Файл: Процесс монополизации рынка в теории и на практике (Монополизация рынка крупнейшими транснациональными корпорациями ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 201

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На рис. 1 представлена основная классификация международных монополий [2].

Рис. 1. Виды международных корпораций

Исторически сложилось, что ТНК являются крупнейшими международными монополиями, так как своей главной целью ставят не максимизацию прибыли, а максимизацию рынка [16].

Транснациональные корпорации - это корпорации, головная компания которых принадлежит капиталу одной страны (страна базирования), а филиалы расположены по всему миру не менее чем в шести странах, а также доля зарубежных активов не менее 25 процентов. Годовой объем продаж ТНК должен составлять не менее 1 млрд. долл. и на заграничные операции должно приходить % общего оборота. В мировой практике под международными корпорациями понимают лишь действительно крупные компании, оказывающие существенное влияние на мировой рынок товаров и факторов производства. [19.C.137]

Понятие монополии, как правило, вызывает негативные ассоциации. К отрицательным причинам относятся: повышение цен, ухудшение качества предоставляемых товаров или услуг, замедление научно-технического прогресса. Однако монополизации присуще положительные характеристики. К ним относятся: экономия ресурсов и снижение издержек, относительная стабильность в период кризиса, эффективность производства и разнообразие новых разработок[16].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что международная монополизация — многогранный, исторический процесс, о котором однозначно нельзя сказать положительное это явление или отрицательное.

Количество ТНК значительно увеличилось с 1970 года. Тогда было зарегистрировано лишь 7 000 подобных фирм. К концу 90-х их численность растет и их количество достигает 60 000. Сейчас же в мире насчитывается около 82 000 ТНК, имеющих около 810 000 филиалов в различных странах на всех континентах[16].

Как говорилось ранее, ТНК являются основными представителями монополий современного мира. Значительная доля НИОКР финансируется транснациональными корпорациями, поэтому в процессе глобализации ТНК играют очень весомую роль. Более того, около 80% патентов приходятся на транснациональные корпорации, технологические нововведения, ноу-хау так же находится под контролем ТНК. Невероятным фактом является то, что из 100 наикрупнейших экономик мира, 52 из них окажутся транснациональные корпорации и только остальные 48 — государствами. Более того, больше половины промышленного производства и торговли тоже осуществляется транснациональными корпорациями. [21.C.100]


Рассмотрим распределение 100 ведущих корпораций по континентальному признаку на основании информации из американского журнала Forbes за 2016 год на рис. 2.

Данный рейтинг сделан на основе работы наиболее успешных корпораций, так называемой «элиты», гигантов мирового рынка. [16]

Как видно на рис. 2, абсолютное лидерство принадлежит Североамериканскому континенту. Второе и третье место между собой делит Азия и Европа, на 100 ведущих корпораций приходит по 27 и 28 корпораций в данных континентах соответственно.

Рис. 2. Распределение ведущих ТНК по географическому признаку

Теперь перейдем к конкретным примерам транснациональных компаний. В табл. 1 представлены 10 лидирующих компаний на мировом рынке и их капитализация в млрд. долларов по версии Forbes. [16]

Как известно из рисунка выше, лидером является Америка. С каждым годом транснациональные компании Америки становятся больше. Это может быть связанно с тем, что американские корпорации поглощают более мелкие компании по всему миру. [22.C.84]

Самой успешной является американская компания - ретейлер, управляющая крупнейшей в мире розничной сетью, компания Walmart. В нее входят более 10130 магазинов в 27 странах мира. Основные конкуренты на розничном рынке США - сети HomeDepot, Kroger, SearsHoldingsCorporation, Costco и Target. Также в топ-10 вошли еще три американских компании, а именно нефтегазовая компания ExxonMobile, которая из маленькой провинциальной американской компании по продажи керосина превратилась в одну из крупнейших нефтедобывающих и нефтехимических корпораций. Эта высокотехнологическая компания, которая использует научные достижения и методы для поиска более эффективных, безопасных и экологически чистых способов поставки энергоресурсов для удовлетворения мирового спроса [7]. Еще одной успешной американской компанией является Apple. Благодаря внедрению инновационных технологий и изысканному дизайну она занимает первое место в мире в отрасли электроники, информационных технологий. Компания Apple конкурирует на рынке со многими компаниями, один из основных конкурентов корпорация Samsung. Также в топ-10 вошла американская инвестиционная компания BerkshireHathaway. [16]

Лидирующую позицию азиатских транснациональных корпораций занимает Sinopes - нефтехимическая компания и PetroChina — китайская нефтегазовая компания, которая является самой крупной по рыночной капитализации.

Что касается европейских ТНК, то они составляют достойную конкуренцию азиатским и американским транснациональным компаниям. [25.C.13]


Таблица 1 - 10 лидирующих компаний на мировом рынке

Номер

Компания

Страна

Отрасль

Выручка, млрд. долл.

1

Walmart

США

Сектор розничной торговли

482,1

2

Sinopec

Китай

Нефтехимическая

промышленность

283,6

3

Petro China

Китай

Нефтегазовый сектор

274,6

4

Royal Dutch Shell

Нидерланды-Великобритания

Нефтегазовый сектор

264,9

5

Volkswagen

Германия

Автомобильная

промышленность

246,2

6

ExxonMobil

США

Нефтегазовый сектор

236,8

7

Toyota

Япония

Автомобильная

промышленность

235,8

8

Apple

США

Технологический

сектор

233,3

9

BP

Великобритания

Нефтегазовый сектор

218,7

10

Berkshire Hathaway

США

Инвестиционные услуги

210,8

Одной из лидирующих европейских компаний занимающее 4 место в мировом рейтинге является нефтегазовая компания RoyalDutchShell, а также автомобильная компания Volkwagen. [16]

Международные монополии наносят большой вред национальным экономикам и в целом всей мировой экономике. Она лишает рынок оченьважного свойства - это свободная конкуренция. Каждый год государство тратит огромные деньги на борьбу с международными монополиями.

Таким образом, транснациональные корпорации стали полноправным и значительным субъектом международных экономических отношений, в настоящее время представляют собой необходимое звено процесса повышения глобальной производительности труда и роста уровня жизни общества; развитие транснациональных корпораций - естественный процесс эволюционных изменений в мировой экономике.

Основной угрозой усиления деятельности ТНК является глобальная монополизация отдельных рынков; в этой связи роль правительств государств - активно бороться с этой угрозой; крупнейшими монополистами в мире являются американские ТНК, именно в этом регионе сосредоточено наибольшее их число. Однако усиленно сокращают разрыв европейские и азиатские ТНК, стремясь занять устойчивую позицию на мировом рынке.


Выводы:

Основные характеристики монополистической конкуренции: относительно большое число некрупных фирм; эти фирмы производят разнообразную продукцию, продукт каждой фирмы в чем-то специфичен, потребитель легко может найти товары-заменители и переключить свой спрос на них; сохраняются возможности относительно легкого вступления в отрасль новых производителей.

Неценовая конкуренция — главное оружие монополистической конкуренции. Особое значение в ней приобретает реклама. Проникновение на рынок монополистической конкуренции довольно легкое; достаточно предложить товар со свойствами, которые заинтересуют покупателя. Монополистическая конкуренция свойственна реально существующим рынкам. Она помогает покупателю наиболее полно удовлетворить потребности, активизирует торговлю и производство. Олигополия — это господство на рынке нескольких фирм, производящих идентичные или схожие товары.

В условиях олигополии возможна как ценовая, так и неценовая конкуренция. Между предприятиями существует тесная взаимозависимость. Чистая, или абсолютная, монополия — это такая рыночная ситуация, при которой имеется только один продавец товара, у которого нет близких заменителей. Отсутствие близких заменителей означает, что у покупателя остается выбор не между товарами, а между тем, покупать ли данный товар или отказаться вообще от удовлетворения потребности в нем.

Глава 2. Актуальные проблемы монополизации отдельных сегментов российского рынка

2.1. Монополизация российского рынка авиаперевозок

В 2014 г. состояние российской экономики резко ухудшилось. Снижение покупательной способности, девальвация рубля и его волатильность к основным валютам стали основными характеристиками кризисной ситуации в стране. Росстат оценил спад экономики России в 2015 г. в 3,7%. По данным Минэкономразвития, падение ВВП России в 2015 г. составило 3,8-3,9%. [27.C.11]

Кризис в разной степени затронул различные отрасли экономики. Серьезные проблемы возникли, например, на рынке авиаперевозок. Настоящим потрясением для отрасли стала информация о прекращении работы крупнейшей авиакомпании «Трансаэро».


Проблемы у компании возникли уже в 2014 г. Именно тогда генеральный директор Ольга Плешакова сообщила, что «Трансаэро» не может больше платить за топливо. На тот момент авиакомпания была должна 2,5 млрд руб. «Роснефти» и 2 млрд руб. «Газпром-Аэро». В результате в конце 2014 г. правительством было выделено авиакомпании 9 млрд руб. Эти средства были потрачены на эксплуатационные расходы, а также на топливо и аэропортовые сборы. [16]

Но выделенных правительством денег хватило ненадолго. Уже в марте 2015 г. «Трансаэро» сообщила, что ей может понадобиться еще 4050 млрд руб.

Вторая трудность, с которой столкнулась компания - это резкая девальвация рубля. Она вызвала резкое снижение покупательной способности населения. Как известно, практически всегда рынок авиаперевозок одним из первых ощущает падение доходов населения, которые в 2015 г. снизились на 4%. Стоит отметить, что годом ранее они сократились на 1%. Таким образом, в результате снижения доходов люди стали отказываться от поездок за границу, спрос на международные авиаперевозки сократился. [26.C.24]

По различным оценкам экспертов, продажи билетов на международные рейсы снизились примерно на 20-50%. Но при этом компания «Трансаэро» продолжала обслуживать кредиты. И с начала 2015 г. выплатила банкам-кредиторам 12,5 млрд руб. [16]

Девальвация стала основной причиной, по которой ЦБ РФ повысил ключевую ставку. Компания «Трансаэро» заявила, что 80% убытка за первые два квартала - это возросшие ставки кредитов и процентные платежи по рублевым кредитам, а также отрицательные курсовые разницы [16].

В результате «Трансаэро» нарастила огромные долги, которые возникли как следствие девальвации рубля и ряда других причин. По разным оценкам, компания ожидала получить от государства около 20-50 млрд руб., чтобы хоть как-то улучшить свое экономическое положение. Однако правительство предпочло отдать все гарантии «Аэрофлоту».

Сообщения о возможном банкротстве «Трансаэро» стали появляться уже осенью 2015 г. Так, 1 сентября в СМИ появилась информация о покупке «Аэрофлотом» 75% плюс одной акции «Трансаэро» вместе с ее долгами, которые на тот момент составили 260 млрд руб. [28].

Стоит отметить, что в этой истории было замечено участие авиакомпании S 7. Ее владелец В. Филев, боясь монополизации рынка, бросился спасать конкурента. 20 октября он подписал соглашение о покупке 51% акций «Трансаэро». Однако уже 21 октября 2015 г. Росавиация отозвала лицензию у компании. [16]

Самые привлекательные и востребованные маршруты (всего 56) были переданы «Аэрофлоту». Еще 45 направлений распределены между «Уральскими авиалиниями» (15 допусков), «ВИМ-Авиа» (9), «Северным ветром» (8), «Оренбургскими авиалиниями» (8), RedWings (6), «ЮТэйр» (4), «Сибирью» (2) и грузовой «ЭйрБриджКарго» (2), «Руслайном» (1), «Таймыром» (1), «Глобусом» (1), «Нордавиа» (1) и «Икаром» (1). Нераспределенными остались 55 маршрутов. По решению Росавиации «Трансаэро» прекратила свою деятельность 26 октября 2015 г. [16].