Добавлен: 26.06.2023
Просмотров: 201
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ
1.1 Сущность миграционных процессов в РФ 5
1.2 Нормативно – правовое регулирование миграционных процессов 10
Глава 2 МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ 16
2.1. Реализация отдельных миграционных процессов 16
2.2. Миграционные потоки между российскими регионами 20
ГЛАВА 3.МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РЕГИОНА НА ПРИМЕОЕ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИИ 24
3.1 Руководство миграционной политикой в Республике Карелия 24
3.2 Анализ миграции в Республике Карелия 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы работы. Регулирование миграционных процессов необходимо исследовать. Государственное управление— это важнейший фактор и интегральный критерий оценки миграционного феномена. Очередная миграционная волна подготавливается соответствующей революцией в технологии человеческой коммуникации, которая является необходимым условием ее появления.
Степень научной разработанности. Проблемы влияния демографических показателей на состояние демографии и трудовых ресурсов России и её отдельных регионов, роли миграции в Карелии.
Тюрюкановой Е. В., Бондыревой, С. К.. Балашоввой Т. Н., Леонидовой Т. И., Юдиной Т. Н., Рыбаковского, Л. Л.
Цель курсовой работы: исследование управления миграционными процессами.
Задачи курсовой работы:
- раскрыть сущность миграционных процессов;
- провести анализ нормативно – правового регулирования миграционных процессов;
-раскрыть особенности реализации отдельных миграционных процессов;
-проанализировать миграционные потоки;
-проанализировать миграции в на примере региона.
Объектом исследования - миграционный процесс в РФ.
Предметом исследования является процесс управления миграционными процессами.
Методологические основы исследования. Теоретико - методологической основой исследования является принцип диалектического метода познания, включающий принцип объективности в анализе явлений и процессов, методы логического, статистического, сравнительного анализа.
Структура работы: работа состоит из введения, 3-х глав, заключения, списка использованных источников.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ
1.1 Сущность миграционных процессов в РФ
Миграция сегодня является чрезвычайно значимым и резонансным вопросом в жизни не только Российской Федерации, но и всего современного мира в целом. Играя роль существенного фактора, она оказывает влияние на социально – экономическое развитие не только отдельных стран, но и регионов. Миграционные процессы, в частности сами мигранты, оказывают влияние на изменение рынка труда, демографической ситуации, на политическую, религиозную и культурную жизнь общества.
В отличие от других стран, переживших миграционный бум и не связанных с постоянной иммиграцией, Россия столкнулась с интенсивными миграционными потоками, особенно в последнее время из-за всем известных событий на Украине, в условиях, когда ее экономическая база, то есть России оказалась в кризисном состоянии, это и объясняет актуальность исследования миграционных процессов в РФ.[1]
В марте 2014 года из-за событий на Украине произошло изменение границ России, в связи с этим в балансе численности населения РФ, который формируется за счет естественного прироста (убыли) и миграционного прироста (убыли), стали участвовать жители Крыма и Севастополя, в связи с этим был принят закон об упрощенном предоставлении гражданства иностранцам, то есть носителям русского языка[2].
В соответствии с этим 46 ФЗ для таких людей упрощается процесс получения гражданства в РФ: сроки рассмотрения заявлений о приеме в гражданство с шести месяцев до трех, облегчается порядок въезда на территорию России и получение вида на жительство. Кроме того, одним из условий предоставления гражданства в таком порядке является отказ от другого гражданства.
По данным ФМС России в 2013 г. российское гражданство получили почти 138 тыс. человек. В 2014 г. гражданами России стали 59 тыс. человек, что только на 11 процентных пунктов больше, чем за 2013 г. В 2014 г. в территориальных органах ФМС статус вынужденного переселенца получили 47 человек, беженца - 42 человека (табл. 1).
Таблица 1.
Распределение беженцев, вынужденных переселенцев, и лиц, получивших временное убежище по странам прежнего проживания, состоящих на учете на 1 января 2015 года
Страны |
Беженцы |
Вынужденные переселенцы |
Лица, получившие временное убежище |
|||
в % к итогу |
чел. |
в % к итогу |
чел. |
в % к итогу |
чел. |
|
Всего |
790 |
100 |
28292 |
100 |
237780 |
100 |
Азербайджан |
7 |
0,9 |
303 |
1,1 |
5 |
- |
Афганистан |
414 |
52,4 |
- |
- |
693 |
0,3 |
Грузия |
65 |
8,2 |
6924 |
24,5 |
457 |
0,2 |
Казахстан |
1 |
0,1 |
6997 |
24,7 |
4 |
- |
Киргизия |
4 |
0,5 |
446 |
1,6 |
33 |
- |
Россия |
- |
- |
8562 |
30,3 |
- |
- |
Сирия |
2 |
0,3 |
61 |
0,2 |
1924 |
0,8 |
Таджикистан |
11 |
1,4 |
1175 |
4,2 |
11 |
- |
Туркмения |
- |
- |
137 |
0,5 |
10 |
- |
Узбекистан |
19 |
2,4 |
3010 |
10,6 |
91 |
- |
Украина |
227 |
28,7 |
182 |
0,6 |
234360 |
98,6 |
Другие страны |
40 |
5,1 |
495 |
1,7 |
192 |
0,1 |
По состоянию на 1 января 2015 года наибольшее число беженцев в Российскую Федерацию прибыло из Афганистана – 414 человек и
227 человек, их удельный вес в общей массе составил 52,4 % и 28,7 % соответственно. Наименьшее число беженцев наблюдается из Казахстана, всего 0,1 % (рис. 1). Наибольшее число граждан, вынужденных покинуть прежнее место жительства и переехать в другой субъект Федерации, наблюдается среди граждан РФ – 30,3 %, Казахстана – 24,7 % и Грузии – 24,5 %.
98,6 % граждан Украины получили временное убежище в Российской Федерации в 2017 году, а меньше 1 % граждане Афганистана, Грузии и Сирии.
Распределение беженцев, состоящих на учете на 1 января 2017 года в РФ в % к итогу, представлено на рисунке ниже.
Рис. 1 Распределение беженцев, состоящих на учете на 1 января 2015 года в РФ, в % к итогу
Наибольшее число беженцев проживает в Москве – 440 человек, или 55,7 %, от общей численности[3]. Миграционные потоки являются важным объектом исследования, так как они дают сведения не только о том, как перемещается население, в каком направлении, их составе, но и позволяют проанализировать влияние на занятость населения (рисунок 2).
Рис. 2. Число прибывших и выбывших человек в трудоспособном возрасте за 2011 – 2015 гг. в Оренбургской области, тыс.
Таблица 2.
Движение мигрантов трудоспособного возраста в Оренбургской области
Показатели |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2015 г. к 2011 г. (+,-) |
Число прибывших в трудоспособном возрасте, тыс. чел. |
28,1 |
25,9 |
46,0 |
56,2 |
57,0 |
28,9 |
Число выбывших в трудоспособном возрасте, тыс. чел. |
25,6 |
29,2 |
53,1 |
65,2 |
66,3 |
40,7 |
Миграционный прирост (+), убыль (-), тыс. чел. |
2,5 |
-3,3 |
-7,0 |
-9,0 |
-9,4 |
Х |
Миграционный коэффициент по прибытию, ‰ |
13 |
13 |
23 |
28 |
28 |
15 |
Миграционный коэффициент по выбытию, ‰ |
12 |
14 |
26 |
32 |
33 |
21 |
Коэффициент механического прироста (или интенсивности миграции), ‰ |
1 |
- 1 |
- 3 |
- 4 |
- 5 |
Х |
Наименьшее число человек, покинувших Оренбургскую область в трудоспособном возрасте, наблюдалось в 2011 году и составляло 25,6 тыс. чел., а наибольшее в 2015 году и составляло 66,3 тыс. чел.
Число прибывших и число выбывших в трудоспособном возрасте в Оренбургской области увеличилось на 28,9 и 40,7 тысяч человек соответственно. В 2014 году наблюдался миграционный прирост 2,5 тысяч человек, а в 2014 - 2016 годах наблюдалась убыль мигрантов из Оренбургской области. Коэффициент прибытия за анализируемый период увеличился на 15 ‰ и стал составлять в 2015 году 28 ‰, что говорит о том, что на каждые 1000 человек населения приходится 28 прибывших в среднем за год.
Миграционный коэффициент по выбытию составлял в 2011 году 12 ‰, что говорит о том, что 12 выбывших приходится на каждые 1000 человек населения в среднем за год. А в 2015 году этот показатель увеличился до 33 ‰. Коэффициент механического прироста, рассчитанный как разность коэффициента по прибытию и коэффициента по прибытию, в 2011 году составлял 1 ‰, что говорит о том, что приток населения в Оренбургскую область на каждую 1000 человек постоянного населения составил 1 человек, а в 2015 году на каждую 1000 человек постоянного населения отток населения составил 5 человек. С точки зрения развития экономики миграция участвует в территориальном перераспределении населения и трудовых ресурсов, в развитии качественных и обширных характеристик экономики региона. Привлечение высококвалифицированных специалистов в регионы, например, позволяет осваивать технически сложные производства, что уже даёт толчок в экономике[4].
Огромное влияние миграция оказывает на рынок труда. При выезде населения из региона сокращается предложение рабочей силы, при въезде – увеличивается. В данном случае конкуренция на рынке рабочей силы обостряется с неимоверной скоростью.
1.2 Нормативно – правовое регулирование миграционных процессов
На сегодняшний день неотъемлемым фактором, влияющим на различные отношения между государствами, являются миграционные процессы. Миграция — естественный процесс для любого государства. Чтобы извлечь из него максимум пользы для страны, контролировать передвижение граждан и иностранцев и обеспечить соблюдение их прав, необходимы прогрессивные нормы. Россия в этом плане не является исключением. Федеральная служба государственной статистики в июле 2017 года опубликовала документ, в котором сказано, что по состоянию на 1 июня 2017 года численность населения в России составила 146,8 миллиона человек. Это на 31,1 тысячу меньше, чем в начале года. Причина этому стал рост естественной убыли населения. Между тем, миграционный прирост в этом году компенсировал на 72% естественную убыль.
Исходя из этих данных, можно сказать о том, что проблема миграции в нашей стране становится все актуальней и требует оперативного регулирования. Поэтому все больше уделяется внимание законодательному обеспечению миграционной политики РФ.
Все источники миграционного права РФ условно можно поделить на следующие две группы:
- международно-правовые соглашения в сфере миграции;
- национальное законодательство в сфере миграции.
В первую очередь в систему источников международного миграционного права РФ входят такие общепризнанные международные акты, как Декларация прав человека 1948 г., Конвенция о статусе беженцев 1951 г., Конвенция ООН о сокращении без гражданства 1961 г., Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 г. и др.[5].
Важную роль в системе международных источников миграционного права РФ играют двусторонние и многосторонние соглашения Российской Федерации со странами-участниками СНГ.
Наибольшее количество международных (двухсторонних) договоров принято между Россией и Киргизией, Белоруссией, Казахстаном.
Это объясняется долгими дружественными отношениями и общностью интересов, так как представители бывших советских республик из центральной Азии являются главным резервуаром рабочей силы в России.
Это, например, Договор о ратификации соглашения между РФ и Киргизской Республикой о правовом статусе граждан РФ, постоянно проживающих на территории Киргизской Республики, и граждан Киргизской Республики, постоянно проживающих на территории РФ 1997г.,
Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Казахстан об упрощенном порядке приобретения гражданства гражданами Российской Федерации, прибывающими для постоянного проживания в Республику Казахстан, и гражданами Республики Казахстан, прибывающими для постоянного проживания в Российскую Федерацию 1995г.,
Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения 2006г. и т.д.
Также широкое распространение получила практика подписания двухсторонних договоров, регулирующих процессы переселения, упрощенную процедуру получения гражданства для прибывающий на постоянное местожительство, а также о правовом статусе граждан одной стороны, постоянно проживающих на территории другой (договоры России с Киргизией и Казахстаном), в том числе договоры о трудовой деятельности мигрантов. Таким образом, международное миграционное право в большинстве случаев представлено нормативными актами в области регулирования правового статуса беженцев, вынужденных переселенцев, мигрантов[6].