Файл: Типологии служащих и их адаптация к различным условиям производственной деятельности (Анализ путей адаптации сотрудников в конкретной организации).pdf
Добавлен: 26.06.2023
Просмотров: 71
Скачиваний: 2
Анализ ответов на вопросы 1, 2 и 5 позволяет выявить группы с положительной, неопределенной и отрицательной производственной установкой, или, другими словами, с положительным, неопределенным (противоречивым) и отрицательным отношением к работе. Ответы на вопрос 4 позволяют проанализировать соотношение официальной и неофициальной структуры группы, т. е. соотношение руководства и лидерства. А ответы на вопрос 3 позволяют дать краткую характеристику деловых и личных качеств руководителя.
Приложение II
Диагностика стиля руководства (А.Л. Журавлев)
Опросник содержит 27 характеристик деятельности руководителя и 5 вариантов ее проявления к каждой характеристике. Первый столбец - характеристика, а следующие 5 - варианты ответов. Данные ответы даны новым Генеральном директором организации:
1. Распределение полномочий между руководителями и подчиненными |
а) централизует руководство, требует, чтобы обо всех деталях докладывали именно ему; |
б) руководитель пассивен в выполнении управленческих функций; |
в) четко распределяет функции между собой; своими заместителями и подчиненными; |
г) ожидает указаний сверху или даже требует их; |
д) централизует руководство только в трудных ситуациях. |
2. Действия руководителя в критических (напряженных) ситуациях: |
а) в критических ситуациях руководитель, как правило, переходит на более жесткие методы руководства; |
б) критические ситуации не изменяют его способов руководства; |
в) в критических ситуациях он не обходится без помощи вышестоящих руководителей; |
г) сталкиваясь с трудностями, руководитель начинает более тесно взаимодействовать с подчиненными; |
д) в критических ситуациях руководитель плохо справляется со своими обязанностями. |
3. Контакты руководителя с подчиненными: |
а) недостаточно общительный человек, с людьми разговаривает мало; |
б) регулярно общается с подчиненными, говорит о положении дел в коллективе, о трудностях, которые предстоит преодолеть; |
в) умеет общаться, но специально ограничивает общение с подчиненными, держится от них на расстоянии: |
г) старается общаться с подчиненными, но при этом испытывает трудности в общении; |
д) общается в основном с активом коллектива. |
4. Продуктивность работы коллектива в отсутствие руководителя: |
а) в отсутствие руководителя исполнители работают хуже; |
б) коллектив не снижает продуктивности, если руководитель временно покидает его; |
в) исполнители постоянно работают не в полную силу, при другом руководителе могли бы сделать больше; |
г) продуктивность работы повышается в отсутствие руководителя; |
д) в отсутствие руководителя коллектив работает с переменным успехом. |
5.Отношение руководителя к советам и возражениям со стороны исполнителей: |
а) сам обращается за советом к подчиненным; |
б) не допускает, чтобы руководимые ему советовали и тем более возражали; |
в) подчиненные не только советуют, но могут давать указания своему руководителю; |
г) руководитель советуется даже тогда, когда обстоятельства не особенно требуют этого; |
д) если исполнители знают, как лучше выполнить работу, они говорят об этом своему руководителю |
б. Контроль деятельности подчиненных: |
а) контролирует работу от случая к случаю; |
б) всегда очень строго контролирует работу руководимых и коллектива в целом; |
в) контролируя работу, всегда за счет положительные результаты, хвалит исполнителей; |
г) контролируя, обязательно выискивает недостатки в работе; |
д) нередко вмешивается в работу исполнителей. |
7. Соотношение решений производственных и социально-психологических задач в процессе руководства коллективом: |
а) его интересует только выполнение плана, а не отношение людей друг к другу; |
б) решая производственные задачи, старается создать хорошие отношения между людьми в коллективе; |
в) в работе не заинтересован, подходит к делу формально; |
г) больше внимания уделяет налаживанию взаимоотношении в коллективе, а не выполнению производственных. Заданий; |
д) когда нужно, защищает интересы своих подчиненных |
8. Характер приказов руководителя : |
а) приказывает так, что хочется выполнять; |
б) приказывать руководитель не умеет; |
в) просьба руководителя не отличается от приказа; |
г) приказы принимаются, но выполняются недостаточно хорошо и быстро; |
д) его приказы вызывают у руководимых недовольство. |
9. Отношение руководителя к критике со стороны подчиненных: |
а) на критику руководитель обычно не обижается, прислушивается к ней; |
б) критику выслушивает, даже обещает принять меры, но ничего не делает; |
в) не любит, когда его критикуют и не старается скрыть это; |
г) принимает критику только со стороны вышестоящих руководителей; |
д) не реагирует на критику |
10. Поведение руководителя при недостатке знаний: |
а) сам решает даже те вопросы, с которыми не совсем хорошо знаком; |
б) если чего-то не знает, то не боится это показать и обращается за помощью к другим; |
в) можно сказать, что руководитель не стремится пополнить свои недостатки в знаниях; |
г) когда чего-то не знает, то скрывает это и старается самостоятельно восполнить недостатки в знаниях; |
д) если руководитель не знает, как решить вопрос или выполнить работу, то поручает это своим подчиненным |
11. Распределение ответственности между руководителем и подчиненными: |
а) складывается впечатление, что он боится отвечать за свои действия, хочет уменьшить свою ответственности; |
б) ответственность распределяет между собой и своими подчиненными; |
в) всю ответственность возлагает только на себя; |
г) нередко подчеркивает ответственность вышестоящих руководителей, старается свою ответственность переложить на них; |
д) бывает, что руководитель, являясь ответственным за какое-то дело, пытается переложить его на своих замов или нижестоящих руководителей. |
12. Отношение руководителя к своим заместителям и помощникам: |
а) старается, чтобы его заместители были квалифицированными специалистами; |
б) добивается безотказного подчинения заместителей и помощников; |
в) руководителю безразлично, кто у него работает заместителем (помощником); |
г) осторожен по отношению к заместителям, потому что боится за свое положение; |
д) не желает иметь рядом очень квалифицированных специалистов |
13. Эмоциональная удовлетворенность исполнителя в отсутствие руководителя: |
а) исполнители довольны, когда отсутствует руководитель, он» чувствуют некоторое облегчение; |
б) с руководителем работать интересно, поэтому ожидают его возвращения; : |
в) отсутствие руководителя не замечается исполнителями; |
г) вначале исполнители довольны, что отсутствует руководитель а потом скучают; |
д) сначала отсутствие руководителя чувствуется исполнителями а затем быстро забывается. |
14. Преобладающие методы воздействия на подчиненных |
а) для выполнения какой-то работы ему нередко приходится уговаривать своих подчиненных; |
6) всегда что-нибудь приказывает, распоряжается, наставляет; но никогда не просит; |
в) часто обращается к подчиненным с поручениями, просьбами советами; |
г) часто делает руководимым замечания и выговоры; |
д) его замечания всегда справедливы |
15. Характер обращения руководителя с подчиненными: |
а) всегда обращается к подчиненным вежливо и доброжелательно |
б) по отношению к подчиненным бывает нетактичен и даже грубым; |
в) в обращении к подчиненным часто проявляет равнодушие; |
г) создается впечатление, что вежливость руководителя неискренняя; |
д) характер обращения к подчиненным у него часто меняется. |
16. Участие членов коллектива в управлении: |
а) руководитель привлекает к управлению членов коллектива; |
б) нередко руководитель перекладывает свои функции на других; |
в) управленческие функции не закрепляются стабильно, их распределение может меняться; |
г) бывает, что управленческие функции фактически принимает на себя не руководитель, а другие члены коллектива. |
|
17. Поддержание руководителем трудовой дисциплины: |
а) руководитель стремится к формальной дисциплине и идеальному подчинению; |
б) не может влиять на дисциплину; |
б) не может влиять на дисциплину; |
г) дисциплина выглядит хорошей, так как подчиненные боятся руководителя; |
д) руководитель недостаточно пресекает нарушения дисциплины. |
18. Характер общения руководителя с исполнителями: |
а) общается с подчиненными только по деловым вопросам; |
б) заговаривая с подчиненными о деле, руководитель спрашивает и о личном, о семье; |
в) часто общается по личным вопросам, не касаясь дела; |
г) инициатива общения исходит от исполнителей, руководитель редко заговаривает сам; |
д) нередко руководителя трудно понять в общении с ними. |
19. Характер принятия решений по руководству коллективно: |
а) руководитель единолично вырабатывает решения или отменяет их; |
6) редко берется за выполнение сложного дела, а скорее уходит от этого; |
в) старается решать вместе с подчиненными, единолично решает только самые срочные и оперативные вопросы; |
г) решает только те вопросы, которые сами возникают, не старается заранее предусмотреть их решения; |
д) берется за решение в основном мелких вопросов. |
20. Взаимоотношения между людьми в коллективе: |
а) в руководимом коллективе недостаточно развиты взаимопомощь и взаимное доверие; |
б) старается, чтобы у подчиненных на работе было хорошее настроение; |
в) в его коллективе наблюдается повышенная текучесть кадров, люди нередко уходят из коллектива и не жалеют об этом; |
г) люди, которыми он руководит, относятся друг к другу чутко, по- дружески; |
д) в присутствии руководителя исполнителям постоянно приходится работать в напряжении. |
21. Предоставление самостоятельности подчиненным: |
а) способствует тому, чтобы подчиненные работали самостоятельно: |
б) иногда руководитель навязывает свое мнение, а говорит, что это мнение большинства; |
в) исполнители работают больше по указаниям руководителя нежели самостоятельно; |
г) исполнители предоставлены самим себе; |
д) предоставляет подчиненными самостоятельность лишь время от времени |
22. Отношение руководителя к советам других: |
а) регулярно советуется с исполнителями, особенно с опытным работниками; |
б) советуется с подчиненными только в сложной ситуации; |
в) обычно советуется с заместителями и нижестоящими руководителями, но не с рядовыми исполнителями; |
г) с удовольствием прислушивается к мнению коллег; |
г) с удовольствием прислушивается к мнению коллег; |
23. Соотношение инициативы руководителя и подчиненных: |
а) инициатива подчиненных руководителем не принимается; |
б) считает, что лучше сделать меньше (тогда меньше спросят); |
в) руководитель поддерживает инициативу подчиненных; |
г) он не может действовать сам, а ждет «подталкивания» со стороны; |
д) инициативы не проявляет ни сам, ни его подчиненные. |
24. Характер требовательности руководителя: |
а) его любимый лозунг: «Давай, давай!»; |
б) он требователен, но одновременно и справедлив; |
в) о нем можно сказать, что он бывает слишком строгим и даже придирчивым; |
г) пожалуй, он не очень требовательный человек; |
д) руководитель требователен к себе и к другим. |
25. Отношение руководителя к нововведениям: |
а) наверное, он консервативен, потому что боится нового; |
б) охотно поддерживает целесообразные нововведения; |
в) поддерживая нововведения в сфере производства, с большим трудом меняет характер общения с людьми; |
г) у него лучше получается с нововведениями в непроизводственной сфере (в быту, на отдыхе, в межличностных отношениях); |
д) нововведения проходят мимо руководителя. |
26. Привлечение членов коллектива к выработке решений: |
а) в своей работе широко опирается на общественные организации: |
б) многие вопросы решаются коллективом на общем собрании; |
в)некоторые важные дела решаются фактически без участия руководителя, его функции выполняют другие; |
г) большинство вопросов решает за коллектив сам руководитель; |
д) руководитель способствует внедрению различных форм самоуправления в коллективе |
27. Отношение руководителя к самому себе: |
а) руководителю безразлично, что о нем думают подчиненные; |
б) никогда и ни в чем не проявляет своего превосходства над исполнителями; |
в) считает себя незаменимым в коллективе, |
г) увлеченно занимается своим делом и не думает о том, как его оценивают; |
д) руководитель излишне критичен по отношению к исполнителям. |