Файл: Построение организационных структур (Теоретические аспекты организационных структур предприятия).pdf
Добавлен: 26.06.2023
Просмотров: 99
Скачиваний: 2
Все руководители обладают соответствующим профессиональным образованием опытом работы в государственной службе.
Проведем анализ эффективности организационной структуры Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве.
Этап 1. Анализ организационно-регламентирующего обеспечения
системы менеджмента Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве.
На этом этапе анализируются основные структурообразующие документы; делается вывод о том, насколько они позволяют выстроить эффективную систему управления и контроля за деятельностью аппарата управления на предприятии.
Основными структурообразующими документами, обеспечивающими
деятельность Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве являются устав, договор, штатное
расписание, должностные инструкции и положения о подразделениях.
Положение об организационной структуре в Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве отсутствует, что снижает эффективность системы контроля за деятельностью аппарата управления учреждения и создает определенные трудности при обнаружении недостатков организационной структуры управления.
Этап 2. Анализ целостности объекта управления.
Цель анализа - оценка степени взаимосвязи и взаимообусловленности подразделений организации. В качестве метода исследования используется матрица взаимосвязи и взаимообусловленности структурных подразделений. Взаимообусловленность деятельности структурных подразделений и основных видов деятельности предприятия обосновывается прямой зависимостью результатов деятельности одного подразделения от результатов деятельности другого подразделения.
Основной целью деятельности Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве является обеспечение полной реализации возложенных на него полномочий.
На учреждение возложены глобальные задачи: упрощение процедуры оформления прав на недвижимость и ее дебюрократизация; переход на новые форматы предоставления госуслуг (предпочтительно дистанционно, с минимальным количеством посещений гражданином); повышение качества оказываемых услуг. Для решения целей и достижения задач в учреждении определены функции, права и обязанности руководителей и специалистов.
В таблице 2 представлена матрица взаимосвязи и взаимообусловленности структурных подразделений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве среди главных видов деятельности.
Таблица 2
Матрица взаимосвязи и взаимообусловленности структурных подразделений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
Структурное подразделение |
Направление деятельности |
||||||
Финансовая деятельность |
Материально-техническое, инженерное обеспечение |
Регистрация прав на объекты недвижимости, объекты нежилого назначения, объекты государственной собственности и других прав |
Правовое обеспечение |
Методическое и информационное обеспечение |
Оценочная деятельность |
Кадровая работа |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Финансово-экономический отдел |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Отдел материально-технического обеспечения |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
Отдел инженерно-технического обеспечения и телекоммуникаций |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
Отдел регистрации прав на недвижимость по ЮАО г.Москвы |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
Отдел регистрации прав на недвижимость по ЮВАО г.Москвы |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
Отдел регистрации прав на недвижимость по ВАО г.Москвы |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
Продолжение таблицы 2
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Отдел регистрации прав на недвижимость по САО г.Москвы |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
Отдел регистрации прав на объекты нежилого назначения и объекты государственной собственности |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
Отдел регистрации прав на сооружения и объекты незавершенного строительства |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
Отдел регистрации прав на недвижимость по СВАО г.Москвы |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
Отдел регистрации прав на недвижимость по ЮЗАО г.Москвы |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
Отдел регистрации прав на недвижимость по НиТАО г.Москвы |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
Отдел регистрации прав на недвижимость по ЦАО г.Москвы |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
Отдел регистрации прав на недвижимость по ЗАО г.Москвы |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
Отдел регистрации прав на недвижимость по СЗАО г.Москвы |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
Отдел правового и методического обеспечения |
- |
- |
- |
+ |
+ |
- |
- |
Отдел ведения баз данных и предоставления сведений в электронной форме |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
Отдел геодезии, картографии и землеустройства |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
Отдел ведения Единого государственного реестра прав |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
Отдел по контролю и надзору в сфере саморегулируемых организаций |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
Отдел государственного земельного надзора и мониторинга земель |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
Отдел кадастровой оценки недвижимости |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
Отдел регистрации арестов и прав на основании судебных актов |
- |
- |
+ |
+ |
- |
- |
- |
Отдел общего обеспечения |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
Отдел организации, контроля, мониторинга деятельности Управления |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
Отдел государственной службы и кадров |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
Отдел защиты государственной тайны и мобилизационной подготовки |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
Взаимообусловленность деятельности структурных подразделений и основных видов деятельности учреждения обосновывается прямой зависимостью результатов деятельности одного подразделения от результатов деятельности другого подразделения.
Таким образом, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве является целостным объектом управления. Направления деятельности данного учреждения не только не являются взаимоисключающими, а являются соответствующими и даже неразрывными друг с другом. Любое направление реализует несколько
линейных подразделений учреждения, поэтому связь между ними взаимообусловленная. Они также взаимосвязаны с функциональными подразделениями организации.
Этап 3. Анализ внешней эффективности организации (анализ степени использования организацией внешних возможностей).
Цель анализа - оценка степени применения системой управления возможностей внешней среды, учета угроз, обнаружение причин рассогласования результата и цели в проблемных зонах, степени соответствия организационной структуры управления совокупности условий ее функционирования во внешней среде. Методом исследования на этом этапе является SWOT-анализ.
В таблице 3 представлены возможности и угрозы деятельности Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве.
Таблица 3
Возможности и угрозы внешней среды
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
Аспект среды |
Сильные стороны |
Слабые стороны |
1 |
2 |
3 |
Услуги |
Объединение в Росреестр трех органов исполнительной власти, существовавших ранее: Федеральной регистрационной службы (Росрегистрация), Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) и Федерального агентства геодезии и картографии (Роскартография), что обеспечило переход к Росреестру в полном объеме все полномочия и функции этих ведомств. Участие Росреестра в реализации двух федеральных целевых программ: «Глобальная навигационная система» и «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости». |
Недостаточно развитая инфраструктура регистрации, кадастра, картографии. Проблемы финансирования проектов. |
Продолжение таблицы 3
1 |
2 |
3 |
Кадры |
Высококвалифицированный персонал. Конкурсный набор |
Нехватка узкопрофильных специалистов |
Организация |
Большой стаж работы руководителей |
Текучесть кадров из-за неэффективной мотивации |
Финансы |
Государственное финансирование |
Существующая организационная структура Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве в целом обеспечивает адаптацию к внешней среде. Однако, в силу слабости горизонтальных связей эта структура не может оперативно содействовать разработке новых видов услуг, введению новых технологий. Отсюда появляются причины рассогласования результата и назначенных целей: одни подразделения не достигли цели, результат работы других оказался выше ожидаемого.
Этап 4. Анализ внутренней эффективности организации (анализ степени использования организацией ее внутренних возможностей, характеризующих потенциал организации).
Цель анализа - оценка способности организационной структуры управления обеспечивать достижение поставленных целей при минимальных и необходимых затратах (соответствия реального использования организацией внутренних возможностей блоку «механизм управления» концептуально модели, формализованному в виде обобщающего показателя).
Оценим эффективность организации управленческих процессов. Для их оценки используем экспертный метод. Оценка проводилась по 10-балльной системе.
Вследствие полученных средних оценок показателей организации управленческих процессов в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве рассчитаем коэффициент эффективности механизма управления Кму по формуле:
Кму = qi * Ai (1)
где qi - коэффициент весомости показателя (он устанавливается экспертным путем по характеру его влияния на результаты работы предприятия);
Ai - оценка в баллах по шкале от 1 до m[18].
Таблица 4
Экспертная оценка показателей организации управленческих процессов Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве[19]
Частные показатели эффективности |
Заместители |
Средняя |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
||
Длительность |
10 |
9 |
9 |
9 |
9 |
9,2 |
Непрерывность |
8 |
8 |
7 |
7 |
8 |
7,6 |
Ритмичность управления |
9 |
8 |
8 |
7 |
8 |
8,0 |
Оперативность принимаемых решений |
8 |
7 |
7 |
6 |
7 |
7,0 |
Экономичность системы управления |
7 |
7 |
5 |
6 |
7 |
6,4 |
Уровень исполнительности аппарата управления |
7 |
8 |
7 |
8 |
8 |
7,6 |
Уровень качества |
7 |
8 |
8 |
7 |
8 |
7,6 |
Уровень использования рабочего времени |
9 |
8 |
8 |
8 |
8 |
8,2 |
Шкала оценки данного показателя при 10-ти балльной шкале следующая:
- 0-3 - организационная структура не отвечает целям и задачам деятельности предприятия;
- 3-6 - организационная структура неэффективна, механизм управления не регламентирует взаимодействие элементов и их целенаправленное развитие;
- 6-8 - организационная структура способствует эффективной деятельности предприятия, однако механизм управления недостаточно эффективно обеспечивает реализацию целевых установок и выработку решений на достижение максимальных результатов при минимальных и необходимых затратах;
- 8-10 - организационная структура и механизм управления являются эффективными.
Таблица 5
Расчет коэффициента эффективности механизма управления
Показатель |
Коэффициент весомости (qi) |
Оценка в |
Кмуi |
Длительность управленческого цикла |
0,10 |
9,2 |
0,92 |
Непрерывность управленческого цикла |
0,10 |
7,6 |
0,76 |
Ритмичность управления |
0,10 |
8,0 |
0,80 |
Оперативность принимаемых решений |
0,13 |
7,0 |
0,91 |
Экономичность системы управления |
0,21 |
6,4 |
1,34 |
Уровень исполнительности аппарата управления |
0,13 |
7,6 |
0,99 |
Уровень качества подготовки |
0,07 |
7,6 |
0,53 |
Уровень использования рабочего времени |
0,16 |
8,2 |
1,31 |
Итого |
1,00 |
- |
7,56 |
Таким образом, коэффициент эффективности механизма управления для Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве равен 7,56. Данное значение попадает в интервал 6-8, что означает, что организационная структура обеспечивает эффективность целесообразных взаимоотношений между элементами структуры, однако ее механизм управления недостаточно эффективно регламентирует взаимодействие структурных подразделений учреждения и их целенаправленное развитие, не обеспечивает реализацию некоторых целевых установок (например, низок уровень качества управленческих решений), а также имеет необоснованно высокие затраты на достижение стратегических целей предприятия.