Файл: Учетная политика организации: цель, задачи, формирование, применение (Оценка учетной политики в ПАО «ИНТЕРКОМ»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 52

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Учетная политика, как правило, не пересматривается и не меняется в течение года. В России такие изменения в настоящее время должны быть согласованы с налоговой инспекцией. Пересмотр учетной политики кредитной организации может иметь место в случаях:

  • изменений в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета и налогообложения;
  • реорганизации (слияние или разделение) кредитной организации;
  • смены собственников;
  • разработка или выбор нового способа ведения бухгалтерского учета;
  • возникновения других объективных причин[10].

Разработка учетной политики - сложный многоэтапный процесс, значение которого велико. Автоматическое дублирование учетной политики от одного отчетного периода к другому не только неэффективно, но и опасно, так как изменившаяся хозяйственная ситуация, подвижки во внешней и внутренней среде организации способны стать причиной ухудшения финансового состояния организации, если учетная политика не корректируется.

Глава 2 Анализ учётной политики ПАО «Интерком»

2.1 Оценка учетной политики в ПАО «Интерком»

При первом применении МСФО очень важно грамотно составить учетную политику. От того, насколько хорошо продумана система учета в компании, будут зависеть итоговые показатели финансовой отчетности. В соответствии с МСФО 8 «Учетная политика, изменения в расчетных оценках и ошибки», учетная политика представляет собой конкретные принципы, основы, соглашения, правила и практику, применяемые организацией для подготовки и представления финансовой отчетности.

Необходимо обратить внимание на то, что в МСФО термин «учетная политика» обычно употребляют во множественном числе. Связано это с тем, что в «международном» определении учетной политики отсутствует слово «совокупность». Таким образом, совокупность учетных политик по МСФО составляет единую учетную политику компании согласно ПБУ 1/2008 Естественно, это утверждение справедливо, если не учитывать различия в требованиях двух систем к конкретному содержанию учетной политики.

В первую очередь выясним, как нужно оформлять процедуры учета и подготовки отчетности, то есть учетную политику.


При формировании учетной политики международные стандарты дают компаниям право выбора: информацию, которую содержит учетная политика, можно раскрывать либо в примечаниях к отчетности, либо в качестве ее отдельного компонента. При этом утверждать учетную политику как отдельный нормативный документ не обязательно. Фирмы, которые ведут учет по МСФО, могут не выбирать один из этих вариантов, а использовать оба. Так, для подготовки отчетности имеет смысл утвердить учетную политику как отдельный документ. Он будет основным руководством для сотрудников компании, которые составляют отчетность. Для полноценного представления информации целесообразно раскрывать нужные сведения в постатейных, комментариях. В таком виде внешним пользователям будет удобно воспринимать учетные данные.

Более подробно основные аспекты учетной политики рассмотрим на примере ПАО «Интерком» и МСФО (таблица 1).

Таблица 1 - Признание активов, доходов и расходов в ПАО «Интерком» согласно РСБУ и МСФО

Наимено

вание

ПАО «Интерком»

МСФО

Комментарии

Основные средства

Критерий

признания

  1. Наличие права собственности
  2. Наличие документов
  3. Не предполагается последующая продажа
  4. Возможность приносить доход
  5. Период использования свыше 12 месяцев
  6. Стоимость актива свыше 40000 руб.
  7. Оценка по первоначальной стоимости.
  1. Возможность приносить доход
  2. Риски и выгоды от обладания перешли к предприятию в результате прошлых событий
  3. Период использования более одного отчетного периода

Подход к первоначальной оценке в целом совпадает. Основное отличие: в соответствии с МСФО в стоимость приобретаемых основных средств может включаться резерв под их будущий демонтаж, а так же не установлена минимальная стоимость актива

Амортиза

ция

Начисляется линейным способом по всем объектам основных средств. Срок полезного использования устанавливается организацией самостоятельно по каждому объекту. Может пересматриваться в случае модернизации и реконструкции.

Методы: равномерного начисления, уменьшаемого остатка, суммы изделий. Срок полезного использования устанавливается организацией. Может пересматриваться, если очевидно, что определен неточно. Амортизируемая стоимость- это разница между первоначальной и ликвидационной стоимо-

Могут возникать различия в накопленной амортизации. В отчетности по МСФО отсутствует понятие полностью самортизированных объектов основных средств. Согласно МСФО выбранный метод начисления амортизации можно изменить

стями

Материальные запасы

Критерии

признания

  1. Наличие документов
  2. Срок использования (реализации) менее 12 месяцев
  3. Стоимость менее 40000 руб.
  4. Принятие к учету по фактической себестоимости
  1. Возможность приносить доход
  2. Риски и выгоды от обладания перешли к предприятию в результате прошлых событий
  3. Срок использования (реализации) менее одного отчетного периода (года)

В отчетности по МСФО должны быть признаны запасы без документов, если риски и выгоды от их обладания перешли к организации. По МСФО не установлена максимальная стоимость.

Методы

списания

По средней себестоимости

ФИФО, по средневзвешенной стоимости, специфической идентификации

Стоимость запасов на конец периода, а также себестоимость продукции могут значительно отличаться, если фирма использует различные методы списания МПЗ

Биологические активы

Критерий

признания

Биологический актив в момент первоначального признания и по состоянию на каждую отчетную дату должен оцениваться по справедливой стоимости за вычетом предполагаемых сбытовых расходов.

В ПАО «Племзавод Гуль- кевичский» учет биологических активов не ведется, они учитываются в составе основных средств.

Выбытие

Прибыли или убытки от биологического актива должны включаться в чистую прибыль за период, в котором они возникли.

В ПАО «Племзавод Гуль- кевичский» учет биологических активов не ведется.

Доходы

Критерии

признания

  1. Организация имеет право на получение выручки в соответствии с договором
  2. Сумма выручки может быть определена
  3. Имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации
  4. Расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены
  1. Компания перевела на покупателя значительные риски и выгоды, связанные с собственностью на товары
  2. Сумма выручки может быть надежно оценена
  3. Существует высокая вероятность того, что экономические выгоды, связанные с этой сделкой, поступят в компанию
  4. Понесенные или ожидаемые затраты, связанные со сделкой,

Существенных различий в учете доходов не возникнет

  1. Право собственности на продукцию перешло к покупателю
  2. Сумма дохода в обязательном порядке должна быть подтверждена документально. Доходы в большинстве случаев признаются по методу начисления

могут быть надежно оценены

5. Компания больше не контролирует проданные товары Доходы признаются по методу начисления

Расходы

Критерий

признания

  1. Расход производится в соответствии с конкретным договором
  2. Сумма расхода может быть определена
  3. Имеется уверенность, что в результате операции произойдет уменьшение экономических выгод. Расходы в большинстве случаев признаются по методу начисления. Расходы должны быть обязательно подтверждены документально.
  1. Сумма расхода может быть надежно изменена.
  2. Возникает уменьшение будущих экономических выгод, связанных с уменьшением актива или увеличением обязательств. Расходы признаются по методу начисления. Возможные убытки могут признаны на основе профессионального суждения.

Критерии признания расходов сопоставимы, кроме одного: МСФО не устанавливают требований по обязательному документальному оформлению расходов.


При анализе сопоставимости критериев определенных в ПАО «Интерком» и МСФО, необходимо отметить, что подход к первоначальной оценке основных средств в целом совпадает. В МСФО предусмотрена возможность включения в стоимость основных средств резерва под их будущий демонтаж.

Нематериальные активы в МСФО признаются со сроком использования менее 12 месяцев. Для признания нематериального актива МСФО 38 не требует обязательного наличия надлежаще оформленных документов (юридических прав).

В ПАО «Интерком» учет биологических активов не ведется, они учитываются в составе основных средств организации. Необходимо выделить их в отдельную группу и произвести справедливую оценку.

В части признания доходов, существенных различий с МСФО в учете доходов не возникнет[11]. В РСБУ в качестве альтернативного метода признания доходов может использоваться кассовый метод, однако ПАО «Интерком» не применять этот метод признания доходов.

Критерии признания расходов ПАО «Интерком» сопоставимы с МСФО кроме одного: МСФО не устанавливают требований по обязательному документальному оформлению расходов. В российском бухучете есть возможность учитывать расходы по кассовому методу, но исследуемая организация не использует этот метод[12].

2.2 Проблемы учетной политики

Учетная политика в целом рассматривается как совокупность принципов, методов и процедур, используемых предприятием для составления и представления финансовой отчетности. На формирование учетной политики на предприятии влияет ряд факторов: форма собственности (обязательство составлять отчетность и вести бухгалтерский учет с требованиями международных стандартов); вид деятельности (должны быть освещены только те элементы учетной политики, которые соответствуют определенному предприятию); организационная структура управления (наличие консолидированной финансовой отчетности); масштабы деятельности, наличие дочерних предприятий и обособленных подразделений; формы расчетов с покупателями и поставщиками (влияющие на величину прибыли); система налогообложения; автоматизированная система (влияет на форму ведения учета).

Элементы учетной политики определяют в отношении тех хозяйственных операций, которые имеют место в деятельности предприятия.

Опыт стран с развитыми рыночными отношениями свидетельствует о том, что важной составляющей общего механизма управления хозяйственной деятельностью предприятий является умело сформированная учетная политика.


Учетная политика определяет способы организации и ведения бухгалтерского учета на предприятии, с учетом конкретных условий его деятельности. Создание учетной политики на предприятии - трудоемкий и ответственный процесс. Ведь предприятию не один год придется работать и учитывать свои активы и обязательства в соответствии с разработанной им учетной политикой. Это требует от предприятия более взвешенного подхода к разработке учетной политики, отвечающей специфике его работы. Однако, сегодня все чаще наблюдается формальный, узконаправленный подход к формированию учетной политики, который сводится к составлению финансовой отчетности в соответствии с общими требованиями ПБУ и внешних пользователей. На такую ситуацию влияют как отсутствие достаточного практического опыта управления в рыночных условиях, так и недостаточное законодательное урегулирование этого вопроса, а также недостаточное изучение со стороны ученых этой проблемы.

В процессе формирования учетной политики большинство предприятий сталкиваются с рядом проблем. Первая ошибка возникает при осуществлении выбора принципов, приемов и методов бухгалтерского учета в соответствии с существующей нормативной базой. В приказах об учетной политике можно найти скопированный перечень определенных элементов, так как большинство бухгалтеров воспринимают принципы, приемы и методы, как те правила, которые прописаны в стандартах и являются обязательными для всех, что является неверным, поскольку учетная политика предприятия отражает позицию предприятия относительно тех элементов учета, относительно которых нормативные документы дают право выбора.

Вторая ошибка - это формальное восприятие приказа об учетной политике. Большинство предприятий используют или копируют приказы других предприятий, что также не является верным. Учетная политика должна учитывать специфику определенного субъекта хозяйствования и разрабатываться исключительно с учетом его характеристик.

Также часто возникают ошибки вследствие использования предприятием в приказе об учетной политике тех элементов, которые не имеют места на данном предприятии и вообще не планируется их использование. Такое происходит, например, когда торговое предприятие использует скопированный приказ об учетной политике сельскохозяйственного предприятия, или наоборот.

Главными причинами, что обуславливают формирование учетной политики предприятия в нашей стране, являются:

  1. Общие правила бухгалтерского учета, которые устанавливаются на международных и государственных уровнях, которые должны оптимально сочетать государственную регламентацию с основами рыночной экономики.
  2. Альтернативные варианты организации учета по многим направлениям хозяйственной деятельности.
  3. Необходимость сопоставимости и интерпретации финансовых отчетов внешними пользователями и аудиторами.
  4. Знанием потребностей рынка и состояния внешней среды, в которой действует предприятие.
  5. Содействие развитию рыночных отношений, увеличение количества пользователей финансовой информации.

Рассмотрим подробнее каждую из них:

  1. Концепция бухгалтерского учета, сформированная на основе международных и национальных стандартов, представлена как многоуровневая структура, в состав которой входят на разных экономических уровнях разные системы и они должны эффективно функционировать, согласно принципам рыночной экономики.
  2. После отказа государства от жесткой регламентации в учете и внедрение в хозяйственную практику ПБУ у предприятий появились альтернативные варианты организации учета по многим направлениям хозяйственной деятельности. Выбранный оптимальный вариант ведения бухгалтерского учета должен быть узаконен, то есть должен найти отражение в приказе об учетной политике предприятия. Приказ - это внутренний правовой акт, издаваемый руководителем предприятия для решения важнейших вопросов деятельности предприятия. Этот документ применяется исключительно в рамках конкретного предприятия, в связи с чем, должен содержать следующие реквизиты: наименование предприятия, дату и номер, название вида документа, текст и подпись руководителя, ответственных за выполнение лиц. Следует также обратить внимание на то, что отсутствие единого установленного законодательством образца приказа об учетной политике приводит к неоднозначному толкованию его составных частей (разделов). Для решения этого вопроса В. Мякота предлагает, чтобы на предприятиях такой приказ состоял из двух разделов: Раздел 1 «Мероприятия по организации бухгалтерского учета» и Раздел 2 «Направления учетной политики».

По мнению российских ученых В. Новодворського и Г. Сабанина, для каждого предприятия следует выделить три составные части приказа об учетной политике:

1) методологическую, которая содержит положения, регулирующие методологию ведения бухгалтерского учета;

2) методическую, которая должна складываться из методов ведения бухгалтерского учета, которые описывают порядок отражения финансово - хозяйственных операций в системе бухгалтерского учета;

3) организационную, которая описывает организацию системы бухгалтерского учета.

Обобщив и проанализировав мнения различных ученых можно предложить введение не приказа, а Положения об учетной политике предприятия, которое будет иметь следующую структуру:

Часть 1. Методологические составляющие организации учета - это научно обоснованные, логически структурированные системные определения и использования обоснованных методов и приемов проведения учета хозяйственных операций и формирования достоверной информационной базы финансовой отчетности. Для практического работника - это знание норм информационно - методологического характера, которые они используют при регистрации хозяйственных операций. Основными задачами данного раздела являются: обеспечение категорийных формулировок принципов учета; определение и применение соответствующих критериев существенности и достоверности данных; соблюдение нормативов оформления результатов учета; своевременность и полнота предоставления информации.