Файл: Изучение современной налоговой системы РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 196

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Но такое понимание дохода уже оказывается в прямом противоречии с определением «дохода», установленным в ст. 41 НК РФ - «экономическая выгода в денежной или натуральной форме». Как очевидно, далеко не всегда получение выручки от продажи товаров или услуг приносит выгоду предприятию; вполне может случаться ситуации, когда такие продажи осуществляются не с выгодой, а с убытком.[73]

В отношении доходов, «полученных от источников в РФ» понятие «дохода» получает еще одно, также отличающееся от понятия «прибыли», и уже экономически принципиально иное значение - как платежи, получаемые иностранной организацией не в связи с «ее деятельностью в РФ через постоянное представительство».Такие платежи, как очевидно, также вовсе не обязательно могут совпадать с «доходом» в смысле ст. 41 НК РФ, однако применение механизма расчета чистого дохода (за счет вычета связанных с его получением расходов) предусмотрено только в отношении «доходов» от продажи недвижимого имущества и акций компаний, владеющих таким имуществом.[74]

Не признается право такого вычета ни для платежей за использование прав на объекты интеллектуальной собственности, ни для арендных и иных платежей за использование имущества, ни для доходов от международных перевозок. При этом понять мотивы такой дифференциации, предложенной российским законодателем, нелегко - особенно, если принять во внимание, что наиболее жесткий режим (обложение по полной сумме платежа) установлен в отношении такой затратной деятельности, как, например, перевозки грузов и людей, а полное освобождение от удержания налога предоставлено премиям по перестрахованию и выплатам тантьем - операциям, активно используемым для скрытого вывоза капиталов из РФ (ст. 309 НК РФ).[75]

Таким образом, в одном и том же законодательном документе термин «доход» применяется в четырех совершенно разных значениях - как реальный прирост имущества (капитала) налогоплательщика («экономическая выгода»), как простая разница доходов и расходов, как концептуальное понятие учетной (балансовой) прибыли и как «платеж» (операция перевода денежных средств с одного счета на другой.[76]

Такая разноплановость и неустойчивость в трактовке одного из самых важнейших понятий современного налогового права, естественно, не может не отражаться неблагоприятно и на конкретной практике применения налогового законодательства налоговыми органами. При этом, если в западных странах подобные недостатки в налоговых законах все же устраняются судебной практикой (суды в этих странах все разночтения и неувязки в налоговых законах всегда трактуют, во-первых, с учета приоритета интересов налогоплательщиков, и, во-вторых, исходя из общих соображений здравого смысла и налоговой справедливости), то в России эта проблема усугубляется как отсутствием опыта и недостаточной квалификацией основной массы судейского корпуса в вопросах налогообложения, так и отсутствием обычая всегда прибегать к здравому смыслу - при решении судом спорных вопросов и при трактовке или применении разного рода «темных мест» в законодательстве.[77]


Другая проблема связана с тем, что исчисление прибыли от коммерческой (предпринимательской) деятельности согласно действующему законодательству, регулируется разными главами НК РФ: отдельно, для юридических и физических лиц. При этом и налогообложение доходов, переводимых за рубеж, также регулируется раздельно - для юридических и физических лиц. А здесь трудности возникают в связи с тем, что для налоговых органов не всегда возможно получить точные сведения о том, кто является конечным получателем дохода - юридическое или физическое лицо.[78]

Между тем, необходимо подчеркнуть, что во всех развитых странах все эти налоговые режимы унифицированы, и целесообразность такого унифицирования также и для России не вызывает, на наш взгляд, никакого сомнения. В этих условиях, для России, на наш взгляд, представляется необходимым безотлагательно перейти к единому концептуальному и расчетному (учетному) понятию «прибыли» - независимо от правового и финансового статуса лиц, осуществляющих деятельность в целях получения экономической выгоды, от вида (способа осуществления) такой деятельности и от сферы этой деятельности.[79]

На практике эта мера может быть реализована двумя способами: либо путем включения в первую (общую) часть Налогового кодекса отдельной главы, исчерпывающим образом описывающей «прибыль» как объект обложения для целей применения любого из налогов, охваченных НК; либо путем формирования единого «массива» законодательства о подоходном налогообложении (в рамках одной единой главы НК или в нескольких взаимосогласованных главах).Более легким представляется первый способ, но более верным, учитывая современные тенденции в развитии налогообложения, следует признать второй способ. В этом случае можно предложить и общий переход - к единой системе подоходного налогообложения.[80] В рамках такого перехода вместо «зарплатных» налогов на отдельные виды налогов, предусматривающих применение слабо согласованных между собой и малообоснованных налоговых норм и правил, нужно будет принять за основу системный подход и перейти к формированию общего законодательного массива подоходного налогообложения, с тщательно продуманной общей «иерархией» налоговых ставок и с созданием специальной фискальной «сети», гарантирующей от вывоза доходов из России без соответствующего их налогообложения, и т.д.[81]


При этом весь этот нормативно-законодательный массив должен быть обеспечен единым инструментарием общих понятий, критериев и терминов, унифицированным порядком учета, контроля и санкций в отношении любых получателей доходов, как предприятий, так и граждан, как иностранных, так и национальных. И здесь можно отметить, что определенный задел для таких работ уже имеется, это - текстуальная и нормативная база международных налоговых соглашений, заключенных РФ с другими странами.[82]

Действительно, несмотря на то, что эти соглашения с момента их ратификации и введения в силу представляют собой неотъемлемую часть российского налогового законодательства (причем нормы этих налоговых соглашений в случае расхождений имеют приоритет перед нормами Налогового кодекса РФ), однако пока их влияние на внутренние законодательства мало ощутимо -особенно, в позитивном плане. Заметнее как раз обратная тенденция - когда определенные идеи и методы, свойственные сфере международных налоговых отношений, просто копируются российским законодателем, без учета их пользы и применимости в российских условиях (например, положения о консолидированном налогоплательщике.[83] Все эти вопросы упорядочивания налогообложения сейчас имеют не только чисто фискальное значение, но они одновременно направлены и на реализацию главной функции государства в рыночной экономике - способствовать созданию наилучших условий для развития национального производства товаров и услуг с повышенным уровнем добавленной стоимости.

3.2. Реформирование налоговой системы, с целью увеличения поступлений в бюджет РФ

Одним из приоритетных направлений реформирования российской экономики на сегодняшний день является реформирование сложившейся системы налогообложения. Налоги являются одним из основных источников формирования государственных финансов, а, следовательно, оказывают непосредственное влияние на социально-политическое положение в стране.[84]

Основными целями реформирования налоговой системы в РФ являются:

  • обеспечение необходимо стране дохода, а именно создание профицитного бюджета, позволяющего обеспечить все растущие суверенные и социальные расходы (сбалансированность бюджета);
  • повышение справедливости и эффективности налогообложения;
  • развитие фискального федерализма, при котором развивается трансфертов в региональные и муниципальные бюджеты.

Основными задачами реформирования - является увеличение собираемости налогов и сборов с юридических и физических лиц, за счет внедрения инновационных технологий, позволяющих вести прозрачный фискальный контроль над оборотными и налогооблагаемыми доходами предприятий и граждан, а также децентрализация налоговых поступлений, т.е. переход части налоговых доходов в региональные и местные бюджеты.[85]

Еще одной важной задачей реформирования налоговой системы является перераспределение налогового бремени из сферы производства в сферу потребления. Т.е. снижение налоговой нагрузки на производителей, с целью увеличения возможности их развития и перенос налогообложения на розничных продавцов.[86] В конечной цене товаров, работ и услуг, реализуемых населению, сосредоточены все налоги, сборы и платежи, уплаченные в сфере производства и реализации продукции. МНС России предлагает перераспределить их по цепочке из сферы производства в сферы потребления, не увеличивая общей суммы налогов в цене.[87]

В настоящее время государственная власть постоянно реформирует систему налогообложения. Еще недавно фискальный контроль со стороны государства, осуществлялся достаточно слабо, существовало огромное количество «лазеек» ухода от налогов, которыми пользовались почти все организации и граждане. Слабый контроль безусловно влиял на развитие «теневой экономики», что не способствовало собираемости налогов.[88]

На сегодняшний день появление и развитие компьютерных технологий позволяют упростить процесс контроля деятельности предприятий и граждан, за счет автоматизации обработки данных.

Так, еще недавно, вся отчетность составлялась на бумажных носителях, что в значительной степени усложняло проверку данных и требовало большого числа служащих для данной обработки. В связи с появлением электронно-цифровой подписи (ЭЦП), данные передаются в государственные органы в электронном виде, что позволяет систематизировать информацию и обрабатывать её при помощи компьютеров, а также исключить «человеческий фактор», влияющий на корректность данных.

Важнейшим изменением в системе сбора доходов бюджета, является реорганизация органов государственной власти. В 2015 году в ведение Министерства финансов РФ были переведены Федеральная таможенная служба (ФТС) и Федеральная служба регулирования алкогольного рынка (ФСРАР). Данные ведомства, наравне с Федеральной налоговой службой (ФНС) являлись органами, отвечающими за поступления бюджет РФ. [89]ФТС - за счет сборов таможенных пошлин при экспорте и импорте товаров, а также НДС на ввозимые товары. ФСРАР - за счет контроля сбора акцизов на алкогольную продукцию. Таким образом, Министерство финансов стало осуществлять полный контроль над поступлениями налогов и сборов в бюджет РФ.[90]


Одновременно с данными мерами были внедрены системы электронного контроля [91]:

  • в ФНС - система электронной обработки и сопоставления счетов- фактур, позволяющей осуществлять оперативный контроль между выставленными и полученными счетами фактур между контрагентами. Внедрение данной системы позволяет крайне быстро обнаружить расхождения между задекларированными данными и выявить расхождения, усилив тем самым фискальную функцию ФНС.
  • в ФТС - «Единая система администрирования налоговых и неналоговых платежей», в которой фиксируются все операции при совершении таможенных процедур, и соответственно оплаты всех таможенных пошлин, налогов и сборов от каждого контрагента участника ВЭД.
  • в ФСРАР - «Единая государственная автоматизированная информационная система», позволяющая отслеживать реализацию всей алкогольной продукции от производителя, до конечного потребителя, и, как следствие, контроль начисления акцизов и ликвидацию контрафактной продукции.

Важной составляющей реформы налогообложения должно являться снижение налогового бремени с налогоплательщиков, поскольку высокие налоги негативно влияют на развитие бизнеса, и, как следствие на увеличение производства и рост ВВП.[92]

Государство оказывает значительную поддержку в развитии предпринимательству за счет реализации проектов по вмененному и упрощенному налогообложению. Так, например, небольшие фирмы и индивидуальные предприниматели могут применять упрощенную систему налогообложения. При такой системе предприниматель оплачивает только один налог, при этом, ставка налога весьма невысока. Это может быть 6% от оборота, или 15% от суммы прибыли, по системе доходы минус расходы.

Также наличие небольших компаний и частных предпринимателей весьма эффективно влияет на конкуренцию, что, безусловно, не может не сказываться на повышение конкурентоспособности и развитие экономики страны в целом, а также на эластичность спроса и предложения.[93]

Реформирование налоговой системы в РФ носит уверенный характер. В целом по миру, налоги в нашей стране не высокие, в развитых странах количество уплачиваемых налогов, как привило, значительно выше. Но основная проблема реформирования состоит в том, что в стране недостаточное количество малых и средних предприятий, которые должны являться основой для формирования стабильной системы налогообложения, и, как следствие снижения зависимости от макроэкономических показателей экономики и состояния крупнейших налогоплательщиков.[94]