Файл: Процесс монополизации рынка в теории и на практике (Монополизация рынка крупнейшими транснациональными корпорациями ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 203

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В сентябре 2015 г. «Ведомости», опираясь на данные Росавиации, посчитали, что в случае поглощения «Трансаэро» «Аэрофлотом» и его дочерними компаниями он займет 56,5% рынка пассажирских авиаперевозок [3].

К сожалению, самые негативные прогнозы оправдались. Уже в декабре СМИ на основе данных Росавиации констатировали превышение доли «Аэрофлота» более чем 50%. И уже тогда можно было говорить о рождении нового монополиста.

Комментируя сделку по поводу слияния «Аэрофлота» и «Трансаэро», ФАС отметила, что сложившаяся ситуация существенно ограничит конкуренцию на рынке авиаперевозок. Еще до ухода «Трансаэро» глава ФАС Игорь Артемьев критиковал передачу международных маршрутов «Аэрофлоту», так как полагал, что это может спровоцировать рост цен на авиабилеты. [28]

Однако на встрече с В. В. Путиным, которая состоялась 12 января 2016 г., глава компании «Аэрофлот» В. Савельев доложил Президенту Российской Федерации о том, что авиаперевозчик не стал монополистом. Также он добавил, что по итогам 2015 г. группа «Аэрофлот» имела 42% российского рынка. «То есть ни о каких-то там 50 или более процентах речь не идет», — уточнил Савельев. Авиация — очень конкурентный рынок.

Рисунок 3. Доля рынка крупнейших российских авиакомпаний

Скидка постоянная, распространяется на все международные направления перевозчика и его «дочек», кроме некоторых направлений в СНГ. Не действует скидка на самые дешевые тарифы - класса «промо», акция не распространяется на «сквозные тарифы», предусматривающие перевозку пассажиров с пересадкой в зарубежных аэропортах с участием авиакомпаний- партнеров. Не снижены тарифы авиакомпании «Аврора», летающей на Дальнем Востоке.

Несмотря на проблемы, связанные с уходом «Трансаэро», «Аэрофлот» не ощутил особых потрясений. По итогам 2015 г. авиакомпания перевезла 26,1 млн пассажиров, что означало 10% роста по сравнению с 2014 г. Вместе с дочерними компаниями этот показатель составил 34,9 млн пассажиров, а это уже 14% роста. По мнению аналитика БКС Митча Митчелла, такой успех связан, прежде всего, с девальвацией рубля, хорошей стратегией и эффективным контролем издержек. Действительно, группа «Аэрофлот» в 2015 г. продавала часть билетов в валюте. На фоне ослабевшего рубля выручка росла гораздо быстрее, чем пассажирооборот. [28]

Надо отметить, что дочерние компании «Аэрофлота» также демонстрировали хорошие результаты в прошлом году. Например, чистая прибыль авиакомпании «Победа» составила 37 млн руб. при ожидаемых убытках 1,5 млрд руб. Такой успех аналитики объясняют интенсивным использованием самолетов, экономией на топливе и персонале [3].


С февраля 2016 г. в разных источниках стала появляться информация о том, что доля группы «Аэрофлот» в общем количестве перевезенных пассажиров превысила 50%. По данным Росавиации и расчетам РБК, в январе 2016 г. 54% пассажиров были перевезены бортами «Аэрофлота». По разным оценкам, около 2 млн перевезенных пассажиров пришлось на группу «Аэрофлот».

По сравнению с прошлым годом группа «Аэрофлот» действительно показывала хорошие результаты работы (см. таблицу 4). Пассажиропоток группы и самой авиакомпании увеличился соответственно на 11,6% и 10,7%. У группы на внутренних авиалиниях наблюдалось увеличение числа пассажиров на 19,1%, а пассажирооборота — на 13,1%. «Аэрофлот» также демонстрировал рост данных показателей на 18,5% и 14,3%. Положительная динамика связана, скорее всего, с увеличением спроса на внутренние авиаперевозки, который вызван ростом внутреннего туризма [27].

Таблица 3 -Операционные показатели группы «Аэрофлот» и «Аэрофлот - российские авиалинии»

Показатель

«Аэрофлот»

«Аэрофлот - российские авиалинии»

Янв. 2016 г.

Янв. 2015 г.

Рост, %

Янв. 2016 г.

Янв. 2015 г.

Рост, %

Пассажиропоток, тыс. чел.

2 965,2

2 656,3

11,6

2 005,4

1 810,9

10,7

Международные перевозки, тыс. чел.

1 240,9

1 208,2

2,7

1 062,0

1 014,9

4,6

Внутренние перевозки, тыс. чел.

1 724,3

1 448,1

19,1

943,4

796,0

18,5

Пассажирооборот, млн пкм*

7 624,1

6 831,4

11,6

5 831,9

5 330,1

9,4

Международные перевозки, тыс. чел.

4 505,8

4 073,2

10,6

3 896,9

3 637,0

7,1

Внутренние перевозки, тыс. чел.

3 118,3

2 758,2

13,1

1 935,0

1 693,1

14,3

*Пассажиро-километров.

Как на внутренних, так и на международных линиях по сравнению с прошлым годом наблюдается рост. Несмотря на временное прекращение полетов по самым востребованным маршрутам, таким как в Египет и Турцию, группа «Аэрофлот» по итогам 2015 г. демонстрирует существенный рост перевезенных пассажиров на 2,7% и 4,6%. Положительная динамика, скорее всего, связана со снижением уровня конкуренции. Ведь многие иностранные компании в связи с приостановкой полетов в Турцию и Египет существенно сократили периодичность полетов в Россию. [16]


Еще одной причиной роста можно считать увеличение транзитного пассажирооборота, который осуществляется «Аэрофлотом» через аэропорт «Шереметьево». По данным газеты Коммерсант, по сравнению в 2015 г. доля транзитных пассажиров на рейсах авиакомпании выросла с 39,2 до 44,2% [5].

Стоит отметить, что по данным INTERFAX.RU1 марта 2016 г. руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев, обеспокоенный развитием событий на российском рынке авиаперевозок, следующим образом прокомментировал сложившуюся ситуацию: «54% это не 74%, и бежать куда-то с топором и говорить „немедленно 4% продавать", по его мнению, неправильно». Кроме того, глава ФАС отметил, что будет усилен мониторинг цен «Аэрофлота» [28].

Однако ценовая политика авиаперевозчиков не единственный фактор, вызывающий увеличение тарифов на билеты. Большую роль в определении стоимости билетов также играют тарифы на услуги аэропорта. В настоящее время тарифы существенно увеличились в результате решения ФАС о необходимости дерегулирования сборов на взлет-посадку, авиационную безопасность, стоянку самолетов и услуги аэровокзального комплекса. Рассматривая сборы отдельно по каждому виду услуг, нетрудно заметить, что больше всего тарифы выросли в авиационном комплексе аэропорта «Домодедово». На внутренних авиалиниях сборы увеличились на 27%. Кроме того, подорожали взлет-посадка (на 15%) и авиационная безопасность (на 26%). [16]

Рост сборов на услуги аэропорта «Шереметьево» заметно ниже, чем в «Домодедово». На взлет-посадку он составил 12%, на авиационную безопасность — 3% и на услуги авиакомплекса — 9%.

Получается, что пассажирам придется переплачивать не только за ослабление конкуренции, связанной с банкротством «Трансаэро», но и за индексацию тарифов услуг аэропорта? Специалисты уверяют, что резкого роста цен на билеты не будет, так как в общей структуре затрат дерегулируемые расходы занимают совсем незначительную долю. В целом, на многочисленные расходы за обслуживание самолета приходится 15-20% от всех затрат авиаперевозчика. Однако на рассматриваемые услуги приходится около 1,5-2%. [28]

Между тем для среднемагистрального самолета с загрузкой 60-70% стоимость рейса в «Домодедово» возрастет на 12 тыс. руб., что вызовет рост расходов на 20%. В «Шереметьево» эта стоимость возрастет немного меньше, примерно на 6 тыс. руб. В этом случае рост расходов составит 10% соответственно.

Соотношений сил на российском рынке авиаперевозок меняется кардинальным образом, «Аэрофлот» уже не только доминирует, но и монополизирует рынок авиаперевозок. На данный момент, его доля по сравнению с январем 2015 г. выросла с 45,2 до 57,7%. На многих внутренних авиалиниях он перевозит уже 80-100% всех пассажиров. В связи с этим эксперты прогнозируют повышение цены билетов на 10%. О возможном повышении стоимости полетов уже предупредили «Аэрофлот» и S 7 [7]. Тем временем фактическое повышение цен можно наблюдать уже сегодня. По сравнению с прошлым годом авиабилеты во Владивосток подорожали на 13%, в Лондон — на 76% (в денежном эквиваленте стоимость возросла с 17 тыс. до 30 тыс. руб.) [28].


По итогам 2015 г. «Аэрофлот» сумел преодолеть все сложности, связанные с банкротством конкурента. Еще совсем недавно доля рынка компании была 42%, в 2015 г. она уже достигла 54%, а по некоторым данным составила 57,7%. Эти данные дают основание говорить о монополизации рынка авиакомпанией «Аэрофлот», которая продолжает политику роста тарифов на билеты.

Вероятно, пришло время заинтересованным игрокам, и в первую очередь государству, серьезно переосмыслить результаты перераспределения российского рынка авиаперевозок. Государству пора создать и запустить механизм определения тарифов на социально-значимые пассажирские авиаперевозки и усилить контроль за ростом тарифов и сборов поставщиков аэропортовых услуг. Только тогда российский рынок сможет преодолеть все трудности, возникшие за последние два года, и обрести стабильность.

2.2.Монополизация рынка молока и социальные риски

Сегодня большинство рынков находится под влиянием крупных компаний, и рынок молочных продуктов России не является исключением.

В 2010 году Вим-Билл-Дан и Юнимилк - два «гиганта» молочной промышленности объединяли по всей территории России более 30 предприятий по производству и реализации молочной продукции, и являлись крупнейшими игроками на локальных рынках. В некоторых регионах доля компаний ВиммБилл Данн и Юнимилк доходила до 40-50% и более. [16]

К началу 2011 года все крупные российские производители молочной продукции были консолидированы транснациональными корпорациями PepsiCo и Danone, таким образом, самые крупные перерабатывающие предприятия страны вошли в состав иностранных активов.В 2014 году PepsiCo и Danone заняли 19% рынка переработки молока России [11]. А на региональных рынках их доля доходит до 40-50% и более. Так в Центральном Федеральном округе по Москве и Московской области доля PepsiCo и Danone составляет 33% и 25%, а во Владимирской области 56% и 33,9% рынка соответственно. За двумя транснациональными лидерами следует воронежский АО «Молвест» [28].

Можно сделать вывод, что на национальном уровне рынок молока в России является олигополией стремящимся к дуополии.

Олигополия-тип рыночной структуры, в которой доминируют несколько главных игроков, каждый из которых владеет достаточной частью рынка, чтобы влиять на ценовую политику отрасли.

Для конечного потребителя движение рынка от совершенной конкуренции к монополии является опасной тенденцией. Чем дальше рынок перемещается от состояния совершенной конкуренции, тем в большей степени стоимость переходить от потребителя к поставщику. В такой ситуации рыночная власть принадлежит монополиям или олигополиям, что сводится к полному контролю поставок отдельного вида товаров или услуг и позволяет им влиять на конечные показатели рынка. [16]


Возникает ситуация отсутствия конкуренции, а производители молока не имеют возможности влиять на цену сдаваемого ими молочного сырья-и цены устанавливают перерабатывающие предприятия.

Небольшие региональные заводы, не имеющие в своем портфеле дорогих продуктов, не в состоянии выдерживать ценовую конкуренцию с крупными молкомбинатами и многие из них уходят с рынка или переключаются на узко сегментированные ниши.

Олигополисты тщательно следят за действиями конкурентов и зачастую выбирают согласованность в своем стратегическом поведении.

Олигополистические компании не способны манипулировать своими рынками так же, как монополистические, но используя возможность ценовогосговора для одновременного повышения или понижения цены, или объемов продукции.

Так, в 2009 году Подмосковным управлением Федеральной антимонопольной службы было заведено дело на компании "Данон", "Вимм- Билль-Данн", "Эрман" и "Кампина", закупавшие около 90% сырья региона, по поддержанию монопольно низкой цены на закупаемое молоко и раздел товарного рынка. Подмосковный Минсельхоз информировал, что компании одновременно снизили цены на сырье на 25-26%, в связи с чем закупочная цена стала ниже уровня рентабельности производства молока [16].

В условиях редких случаев ценовой конкуренции олигополисты для получения прибыли используют неценовые методы повышения конкурентоспособности, и прежде всего дифференциацию продукта.

Так, PepsiCo Россия производит молочную продукцию 12 торговых марок. В свою очередь «Группа компаний Danone» располагает 10 брендами, причем марки «Биобаланс» и «Простоквашино» присоединились после объединения Danonec «Юнимилк». Воронежский ГК «Молвест» имеет в своем продуктовом портфеле 6 брендов.

Количественный опрос, проводившийся в феврале 2013 года среди жителей Москвы (табл. 5), покупающих молоко [4], подтверждает статистику, приведенную в начале статьи.

Безусловными лидерами во всех трех категориях выступают торговые марки двух олигополистов российского рынка молочной продукции.

При этом бренды локального производителей являются дополнительным к основной марке потребителя.

Таблица 5 - Популярность торговых марок молочной продукции

Категория

опроса

1-ое место

2-ое место

3-е место

4-ое место

5-ое место

Знание

марки

«Домик в деревне»/ PepsiCo Россия

«Простоквашино

»/

Группа компаний Danone

«М»

(Лианозовское)/ PepsiCo Россия

«Останкинское»

«Веселый

молочник»

/

Останкинский й МК

PepsiCo

Россия

Знание

рекламы

марок

«Домик в деревне»/ PepsiCo Россия

«Простоквашино

»/

Группа компаний Danone

«Веселый молочник»/ PepsiCo Россия

«Агуша»/

PepsiCo

Россия

«Тема»/

Группа

компаний

Danone

Какие

марки

покупают

«Домик в деревне»/ PepsiCo Россия

«Простоквашино

»/

Группа компаний Danone

«М» (Лианозовс кое)/ PepsiCo Россия

«36 копеек»/ Останкински й МК

«33

коровы»/ Очаковский МК