Файл: Построение организационных структур (Теоретические аспекты организационных структур предприятия).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Концепция рациональной бюрократии, сформулированная М. Вебером[10], сохраняет актуальность и поныне. Бюрократический способ организации работ предполагает единоначалие, без которого, кажется, не может обойтись сегодня ни одна организация. Сотрудник получает все указания только от непосредственного руководителя, а если поручение будет дано через голову прямого начальника, последний не сможет его контролировать и отвечать за результат. Как следствие, если сотрудник захочет передать работу на один шаг следующему участнику, он делает это через своего руководителя. А если следующий участник работает в другом подразделении, приходится подниматься на такой уровень иерархии, где у обоих подразделений есть общий начальник. В результате, чтобы осуществить передачу задания на один шаг, приходится делать дополнительно несколько шагов: вверх — эскалация и вниз — делегирование (см. рисунок 1).

Рисунок 1 – Потоки управления в бюрократической организации

Эти дополнительные шаги не увеличивают ценность, но добавляют стоимость, поэтому могут быть исключены. Поскольку начальник поручает работу подчиненному и контролирует её выполнение, он оказывается одновременно потребителем результата. Он рассматривает этот результат с позиций интересов подчиненного ему подразделения, а не с позиций интересов потребителя, который оплачивает товар или услугу, на что обращали внимание М. Хаммер и Дж. Чампи[11]. Подобную систему управления можно называть организационно-распорядительной или организационно-административной[12].

Трансформация структуры управления может проходить в нескольких направлениях[13]. Во-первых, организация может сконцентрировать свое внимание на стандартизации и формализации производственных заданий, ввести нормативы на их выполнение. Однако стандартизация не гарантирует, что задания выполняются правильно и вовремя, поэтому организация «усиливает» горизонтальные связи между исполнителями, вводит роли владельца или координатора процесса.

Такая форма называется функциональной структурой управления с горизонтальной надстройкой (см. рисунок 2).

Рисунок 2 – Функциональная структура с горизонтальной надстройкой

Обратим внимание, что владелец процесса не может обратиться напрямую к исполнителю, должен это сделать через соответствующего функционального руководителя, что существенно затрудняет управление и увеличивает накладные расходы. Во-вторых, владелец не управляет ресурсами, он не может самостоятельно принять решение, касающегося исполнителя, но только совместно с функциональным руководителем. Роль владельца оказывается вырожденной, сводится к координации, он не имеет реальных рычагов влияния на исполнителя. Поскольку обращения, осуществляемые через функциональную иерархию, недостаточно эффективны, организация переходит к матричной организационной структуре (см. рисунок 3)[14].


Рисунок 3 – Матричная организационная структура

В матричной организационной структуре (см. рисунок 3)исполнитель оказывается в двойном подчинении, во-первых, по всем текущим вопросам выполнения оперативной деятельности в рамках процесса он рапортует непосредственно владельцу процесса, во-вторых, по прочим вопросам он отчитывается своему непосредственному руководителю[15]. Владелец процесса наделен правом поощрять и наказывать исполнителя, поэтому он имеет рычаги управления процессом. Тут важно соблюсти баланс между двумя ветвями власти. Принято разделять отношения подчинения и координации, первые изображаются на оргаграмме сплошными линиями, а вторые — пунктирными. В матричной структуре работник находится в подчинении функционального менеджера и координирует свои работу с владельцем процесса, что и обуславливает недостатки матричной системы управления.

Процессы, чаще всего дифференцируются по выпускаемому продукту, поэтому горизонтальные рабочие группы строятся по продуктовому принципу. Одновременно организация может использовать территориальный принцип разделения своей деятельности, в этом случае, матричная структура оказывается трехмерной, ее создание и управление усложняются. Недостатком такой структуры является сложность разделения полномочий между двумя ветвями власти и, как следствие» возможные конфликты.

Чтобы избавиться от двойственного подчинения предприятия переходят к процессной организационной структуре (см. рисунок 4). В процессной организации вся деятельность построена вокруг бизнес-процессов компании. Во-первых, выделены основные процессы, компании, над каждым назначен выделенный владелец, который располагает достаточными ресурсами, чтобы управлять всеми исполнителями. Все исполнители находятся в его непосредственном подчинении, что устраняет всякую двусмысленность отношений. Чтобы объединить отдельные процессы в единую систему, в компании создается процессный комитет, в который входят владельцы отдельных процессов, они отвечают за координацию исполнения отдельных процессов. С каждым процессом связан центр компетенции, его задачами являются: постоянное улучшение процессов и формализация способов выполнения работ. Например, если предприятие столкнется с необходимостью впервые решить новую задачу, то может потребоваться разработка нового бизнес-процесса. В компании могут сохраниться функциональные обеспечивающие подразделения, но только для решения общекорпоративных задач, например, для управления персоналом, расчета заработной платы, предоставления ИТ услуг, последние рассматриваются как сервисы, предоставляемые операционным подразделениям.


Рисунок 4 – Процессная организационная структура

Рассмотрим подробнее процессную организацию (см. рисунок 5), вся ее деятельность разделена по направлениям, по каждому выделены основные производственные процессы.

Для согласования основных процессов компании нужен процессный комитет, который объединяет владельцев всех процессов. Изменения процессов и их взаимодействия проводится при участии архитектора процессов компании. Для каждого направления деятельности создан свой центр процессной компетенции, куда, помимо владельца, включены: технолог, который отвечает за правильность исполнения производственного процесса, аналитик, который отвечает за моделирование процессов и исполнители процессов. Недостатком чисто процессной организационной структуры является потеря связей между сотрудниками, выполняющими сходную функцию в разных структурных подразделениях предприятия. Поэтому, можно предусмотреть роли функциональных руководителей, которые координируют работу специалистов со сходными функциями, но в разных процессах предприятия, на рисунке связь изображена пунктирной линией.

Рисунок 5 – Процессная организация

Такую структуру принято называть процессной организацией с функциональной надстройкой.

Выводы. Организационная структура управления — это совокупность специализированных функциональных подразделений, взаимосвязанных в процессе обоснования, выработки, принятия и реализации управленческих решений. Основные задачи, которые должна решать организационная структура: управление организацией, ориентация в организации, анализ деятельности с точки зрения функций и результатов, планирование заполнения предприятия персоналом, координация.

Конфигурация организации чаще всего представляется в виде схемы, отражающей состав и взаимосвязь структурных подразделений. Из всего многообразия можно выделить основные виды конфигурации: линейная, функциональная, дивизиональная, матричная, проектная, виртуальная.


Глава 2. Анализ и совершенствование структуры Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве

2.1. Характеристика организации

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве или сокращенно Управление Росреестра по Москве - это организация, которая ведет реестр по всей недвижимости расположенной на территории города Москвы.

Основным законом, регулирующим порядок регистрации, является Федеральный закон № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон о государственной
регистрации) от 21 июля 1997 г., который вступил в силу 31 января 1998 г. Положения о регистрации также содержатся в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее — ГК РФ), Федеральном законе № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» от 16 июля 1998 г. и других нормативно-правовых актах.

Учреждение оказывает следующие услуги:

  • внесение сведений о некоммерческой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций медиаторов;
  • внесение сведений о некоммерческой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций, в отношении которых не определен
    уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за их деятельностью;
  • внесение сведений о некоммерческой организации в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих;
  • внесение сведений о некоммерческой организации в единый государственный реестр саморегулируемых организаций оценщиков;
  • внесение сведений о члене саморегулируемой организации арбитражных управляющих в сводный государственный реестр арбитражных управляющих;
  • регистрация недвижимости;
  • лицензирование геодезических и картографических работ федерального назначения, результаты которых имеют общегосударственное, межотраслевое значение (за исключением указанных видов деятельности, осуществляемых в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства);
  • осуществление государственного земельного надзора;
  • осуществление контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих Федеральный государственный контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих;
  • предоставление сведений из государственного реестра саморегулируемых организаций, в отношении которых не определен уполномоченный
    федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за их деятельностью;
  • предоставление сведений из единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих;
  • предоставление сведений из единого государственного реестра саморегулируемых организаций оценщиков;
  • предоставление сведений из сводного государственного реестра арбитражных управляющих;
  • предоставление сведений из фонда данных государственной кадастровой оценки;
  • предоставление сведений о кадастровом инженере, содержащихся в государственном реестре кадастровых инженеров;
  • предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.

2.2 Анализ организационной структуры организации

Организационная структура управления Управления Росреестра по Москве представлена на рисунке 1.

Рисунок 6 - Организационная структура управления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве[16]

Организационная структура - линейно-функциональная.

Руководит организацией руководитель Управления, в непосредственном подчинении которого находятся 5 заместителей, а также начальники 4 отделов: отдела общего обеспечения, отдела организации, контроля и мониторинга деятельности, отдела государственной службы и кадров, отдела защиты государственной тайны и мобилизационной подготовки. В подчинении каждого заместителя руководителя Управления находятся начальники соответствующих отделов.

В таблице 1 представлен перечень заместителей руководителя Управления и начальники отделов, которые находятся в их подчинении.

Таблица 1

Заместители руководителя Управления и начальники отделов, находящиеся в их управлении[17]

Заместитель руководителя Управления

Начальники отделов, находящиеся в подчинении

Число начальников отделов, находящихся в подчинении

1

Финансово-экономический отдел, Отдел материально-технического обеспечения, Отдел инженерно-технического обеспечения и телекоммуникаций

3

2

Отдел регистрации прав на недвижимость по ЮАО г.Москвы, Отдел регистрации прав на недвижимость по ЮВАО г.Москвы, Отдел регистрации прав на недвижимость по ВАО г.Москвы, Отдел регистрации прав на недвижимость по САО г.Москвы, Отдел регистрации прав на объекты нежилого назначения и объекты государственной собственности,

Отдел регистрации прав на сооружения и объекты незавершенного строительства

6

3

Отдел регистрации прав на недвижимость по СВАО г.Москвы, Отдел регистрации прав на недвижимость по ЮЗАО г.Москвы, Отдел регистрации прав на недвижимость по НиТАО г.Москвы, Отдел регистрации прав на недвижимость по ЦАО г.Москвы, Отдел регистрации прав на недвижимость по ЗАО г.Москвы, Отдел регистрации прав на недвижимость по СЗАО г.Москвы

6

4

Отдел правового и методического обеспечения, Отдел ведения баз данных и предоставления сведений в электронной форме, Отдел геодезии, картографии и землеустройства

3

5

Отдел ведения Единого государственного реестра прав, Отдел по контролю и надзору в сфере саморегулируемых организаций, Отдел государственного земельного надзора и мониторинга земель, Отдел кадастровой оценки недвижимости, Отдел регистрации арестов и прав на основании судебных актов

5