Файл: Типологии служащих и их адаптация к различным условиям производственной деятельности (Анализ путей адаптации сотрудников в конкретной организации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 71

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Анализ ответов на вопросы 1, 2 и 5 позволяет выявить группы с положительной, неопределенной и отрицательной производственной установкой, или, другими словами, с положительным, неопределенным (противоречивым) и отрицательным отношением к работе. Ответы на вопрос 4 позволяют проанализировать соотношение официальной и неофициальной структуры группы, т. е. соотношение руководства и лидерства. А ответы на вопрос 3 позволяют дать краткую характеристику деловых и личных качеств руководителя.

Приложение II

Диагностика стиля руководства (А.Л. Журавлев)

Опросник содержит 27 характеристик деятельности руководителя и 5 вариантов ее проявления к каждой характеристике. Первый столбец - характеристика, а следующие 5 - варианты ответов. Данные ответы даны новым Генеральном директором организации:

1. Распределение полномочий между руководителями и подчиненными

а) централизует руководство, требует, чтобы обо всех деталях докладывали именно ему;

б) руководитель пассивен в выполнении управленческих функций;

в) четко распределяет функции между собой; своими заместителями и

подчиненными;

г) ожидает указаний сверху или даже требует их;

д) централизует руководство только в трудных ситуациях.

2. Действия руководителя в критических (напряженных) ситуациях:

а) в критических ситуациях руководитель, как правило, переходит на более

жесткие методы руководства;

б) критические ситуации не изменяют его способов руководства;

в) в критических ситуациях он не обходится без помощи вышестоящих

руководителей;

г) сталкиваясь с трудностями, руководитель начинает более тесно

взаимодействовать с подчиненными;

д) в критических ситуациях руководитель плохо справляется со своими

обязанностями.

3. Контакты руководителя с подчиненными:

а) недостаточно общительный человек, с людьми разговаривает мало;

б) регулярно общается с подчиненными, говорит о положении дел в

коллективе, о трудностях, которые предстоит преодолеть;

в) умеет общаться, но специально ограничивает общение с подчиненными,

держится от них на расстоянии:

г) старается общаться с подчиненными, но при этом испытывает трудности

в общении;

д) общается в основном с активом коллектива.

4. Продуктивность работы коллектива в отсутствие руководителя:

а) в отсутствие руководителя исполнители работают хуже;

б) коллектив не снижает продуктивности, если руководитель временно

покидает его;

в) исполнители постоянно работают не в полную силу, при другом

руководителе могли бы сделать больше;

г) продуктивность работы повышается в отсутствие руководителя;

д) в отсутствие руководителя коллектив работает с переменным успехом.

5.Отношение руководителя к советам и возражениям со стороны исполнителей:

а) сам обращается за советом к подчиненным;

б) не допускает, чтобы руководимые ему советовали и тем более

возражали;

в) подчиненные не только советуют, но могут давать указания своему

руководителю;

г) руководитель советуется даже тогда, когда обстоятельства не особенно

требуют этого;

д) если исполнители знают, как лучше выполнить работу, они говорят об

этом своему руководителю

б. Контроль деятельности подчиненных:

а) контролирует работу от случая к случаю;

б) всегда очень строго контролирует работу руководимых и коллектива в

целом;

в) контролируя работу, всегда за счет положительные результаты, хвалит

исполнителей;

г) контролируя, обязательно выискивает недостатки в работе;

д) нередко вмешивается в работу исполнителей.

7. Соотношение решений производственных и социально-психологических

задач в процессе руководства коллективом:

а) его интересует только выполнение плана, а не отношение людей друг к

другу;

б) решая производственные задачи, старается создать хорошие отношения

между людьми в коллективе;

в) в работе не заинтересован, подходит к делу формально;

г) больше внимания уделяет налаживанию взаимоотношении в коллективе,

а не выполнению производственных. Заданий;

д) когда нужно, защищает интересы своих подчиненных

8. Характер приказов руководителя :

а) приказывает так, что хочется выполнять;

б) приказывать руководитель не умеет;

в) просьба руководителя не отличается от приказа;

г) приказы принимаются, но выполняются недостаточно хорошо и быстро;

д) его приказы вызывают у руководимых недовольство.

9. Отношение руководителя к критике со стороны подчиненных:

а) на критику руководитель обычно не обижается, прислушивается к ней;

б) критику выслушивает, даже обещает принять меры, но ничего не делает;

в) не любит, когда его критикуют и не старается скрыть это;

г) принимает критику только со стороны вышестоящих руководителей;

д) не реагирует на критику

10. Поведение руководителя при недостатке знаний:

а) сам решает даже те вопросы, с которыми не совсем хорошо знаком;

б) если чего-то не знает, то не боится это показать и обращается за

помощью к другим;

в) можно сказать, что руководитель не стремится пополнить свои

недостатки в знаниях;

г) когда чего-то не знает, то скрывает это и старается самостоятельно

восполнить недостатки в знаниях;

д) если руководитель не знает, как решить вопрос или выполнить работу,

то поручает это своим подчиненным

11. Распределение ответственности между руководителем и

подчиненными:

а) складывается впечатление, что он боится отвечать за свои действия,

хочет уменьшить свою ответственности;

б) ответственность распределяет между собой и своими подчиненными;

в) всю ответственность возлагает только на себя;

г) нередко подчеркивает ответственность вышестоящих руководителей,

старается свою ответственность переложить на них;

д) бывает, что руководитель, являясь ответственным за какое-то дело,

пытается переложить его на своих замов или нижестоящих руководителей.

12. Отношение руководителя к своим заместителям и помощникам:

а) старается, чтобы его заместители были квалифицированными

специалистами;

б) добивается безотказного подчинения заместителей и помощников;

в) руководителю безразлично, кто у него работает заместителем

(помощником);

г) осторожен по отношению к заместителям, потому что боится за свое

положение;

д) не желает иметь рядом очень квалифицированных специалистов

13. Эмоциональная удовлетворенность исполнителя в отсутствие

руководителя:

а) исполнители довольны, когда отсутствует руководитель, он» чувствуют

некоторое облегчение;

б) с руководителем работать интересно, поэтому ожидают его

возвращения; :

в) отсутствие руководителя не замечается исполнителями;

г) вначале исполнители довольны, что отсутствует руководитель а потом

скучают;

д) сначала отсутствие руководителя чувствуется исполнителями а затем

быстро забывается.

14. Преобладающие методы воздействия на подчиненных

а) для выполнения какой-то работы ему нередко приходится уговаривать

своих подчиненных;

6) всегда что-нибудь приказывает, распоряжается, наставляет; но никогда

не просит;

в) часто обращается к подчиненным с поручениями, просьбами советами;

г) часто делает руководимым замечания и выговоры;

д) его замечания всегда справедливы

15. Характер обращения руководителя с подчиненными:

а) всегда обращается к подчиненным вежливо и доброжелательно

б) по отношению к подчиненным бывает нетактичен и даже грубым;

в) в обращении к подчиненным часто проявляет равнодушие;

г) создается впечатление, что вежливость руководителя неискренняя;

д) характер обращения к подчиненным у него часто меняется.

16. Участие членов коллектива в управлении:

а) руководитель привлекает к управлению членов коллектива;

б) нередко руководитель перекладывает свои функции на других;

в) управленческие функции не закрепляются стабильно, их распределение

может меняться;

г) бывает, что управленческие функции фактически принимает на себя не

руководитель, а другие члены коллектива.

17. Поддержание руководителем трудовой дисциплины:

а) руководитель стремится к формальной дисциплине и идеальному

подчинению;

б) не может влиять на дисциплину;

б) не может влиять на дисциплину;

г) дисциплина выглядит хорошей, так как подчиненные боятся

руководителя;

д) руководитель недостаточно пресекает нарушения дисциплины.

18. Характер общения руководителя с исполнителями:

а) общается с подчиненными только по деловым вопросам;

б) заговаривая с подчиненными о деле, руководитель спрашивает и о

личном, о семье;

в) часто общается по личным вопросам, не касаясь дела;

г) инициатива общения исходит от исполнителей, руководитель редко

заговаривает сам;

д) нередко руководителя трудно понять в общении с ними.

19. Характер принятия решений по руководству коллективно:

а) руководитель единолично вырабатывает решения или отменяет их;

6) редко берется за выполнение сложного дела, а скорее уходит от этого;

в) старается решать вместе с подчиненными, единолично решает только

самые срочные и оперативные вопросы;

г) решает только те вопросы, которые сами возникают, не старается заранее

предусмотреть их решения;

д) берется за решение в основном мелких вопросов.

20. Взаимоотношения между людьми в коллективе:

а) в руководимом коллективе недостаточно развиты взаимопомощь и

взаимное доверие;

б) старается, чтобы у подчиненных на работе было хорошее настроение;

в) в его коллективе наблюдается повышенная текучесть кадров, люди

нередко уходят из коллектива и не жалеют об этом;

г) люди, которыми он руководит, относятся друг к другу чутко, по-

дружески;

д) в присутствии руководителя исполнителям постоянно приходится

работать в напряжении.

21. Предоставление самостоятельности подчиненным:

а) способствует тому, чтобы подчиненные работали самостоятельно:

б) иногда руководитель навязывает свое мнение, а говорит, что это мнение

большинства;

в) исполнители работают больше по указаниям руководителя нежели

самостоятельно;

г) исполнители предоставлены самим себе;

д) предоставляет подчиненными самостоятельность лишь время от

времени

22. Отношение руководителя к советам других:

а) регулярно советуется с исполнителями, особенно с опытным

работниками;

б) советуется с подчиненными только в сложной ситуации;

в) обычно советуется с заместителями и нижестоящими руководителями,

но не с рядовыми исполнителями;

г) с удовольствием прислушивается к мнению коллег;

г) с удовольствием прислушивается к мнению коллег;

23. Соотношение инициативы руководителя и подчиненных:

а) инициатива подчиненных руководителем не принимается;

б) считает, что лучше сделать меньше (тогда меньше спросят);

в) руководитель поддерживает инициативу подчиненных;

г) он не может действовать сам, а ждет «подталкивания» со стороны;

д) инициативы не проявляет ни сам, ни его подчиненные.

24. Характер требовательности руководителя:

а) его любимый лозунг: «Давай, давай!»;

б) он требователен, но одновременно и справедлив;

в) о нем можно сказать, что он бывает слишком строгим и даже

придирчивым;

г) пожалуй, он не очень требовательный человек;

д) руководитель требователен к себе и к другим.

25. Отношение руководителя к нововведениям:

а) наверное, он консервативен, потому что боится нового;

б) охотно поддерживает целесообразные нововведения;

в) поддерживая нововведения в сфере производства, с большим трудом

меняет характер общения с людьми;

г) у него лучше получается с нововведениями в непроизводственной сфере

(в быту, на отдыхе, в межличностных отношениях);

д) нововведения проходят мимо руководителя.

26. Привлечение членов коллектива к выработке решений:

а) в своей работе широко опирается на общественные организации:

б) многие вопросы решаются коллективом на общем собрании;

в)некоторые важные дела решаются фактически без участия руководителя,

его функции выполняют другие;

г) большинство вопросов решает за коллектив сам руководитель;

д) руководитель способствует внедрению различных форм

самоуправления в коллективе

27. Отношение руководителя к самому себе:

а) руководителю безразлично, что о нем думают подчиненные;

б) никогда и ни в чем не проявляет своего превосходства над

исполнителями;

в) считает себя незаменимым в коллективе,

г) увлеченно занимается своим делом и не думает о том, как его

оценивают;

д) руководитель излишне критичен по отношению к исполнителям.