Файл: Теория человеческих потребностей Маслоу (Иерархия потребностей).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 63

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Самоактуализация связана с умением понять себя, свою внутреннюю природу и научиться «настраиваться» в соответствии с этой природой, строить свое поведение исходя из нее. Это не одномоментный акт, а процесс, не имеющий конца, это способ «проживания, работы и отношения с миром, а не единичное достижение». [8; С. 327]

В отличие от психоаналитиков, которых интересовало главным образом отклоняющееся поведение, А. Маслоу считал, что исследовать человеческую природу необходимо, «изучая ее лучших представителей, а не каталогизируя трудности и ошибки средних или невротических индивидуумов». Только так мы можем понять границы человеческих возможностей, истинную природу человека, недостаточно полно и четко представленную в других, менее одаренных людях. Выбранная им для исследования группа состояла из восемнадцати человек, при этом девять из них были его современниками, а девять – историческими личностями (А. Линкольн, А. Эйнштейн, В. Джеймс, Б. Спиноза и др.). [8; С. 328]

На основе этих изысканий, А. Маслоу называет следующие характеристики самоактуализирующихся людей:

Более эффективное восприятие реальности и более комфортабельное отношение с ней;

  • Принятие (себя, других, природы);
  • Спонтанность, простота, естественность;
  • Центрированность на задаче ( в отличие от центрированности на себе);
  • Некоторая отъединенность и потребность в уединении;
  • Автономия, независимость от культуры и среды;
  • Мистичность и опыт высших состояний;
  • Чувства сопричастности, единения с другими;
  • Более глубокие межличностные отношения;
  • Демократическая структура характера;
  • Различение средств и целей, добра и зла;
  • Философское, невраждебное чувство юмора;
  • Самоактуализирующееся творчество;
  • Сопротивление аккультурации, трансцендирование любой части культуры. [9; стр. 321]

А. Маслоу считал, что именно осознанные стремления и мотивы, а не бессознательные инстинкты составляют суть человеческой личности. Однако стремление к самоактуализации, к реализации своих способностей наталкивается на препятствия, на непонимание окружающих и собственные слабости. Многие люди отступают перед трудностями, что не проходит бесследно для личности, останавливает ее рост. Невротики - это люди с неразвитой или неосознанной потребностью в самоактуализации. Общество по самой своей сути не может не препятствовать стремлению человека к самоактуализации. Ведь любое общество стремится сделать чело века своим шаблонным представителем, отчуждает личность от ее сути, делает ее конформной. [8; стр. 329]


В то же время отчуждение, сохраняя «самость», индивидуальность личности, ставит ее в оппозицию к окружающему и также лишает ее возможности самоактуализироваться. Поэтому человеку необходимо сохранить равновесие между этими двумя механизмами, которые, как Сцилла и Харибда, стерегут его и стремятся погубить. Оптимальными, считал А. Маслоу, являются идентификация во внешнем плане, в общении с окружающим миром, и отчуждение во внутреннем плане, в плане развития самосознания. Именно такой подход дает человеку возможность эффективно общаться с окружающими и в то же время оставаться самим собой. Эта позиция А. Маслоу сделала его популярным в среде интеллектуалов, так как во многом отражала взгляды этой социальной группы на взаимосвязь между личностью и обществом. [8; стр. 380]

Продолжая изучение самоактуализирующихся личностей, жизненные проблемы которых качественно отличны от невротических псевдопроблем, стоящих перед незрелой личностью, А. Маслоу приходит к выводу о необходимости создания новой психологии -психологии Бытия человека как полноценной, развитой личности, в отличие от традиционной психологии становления человека человеком. В 60-е гг. А. Маслоу занимается разработкой такой психологии. В частности, он показывает фундаментальные различия познавательных процессов в тех случаях, когда они движимы нуждой, и тогда, когда в их основе лежит мотивация развития и самоактуализации. Во втором случае мы имеем дело с познанием на уровне Бытия (Б-познанием). Специфическим феноменом Б-познания выступают пиковые переживания, характеризующиеся чувством восторга или экстаза, просветленностью и глубиной понимания. Краткие эпизоды пиковых переживаний даны всем людям; в них каждый на мгновение становится как бы самоактуализирующимся. Религия, по А. Маслоу, возникла изначально как образно-символическая система для описания пиковых переживаний, которая впоследствии приобрела самостоятельное значение и стала восприниматься как отражение некой сверхъестественной действительности. Обычная мотивация на уровне Бытия сменяется так называемой метамотивацией. Метамотивами выступают ценности Бытия (Б-ценности): истина, добро, красота, справедливость, совершенство и др., которые принадлежат как к объективной действительности, так и к структуре личности самоактуализирующихся людей. Эти ценности, как и базовые потребности, А. Маслоу выводит из биологии человека, объявляя их универсальными; социокультурная среда играет лишь роль фактора, влияющего на их актуализацию, причем чаще отрицательно, чем положительно. В последние годы А. Маслоу двинулся еще дальше, разрабатывая проблему трансценденции самоактуализации и перехода на еще более высокие уровни развития. А. Маслоу стоял у истоков трансперсональной психологии, был одним из лидеров этого движения в начальный период его становления. Представления А. Маслоу о направлении развития человека привели его к идеальной модели «эвпсихического» общества, которое создает и поддерживает возможности максимальной самоактуализации его членов. [10; С. 105]


Впоследствии А. Маслоу признал наличие определенного недостатка в его теории мотивации. По-видимому, она не может объяснить, почему, если человек как биологический вид ориентирован на рост, столь многие люди оказываются неспособны развить свой потенциал. Таким образом, опровергая свои более ранние взгляды, А. Маслоу признал, что благоприятные условия не гарантируют автоматически личностного развития, и что самоактуализация, счастье и спасение души невозможны без осмысленного призвания в мире и направленности на высшие ценности. Категории призвания и ответственности личности стали для него центральными

Заключение

В своих работах А. Маслоу затронул очень много насущных жизненных вопросов, которые интересуют каждого человека: творчество, любовь, моральные ценности, воспитание личности, развитие общества и др. Включая различные аспекты функционирования человека в целостности его души и тела А. Маслоу придавал фундаментальное значение развитию личности.

Воздействие теории мотиваций А. Маслоу на различные сферы человеческой деятельности в некоторых случаях называют незаметной революцией. И этому есть убедительные основания, т. к. изменения затронули фундаментальные аспекты воспроизводства человека в социуме, в частности, организацию трудовой деятельности, образование, различные формы групповой терапии, способствующие снятию стресса, а также служащие личностному росту.

Иерархия потребностей А. Маслоу – это единственная краткая, общая теория мотивации человека, пригодная для понимания не только человеческой личности, но и текущего состояния общества, и для его прошлого и будущего. Ее преимущество в том, что она пригодна для формирования, совершенствования и функционирования не только человека, но и крупных социальных групп и институтов, анализа и прогноза ментальности и изменения ментальности различных сообществ и народов.

Оценивая теорию А. Маслоу, необходимо выделить, что он был едва ли не первым психологом, нацелившим внимание не только на трудности, отклонения и негативные стороны личности. Одним из первых он исследовал достижения личного опыта, раскрыл пути для саморазвития и самосовершенствования любого человека.

Мы уже убедились в том, что основные потребности, удовлетворяемые постоянно и длительное время, больше не оказывают такого важного воздействия на условия, нужные для их удовлетворения, ни на сам факт их удовлетворения или неудовлетворения. Если человек в раннем детстве был окружен вниманием, любовью и заботой близких людей, если его потребности в безопасности, защищенности, в принадлежности и любви были удовлетворены, то, став зрелым, он будет более свободен от этих потребностей, чем среднестатистический человек. А. Маслоу считал, что сильный характер является важным следствием функциональной автономии. Здоровый, сильный человек не боится осуждения окружающих его людей, он не ищет их любви и не угодничает перед ними, и эта его способность определенна чувством базового удовлетворения. Переживаемые им чувства причастности и безопасности, его самоуважение и любовь функционально автономны или, иначе говоря не зависят от факта удовлетворения базовых потребностей.


Библиография

  1. Маслоу А. Мотивация и личность / А. Маслоу – СПБ., 2002. – 480 стр.
  2. Леонтьев Д.А. Развитие идеи самоактуализации в работах А. Маслоу /Д.А.Леонтьев // Вопросы психологии. – 1987.– стр. 151-158
  3. Гобл Ф. Третья сила: Психология Абрахама Маслоу / Ф. Гобл // Новые рубежи человеческой природы А. Маслоу. – М.: Смысл, 1999. – 430 стр.
  4. Вахромов Е.Е. Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации /Е.Е. Вахромов. – М.: Международная педагогическая акадеия, 2001. – 162 стр.
  5. Четвертаков С.А. Иерархия потребностей по Маслоу – общая теория мотивации для социологии (2003-2004гг.)
  6. Электронный источник http://www.deir.org/libr/?go=book&id=61&p=162 стр. 162
  7. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики / А. Маслоу. – СПБ., 2003. – 432 стр.
  8. Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины 20в. Учеб. пособие /М.Г. Ярошевский. – М.: [б. и.], 1996. – 416 стр.
  9. Абрахам Маслоу и психология самоактуализации // Дж. Фейдимен Личность и личностный рост / Дж Фейдимен, Р. Фрейгер. – М., 1994. – 347 стр.
  10. Большой психологический словарь / под ред.: Б. Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. – М.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. – 391 стр.
  11. http://econom-lib.ru Основы менеджмента. Гл. 13. Мотивация. 13.6. Иерархия потребностей по А. Маслоу

Приложения

Пирамида потребностей А. Маслоу. Из 5 уровней (рис. 1)

пирамида А. Маслоу из 7 уровней. (рис. 2)

Таблица 1. Методы удовлетворения высших потребностей.

Социальные потребности

  1. Дать сотрудникам работу, которая позволит им общаться
  2. Создать на рабочих местах командный дух
  3. Проводить с подчиненными совещания
  4. Стараться поддерживать возникшие неформальные группы, если они не наносят вред организации реального ущерба
  5. Создать условия для социальной активности членов организации вне её рамок

Потребности в уважении

  1. Предлагать подчиненным более содержательную работу
  2. Обеспечить положительную обратную связь с достигнутыми результатами
  3. Высоко оценивать и поощрять достигнутые результаты
  4. Привлекать подчиненных к формулировке цели и выборке идеи
  5. Делегировать подчиненным дополнительные права и полномочия
  6. Продвигать подчиненных по карьерной лестнице
  7. Обеспечивать обучение и подготовку

Потребности в самовыражении

  1. Обеспечить подчиненным возможность для обучения и развития, которые позволили бы максимально использовать их потенциал
  2. Давать сложную и важную работу, требующую полной отдачи
  3. Поощрять и развивать творческие способности