Файл: "Проблема развития социальной группы".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 83

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Результаты экспериментов свидетельствуют также о том, что многие эффективные руководители научно-исследовательских групп, рабочих бригад и больших корпораций обладают такими качествами, которые помогают меньшинству становиться влиятеьным. Постоянно демонстрируя приверженность стоящим перед ними целям, такие лидеры завоевывают доверие. Они нередко обладают харизматической уверенностью в себе, которая обеспечивает им поддержку последователей (Bennis, 1984; House & Singh, 1987). Харизматические лидеры, как правило, увлечены видением желательного положения дел, умеют рассказывать об этом окружающим простым и понятным языком, а их оптимизма и веры в свою группу достаточно для того, чтобы ее воодушевить.Поэтому нет ничего удивительного в том , что личностное тестирование выявляет у эффективных лидеров такие качества, как общительность, энергичность, последовательность, умение договариваться, эмоциональная стабильность и уверенность в себе ( Hogan et al.,1994).

Можно не сомневаться в том ,что группы тоже влияют на своих лидеров. Иногда вожаки просто не мешают стаду идти туда , куда оно уже направилось. Политики знают , как надо читать результаты опросов общественного мнения. Типичный представитель группы имеет больше шансов на избрание в качестве ее лидера, чем человек , чьи взгляды слишком резко отличаются от групповых норм (Hjgg et al.,1998). Опытные лидеры всегда остаются с большинством и благоразумно расходуют свое влияние.Тем не менее влияние эффективных лидеров, мобилизующих и напраляющих энергию своих групп, нередко превращается в некую форму влияния меньшинства.

Дин Кейт Симонтон отмечает, что появление исторических личностей -результат чрезвычайно редкого стечения обстоятельств-соответствия личных качеств индивидуума особенностям ситуации(Simonton, 1994). Чтобы мир узнал о таких людях, как Уитстон Черчилль или Маргарет Тэтчер, Томас Джефферсон или Карл Маркс, Наполеон или Адольф Гитлер, Авраам Линкольн или Мартин Лютер Кинг-младший, необходимо появление нужного человека в нужное время в нужном месте.

12

Когда удачное сочетание ума, навыков , решительности, уверенности в себе и социальной харизмы получает редкую возможность реализоваться на практике,результатом становятся либо звание чемпиона мира, либо Нобелевская премия, либо социальная революция.[ Майерс Д. Социальная психология.-7 -е изд.-СПб Питер 2016 с380 ].

    1. Групповые влияния и агрессия.


Если фрустирация , оскорбления и примеры агрессивного поведения усиливают агрессивность отдельных людей , то резонно предположить, что эти факторы оказывают аналогичное влияние и на группы. Когда начинаются беспорядки , действий представителя одной из противоборствующих сторон нередко бывает достаточно для лавинообразного нарастания актов агрессии.

Способность групп усиливать агрессивные реакции от части связана с <<размыванием>> ответственноси. К <<размыванию>> ответственности приводит не только удаленность жертв, но и численность группы.

Группы усиливают агрессивные склонности во многом точно так же, как они поляризуют и другие тенденции,- через социальное <<заражение>>. Примерамы могут быть молодежные банды , футбольные фанаты, солдаты-мародеры, участники массовых беспорядков в городах ,а также то,что скандинавы называют <<стаями>>, - группы школьников, систематически досаждающие своих более слабым и уязвимым соученикам и нападающие на них (Lagerspetz et al., 1982). Действия таких <<стай>> -это типичная групповая активность. Редкий задира пристает или бросается в драку в одиночку.

Молодые люди с одинаковыми антисоциальными наклонностями, не связанные крепкими узами со своими семьями и не рассчитывающие наакадемические успехи, могут обрести социальную идентификацию в банде. По мере углубления групповой индентификации возрастают также давление конформизма и деиндивидуализация (Staub, 1996). Чем с большей готовностью члены группы отдают себя в ее распоряжение и чем большее удовлетворение приносит им их единение с другими, тем менее заметна самоидентификация. Наиболее распространенным результатом становится социальное <<заражение>> - подпитываемое группой возбуждение, утрата <<сдерживающих>> центром и поляризация. Банда существует до тех пор, пока ее члены не повзрослеют, не обзаведутся семьями, не найдут работу или пока их всех не пересажают или не перестреляют (Goldstein, 1994). Каждая банда имеет свой собственный, контролируемый ею район, собственные цвета,<<извечных>> соперников; время от времени они совершают противоправные действия и затевают драки из-за наркотиков , территории или из-за девушек , а также чтобы защитить свою честь или отомстить обидчикам.

Массовые уничтожения людей, имевшие место XX в . и унесшие более 150 миллионов жизней, не были << суммой индивидуальных действий>> (Zajonc, 2000). <<Геноцид- это нечто иное, а не суммарное количество всех совершенных убийств>>. Массовое убийство-это социальный феномен, порожденный<<моральными


13

императивами>>- коллективной ментальностью (включая визуальные образы, риторику и идеологию), которая мобилизует группу или культуру на экстраординарный действия.

Массовые уничтожения руандийских тутси, европейских евреев и американских индейцев были коллективными действиями, которые потребовали широчайшей поддержки, отличной организации и большого числа исполнителей.Правительство Руанды ,выражавшее интересы племени хуту, и ведущие бизнесмены страны закупили в Китае два миллиона мачете<< с одной-единственной целью>>.

Эксперименты, проведенные в Израиле Йорамом Яффе и Йоэлем Ийноном, подтверждают способность группы усиливать агрессивные тенденции (Jaffe & Yinon, 1983). Участники одного из них, мужчины, студенты университета , мстили якобы провинившемуся перед ними соученику и решили наказать его электрошоком,причем группы наказывали сильнее, чем одиночки. В другом эксперименте испытуемые поодиночке или группами решали , насколько сильными ударами тока нужно наказать другого испытуемого за неверные ответы при выполнении задания на экстрасенсорное восприятие (Jaffe et al., 1981). Как следует из данных, по мере того как эксперимент приближался к своему завершению, индивиды наказывали все сильнее и сильнее, и решения, принятые группой, лишь усиливали эту тенденцию к ужесточению наказания. Когда обстоятельства провоцируют индивида на агрессивную реакцию, вмешательство группы нередко приводит к ее усилению.

Исследователи, руководимые Джозефом Миколичем, установили , что группы способствуют усилению природной агрессивности индивидов (Mikolie et al., 1997).По сравнению с испытуемыми, которые работали индивидуально,те, кто работал в группе, чаще одергивали несносного помощника и высказывали в его адрес в 2 раза больше требований, неудовольствий и претензий.

Данные изучения агрессии дают нам прекрасную возможность проверить, в какой мере результаты социально-психологических лабораторных исследований можно распространить на нашу повседневность. Неужели обстоятельства, при которых некто решает наказать кого-то электрическим током, на самом деле говорят нам что-то о том , при каких обстоятельствах он разразится словесной бранью или даст пощечину?Крэг Андерсон и Брэд Бушман отмечают,что социальные психологи изучали агрессию не только в лабораториях, но и в реальных условиях и что совпадение результатов поражает (Anderson & Bushman, 1997; Bushmam & Anderson, 1998).Как в лабораторных , так и в реальных условиях прогностическими параметрами возрастания агрессивности являются:


  • принадлежность индивида к мужскому полу;
  • природная агрессивность игдивида или его принадлежность к личностями типа А;
  • употребление алкоголя;
  • визуальное восприятие сцен насилия;
  • анонимность;
  • провокация;
  • наличие оружия;

14

  • вмешательство группы.

Лабораторные эксперименты позволяют нам проверять теории и подвергать их ревизии при контролируемых условиях.

Реальная жизнь-источник идей и <<испытательный полигон>>, на котором мы можем использовать свои теории. Результаты изучения агрессии свидетельствуют о том , что взаимодействие исследовательской лаборатории и реальной жизни делает вклад психологии в благополучие человечества более ощутимым. Идеи, почерпнутые в реальной жизни, дают толчок к созданию новых теорий, которые стимулируют развитие лабораторных исследований; в свою очередь последние углубляют наше понимание явлений реальной жизни и предоставляют более широкие возможности для использования психологии при решении конкретных проблем.

вывод: немало агрессивных действий на совести различних групп. Групповую агрессию провоцируют те же факторы, которые провоцируют и индивидуальную агрессию. Благодаря <<размыванию>> ответственности и поляризации действий группы реагируют еще более агрессивно, чем индивиды.

Глава 3Динамические процессы в малых и в больших группах.

3.1 Общая характеристика динамических процессов в малой группе

Исследование малых групп имеет в качестве своей предпосылки характеристику некоторой "статики" группы: определение ее границ, состава, композиции. Но естественно, что главной задачей социально-психологического анализа является изучение тех процессов, которые происходят в жизни группы. Рассмотрение их важно с двух точек зрения: во-первых, необходимо выяснить, как общие закономерности общения и взаимодействия реализуются именно в малой группе, потому что здесь создается конкретная ткань коммуникативных, интерактивных и перцептивных процессов; во-вторых, нужно показать, каков механизм, посредством которого малая группа "доводит" до личности всю систему общественных влияний, в частности, содержание тех ценностей, норм, установок, которое формируется в больших группах. Вместе с тем важно выявить и обратное движение, а именно: каким образом активность личности в группе реализует усвоенные влияния и осуществляет определенную отдачу. Значит, важно дать как бы сечение, срез того, что происходит в малых группах. Но это только один аспект проблемы. Другая, не менее важная задача состоит в том, чтобы показать, как развивается группа, какие этапы она проходит в своем развитии, как модифицируются на каждом из этапов различные групповые процессы. Поэтому репертуар тех явлений, которые могут быть отнесены к динамическим процессам малой группы, намного шире, чем он определялся, например, в школе групповой динамики.Здесь уместно сказать о том, что сам термин "групповая динамика" может быть употреблен (и действительно употребляется) в трех различных значениях. Прежде всего данным термином обозначается определенное направление исследования малых групп в социальной психологии, т.е. школа К.Левина. Естественно, что при этом имеется в виду не только набор изучаемых в этой школе проблем, но и весь свойственный ей концептуальный строй,


15

т.е. определенная форма решения этих проблем. Второе значение термина связано с обозначением определенных методик, которыми можно пользоваться при изучении малых групп и которые преимущественно были разработаны в школе Левина.

Однако эти методики в дальнейшем часто используются и в других теоретических схемах, поэтому второе значение термина не обязательно привязано к школе Левина, а скорее к специфическим видам лабораторного эксперимента, в ходе которого выявляются различные характеристики групп. "Групповая динамика" в данном случае – особый вид лабораторной эксперимента, специально предназначенный для изучения групповых процессов. Но может быть и третье употребление понятия, когда термином "групповая динамика" обозначается в отличие от статики группы совокупность тех динамических процессов, которые одновременно происходят в группе в какую-то единицу времени и которые знаменуют собой движение группы от стадии к стадии, т.е. ее развитие.

Важнейшими из таких процессов являются следующие. Прежде всего процесс образования малых групп, причем сюда могут быть отнесены не только непосредственные способы формирования группы, но и такие психологические механизмы, которые делают группу группой, например феномен группового давления на индивида (который в традиционной социальной психологии к "групповой динамике" не относится). Далее, это традиционно рассматриваемые в "групповой динамике" процессы групповой сплоченности, лидерства и принятия групповых решений с той поправкой, что вся совокупность процессов управления группой и руководства ею не исчерпывается лишь феноменом лидерства и принятием группового решения, а включает в себя еще многие механизмы. Другой аспект динамических процессов представлен явлениями групповой жизни, возникающими при развитии совместной деятельности (феномены, сопутствующие ему, требуют отдельного рассмотрения). В качестве своеобразного итога развития группы может быть рассмотрено становление такой специфической ее стадии, как коллектив. Процессы образования коллектива – в социально-психологическом разрезе – могут быть поэтому отнесены также к динамическим процессам, происходящим в группе.

3.2Процесс принятия группового решения

Процесс принятия группового решения тесно связан с проблемой лидерства и руководства, потому что принятие решения – одна из важных функций руководителя, а организация группы на принятие такого решения – особенно сложная функция. Тот факт, что групповые решения во многих случаях являются более эффективными, чем индивидуальные, отмечался неоднократно. В современных условиях, когда деятельность групп активизируется во многих звеньях общественного организма, эта проблема приобретает особую актуальность. Не только в социальной психологии, но и в повседневной практике разработаны различные методы принятия групповых решений, и дело науки – выявить в полной мере их возможности.