Файл: Теория человеческих потребностей Маслоу (Иерархия потребностей).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Любовь, согласно А. Маслоу, предполагает отношения между двумя людьми, включающие взаимное доверие. А. Маслоу говорит: «Любовь требует, чтобы ее и давали, и получали… Мы должны понимать любовь; мы должны быть способны учить ей, создавать ее, предсказывать ее, или же мир будет поглощен враждебностью и подозрительностью». [7; стр. 259]

На этом уровне люди стремятся установить отношения привязанности с другими в своей семье или в группе:

  • Ребенок хочет жить в атмосфере любви и заботы, в которой все его потребности удовлетворяются и он получает много ласки и внимания
  • Подростки, стремящиеся найти любовь в форме уважения и признания своей независимости и самостоятельности, тянуться к участию в религиозных, музыкальных, спортивных и других объединенных группах
  • Молодые люди испытывают потребность в любви в форме сексуальной близости, то есть необычных переживаний с лицом противоположного пола

А. Маслоу определил два вида любви у взрослых: дефицитарная или Д-любовь, и бытийная или Б-любовь. Первая основана на дефицитарной потребности – это любовь, исходящая из стремления получить то, чего нам не хватает, скажем, самоуважения, секс или общество кого-то, с кем мы не чувствуем себя одинокими. Это эгоистичная любовь, которая берет, а не дает. Б-любовь, наоборот, основана на осознании человеческой ценности другого, без какого-либо желания изменить или использовать его. Эта любовь, по мнению А. Маслоу, дает возможность человеку расти. [4; стр. 54]

  • Потребность в уважении

Когда наша потребность любить других и быть ими любимыми достаточно удовлетворена, степень ее влияния на поведение становится меньше, открывая дорогу потребностям в уважении.

А. Маслоу выделил две категории имеющихся у человека потребностей в оценке: потребность в самоуважении и в оценке со стороны других. Первая категория содержит в себе такие потребности, как желание уверенности в себе, компетентности, мастерства, адекватности, достижений, независимости и свободы. Уважение со стороны других включает такие понятия, как престиж, признание, принятие, проявление внимания, репутация, статус и оценка. Человек с адекватной самооценкой более уверен в себе и благодаря этому более производителен. При заниженной самооценке человек испытывает чувства приниженности и беспомощности, что может обескураживать его и даже вести к невротическому поведению. Как пишет А. Маслоу: «Наиболее устойчивая и, следовательно, наиболее здоровая самооценка основывается на заслуженном уважении со стороны других, а не на обусловленной внешними обстоятельствами лести и известности». [7; стр. 237]


Удовлетворение потребностей самоуважения порождает чувство уверенности, достоинство и осознание того, что вы полезны и необходимы. А. Маслоу предположил, что потребности уважения достигают максимального уровня и перестают расти в зрелости, а затем их интенсивность уменьшается.

Теория А. Маслоу внесла выдающийся вклад в понимание того, что находится в основе стремления людей к работе. Руководители различных рангов начали понимать, что мотивация людей определяется большим спектром их потребностей. Для того чтобы мотивировать определенного индивида, руководитель обязан дать ему возможность удовлетворить его основные потребности посредством такого образа действий, который способствует выполнению задач всей организации. Еще не так давно руководители могли мотивировать подчиненных почти только экономическими стимулами, так как поведение людей обуславливалось, в основном, их потребностями низших уровней. Сегодня ситуация изменилась. Благодаря более высоким заработкам и социальным благам, достигнутым в результате борьбы профсоюзов и государственных мер регулирования, таких, как «Закон о здоровье и безопасности наемного персонала», даже люди, находящиеся на низших ступенях иерархической лестницы организации, стоят на относительно высоких ступенях иерархии А. Маслоу. Как отмечает Теренс Митчелл:

«В нашем обществе физиологические потребности и потребность в безопасности играют относительно незначительную роль для большинства людей. Только действительно бесправные и беднейшие слои населения руководствуются этими потребностями низших уровней. Отсюда следует очевидный для теоретиков систем управления вывод о том, что потребности высших уровней могут служить лучшими мотивирующими факторами, чем потребности нижних уровней. Этот факт подтверждается исследователями, проводившими опросы работников о мотивах их деятельности».

В результате можно сделать вывод, что если вы руководитель, то вам нужно внимательно наблюдать за своими подчиненными, чтобы обозначить, какие активные потребности движут ими. Так как со временем эти потребности меняются, то нельзя полагать, что мотивация, которая сработала один раз, будет эффективно работать всегда. В таблице 1 в сводном виде перечислены некоторые способы удовлетворения потребностей высшего уровня у своих подчиненных в ходе трудового процесса. [11; гл. 13.6]

  • Потребности в самоактуализации


А. Маслоу охарактеризовал самоактуализацию как желание индивида стать тем, кем он должен быть. Индивид, достигший этого высшего уровня, добивается полного использования своих талантов, способностей и потенциала личности, то есть самоактуализироваться - значит стать тем человеком, которым мы можем стать, достигнув вершины нашего потенциала. Но, по мнению А. Маслоу самоатуализация очень редка, так как многие люди просто не видят своего потенциала, либо не знают о его существовании, либо не понимают пользы самосовершенствования. Они склонны сомневаться и даже бояться своих способностей, тем самым уменьшая шансы для самоактуализации. Это явление А. Маслоу назвал комплексом Ионы. Он характеризуется страхом успеха, который мешает человеку стремиться к величию и самосовершенствованию.

Так же тормозное влияние на процесс самоактуализации оказывает социализация. Другими словами, людям нужно «способствующее» общество, в котором можно раскрыть свой потенциал наиболее максимально.

Еще одно препятствие для саомактуализации, упоминаемое А. Маслоу, - сильное негативное влияние оказываемое потребностями безопасности. Дети воспитанные в безопасной, дружеской обстановке, более склонны к приобретению здорового представления о процессе роста. [5]

Система является гибкой. При неудовлетворении более низких потребностей человек возвращается к процессам их удовлетворения, временно опускаясь к низшей части своего бытия. Часть потребностей может служить целью или инструментом для обеспечения других потребностей. Иногда одно и то же действие может выполнять функцию для удовлетворения другой потребности более высокого или низкого уровня. [5]

А. Маслоу рассматривает потребности как стремления, возникающие подсознательно, но также допускает, что в рамках очередной потребности индивид может осознавать ее в виде интереса и, используя установки, действует целенаправленно. Часть действий вообще может не определяться потребностями.

Все длительные или устойчивые с детства отклонения от порядка реализации потребностей и удовлетворение высших при неудовлетворенных низших потребностях рассматриваются в теории А. Маслоу как патологические состояния. [5]

А. Маслоу предостерегает против слишком строгого взгляда на иерархию потребностей. Не следует полагать, что потребность в безопасности не возникает, пока не удовлетворена полностью потребность в пище, или что потребность в любви не возникает, пока не удовлетворена полностью потребность в безопасности. У большинства людей в нашем обществе частично удовлетворено большинство их базовых потребностей, но остаются и некоторые неудовлетворенные базовые потребности. Именно они имеют наибольшее влияние на поведение. Когда потребность удовлетворена, она мало влияет на мотивацию. «Удовлетворенное желание, - говорит А. Маслоу, - больше уже не желание.»


В середине 50-х гг. А. Маслоу отказался от жесткой иерархии, выделив два больших класса сосуществующих друг с другом потребностей: потребности дефицита и потребности самоактуализации. [3; стр. 417]

3.Характеристика самоактуализации

Самоактуалзация - процесс раскрытия и развития изначально заложенных в организме и личности задатков, потенций, возможностей. В ряде теорий, разработанных в русле гуманистической психологии, самоактуализация выступает основным механизмом, объясняющим психическое и личностное развитие.

Разрабатывая идею самоактуализации на протяжении трех десятилетий, А. Маслоу сделал ее краеугольным камнем не только теории личности, но и целой философско-мировоззренческой системы, что и явилось причиной стотысячных тиражей его книг. [2; С. 156]

В книге «Мотивация и личность» А. Маслоу определяет самоактуализацию как стремление человека к самовоплощению, к актуализации заложенных в нем потенций, проявляющееся в стремлении к идентичности: «Этот термин выражает «полноценное развитие человека» исходя из биологической природы, которое нормативно для всего вида, безотносительно ко времени и месту, то есть в меньшей мере культурно обусловлено. Оно соответствует биологической предопределенности человека, а не исторически-произвольным, локальным ценностным моделя…Оно также обладает эмпирическим содержанием и практическим смыслом». [1; С. 153]

Теория А. Маслоу началась с эмпирического обобщения и выделения особого типа людей - самоактуализирующихся личностей, которые составляют около одного процента населения и представляют собой образец психологически здоровых и максимально выражающих человеческую сущность людей. А. Маслоу предпринял исследование самоактуализирующихся людей и выделил ряд присущих им черт. «Создается впечатление, - пишет А. Маслоу, - как будто у человечества есть единственная конечная цель, отдаленная цель, к которой стремятся все люди. Разные авторы называют ее по-разному: самоактуализация, самореализация, интеграция, психическое здоровье, индивидуализация, автономия, креативность, продуктивность, - но все они согласны в том, что все это синонимы реализации потенций индивида, становление человека в полном смысле этого слова, становление тем, чем он может стать» [1; С. 154]

Одно из слабых мест теории А. Маслоу заключалось в том, что он утверждал: эти потребности находятся в раз и навсегда заданной жесткой иерархии и более высокие потребности в самоуважении или в самоактуализации возникают только после того, как удовлетворяются более элементарные. Не только критики, но и последователи А. Маслоу показали, что очень часто потребность в самоактуализации или в самоуважении являлась доминирующей и определяла поведение человека несмотря на то, что его физиологические потребности не были удовлетворены, а иногда и препятствовали удовлетворению этих потребностей. Впоследствии и сам А. Маслоу отказался от столь жесткой иерархии, объединив все потребности в два класса: потребности нужды и потребности развития. [8; С. 326]


В то же время большинство представителей гуманистической психологии приняло термин «самоактуализация», введенный А. Маслоу, как и его описание «самоактуализирующейся личности».

Отказавшись от своих утверждений о фиксированной последовательности удовлетворения потребностей в соответствии с их положением в иерархии А. Маслоу, определяет развитие через разнообразные процессы, в конечном счете ведущие личность к самоактуализации, и обосновывает новую точку зрения, а именно, что эти процессы имеют место на протяжении всей жизни человека и обусловлены специфической «мотивацией развития», возможности проявления которой уже не стоят в прямой зависимости от степени удовлетворения базовых нужд. А. Маслоу признает наличие у большинства людей (возможно, у всех) стремления к самоактуализации и, более того, наличие у большинства людей способности самоактуализироваться, по меньшей мере, в принципе, причем самоактуализация каждого отдельного человека уникальна и неповторима. Одной из форм самоактуализации, доступных каждому, являются описанные А. Маслоу так называемые пиковые переживания (peak-experiences), мгновения восторга или экстаза в любви, общении с искусством, творчестве, религиозном порыве или в других значимых для человека сферах его бытия. В пиковых переживаниях человек приобретает многие черты, свойственные самоактуализирующимся людям, временно становится самоактуализирующимся. В последних работах А. Маслоу самоактуализация выступает уже не как конечная, а как промежуточная ступень развития, переход от невротических или инфантильных проблем становления человека к истинным проблемам его бытия как зрелой полноценной личности «по ту сторону» самоактуализации. [2; С. 156]

А. Маслоу полагает, что большинство людей обладает большими творческими возможностями, чем им удается осуществить. Он не отрицает, что гениальность может иметь генетическую основу. Этот вопрос очень слабо исследован, но есть указания на то, что большой талант может быть и унаследован, и приобретен. В любом случае тот, кто достигает крупных результатов, – большой труженик. Самоактуализирующемуся человеку свойственна низкая степень внутреннего конфликта. Он не воюет сам с собой: его личность обладает цельностью. Благодаря этому у него остается больше энергии для производительных целей. [6; стр. 157 ]

«У среднего человека в нашей культуре, - говорит А. Маслоу, – верность долгу, доброта и красота только умеренно коррелируют друг с другом, а у невротика еще в меньшей степени. Только у развитого и зрелого человека, у самоактуализирующейся, полностью функционирующей личности они так высоко коррелируют, что применительно ко всем практическим целям как бы сливаются в единое целое.» [6; стр.157]