Файл: Процесс монополизации рынка в теории и на практике (Монополизация рынка крупнейшими транснациональными корпорациями ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 206

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Положительное восприятие бренда потенциальным потребителем является частью неценовой конкуренции. В этих целях олигополисты используют рекламные кампании, проводят социально-значимые исследования и участвуют в государственных отраслевых программах для повышения узнаваемости своих продуктов среди потребителей. [28]

В 2015 году Группа компаний Danone заняла десятое место в топ-30 крупнейших российских рекламодателей с бюджетом 3,4 млрд. рублей с НДС [5] на закупки рекламы в пяти медиа: ТВ, пресса, радио, ООН (реклама outofhome), интернет.

Развитие олигополистических компаний-это стратегическое развитие конкурентоспособности с высокими вложениями в НИОКР и технологических инноваций.

Рыночную власть олигополистов усиливает усиливающаяся олигопсония федеральных розничных сетей.

Если несколько десятилетий назад монопсонические и олигопсонические компании считались теоретическими редкостями, сегодня они оказывают огромное, а иногда даже и определяющее влияние на то, что именно будет производиться, где, кто получит прибыль и в каком размере, а также что станут покупать люди.

Рыночная власть федеральных розничных сетей наращивается с каждым годом за счет поглощения небольших торговых ритейлеров. Так на начало 2016года семь крупнейших розничных торговых сетей контролировали 22,5% российского рынка [6]. Через объемы продаж торговля удостоверяет спрос на тот или иной бренд, на ту ли иную продукцию. Торговые сети имеют в своем распоряжении достаточное количество рычагов для формирования этого спроса. С этой целью используют инструменты мерчендайзинга, выставляя условия по входу в торговую сеть или выводу единицы одной товарной группы для расширения ассортимента переработчика, а также прописывая условия трейд- маркетинга в дополнительных соглашениях, такие как место за полку, квартальные бонусы в фонд сети, участие в акциях магазина.

Являясь главным звеном в экономической цепочке производитель — переработчик — реализация ритейл выступает монополистом, выставляя переработчику условия для ко-маркетинга, вызывающего синергетический эффект при совершении потребителем своего выбора.

Такие затраты на сотрудничество с розничными сетями по реализации и продвижению своего продукта могут позволить только крупные переработчики, что еще больше усиливает власть олигополистов над формированием показателей рынка отрасли.

Важность выстраивания отношений с торговлей даже для олигополистов, подчеркивает тот факт, что риск, связанный с невозможностью реализовать свою продукцию через оптовых продавцов и розничные предприятия торговли Группа компаний Danone в России ставит на 4-ое место среди 9 основных рисков предприятия [7].


Аккумулирование рыночную власть, и использование ее, как инструмента стратегического развития, максимизация прибыли олигополии может привести к следующим социальным рискам.

Ценовая дискриминация по отношению к покупателям с большей покупательной способностью, запрашивая с них более высокую цену, в то время, как потребители с меньшей покупательной способностью продолжают платить стандартную цену. В ситуации отсутствия альтернативный предложений покупатели с большей покупательной способностью вынуждены платить любую установленную поставщиком продукта цену. Диспаритет цен в цепочке производство-переработка-реализация приводит к понижению инвестиционной привлекательности сектора и отсутствия стимулов для развития и повышения эффективности отрасли. [16]

Снижение эффективности является не таким очевидным социальным риском, чем отсутствие ценовой конкуренции приводит к тому, что у олигополий нет внешних стимулов для устранения неэффективности внутренних процессов или поиска возможностей для сокращения издержек. Олигополии стремятся сократить издержки не за счет собственных производственных ресурсов и повышения эффективности управленческих процессов, а за счет поставщиков сырья, диктуя им невыгодные ценовые условия.

Снижение темпов инновационного развития, поскольку на контролируемом рынке диверсификация имеет малую ценность. В результате сокращаются внедрений продуктовых для лучшего удовлетворения потребительского спроса.

Чистые издержки монополии приводят к неэффективным экономическим результатам в целом, поскольку монополиям выгодно производить меньший объем продукции, одновременно запрашивая за него большую цену, чем если бы это происходило в условиях конкурентного рынка.

Вышеперечисленные последствия воздействия олигополии и монополии на экономику приводят к занижению цен поставщиков сырья и уменьшению власти потребителя стимулировать введения инноваций и сокращения издержек.

Олигополизация российского молочного сектора вызывает в рамках региона новый для страны — риск закрытия системообразующего предприятия, который прибавляется к основным классическим рискам молочной индустрии.

Кризис 2014 года повлек за собой волну закрытия региональных системообразующих предприятиях отрасли, входящих в активы транснациональных компаний. Группа компаний Danone в первые месяцы кризиса закрыла около 10 производственных площадок.

В 2016 году началось закрытие «Молочного комбината Чебоксарский» [28], производство молока и молочной продукции которого составляло более 35% доли рынка в географических пределах Чувашской Республики. Также закрытию подлежал молочный завод в Томске, который по оптовой торговле молоком питьевым пастеризованным составляет более 35% доли рынка, а молоком питьевым ультрапастеризованным, молоком топленым и сметаной-более 50% рынка в географических пределах Томской области, а также являлся единственным молокоперерабатывающим предприятия города.


Закрытие региональных системообразующих предприятий подрывает пищевую безопасность региона, приводит к социальной незащищенности населения. Для сохранения высвобождающегося сырья, производителям необходимо в кратчайшие сроки наладить его сбыт другим переработчикам, установить логистические связи, и выдержать конкуренцию с другими производителями-конкурентами. На поиск и установление новых контрактных договоренностей требуется достаточно время и это происходит в условиях дефицита молока-сырья в российской молочной отрасли.

Сетевая бизнес-структура молочной индустрии или молочный кластер может стать основным инструментом стратегического развития отрасли региона, способного обеспечить пищевую безопасность, занятость населения, спрос, как на молоко-сырье, так и на готовую продукцию налаженные, стабильные, взаимовыгодные связи с соседними регионами, и может стать ведущей стратегией управления социальными рисками, которые вызывают действия олигополистов.

Решение оптимизации необходимо искать не только внутри организации за счет традиционных инструментов, но и за счет выстраивания новых структур кластерного типа между участниками сектора региона, что повысит уровень конкуренции среды между региональными игроками молочной индустрии.

Принимая во внимание, что по мере роста масштаба производства разница во внутренней экономии между крупным и очень крупным предприятием стирается, и часть ресурсов, дающие эту экономию исчерпываются, локальное производство, организованное в виде нескольких предприятий малого и среднего бизнеса, но поддерживающее кооперативные экономические связи, может служить альтернативой крупным производствам.

Это позволяет, используя одновременно внутреннюю экономию совокупного объема производства на территории и все преимущества внешней экономии, оставаться гибкой организационной структурой, способной быстро реагировать на изменения конъюнктуры, приспосабливаясь к ней, и быстрее и легче внедрять нововведения на предприятиях всех отраслей территориального производства, объединенного кооперативными связями.

Региональная цепочка ценности отрасли, организованная в кластерную структуру сохраняет все преимущества, присущие крупномасштабному производству, такие как, разработка и внедрение новых технологий, использование оборудования, спроектированного по требованиям собственного производства, адаптация производимой продукции к требованиям участников местного производства; экономия, вытекающая из высокой организации закупок и продаж; экономия на транспортных издержках, приобретение репутации крупного предприятия и большие расходы не рекламу, привлекательность для трудовых ресурсов с уникальной квалификацией. [28]


Одновременно кластерная структура позволяет избежать таких ограничений для дальнейшего развития вертикально-интегрированных структур, как бюрократизации производственного процесса, большие расходы на поддержание громоздких систем контроля. Эти ограничения обязательно приходят на определенном этапе жизненного цикла компании, и не смотря на прочное место на рынке и даже продолжающееся расширение за счет увеличения капитала крупная компания начинает терять гибкость и проигрывать конкуренцию более молодыми и меньшими по размеру компаниями. Таким образом, расширение совокупного производства кластера увеличивает те виды экономии, которые не зависят от размера отдельных компаний. И один из самых важных источников такой экономии является рост смежных отраслей производства, расположенные на одной территории и сотрудничающие друг с другом.

Помимо преимуществ экономического характера кластер, выступая на рынке как отдельная бизнес-единица с единой стратегией, получает доступ к программам государственной поддержки, выгодным условиях кредитования специализированных банков, участию в тендерах крупных контрактов, возможности выпуска продукции под собственной торговой маркой, и как итог всего перечисленного повышается инвестиционная привлекательность отрасли региона.

В цепочку кластера предполагается объединить предприятия от производителей молока и переработчиков и заканчивая торговыми организациями и даже банками.

При этом ядром кластера являются производство молока сырья, племенные хозяйства, производители комбикорма и кормовых добавок.Как результат деятельности кластера планируется изменение структуры розничный цены цельномолочной продукции: увеличение доли производства сырого молока с 30% до 45% и уменьшение наценки торговых сетей вдвое, с 20% до 10%.В рамках кластера помимо увеличения объемов производства и выведения на рынок новых брендов традиционной продукции, диверсифицировать производственную деятельность и начать выпуск новых видов продукции.

Выводы:

Анализ уровня монополизации современной экономики России Разрушение рынков монополистами не сулит экономике ничего хорошего. Подавляя конкуренцию, они подавляют стимулы к технологическим инновациям, делают экономику чрезвычайно расточительной, развивающейся главным образом за счет привлечения дополнительных ресурсов, обрекают ее на низкую эффективность.

Для получения прибыли в отсутствии конкурентов не обязательно осваивать эффективные технологии, снижать затраты и расширять сбыт, достаточно навязать потребителям монопольные цены. В монополизированной экономике цены слабо реагируют на колебания потребностей и спроса, а монополии заглушают импульсы, которые идут от спроса к производству. При изучении того или иного рынка принимается во внимание способность, действующих на нем фирм обеспечить своевременное обновление выпускаемой продукции, ее высокую конкурентоспособность, высокое качество, эластичность цен.


Если эти требования недостижимы, то рынок признается монополизированным, а действующие на нем фирмы подлежат демонополизации. Контроль за степенью монополизации наиболее чувствителен в отраслях, генерирующих технологические нововведения и оказывающие влияние на состояние всей экономики. Монопольная политика вызывает в ответ формирование государственной политики, главной задачей которой становится поддержание высокой конкурентоспособности рынков. В России с переходом к рыночным отношениям, когда предприятия получили реальную экономическую самостоятельность, остро встала проблема демонополизации экономики. Предприятия, освободившись от зависимости перед вышестоящими органами, министерствами и ведомствами, поучив полное право определять объемы производства и цены реализуемой продукции, начали действовать как классические рыночные монополии. Основной из всех проблем советской экономики был маленький рынок сбыта ее продукции и небольшие объемы производства.

Основным целевым рынком был СССР или, в лучшем случае, Советский Союз плюс Восточная Европа. Продажи на таком небольшом рынке не позволяли иметь конкурентоспособные масштабы производства. В то же время на внутреннем уровне советско-российская экономика оказалась высоко монополизированной. Но даже несмотря на это российские предприятия из-за своей малозначительности оказались неспособными добиться настоящей эффективности в условиях либерализации цен и начавшейся вслед за ней разрушительной инфляции. Экономика России претерпевает существенные изменения. В ходе приватизации очевидно уже разрушены старые технологические комплексы, этому способствовали процессы разрушения общего экономического пространства сначала между Союзом и странами Восточной Европы, потом между республиками бывшего СССР. Но если в начале приватизации многие экономисты считали, что предприятия сами, под влиянием рыночных механизмов, начнут искать пути к новым формам объединений, создавать новые хозяйственные комплексы, то они ошибались. Необходимо участие государства, которое должно координировать деятельность предприятий, указывать им общие ориентиры.

Государственный монополизм в России, складывался под влиянием следующих факторов: наличие административно командной системы управления: директивное управление и централизованные доходы; устойчивый и массовый дефицит, монополия возникая из дефицита может сама его воспроизводить, так как не заинтересована в полном удовлетворении потребительского спроса; концентрация и специализация производства. Здесь можно выделить и распространившуюся в свое время систему натурального распределения, которая разрушает рынок и обеспечивает всевластие монополий. В силу своего значения для экономики внимание привлекают три главные монополии — «Газпром», «ЕЭС России» и МПС.