Файл: Изучение современной налоговой системы РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 191

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Объектом налогообложения является суммарный доход, полученный налогоплательщиками: от источников в РФ и/или за пределами РФ - для налоговых резидентов; от источников в РФ - для иностранных граждан.[48]

Налоговая база по НДФЛ определяется как суммарный доход налогоплательщика, уменьшенный на сумму налоговых вычетов, представленных в ст. 218-221 НК РФ - стандартные, социальные, профессиональные и имущественные налоговые вычеты, либо иные вычеты, установленные судом или законодательством. В случае применения различных налоговых ставок (ст. 224 НК РФ), налоговая база рассчитывается по каждому доходу отдельно путем перемножения налоговой базы и соответствующей ставки процента.[49]

Акцизы. Налогоплательщиками данного налога в соответствии с ст. 179 НК РФ признаются организации и индивидуальные предприниматели (ИП), а также лица, осуществляющие перемещение товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, если все они совершают операции с подакцизной продукцией. К подакцизной продукции относятся такие товары как этиловый спирт, спиртосодержащая продукция, табачная продукция, алкогольная продукция, дизельное топливо и другая продукция, перечисленная в ст. 181 НК РФ.[50]

Объектом налогообложения признается перечень операций, представленных в ст. 182 НК РФ, включая операции по реализации подакцизных товаров, их передаче в качестве уставного капитала, их передаче для собственных нужд, получение прямогонного бензина организацией и другие.[51]

При определении налоговой базы используют твердые (сумма за 1 единицу измерения) налоговые ставки в случае, если продукция представлена в натуральном выражении, и адвалорные (в процентах) налоговые ставки, когда подакцизная продукция имеет стоимостное выражение без учета акцизов и НДС. Соответственно налоговая база перемножается на соответствующую ставку налога (ст. 187 НК РФ).[52]

Информация о налоговом и отчетном периодах, ставках по налогу, порядку и сроках уплаты налога, сроках предоставления налоговой декларации по рассмотренным налогам (НДС, НДФЛ и акцизы) представлены ниже (табл. 2.1).[53]

Таблица 2.1

Порядок исчисления и уплаты НДС, НДФЛ и акцизов

НДС

НДФЛ

Акцизы

Налоговый период

Квартал

Календарный год

Календарный год

Отчетный

период

Месяц

Месяц

Месяц

Ставка по налогу

0 %, 10 %, 18 %

9 %, 13 %, 15 %, 30 %, 35 %

Твердая и адвалорная ставки установлены для каждого вида продукции в ст. 193 НК РФ

Исчисление налога

Налогоплательщиками составляется счет-фактура

Сумма налога исчисляется налоговыми агентами

Сумма налога исчисляется налогоплательщиками

Дата подачи

налоговой

декларации

Не позднее 25 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом

Не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом - для ИП и лиц, занимающихся частной практикой

Не позднее 25 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, или в соответствии со ст. 204 НК РФ

Срок уплаты налога

Не позднее 25 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом

Не позднее дня, следующего за днем выплаты дохода налогоплательщику

Не позднее 25 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (ст 204 НК РФ)


Налог на прибыль организаций выплачивают следующие категории лиц: российские организации и иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянные представительства и/или получающие доход от источников в РФ.[54]

Объектом налогообложения при этом признается прибыль, получаемая налогоплательщиком: для российских организаций - доходы, уменьшенные на величину расходов; для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства - полученные через представительства доходы, уменьшенные на величину расходов, произведенными этими представительствами; для иностранных организаций, получающих доход от источников в РФ - доход, полученный от источников в РФ. Налоговая база представляет собой денежное выражение прибыли.

Налог на добычу полезных ископаемых - пятый федеральный налог. Его уплачивают организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством РФ.[55]

Объектом налогообложения по данному налогу признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории РФ; полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, если это извлечение подлежит лицензированию; полезные ископаемые, добытые из недр на территории за пределами РФ, если эта территория находится под юрисдикцией РФ или арендуется у иностранных государств (ст. 336 НК РФ).[56]

Налоговую базу налогоплательщик определяет для каждого вида добытого полезного ископаемого, включая полезные компоненты, извлекаемые из недр попутно при добыче основного полезного ископаемого. В отношении добытых полезных ископаемых, для которых установлена специфическая налоговая ставка либо ставка налога рассчитывается с учетом коэффициента, налоговая база определяется в зависимости от стоимостного или натурального выражения объекта налогообложения применительно к каждой налоговой ставке (ст. 338 и ст. 342 НК РФ).[57]

Водный налог подлежит уплате следующими категориями лиц: организации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, осуществляющие пользование водными объектами, подлежащее лицензированию в соответствии с законодательством РФ и не осуществляющие водопользование на основании договоров водопользования согласно Водному Кодексу РФ. Объектом налогообложения признаются следующие виды водопользования: забор воды из водных объектов; использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях; использование для целей гидроэнергетики; использования для целей сплава древесины в плотах и кошелях. Для каждого объекта налогообложения налоговая база определяется путем его умножения на соответствующую налоговую ставку согласно ст. 333.10 и ст. 333.12 НК РФ.[58]


Информация о налоговом периоде, ставках по налогу, порядке и сроках уплаты налога, сроках предоставления налоговой декларации по выше представленным налогам представлена в таблице 2.2.[59]

Таблица 2.2

Порядок и сроки уплаты налога на прибыль организации, налога на добычу полезных ископаемых и водного налога

Налог на прибыль организаций

Налог на добычу полезных ископаемых

Водный налог

Налоговый

период

Календарный год

Календарный месяц

Квартал

Отчетный

период

I квартал, полугодие, 9 месяцев

-

-

Ставка по налогу

0 %, 9 %, 15 %, 20 % (2 % - в федеральный бюджет; 18 % - в бюджет субъекта РФ, где эта ставка может быть снижена)

Определяется согласно ст. 342 НК РФ

Определяется согласно ст 333.12 НК РФ

Исчисление

налога

Сумма налога исчисляется налогоплательщиками

Сумма налога исчисляется налогоплательщиками

Сумма налога исчисляется налогоплательщиками

Дата подачи

налоговой

декларации

Не позднее 28 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода

Не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом

Не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом

Срок уплаты налога

Не позднее 28 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода

Не позднее 25 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом

Не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом

Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов взимаются с организаций и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, получающих в установленном порядке разрешение на добычу объектов животного мира или на добычу (вылов) водных биологических ресурсов на территории РФ и специальных зонах (ст. 333.1 НК РФ).[60]

Объектами налогообложения по данному сбору являются объекты животного мира и водных биологических ресурсов, установленные перечнем ст. 333.3 НК РФ[61]. Сумма сбора за пользование объектом налогообложения исчисляется путем умножения количества объектов на ставку сбора.[62]


Ежемесячно, не позднее 20-го числа, налогоплательщики выплачивают сбор до момента окончания выданного им соответствующего разрешения. Необходимые сведения предоставляются в налоговую не позднее 5-го числа каждого месяца. Государственная пошлина представляет собой сбор, взимаемый с лиц, признаваемых налогоплательщиками данного сбора, при их обращении в органы, уполномоченные в соответствии с законодательством РФ, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий. К таким действиям относятся обращение в суды общей юрисдикции, арбитражные суды, обращение к нотариусу, государственная регистрация организаций и другие. Налогоплательщиками признаются организации и физические лица, если они обращаются за совершением юридически значимых действий или выступают ответчиками в судах с учетом принятия решения судом не в их пользу (ст. 333.17 НК РФ).

Размеры государственной пошлины устанавливаются в зависимости от совершаемого юридически значимого действия ст. 333.19-333.34 НК РФ. Уплачивается налогоплательщиком до или после совершения юридически значимого действия согласно ст. 333.18 НК РФ.[63]

Для наиболее наглядного представления о поступлениях федеральных налогов и сборов в консолидированный бюджет РФ были взяты и проанализированы данные с официального сайта ФНС за период с 2011 по 2016 года на конец года.[64]

За изучаемый период наблюдалось увеличение поступлений федеральных налогов в целом на 3501,3 млрд. рублей. В наибольшей степени с 2011 по 2016 гг. увеличилось поступление государственной пошлины на 81,6 %, что составило на конец периода 36,5 млрд. руб. С подакцизной продукции в 2016 г. было получено в качестве поступлений в консолидированный бюджет РФ на 416,6 млрд. руб. (на 68,9 %) больше, чем в 2011 г.[65] Значительное увеличение поступлений в бюджет за анализируемый период наблюдалось по налогу на добычу полезных ископаемых на 1184,3 млрд. руб. (на 57,98 %).В период с 2011 по 2016 гг. объем налоговых поступлений в бюджет сократился только по водному налогу на 1,3 млрд. руб. (на 33,9 %) и по сборам за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов на 6,6 млн. руб. (на 0,3 %).За анализируемый период доля федеральных налогов и сборов в общей сумме федеральных налоговых поступлений претерпела ряд изменений.[66] Наибольший удельный вес в доходах, полученных за счет федеральных налогов и сборов, в 2011 г. составлял налог на прибыль организаций (25,9 %),а в 2016 г. - налог на добычу полезных ископаемых (26,3 %). Доля налога на прибыль организаций сократилась до 21,2 %. [67]Удельный вес НДФЛ и НДС за изучаемый период практически не изменилась: по НДФЛ в 2011 г. - 22,7 %, а в 2016 г. - 22,85 %; по НДС в 2011 г. - 21 %, а в 2016 г. - 21,1 % (рис. 3.1 и 3.2).[68]


Рис. 3.1. Доля федеральных налогов в общем объеме федеральных налоговых поступлений за 2011 г.

Рис. 3.2. Доля федеральных налогов в общем объеме федеральных налоговых поступлений за 2016 г.

В настоящее время налоги становятся наиболее действенным инструментом регулирования развивающихся экономических отношений. Федеральные налоги и сборы составляют большую часть от всех поступлений, формирующих доходную часть бюджета РФ. Именно они обеспечивают большую часть всех расходов государства на общегосударственное управление, национальную оборону и безопасность страны, охрану окружающей среды, образование, национальную экономику, культуру, здравоохранение и другие государственные расходы.

Глава 3. Разработка направлений совершенствования налоговой политики РФ

3.1. Совершенствования действующей в РФ системы налогового регулирования предпринимательской деятельности

В Российской Федерации действия участников экономического процесса определяются в Гражданском кодексе РФ понятиями «коммерческой деятельности» и «предпринимательской деятельности».[69]

Как установлено ст. 11 НК РФ, субъект налога на прибыль, это - «юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации», «иностранные юридические лица», а также «компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации».[70]

В этой же главе определяется и объект обложения налога на прибыль. При этом конкретно объект обложения определяется двояким образом: как «доход, уменьшенный на величину произведенных расходов» - для российских организаций и для «иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянное представительство», и как доход, «полученный из источников в РФ» - для «иных иностранных организаций» (ст. 247 НК РФ). Как мы видим, в первом случае речь идет о чистом доходе, а во втором - уже о валовом доходе - общей сумме дохода, полученного из какого-либо «источника в РФ»[71]. Таким образом, в этом втором случае понятие «дохода» как объекта обложения налогом на прибыль фактически сближается с понятием «валовой выручки» предприятия - от реализации им товаров, работ или услуг (ст. 248 НК РФ).[72]