Порядок и сроки уплаты налога на прибыль организации, налога на добычу полезных ископаемых и водного налога
Налог на прибыль организаций |
Налог на добычу полезных ископаемых |
Водный налог |
|
Налоговый период |
Календарный год |
Календарный месяц |
Квартал |
Отчетный период |
I квартал, полугодие, 9 месяцев |
- |
- |
Ставка по налогу |
0 %, 9 %, 15 %, 20 % (2 % - в федеральный бюджет; 18 % - в бюджет субъекта РФ, где эта ставка может быть снижена) |
Определяется согласно ст. 342 НК РФ |
Определяется согласно ст 333.12 НК РФ |
Исчисление налога |
Сумма налога исчисляется налогоплательщиками |
Сумма налога исчисляется налогоплательщиками |
Сумма налога исчисляется налогоплательщиками |
Дата подачи налоговой декларации |
Не позднее 28 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода |
Не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом |
Не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом |
Срок уплаты налога |
Не позднее 28 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода |
Не позднее 25 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом |
Не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом |
Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов взимаются с организаций и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, получающих в установленном порядке разрешение на добычу объектов животного мира или на добычу (вылов) водных биологических ресурсов на территории РФ и специальных зонах (ст. 333.1 НК РФ).[60]
Объектами налогообложения по данному сбору являются объекты животного мира и водных биологических ресурсов, установленные перечнем ст. 333.3 НК РФ[61]. Сумма сбора за пользование объектом налогообложения исчисляется путем умножения количества объектов на ставку сбора.[62]
Ежемесячно, не позднее 20-го числа, налогоплательщики выплачивают сбор до момента окончания выданного им соответствующего разрешения. Необходимые сведения предоставляются в налоговую не позднее 5-го числа каждого месяца. Государственная пошлина представляет собой сбор, взимаемый с лиц, признаваемых налогоплательщиками данного сбора, при их обращении в органы, уполномоченные в соответствии с законодательством РФ, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий. К таким действиям относятся обращение в суды общей юрисдикции, арбитражные суды, обращение к нотариусу, государственная регистрация организаций и другие. Налогоплательщиками признаются организации и физические лица, если они обращаются за совершением юридически значимых действий или выступают ответчиками в судах с учетом принятия решения судом не в их пользу (ст. 333.17 НК РФ).
Размеры государственной пошлины устанавливаются в зависимости от совершаемого юридически значимого действия ст. 333.19-333.34 НК РФ. Уплачивается налогоплательщиком до или после совершения юридически значимого действия согласно ст. 333.18 НК РФ.[63]
Для наиболее наглядного представления о поступлениях федеральных налогов и сборов в консолидированный бюджет РФ были взяты и проанализированы данные с официального сайта ФНС за период с 2011 по 2016 года на конец года.[64]
За изучаемый период наблюдалось увеличение поступлений федеральных налогов в целом на 3501,3 млрд. рублей. В наибольшей степени с 2011 по 2016 гг. увеличилось поступление государственной пошлины на 81,6 %, что составило на конец периода 36,5 млрд. руб. С подакцизной продукции в 2016 г. было получено в качестве поступлений в консолидированный бюджет РФ на 416,6 млрд. руб. (на 68,9 %) больше, чем в 2011 г.[65] Значительное увеличение поступлений в бюджет за анализируемый период наблюдалось по налогу на добычу полезных ископаемых на 1184,3 млрд. руб. (на 57,98 %).В период с 2011 по 2016 гг. объем налоговых поступлений в бюджет сократился только по водному налогу на 1,3 млрд. руб. (на 33,9 %) и по сборам за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов на 6,6 млн. руб. (на 0,3 %).За анализируемый период доля федеральных налогов и сборов в общей сумме федеральных налоговых поступлений претерпела ряд изменений.[66] Наибольший удельный вес в доходах, полученных за счет федеральных налогов и сборов, в 2011 г. составлял налог на прибыль организаций (25,9 %),а в 2016 г. - налог на добычу полезных ископаемых (26,3 %). Доля налога на прибыль организаций сократилась до 21,2 %. [67]Удельный вес НДФЛ и НДС за изучаемый период практически не изменилась: по НДФЛ в 2011 г. - 22,7 %, а в 2016 г. - 22,85 %; по НДС в 2011 г. - 21 %, а в 2016 г. - 21,1 % (рис. 3.1 и 3.2).[68]
Рис. 3.1. Доля федеральных налогов в общем объеме федеральных налоговых поступлений за 2011 г.
Рис. 3.2. Доля федеральных налогов в общем объеме федеральных налоговых поступлений за 2016 г.
В настоящее время налоги становятся наиболее действенным инструментом регулирования развивающихся экономических отношений. Федеральные налоги и сборы составляют большую часть от всех поступлений, формирующих доходную часть бюджета РФ. Именно они обеспечивают большую часть всех расходов государства на общегосударственное управление, национальную оборону и безопасность страны, охрану окружающей среды, образование, национальную экономику, культуру, здравоохранение и другие государственные расходы.
Глава 3. Разработка направлений совершенствования налоговой политики РФ
3.1. Совершенствования действующей в РФ системы налогового регулирования предпринимательской деятельности
В Российской Федерации действия участников экономического процесса определяются в Гражданском кодексе РФ понятиями «коммерческой деятельности» и «предпринимательской деятельности».[69]
Как установлено ст. 11 НК РФ, субъект налога на прибыль, это - «юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации», «иностранные юридические лица», а также «компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации».[70]
В этой же главе определяется и объект обложения налога на прибыль. При этом конкретно объект обложения определяется двояким образом: как «доход, уменьшенный на величину произведенных расходов» - для российских организаций и для «иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянное представительство», и как доход, «полученный из источников в РФ» - для «иных иностранных организаций» (ст. 247 НК РФ). Как мы видим, в первом случае речь идет о чистом доходе, а во втором - уже о валовом доходе - общей сумме дохода, полученного из какого-либо «источника в РФ»[71]. Таким образом, в этом втором случае понятие «дохода» как объекта обложения налогом на прибыль фактически сближается с понятием «валовой выручки» предприятия - от реализации им товаров, работ или услуг (ст. 248 НК РФ).[72]