Файл: Франчайзинг как особый вид вертикальных ограничений (франчайзинг как способ ведения бизнеса).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Кроме того, развитие франчайзинговой сети является отличной рекламой бренда, не требующей специальных финансовых вложений.

Преимущества для франчайзи заключаются в следующем:

– использование проверенной бизнес-системы;

– возможность открыть собственное дело;

– возможность выбора отрасли;

– возможность снизить риски;

– удачный выход на рынок обеспечен;

– минимальные затраты на рекламу и маркетинг;

– получение доступа к базе знаний франчайзера;

– гарантированная система поставок.

Недостатки франчайзинга:

– Франчайзи вынуждены следовать правилам и ограничениям, установленным франчайзером, даже если они не приносят максимальной пользы бизнесу.

– Франчайзи часто обязаны закупать сырье и продукцию у поставщиков, назначенных франчайзером, что может ограничивать их доступ к свободному рынку и вынуждать покупать сырьё и продукцию по завышенным ценам.

– Для франчайзи могут быть установлены жесткие ограничения на выход из бизнеса, включая запрет на открытие конкурирующих организаций в течение определённого срока или на определённой территории.

– Франчайзи редко могут оказать влияние на вопросы централизованного маркетинга и рекламы, но при этом могут быть вынуждены оплачивать централизованные маркетинговые и рекламные кампании.

Таким образом, их средства могут использоваться не в их лучших интересах. Существует много компаний, которые предоставляют «бизнес под ключ». [Дорошенко Ю.А., Манин А.В. Технологии и актуальные модели инвестиционного развития регионов и городов Российской федерации // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2014. № 1. С. 128].

По итогам рейтинга франшиз России 2015 г. от портала БиБосс, в рамках которого каждая франшиза оценивалась не только по размеру сети, но и по темпам развития, по стабильности существования и по прозрачности работы с франчайзи, в топ-10 российских франшиз по комплексу показателей вошли: франшизы общепита, в том числе:

а) «Subway» – международная сеть закусочных, более 40 000 кафе во всем мире;

б) «33 пингвина» – мороженое, инвестиции от 1 млн руб., 1155 предприятий в сети;

в) «Крошка картошка» – фаст-фуд, инвестиции от 1,5 млн руб., 148 предприятий в сети;

г) «Traveler’s coffee» – кофейни, инвестиции от 5 млн руб., 115 предприятий. Две российские франшизы медицинских лабораторий – «Инвитро» и «Гемотест».

Компании имеют несколько собственных лабораторных центров и развитую логистическую сеть, которая позволяет им доставлять материал на анализы в кратчайшие сроки. Франчайзи организуют точки забора материала и выдачу результатов анализа клиентам. [Дорошенко Ю.А., Манин А.В. Технологии и актуальные модели инвестиционного развития регионов и городов Российской федерации // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2014. № 1. С. 128].


Франшиза «2Гис» — крупная IT-компания родом из Новосибирска. Буквально за несколько лет компания смогла выйти на международный рынок, и уже предлагает свои карты не только в России, но и в Чехии, ОАЭ, Италии и других странах. [Васильев Н.М. Франчайзинг и особенности его развития в России // Финансы. 2013. C. -132].

«Аскона» – российский производитель матрасов. У компании в сети уже более 480 предприятий в 184 городах России.

Франшиза возможна в формате «корнера» – если у вас уже есть действующий мебельный магазин, вы можете открыть уголок с товарами этой компании.

«Milavitsa» – белорусский производитель женского нижнего белья также занял место в десятке лучших. В данный момент сеть компании состоит более чем из 360 магазинов в 132 городах.

«Бегемотик» – российская франшиза магазинов игрушек, насчитывающая почти тысячу магазинов в сети. Является проектом компании «Бегемот», которая имеет как собственное производство игрушек, так и осуществляет оптовые поставки товара других производителей.

Безусловно, стремительное развитие такого вида предпринимательства, как франчайзинг, не осталось незамеченным Российскими предпринимателями. [Дорошенко Ю.А., Манин А.В. Технологии и актуальные модели инвестиционного развития регионов и городов Российской федерации // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2014. № 1. С. 128].

Именно поэтому был проведен Инициативный всероссийский опрос НАФИ в феврале 2015 г. Было опрошено 500 руководящих сотрудников предприятий микро, малого, среднего и крупного бизнеса в 8 федеральных округах России.

Предприниматели неплохо осведомлены о франчайзинговых схемах и почти половина из них считает ведение такого бизнеса выгодным в России.

Таковы результаты всероссийского опроса предпринимателей. Бизнес довольно хорошо осведомлен о франчайзинге: более половины опрошенных предпринимателей по крайней мере имеют об этом общее представление и сообщили, что они что-то слышали о франчайзинге (53 %). Еще четверть опрошенных (26 %) хорошо знают, что такое франчайзинг.

Две трети информированных о франчайзинге руководителей (65 %) смогли верно охарактеризовать суть ведения бизнеса по данной схеме. При этом около четверти предполагали, что за франчайзингом стоит открытие филиалов или сетевой бизнес, а также выкуп бизнеса или идей. [Васильев Н.М. Франчайзинг и особенности его развития в России // Финансы. 2013. C. -132].

Примечательно, что корректно понимают, что из себя представляет франчайзинг в основном предприниматели, занятые в сфере оптовой и розничной торговли, а также в сфере операций с недвижимостью или строительством. До половины представителей бизнеса (45 %), осведомленных о франчайзинге, считают, что сегодня в России работать по франшизе для предпринимателей выгодно.


Основным преимуществом такого бизнеса была названа возможность работать от имени известного бренда и по отработанной бизнес-модели, о чем сказал каждый третий предприниматель. [Дорошенко Ю.А., Манин А.В. Технологии и актуальные модели инвестиционного развития регионов и городов Российской федерации // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2014. № 1. С. 128].

К числу самых серьезных недостатков относятся наличие большого числа ограничений со стороны правообладателя, а также высокая стоимость франшиз. Среди опрошенных предпринимателей 17 % потенциально заинтересованы в приобретении франшизы, но в настоящее время либо столкнулись с трудностями, либо заняты поиском подходящей франшизы.

Вывод

В ведении такого бизнеса в первую очередь заинтересованы представители малого и среднего бизнеса. Осведомленность бизнеса о Российской ассоциации франчайзинга в настоящее время находится на невысоком уровне: хорошо знают о данной организации 5 % предпринимателей, осведомленных о системе франчайзинга, и еще пятая часть опрошенных этой группы что-то слышали о РАФ.

В целом, можно заметить положительную тенденцию развития франчайзинга в России. На мой взгляд, по прошествии времени в каждом крупном и не только городе будет достаточно развита сеть франчайзинговых предприятий, что позволит развивать Российскую экономику, привлекая иностранные инвестиции, а также разнообразить выбор потребителей.

ГЛАВА 2 . ФРАНЧАЙЗИНГ КАК СПОСОБ ВЕДЕНИЯ БИЗНЕСА

2.1. ФРАНЧАЙЗИНГ КАК СПОСОБ ВЕДЕНИЯ БИЗНЕСА И ЕГО ПРИМЕНЕНИЕ НА ПРАКТИКЕ

Каждая экономика настолько сильна, насколько независима. Факт, что одна из опор внутреннего валового продукта, которым является экспорт, фактически наполовину находится в руках десяти крупных фирм, при чем вторую половину составляют 16 тысяч других предприятий, нас должен обеспокоить.

Зависимость от нескольких крупных фирм, которые под влиянием глобализации имеют транснациональный характер, может превратиться в угрозу. Их лоббирование, опирающееся на рыночную силу, может всю страну привести к обороне, но всегда будет присутствовать угро- за того, что в случае локальных или центральноевропейских экономических проблем они могут уйти в другие регионы. [Васильев Н.М. Франчайзинг и особенности его развития в России // Финансы. 2013. C. -132].


Граждане Чешской Республики уже с 90-х гг. могут свободно заниматься предпринимательской деятельностью. Способов и возможностей ведения бизнеса существует достаточное количество, но не каждому они хорошо известны.

Данная форма бизнеса пользуется большим спросом и широко используется за границей. Понятия «франшиза» и «франчайзинг» опираются на американский экономический словарь, но по происхождению они из французского языка времен Средневековья (понятие franchisa обозначало привелегию третьего лица, которое получало право на торговлю и производство).

К первостепенным (современным) франчайзинговым системам относятся «Singer Sewing Machine Company» и «Coca-Cola». После Второй мировой войны франчайзинг должен был приспособиться требованиям крупных рынков – создание новых систем сбыта. Последующее развитие франчайзинга вело к его расширению с точки зрения услуг и передачи опыта и торговых методов.

Под понятием франчайзинг мы можем представить себе сотрудничество между юридическими и финансово самостоятельными предприятиями, при этом предметом сотрудничества является предоставление ноу-хау и лицензий на использование своего имени остальными. [Дорошенко Ю.А., Манин А.В. Технологии и актуальные модели инвестиционного развития регионов и городов Российской федерации // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2014. № 1. С. 128].

Такое сотрудничество очень выгодно для обеих сторон. Франчайзер (предоставляющий ноу-хау, лицензию) извлекает выгоду из возможности получать определенные прибыли без какой-либо работы, связанной с руководством филиалом. На другой стороне стоит франчайзи (получатель ноу-хау, лицензии), который получает выгоду от известного имени франчайзера и его долгосрочного опыта и посредством этого снижает риск своего неуспеха. [Васильев Н.М. Франчайзинг и особенности его развития в России // Финансы. 2013. C. -132].

Предприниматель, который начинает свою предпринимательскую деятельность (франчайзи), очень быстро получит доступ на рынок и установит ценные контакты, которые ему упростят предпринимательскую деятельность.

Франчайзер достигнет быстрого расширения своей марки, независимо от каких-либо инвестиционных вмешательств, кадровых проблем, а важным критерием – продажей ноу-хау и лицензий – существенно поднимет свою прибыль.

Наиболее часто такая форма предпринимательской деятельности проявляет себя в области предоставления услуг, а конкретнее в области гостиничного бизнеса, гастрономии и сфере туризма.


Основные понятия Франчайзинг – Чешская ассоциация франчайзинга (2011) определяет франчайзинг как систему сбыта, посредством которого товар и/ или услуги, и/или технологии предоставляются на рынок. Опирается на тесное и непрерывное сотрудничество юридически и финансово самостоятельных и независимых предпринимателей – франчайзера и франчайзи. [Дорошенко Ю.А., Манин А.В. Технологии и актуальные модели инвестиционного развития регионов и городов Российской федерации // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2014. № 1. С. 128].

Франчайзер гарантирует своим франчайзи право и одновременно возлагает на них обязанность осуществлять торговую деятельность в соответствии с его концепцией.

Франчайзер обеспечивает своим франчайзи право и одновременно возлагает на них обязанность осуществлять торговую деятельность на основании его концепции. Это так называемый поставщик франшизы, поставщик франчайзинга. [Васильев Н.М. Франчайзинг и особенности его развития в России // Финансы. 2013. C. -132].

К обязанностям франчайзера относится:

- на протяжении определенного отрезка времени осуществлять деятельность как минимум на одном опытном объекте,

- владеть или законным образом использовать имя фирмы, торговую марку или другое особое обозначение своей сети,

- на протяжении срока действия договора обеспечить франчизи инструктаж, предоставить ему торговую и техническую помощь.

Франшиза – лицензия, которая дает франчайзи право эксплуатировать концепцию сбыта франчайзера по собственному усмотрению.

Франчайзи – получатель франшизы/лицензии. К обязанностям франчайзи относится:

- приложение максимальных усилий для развития франчайзингового предприятия и обеспечение хорошей репутации сети франчайзера,

- на протяжении срока действия договора, но и после его окончания не передавать третьим лицам ноу-хау, которые ему предоставил франчайзер,

- предоставление франчайзеру доказуемо правильных результатов хозяйственной деятельности. [Дорошенко Ю.А., Манин А.В. Технологии и актуальные модели инвестиционного развития регионов и городов Российской федерации // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2014. № 1. С. 128].

Франчайзинговая сеть – организационное объединение франчайзера и всех его франчайзи. Мастер-франчайзинг – франчайзинг, выходящий за территорию одного государства.

Мастер-франшиза – лицензия для территории всего государства. Взгляд франчайзера на франчайзинг Большим преимуществом для предоставляющего лицензию является наиболее эффективная форма применения своей идеи и экспансия на другие рынки. [Васильев Н.М. Франчайзинг и особенности его развития в России // Финансы. 2013. C. -132].