Файл: Документирование и инвентаризация (основные методы бухгалтерского учета).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 120

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Бухгалтерский учет в обществе возник вследствие самых насущных нужд: нельзя вести хозяйство без меры, веса, счета, не сопоставляя доходы с расходами, не добиваясь превышения первых над вторыми. Это было важно всегда, во все времена и общественно-экономические формации.

Под влиянием динамично развивающихся процессов создания современных экономических отношений бухгалтерская наука также претерпевает содержательные изменения.

Бухгалтерский учет в настоящее время превратился в стройную упорядоченную систему по учету материальных ценностей, денежных средств, обязательств и источников их образования. Возросло значение бухгалтерского учета и для осуществления процессов управления деятельностью предприятия.

С принятием Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» была заложена основа того, что сегодня называется законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.

Впервые в истории России был принят специальный нормативный акт, устанавливающий общие правила ведения бухгалтерского учета. Данный Закон стал одним из базовых системообразующих актов законодательства РФ, ядром, вокруг которого выстраивалась работа по реформированию отечественной бухгалтерии.

Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона № 402-ФЗ, бухгалтерский учет – это формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Бухгалтерский учет – совокупность способов и приемов, с помощью которых познается предмет (объекты) бухгалтерского учета. Он позволяет изучить явления в движении, изменении, взаимосвязи и взаимодействии.

Документирование и инвентаризация являются приемами первичного наблюдения за объектами бухгалтерского учета.

Документирование – это первичная регистрация хозяйственных операций с помощью документов в момент и в местах их совершения. Документация позволяет осуществлять сплошное наблюдение за хозяйственными процессами. Документ должен быть заполнен с соблюдением определенных требований, придающих ему юридическую силу, и соответствовать формам унифицированных первичных документов.

Это начало и основа учетного процесса, без которого бухгалтерский учет невозможен.

Инвентаризация – метод подтверждения достоверности данных бухгалтерского учета. Производится путем описания, подсчета, измерения, взвешивания и оценки всех остатков средств и средств в натуре, выявление фактического наличия и состояния остатков имущества предприятия и сопоставления их с данными бухгалтерского учета. Это метод контроля наличия и движения имущества, задолженности, работы материально ответственных лиц.


Метод бухгалтерского учета зависит от предмета учета, т.е. отражаемых и контролируемых объектов, а также поставленных перед учетом задач и предъявляемых к нему требований. Поэтому метод нельзя рассматривать как нечто застывшее. Изменение экономических отношений, развитие научно-технического прогресса предъявляют новые требования к бухгалтерскому учету, а это вызывает изменение его приемов и способов.

Бухгалтерский учет часто сравнивают с зеркалом, в котором отражается жизнь предприятия. Факты хозяйственной жизни - это то, что отражается в зеркале. Документирование, инвентаризация, принятие документов к бухгалтерскому учету и т.п. - это учетные процедуры, образно говоря зеркало, инструменты, с помощью которых хозяйственная жизнь находит отражение в бухгалтерском учете.

Тема работы является актуальной, так как в современных условиях для каждой компании возросло значение бухгалтерского учета для эффективного осуществления процессов управления деятельностью предприятия и основой процесса управления является анализ финансового состояния и динамики развития предприятия основанный на учетной бухгалтерской информации.

Цель курсовой работы - изучение и анализ процессов документирования и инвентаризации в бухгалтерском учете.

Для достижения поставленной цели, необходимо рассмотреть следующие задачи:

  • раскрыть теоретические основы документирования и инвентаризации;
  • провести анализ проведения, оформления и формирования результатов инвентаризации в бухгалтерском учете на примере организации.

Предметом исследования в работе является инвентаризация.

Объектом исследования является инвентаризация в АО "Плюс".

Практическая значимость исследования и результаты заключаются в выявление фактического наличия имущества и сопоставление его с данными бухгалтерского учета, проверка полноты отражения обязательств в бухгалтерском учете.

При выполнении курсовой работы были использованы различные источники информации.

Теоретическую основу исследования составляют нормативно-законодательные документы, научная и учебная литература, статьи периодических изданий.

В качестве информационной базы исследования служат данные бухгалтерской и финансовой отчетности АО «Плюс».


1.Основные принципы организации бухгалтерского учета на предприятии

К ведению бухгалтерского учета во всех организациях независимо от форм собственности предъявляются одинаковые требования, регламентированные различными нормативными документами.

В системе бухгалтерского учета предприятия формируется информация для внешних и внутренних пользователей.

В отношении информации для внешних пользователей цель бухгалтерского учета состоит в формировании информации о финансовом положении, финансовых результатах деятельности и изменениях в финансовом положении предприятия, полезной широкому кругу заинтересованных пользователей при принятии решений.

В отношении информации для внутренних пользователей цель бухгалтерского учета состоит в формировании информации, полезной руководству предприятия для принятия управленческих решений.

Руководство предприятия заинтересовано в информации, представляемой внешним пользователям, и в разнообразной дополнительной информации, необходимой для планирования, анализа и контроля. При этом имеется в виду, что информация для внешних пользователей формируется, в том числе, на основе информации для внутренних пользователей, относящейся к финансовому положению организации, финансовым результатам ее деятельности, изменениям в ее финансовом положении.

Ответственность за организацию бухгалтерского учета, соблюдением законодательства при выполнении хозяйственных операций, контроль за использованием приказа об Учетной политике возлагается на руководителя предприятия.

Для ведения бухгалтерского учёта в соответствии с ФЗ РФ «О бухгалтерском учёте»[1] на предприятии функционирует специальное подразделение - бухгалтерия, ответственное за ведение бухгалтерского учета.

Основным документом, отражающим основные критерии ведения бухгалтерского учета и операций по финансово-хозяйственной деятельности предприятия, является учетная политика[2].

Бухгалтерская отчетность - единая система данных об имущественном и финансовом положении предприятия и о результатах его хозяйственной деятельности, составляемая на основании данных бухгалтерского учета по установленным формам. Состав бухгалтерской отчетности регламентирован приказом Министерства финансов РФ.

Учетная политика предприятия основывается на требованиях, предъявляемых к бухгалтерскому учету: полнота, достоверность, своевременность, осмотрительность, приоритет содержания над формой, непротиворечивость, рациональность, а также на основании следующих допущений: допущение имущественной обособленности, допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности, допущение последовательности применения учетной политики.


Учитывая требования действующего законодательства, в части ведения налогового учета, на предприятии разрабатывается учетная политика для целей налогообложения с учетом требований Налогового кодекса РФ.

Каждая учетная политика ежегодно утверждается на будущий год приказом руководителя (директора) предприятия[3].

Изменения в учетную политику могут быть внесены в следующих случаях:

  • реорганизация предприятия;
  • смена собственников предприятия;
  • изменения нормативной базы или законодательства по бухгалтерскому учету;
  • разработка новых способов ведения учета (как Минфином, так и самим предприятием);
  • новые существенные изменения условий деятельности предприятия;
  • и в других случаях, определенных Законом о бухгалтерском учете.

Для сопоставимости данных учета все изменения в учетной политике вводятся с начала нового финансового года. Исключения возможны, если нормативными актами по бухгалтерскому учету вводятся новые нормы, которым придается обратная сила.

Ответственность за организацию бухгалтерского учета несет руководитель (директор) предприятия.

Главный бухгалтер предприятия обеспечивает отражение на счетах бухгалтерского учета всех хозяйственных операций и осуществляет контроль за соответствием их законодательству РФ. Главный бухгалтер предприятия не имеет право принимать к исполнению и оформлению документы по операциям, противоречащим законодательству и нарушающим договорную и финансовую дисциплину (должностные инструкции работников бухгалтерии).

Бухгалтерский учет на предприятии осуществляется на основании первичных учетных документов. Основанием для записей в регистрах бухгалтерского учета являются первичные документы, которые должны составляться в момент совершения хозяйственной операции или непосредственно после ее окончания и содержать обязательные реквизиты: наименование документа (формы); код формы; дату составления; наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственных операций измерители хозяйственной операции (в натуральном и денежном выражении); наименование должностных лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; личные подписи и их расшифровки.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ РЕКВИЗИТЫ ПЕРВИЧНЫХ УЧЕТНЫХ ДОКУМЕНТОВ

НАИМЕНОВАНИЕ

ДОКУМЕНТА

ИЗМЕРИТЕЛИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ОПЕРАЦИИ В НАТУРАЛЬНОМ ДЕНЕЖНОМ ВЫРАЖЕНИИ


НАИМЕНОВАНИЕ ДОЛЖНОСТЕЙ ЛИЦ, ОТВЕТСТВЕННЫХ ЗА СОВЕРШЕНИЕ И ПРАВИЛЬНОСТЬ ОФОРМЛЕНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ОПЕРАЦИИ

ЛИЧНЫЕ ПОДПИСИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ

ДАТА СОСТАВЛЕНИЯ

ДОКУМЕНТА

НАИМЕНОВАНИЕ

ДОКУМЕНТА

НАИМЕНОВАНИЕ

ОРГАНИЗАЦИИ, ОТ ИМЕНИ КОТОРОЙ СОСТАВЛЕН ДОКУМЕНТ

Рис. 1. Обязательные реквизиты первичных учетных документов

В качестве первичных учетных документов на предприятии применяются унифицированные формы, утвержденные Госкомстатом РФ[4], а также применяются формы первичных учетных документов, содержащих обязательные реквизиты, разработанных внутри предприятия и утвержденных соответствующими распорядительными документами[5].

Содержащаяся в принятых к учету первичных документах информация, необходимая для отражения в бухгалтерском учете, накапливается и систематизируется в регистрах бухгалтерского учета, разработанных и рекомендованных Министерством Финансов Российской Федерации и органами, которым Федеральными законами предоставлено право регулирование бухгалтерского учета[6].

Информация о хозяйственных операциях, произведенных за определенный период времени, из регистров бухгалтерского учета переносится в сгруппированном виде в бухгалтерскую отчетность.

В первичных документах и регистрах бухгалтерского учета исправления не допускаются. Исправление ошибки должно быть подтверждено подписью лиц, подписавших документ, с указанием даты исправления. В кассовых и банковских документах исправления не допускаются. Первичные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская отчетность подлежат обязательному хранению в соответствии с установленным порядком и сроками. Ответственность за обеспечение сохранности в период работы с ними и своевременную передачу их в архив несет главный бухгалтер.

Учетные принципы, являясь основой, общей концепцией бухгалтерского учета, способствуют разработке его стандартов[7].

Несоблюдение или нарушение этих принципов приведет к значительным искажениям учетной информации, к утрате ею объективности и достоверности и, следовательно, к невозможности ее использования в процессе принятия управленческих решений, направленных на совершенствование деятельности организации.

Становление и развитие рыночных отношений, управление экономикой, использование Международных стандартов бухгалтерского учета предопределяет усилие роли и значения бухгалтерского учета. Без осуществления учета не может успешно развиваться и функционировать ни один хозяйствующий субъект, т.е. бухгалтерский учет – это язык бизнеса, хозяйственной деятельности.