Файл: "Проблема развития социальной группы".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 80

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Однако вопрос о том, которая из двух полярных точек зрения будет положена в основу группового решения, не снимается однозначно. В результате многочисленных экспериментальных исследований установлено, что, как правило, групповая дискуссия укрепляет то мнение, которое и до нее было мнением большинства. Однако эти данные нельзя считать окончательными (Емельянов, 1985). Массив экспериментальных работ по выявлению роли групповой дискуссии в процессе принятия группового решения еще не так велик. Поэтому первая часть задачи – обучение ведению групповой дискуссии как формы социально-психологического тренинга разработана лучше, чем вторая часть – выявление механизма образования группового решения в ходе дискуссии и последствий групповой дискуссии для ее участников. Навык ведения групповой дискуссии – обязательное условие успешного руководства группой со стороны руководителя, потому тренинг в этой его форме особенно целесообразен для руководителей.

3.3 Эффективность групповой деятельности

Все динамические процессы, происходящие в малой группе, обеспечивают определенным образом эффективность групповой деятельности. Логично и этот вопрос рассмотреть как составную часть проблемы групповой динамики. Эффективность деятельности малой группы может быть исследована на различных уровнях. Когда малая группа понимается прежде всего как лабораторная группа, эффективность ее деятельности означает эффективность деятельности по выполнению конкретного задания экспериментатора. Не случайно поэтому, что

21

большинство экспериментальных работ по данной проблеме выполнены как лабораторные эксперименты. Начало этим работам было положено в школе групповой динамики. В них были выявлены некоторые общие характеристики эффективности деятельности группы: зависимость эффективности от сплоченности группы, от стиле

руководства, влияние на эффективность способа принятия групповых решений и т.д. Формальные стороны этих взаимосвязей весьма значимы для постижения природы групповых процессов.Однако такие исследования ничего не могут сказать о том, как влияют на эффективность деятельности группы характер этой деятельности, ее содержание.

Более того, при принятых образцах исследования этой проблемы она рассматривается односторонне. Эта односторонность усугубляется еще и тем обстоятельством, что эффективность деятельности групп стала уже давно объектом не только социально-психологических исследований, она в равной степени интересует, например, и экономистов, для которых, естественно, проблема оборачивается преимущественно одной стороной, а именно сведением эффективности деятельности группы к ее продуктивности. Поскольку большинство работ по эффективности проведено на рабочих бригадах, проблема зачастую стала формулироваться как проблема производительности труда последних. Эффективность деятельности группы оказалась сведенной к производительности труда в ней. В действительности же производительность труда группы (или продуктивность) есть лишь один показатель эффективности. Другой, не менее важный показатель – это удовлетворенность членов группы трудом в группе. Между тем эта сторона эффективности оказалась практически не исследованной. Точнее было бы сказать, что проблема удовлетворенности присутствовала в исследованиях, однако интерпретация ее была весьма специфичной: имелась в виду, как правило, эмоциональная удовлетворенность индивида группой. Результаты экспериментальных исследований были довольно противоречивыми: в некоторых случаях такого рода удовлетворенность повышала эффективность деятельности группы, в других случаях – нет. Объясняется это противоречие тем, что эффективность связывалась с таким показателем, как совместная деятельность группы, а удовлетворенность – с системой преимущественно межличностных отношений. Проблема удовлетворенности, между тем, имеет другую сторону – как проблема удовлетворенности трудом, т.е. выступает в непосредственном отношении к совместной групповой деятельности. Акцент на этой стороне проблемы не мог быть сделан без одновременной разработки вопроса о роли совместной деятельности группы как ее важнейшем интеграторе, об уровнях развития группы на основе развития этой деятельности. Принятие принципа совместной деятельности в качестве важнейшего интегратора группы диктует определенные требования к изучению эффективности. Она должна быть исследована в контексте конкретной содержательной деятельности группы и реальных отношений, которые сложились в этом процессе на каждом этапе развития группы. Логично предположить, что группы, находящиеся на разных стадиях развития, должны обладать различной эффективностью при решении различных по значимости и трудности задач. Так, группа, находящаяся на ранних этапах развития, не в состоянии


22

успешно решать задачи, требующие сложных навыков совместной деятельности, но ей доступны более легкие задачи, которые можно как бы разложить на составляющие. Наибольшую эффективность от такой группы можно ожидать в тех случаях, когда задача в минимальной степени требует участия группы как целого. Следующий этап развития группы дает больший групповой эффект, однако лишь при условии личной значимости групповой задачи для каждого участника совместной деятельности. Если все члены группы разделяют социально значимые цели деятельности, эффективность проявляется и в том случае, когда решаемые группой задачи не приносят непосредственной личной пользы членам группы. Возникает совершенно новый критерий успешности решения группой стоящей перед ней задачи, Это – критерий общественной значимости задачи. Он не может быть выявлен в лабораторных группах, он вообще возникает лишь в системе отношений, складывающихся в группе на высшем уровне ее развития. Это позволяет по-новому поставить вопрос о самих критериях групповой эффективности, а именно, значительно расширить их перечень – наряду с продуктивностью группы, удовлетворенностью трудом ее членов, речь идет теперь, например, и о таком критерии, как "сверхнормативная активность" (стремление членов группы добиваться высоких показателей сверх необходимого задания) (Немов, 1984). Что же касается традиционных критериев, то и здесь следует сделать определенные уточнения: в частности, нужно учитывать обе фазы, присутствующие во всякой трудовой деятельности, как подготовительную, так и инструментальную. Акцент большинства исследований на инструментальной фазе не учитывает того обстоятельства, что на определенном уровне развития группы особое значение приобретает именно первая фаза – здесь наиболее ясно могут проявиться новые качества группы в их влиянии на каждого отдельного члена группы, Так же как и другие проблемы, связанные с динамическими процессами малой группы, проблема эффективности должна быть связана с идеей развития группы.

3.4 Динамические процессы в больших группах.

Вы можете вообразить себе одинокого футбольного фаната, который после проигрыша любиммой команды в гордом одиночестве крушит витрины магазинов ? Или представить поклонника рок-музыки , который один ломает стулья на концерте своего кумира? Еще Г. Лебон в 1894г. Описал явление преступной безответственной толпы, которая приводится в движение самыми низменными побуждениями.По мнению Лебона, эмоциональная жизнь толпы крайне примитивна.Эмоциональное заражение происходят на психофизиологическом уровне.Эмоции циркулируют внутри толпы и усиливаются по мере вовлечения в нее новых людей. Так ,страх становится паническим ужасом,враждебность-желанием убить. По словам Лебона, человек в толпе -это <<песчинка среди песчинок, судьбой которых распоряжается ветер>>.


Психика человека в толпе претерпевает разительные перемены .Во-первых, пребывание внутри толпы интенсифицирует как созидательные, так и разрушительные импульсы (усиление доминирующей реакции, по Зайонцу).Во-вторых ,включенность в большую группу вызывает эффект размывания ответственности.Человеку кажется,что он не отвечает за происходящее и

23

расплачиваться будет кто-то другой.В-третьих, физическая анонимность члена толпы создает иллюзию личной безнаказанности и снимает запреты конвенциональной нравственности.В одном из экспериментов Ф. Зимбардо (1970) была повторена процедура, которая применялась в исследовании подчинения Милграма. В эксперименте принимали участие женщины, половине из которых выдали специальные халаты и колпаки, скрывавшие их лица.

По сравнению с контрольной группой эти женщины быстрее достигали максимальной силы ударов и держали палец на кнопке электрошокового устройства в два раза дольше. Можно предположить,что физическая анонимность позволяет полностью отвлечься от собственной личности и раствориться в ситуации.Действительно, если белые колпаки в исследовании Зимбардо, которые ассоциируются с агрессивным поведением кук-клукс-клановцев, заменить на униформу медсестер , результаты получаются обратными.Группа <<медсестер>> ведет себя менее агрессивно,чем контрольная группа ,в отличие от группы <<ку-клукс-клан>>.

Три этих фактора,взятые вместе: интенсификация крайних эмоциональных состояний, размывание ответственности,иллюзия личной безнаказанности и свободы от нравственных запретов- приводят к <<деиндивидуализации человека в большой группе>>.Причем чем больше группа, тем ярче проявляется феномен деиндивидуализации. Деиндивидуализированный субъект теряет представление о цели своих действий и способен на иррациональное поведение.

Выделяют четыре основных вида толпы: 1) случайная толпа, связанная любопытством к неожиданно возникшему происшествию (зеваки); 2) экспрессивная толпа, совместно выражающая общее эмоциональное состояние (радость, горе, протест) ;3) конвенциональная толпа,собравшаяся для участия в заранее объявленном массовом мероприятии (зрители спортивного соревнования)и 4)действующая толпа. Действующие толпы, в свою очередь, подразделяются на:1)агрессивную толпу, объединенную ненавистью(погромщики);2)стяжательную толпу, вступающую в конфликт за обладание какими-либо ценностями(пассажиры,врывающиеся в электричку);3) повстанческую толпу и 4) паническую толпу, стихийно спасающуюся от реального или воображаемого источника опасности.


Важным свойством толпы является то,что она достаточно легко переходит от одного типа к другому. Так, например, агрессивную толпу можно превратитьв экспрессивную,просто включив ритмичную музыку!Повстанческая толпа можно стать стяжательной, стоит кому-либо закрычать:<<Вот оно!Хватай!>>.Особенно большую опасность представляет паническая толпа. Известно , что при массовой панике количество людей, пострадавших в давке, значительно превосходит число жертв непосредственного источника угрозы. Для того чтобы остановить паническую толпу ,необходимо воздействовать на нее как на физиологическом уровне (шокирующий стимул, заставляющий толпу замереть, например, высрел), так и на информаионном уровне (разъяснение истинного положения дел и возможностей совладать с угрозой). Причем информационное воздействие должно следовать

24

непосредственно за физиологическим.

Толпа-это яркий пример неорганизованной большой группы.Однако жизнедеятельность современного общества зависит от эффективного функционирования организованных больших групп: государств, этносов, организаций. Организация- это большая ассоциация людей, действующих на основании ролевых связей для достижения общей цели.

Если этносы и государства во многом складываются стихийно на протяжении столетий, организации проектируются намеренно.

Большинство современных организаций являются бюрократическими. Бюрократия (от фр.bureaucratie-власть чиновников) включает в себя четкую иерархию власти,установленные правила, определяющие поведение должностных лиц и разделение обязанностей между ними. На всех уровнях организаций, а также между ними устанавливаются неформальнве сети. Таким образом, человек, включенный в организацию, на самом деле реализует свою деятельность в рамках малых групп,входящих в структуру больших. (Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология: Учебник.-М.: Высшее образование,2005.стр 449).

25

Заключение

Если социальной психологии приходится существовать в этом мире, ее первая задача – осознать характер происходящих преобразований, построить своеобразную программу трансформирования сложившихся подходов в связи с новыми объектами исследований, новыми типами отношений в обществе, новой ситуацией.

Все это имеет самое непосредственное отношение к развитию социальной психологии в нашей стране. Радикализм осуществляемых здесь преобразований настолько очевиден, что многие их проявления просто не могут быть "схвачены" в рамках разработанных социально-психологических схем. Самая существенная черта современного российского общества – его нестабильность – исключает его анализ методами и средствами, сформированными для анализа стабильных ситуаций.


Кризис идентичности – еще один пример существенных изменений в массовом сознании в эпоху перемен. Социальной психологии удалось на теоретическом и экспериментальном уровне доказать, что механизмом формирования социальной идентичности является категоризация – процесс "отнесения" индивидом себя к определенной социальной группе. Социальные категории, как и категории вообще, выступают в процессе познания как порождения стабильного мира: они фиксируют устоявшееся, прочное. Когда сам реальный мир становится нестабильным, социальные категории как бы разрушаются, утрачивают свои границы. Так, социальные и этнические группы, обозначаемые определенными категориями, или размывают свои границы или просто "исчезают" (как быть сегодня с такой, например, социальной категорией как "советский человек"?). Последствия этого драматичны для многих социальных групп: пожилые люди испытывают потерю идентичности, молодежь – затруднения с определением своей идентичности и т.п. Перечень проблем, порождающих особое – тоже нестабильное – состояние массового сознания в эпоху радикальных преобразований, можно продолжить. Однако вывод уже ясен на основании приведенных примеров: социальная психология сталкивается с новой социальной реальностью и должна осмыслить ее.

Необходим поиск новых принципиальных подходов к анализу социально-психологических феноменов в изменяющемся мире, новой стратегии социально-психологического исследования.

26

Библиография

    1. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология: Учебник.-М.: Высшее образование,2005.

2) Майерс Д. Социальная психология.-7-е изд.-СПб.:Питер, 2016.-800с.:ил.-(Серия <<Мастера психологии>>).

3)Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. М., 1991.

4)Hемов Р.С. Социально-психологический анализ эффективной деятельности коллектива.М.,1984

5) Тихомиров О.К. Психологические механизмы целеобразования. М., 1977

27

Приложение 1

Основания классификации социальных групп

таблица 22

Критерий классификации

Виды групп

По общественному статусу

Формальные

Неформальные

По уровню развития

Высокоорганизованные

Диффузные

По наличию непосредственного контакта между челенами группы

Первичные (контактные)

Вторичные

По ценностным характеристикам

Референтные

Нереферентные

По числености

Малые

Большие