Файл: Муниципальные предприятия (Совершенствование поддержки предпринимательства на муниципальном уровне).pdf
Добавлен: 26.06.2023
Просмотров: 117
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические аспекты малого предпринимательства
3. Совершенствование поддержки предпринимательства на муниципальном уровне
3.1 Предложения по повышению эффективности деятельности малых предприятий Московской области
3.2 Программа по повышению экономической активности малых предприятий в Московской области
В качестве основного целевого показателя Программы используется ВРП на душу населения. Данный индикатор является обобщающим показателем уровня жизни населения и характеризует общий уровень экономического развития региона.
ВРП на душу населения в странах с развитой экономикой составляет 40 - 60 тыс. долл.США, а в столицах и финансовых центрах этих стран в 2-3 раза больше среднего по стране. В городе Москве в 2016 году он составил 21,4 тыс. долл. США, а с учетом паритета покупательной способности около 37,3 тыс. долл. США.
Также показателями, характеризующими достижение поставленных целей, являются ВРП, объем инвестиций в основной капитал, объем промышленного производства, объем товарооборота, реальная заработная плата, реальные денежные доходы населения, уровень регистрируемой безработицы, коэффициент напряженности на рынке труда, число вновь созданных малых и микропредприятий и объем налоговых поступлений в бюджет города Москвы от предприятий потребительского рынка и услуг.
Рисунок 2 - Основные показатели темпов роста при реализации программы 2016-2016 гг.
Реализация Программы позволит к 2016 году достигнуть следующих конечных результатов (по отношению к 2016 году):[8]
- темп роста ВРП составит 128,9%;
- темп роста ВРП на душу населения составит 124,6%
- темп роста объема инвестиций в основной капитал составит 152,8%;
- темп роста объема промышленного производства составит 135,1%;
- темп роста объема товарооборота составит 135,1%;
- темп роста реальной заработной платы составит 129,7%;
- темп роста реальных денежных доходов населения составит 121,4%;
- уровень регистрируемой безработицы снизится с 0,9% до 0,7% от экономически активного населения;
- коэффициент напряженности на рынке труда снизится с 0,43 до 0,38 человек на вакансию;
- объем налоговых поступлений в бюджет города Москвы от предприятий потребительского рынка и услуг увеличится с 96,3 до 121,8 млрд. рублей;
- количество малых и микропредприятий увеличится с 210,9 до 233,8 тыс.[9]
Сроки реализации Программы:
Реализация Программы будет осуществляться в период 2016 - 2016 годов.
Мероприятия Подпрограммы[10]3:
1. Формирование благоприятной деловой среды предпринимательской деятельности.
Основное содержание данного мероприятия:
- Ведение реестра субъектов МП и реестра МП - получателей поддержки. Обеспечение приема и рассмотрение в электронной форме заявок (паспортов проектов) субъектов МП, находящихся в Реестре субъектов малого и среднего предпринимательства города Москвы (далее - Реестр субъектов МП);
- Сопровождение реализации подпрограммы МП: проведение финансового и правового анализа реализации Подпрограммы, финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по проблемам развития МП;
- Предоставление правовой поддержки МП, правовое сопровождение проектов;
- Предоставление консультационных услуг субъектам МП (предоставление различных видов консультаций субъектам МП и консультаций по бесплатной "горячей" телефонной линии, организационно-методическое сопровождение проектов);
- Информирование, в том числе средствами мультимедиа, субъектов МП об имеющихся мерах государственной поддержки в целях популяризации предпринимательской деятельности в Нахабинском территориальном отделе.
2. Имущественная поддержка МП и развитие инфраструктуры поддержки субъектов МП.
Основное содержание данного мероприятия:
- Обеспечение функционирования инфраструктуры поддержки МП;
- Создание, оборудование и развитие специализированных центров совместного доступа МП;
Расходы бюджета Нахабинского территориального отдела на реализацию данного мероприятия осуществляются путем предоставления субсидий юридическим лицам в установленном порядке.
3. Обеспечение доступа субъектов МП к финансовым ресурсам.
Основное содержание данного мероприятия:
- Предоставление субсидий МП (на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на развитие и модернизацию производства, на частичное возмещение затрат по договорам финансовой аренды (лизинга), на частичное возмещение затрат, связанных с организацией допуска ценных бумаг малой инновационной компании-эмитента к торгам на фондовой бирже в процессе их размещения и (или) обращения.
- Предоставление информационно-консультационных услуг МП по финансовой поддержке, организационно-методическое, правовое обеспечение и экспертиза проектов.
Расходы бюджета города Москвы на реализацию данного мероприятия осуществляются путем предоставления субсидий юридическим лицам в установленном порядке.
4. Содействие в продвижении продукции на российский и зарубежные рынки.
Основное содержание данного мероприятия:
- Предоставление информационно-консультационных услуг по вопросам продвижения продукции МП, в том числе с использованием Интернет-технологий, а также организационно-методическое, правовое обеспечение и экспертиза проектов;
- Предоставление консультационных услуг и информирование МП по вопросам участия в заказе города Москвы;
- Содействие подбору участников стажировок - работников МП, организация и прохождение необходимых стажировок на территории Российской Федерации и за ее пределами для МП;
- Организация обмена деловыми делегациями с другими субъектами Российской Федерации и иностранными государствами, оказание содействия, в том числе путем предоставления субсидий, в проведении конгрессов, конференций, форумов по вопросам развития МП;
- Проведению комплекса работ по поиску и подбору потенциальных деловых партнеров для МП на региональных и международных рынках.
- Софинансирование затрат МП на участие в конференциях и выставках;
- Поддержка экспортоориентированных компаний на возмещение процентных ставок по экспортным кредитам осуществляется в порядке предоставления субсидий из бюджета города Москвы субъектам малого предпринимательства на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на развитие и модернизацию производства.
5. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров и консультирование субъектов МП.
Основное содержание данного мероприятия:
- Обучение работников субъектов МП, целевых приоритетных групп граждан, разработка учебных курсов, методик, учебно-тематических планов, в том числе для дистанционного обучения, а также организационно-методическое, правовое обеспечение и экспертиза обучающих программ;
- Обучение работников организаций инфраструктуры поддержки МП, а также осуществление оценки и мониторинга их работы;
- Реализация мероприятий в рамках Государственного плана подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации на территории города Москвы;
- Софинансирование затрат субъектов МП на прохождение учебных программ, курсов и тренингов.
6. Поддержка начинающих субъектов МП. Основное содержание данного мероприятия:
- Реализация комплекса мероприятий по поддержке начинающих предпринимателей, организационно-методическое, правовое обеспечение и экспертиза проектов;
- Создание и обеспечение функционирования центров начинающего предпринимательства, в том числе молодежного.
- Финансовая поддержка начинающих предпринимателей осуществляется в установленном порядке.
Мероприятия в сфере информационно-коммуникационных технологий, направленные на решение задач Подпрограммы, реализуются и финансируются в рамках государственной программы города Москвы "Информационный город (2016 - 2016 годы)".
Мероприятия, направленные на сокращение административных барьеров при предоставлении государственных услуг, оптимизации и повышения качества предоставления государственных услуг реализуются в рамках государственной программы города Москвы "Совершенствование государственного управления".
Заключение
Наиболее острые проблемы в нашем государстве обстоят с малым предпринимательством. В качестве текущих проектов поддержки государством малого предпринимательства можно привести: бюджетные гарантии Российского банка развития (рефинансирование региональных банков, реализующих программы кредитования субъектов малого предпринимательства); субсидирование процентной ставки (экспортерам; микрофинансовым организациям; региональные программы); фонды поддержки субъектов малого предпринимательства – прямое кредитование, а также региональные венчурные фонды.
Необходимость серьезного отношения к проблемам малого бизнеса определяется двумя основными причинами. Первая из них - та роль, которую он играет в формировании гражданского общества; вторая - его удельный вес в современной экономике, достигающий в развитых государствах 70% ВВП.
Степень развития малого предпринимательства и активности предпринимателей во многом определяет уровень демократизации государства и открытости его экономики. За счёт поддержки сегмента малого предпринимательства государство решает общие проблемы повышения уровня благосостояния населения и увеличения в процентном соотношении граждан со средним уровнем дохода, а также налоговые поступления от малого предпринимательства в значительной степени способствуют пополнению бюджета. Кроме того, малое предпринимательство позволяет повысить средний уровень социальной ответственности и экономической инициативы граждан. Также конкуренция, являющаяся основным условием работы малых предприятий в системе с рыночной экономикой, позволяет сдерживать рост цен на товары и услуги, и побуждает предпринимателей постоянно повышать качество продукции и внедрять новые технологии. Малое предпринимательство частично решает проблемы с безработицей. Стоит отметить, что роль малого предприятия в рыночной экономической системе трудно переоценить, так как, по сути, именно предпринимательство является конструктивной единицей и гарантией существования развитой рыночной экономики.
Инфраструктура поддержки малого предпринимательства выполняет важную социальную функцию и по своей природе в большинстве случаев не может быть прибыльной. Поэтому ее создание и развитие нуждаются в постоянной государственной поддержке. Это означает не только финансирование из соответствующих бюджетов, но и использование методов косвенного стимулирования (налоговые льготы для объектов инфраструктуры, передача в собственность или пользование на льготных условиях государственного и муниципального имущества, налоговое и иное стимулирование частных инвесторов, вкладывающих средства в развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства).
Таким образом, главным принципом государственной поддержки малого предпринимательства должно стать создание преимущественно экономических и правовых условий нормального ведения рыночного хозяйствования. Государственная поддержка должна выражаться в формировании экономических и правовых условий, стимулов для саморазвития и конкурентоспособности малого предпринимательства с учетом отраслевых, географических, национальных, исторических особенностей и традиций. Важнейшие задачи государственной поддержки малого предпринимательства заключаются в том, чтобы обеспечить малым предприятиям равные права, минимизировать разрыв в условиях хозяйственных возможностей между малыми и более крупными предприятиями в конкурентном рыночном соревновании, создать равные возможности ведения предпринимательской деятельности в условиях свободы выбора ее форм и методов проявления самостоятельности и предприимчивости.
Поддержка малого предпринимательства на муниципальном уровне зачастую зависит от уровня понимания проблемы главами Администраций. Самыми распространенными формами поддержки малого бизнеса является предоставление малому предприятию муниципального заказа, льготной аренды, создание и финансирование структур, предоставляющих предпринимателям консультационные и организационные услуги.Все эти примеры доказывают необходимость увеличения государственной поддержки для создания благоприятных условий становления и развития малого предпринимательства, для чего необходима разработка и реализация национальной системы их поддержки.
Список использованной литературы
- Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007. №209-ФЗ // СПС «Консультант Плюс» 2016.
- «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 22.07.2008. №159-ФЗ // СПС «Консультант Плюс» 2016.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 13.10.2008 №753 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам полномочия федеральных органов исполнительной власти в сфере развития малого и среднего предпринимательства» // СПС «Консультант Плюс», 2016.
- Городская целевая программа развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в городе Москве на 2011 – 2016 гг от 4 августа 2009 года. №724-ПП.
- Алешкин А.И. Понятие субъекта малого предпринимательства и законодательство, регулирующее правоотношения в данной сфере // Предпринимательское право. 2011. №4.
- Акабердин Р.З., Кибанов А.Я. Совершенствование структуры, функций и экономических взаимоотношений управленческих подразделений предприятий при разных формах хозяйствования. М., 2016.
- Айкс Б., Ритерман Р. От предприятия к фирме: заметки по теории предприятия переходного периода // Вопросы экономики. 2017. № 8. С. 31-39.
- Балекин Е.В. Методические аспекты государственного управления развитием и поддержкой промышленного малого предпринимательства в Москве // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. 2011. № 2. С. 137-141.
- Баринова М. Микрофинансирование как способ достижения макроэффекта / М. Баринова // Человек и труд. - 2011. - № 9.
- Богачев В. Ф., Кабанов В. С., Алексеева М. Б. Организация предпринимательской деятельности. СПб., 2015.
- Вечканов Г. С., Вечканова Г. Р., Пуляев В. Т. Краткая экономическая энциклопедия. СПб., 2011.
- Вотчель Л.М., Викулина В.В. Анализ определяющих аспектов предпринимательской деятельности // Вектор науки ТГУ. Серия «Экономика и управление» № 4 (7), 2015.
- Егорова Е., Майн Е. Р. Малый бизнес в России: экономический анализ и моделирование. - М.: ЦЭМИ РАН, ИСЭПН РАН, 2015.
- Кибанов А.Я. Оценка экономической эффективности совершенствования управления машиностроительным предприятием. М., 2015.
- Клейнер Г. Б. Стратегия предприятия. - M: Изд-во «Дело», 2011. - 568 с.
- Крылов Э. И. Анализ эффективности производства, научно-технического прогресса и хозяйственного механизма. М., 2011.
- Козловский П. Этическая экономика как синтез экономической и этической теории // Вопросы философии. – 2017. - №8.
- Костров А.В. Развитие системы государственной поддержки малого и среднего инновационного предпринимательства в Москве // Инициативы XXI века. 2016. № 4-5. С. 11-15.
- Костров А.В. Повышение устойчивости сектора малого и среднего инновационного предпринимательства в Москве // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2011. № 2. С. 256-260.
- Максименко О. Большие заботы о маленьких деньгах / О. Максименко // Финансы. - 2016. - № 20–21. - С. 70–72.
- Моисеева И.И. Принципы и методы оценки эффективности предпринимательской деятельности // Вестник ТГУ, выпуск 6 (86), 2011.
- Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 2017.
- Маршалл А. Принципы экономической науки. – М.: Прогресс, 2016. – Т.2.
- Осипов Ю. М. Основы теория хозяйственного механизма. М., 2017.
- Орлов М.О. Анализ особенностей и направлений государственной поддержки развития предпринимательства за рубежом // Вопросы предпринимательства. 2011. - № 2.
- Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ. - URL: www. gks.ru.
- Предпринимательское право Российской Федерации: учебник / Отв. ред. Е.П. Губин, П.Г. Лахно. М.: Норма: Инфра-М, 2015.
- Полтерович В.М. Экономическое равновесие и хозяйственный механизм. - М.: Наука, 2011.
- 4. Портер М. Международная конкуренция. - М.: Междунар. отношения, 2016. - 896 с.
- Симонова Т. Результат «переписи предпринимателей» превзошел ожидания / Т. Симонова// Деловая среда. – 2015. – № 31(52).
- Суханов Е.А. О концепции развития законодательства о юридических лицах // Российское право. №1. 2011. С. 5-12.
- Скобелева И. П. Эффективность предприятия в конкурентной экономике: монограф. СПб., 2016.
- Соловьева О. А. Проблемы функционирования государственной системы антикризисного регулирования // Вестник Челябинского государственногоС. 20–22.университета. 2011. № 3 (184).
- Электронный ресурс [официальный сайт Московской области] Программа реализации 2016-2016 гг. budget.mos.ru/BinaryData/OBJ1207681