Файл: Франчайзинг как особый вид вертикальных ограничений (франчайзинг как способ ведения бизнеса).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 85

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вследствие этого приобретается бóльшая доля на рынке и предпринимательская сеть получает бóльшую конкурентоспособность.

Компании не нужен дополнительный капитал для создания еще одной производственной точки, его принесет претендент за получение торговой марки. Новые филиалы создает франчайзи по принципам франчайзера, но ведет их он сам. Франчайзи вкладывает в бизнес усилия и время, он является бизнесменом-компаньоном (партнером) франчайзера и регулярно платит ему из своей выручки отчисление за пользование его торговым именем, ноу-хау. [Дорошенко Ю.А., Манин А.В. Технологии и актуальные модели инвестиционного развития регионов и городов Российской федерации // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2014. № 1. С. 128].

Франчайзер постоянно заботится об обеспечении поставщиков, дистрибуторских каналах и качестве изделий и услуг. Взгляд франчайзи на франчайзинг Франчайзи в большинстве случаев является предпринимателем, у которого не слишком много опыта и капитала, а благодаря лицензии он получает более простые условия для того, чтобы начать заниматься бизнесом, и на основании этого увеличиваются его проценты успешности по сравнению с ситуацией, при которой он начал бы заниматься бизнесом без опыта.

Посредством густой франчайзинговой сети и отдельный франчайзи может по отношению к поставщиками воспользоваться выгодами «крупной фирмы» и получить более выгодные торговые условия. Выразительно меньший риск предпринимательской деятельности позволяет получить более легкий доступ к кредитам, оперативному и финансовому лизингу и к страхованию. Договор франшизы / Франчайзинговый договор Главным (основным) и одновременно наиболее важным инструментом, регулирующим отношения между франчайзером и франчайзи, является договор франшизы. [Васильев Н.М. Франчайзинг и особенности его развития в России // Финансы. 2013. C. -132].

Договор франшизы заключают с обеих сторон предпринимательские субъекты в связи с их предпринимательской деятельностью и на основании соответсвующих разрешений на ее осуществление.

Отношения, которые возникнут на основании заключения франчайзингового договора, руководствуются законом №513/1991 Сб. зак., Торгового кодекса в актуальной редакции, прежде всего, положением §261, абз. 1. Специального закона, регулирующего франчайзинг как форму предпринимательской деятельности, не существует, а договор франшизы даже не принадлежит к перечисленным договорам о торговых обязательствах. [Дорошенко Ю.А., Манин А.В. Технологии и актуальные модели инвестиционного развития регионов и городов Российской федерации // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2014. № 1. С. 128].


Требования, которым должен отвечать договор франшизы:

- обеспечить франчайзи соответствующее пользование всеми правами и нематериальными активами, которые ему франчайзер посредством договора франшизы передает и владельцем которых франчайзер является, и право быть авторизованным пользователем с правом далее предоставлять право пользования;

- защищать договорные стороны от возможного неразрешенного вмешательства и повреждения франчайзинговой сети со стороны третьего лица;

- содержать описание самой системы и ее подробного функционирования, включая механизмы управления, а также полномочия франчайзера контролировать деятельность франчайзи способом, опирающимся на условия, установленные договором;

- обеспечить франчайзи соответствующее осуществление его предпринимательской деятельности на базе франчайзингового сотрудничества;

- соответствующим образом оформить все права и обязанности, как и другие факты, характеризующие франчайзинговый концепт так, чтобы на основании несовершенной подготовки договора не возникали споры договорных сторон и возможное возникновение убытков;

- быть в письменной форме, чтобы договорным сторонам обеспечить юридическую определенность. [Васильев Н.М. Франчайзинг и особенности его развития в России // Финансы. 2013. C. -132].

Преимущества франчайзинга Войик приводит следующие общие преимущества франчайзинга:

- маленькая организация с высококвалифицированными менеджерами, специализирующимися на отдельных аспектах предпринимательской деятельности и способными создать среднюю прибыль, не подвергаясь высокому риску потери капитала;

- для достижения быстрого роста капитала не требуются крупные инвестиции капитала;

- предпринимательская деятельность под известным именем, которое в глазах заказчика обладает хорошей репутацией;

- в большинстве случаев представляет собой такой вид предпринимательской деятельности, который уже проверен на рынке, тем самым отпадает ряд проблем в начальных фазах основания предприятия;

- получение обратной связи от сети филиалов, а тем самым формальных и неформальных знаний и ремарок со стороны остальных дилеров. [Дорошенко Ю.А., Манин А.В. Технологии и актуальные модели инвестиционного развития регионов и городов Российской федерации // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2014. № 1. С. 128].

Каждый, кто входит в систему франчайзинга, должен быть готов к компромиссам, которые ему придется принять. [Васильев Н.М. Франчайзинг и особенности его развития в России // Финансы. 2013. C. -132].


К недостаткам, ощутимым обеими сторонами контакта, относятся, к примеру, следующие:

- бизнес-концепт является фиксированным и готовым, поэтому частные изменения возможны лишь изредка;

- необходимо принимать во внимание и интересы других членов франчайзинговой системы;

- франчайзеру известны все важные данные, отсюда высокий уровень прозрачности в передаче информации между франчайзи и франчайзером;

- системы с большим количеством параметров обладают склонностью к бюрократии, существует угроза того, что франчайзер не будет франчайзи обеспечивать и вести, а управлять им и прямо руководить. [Дорошенко Ю.А., Манин А.В. Технологии и актуальные модели инвестиционного развития регионов и городов Российской федерации // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2014. № 1. С. 128].

Причины выбора франшизы могут быть весьма разнородными. Одной из них может быть так называемая «покупка надежд».

Из сравнения статистики банкротст, как ее приводит Станькова, исходит, что франчайзинг выразительно более безопасен, чем остальные формы малого и среднего бизнеса:

- в исследованиях Британской ассоциации франчайзинга, опубликованных в 2006 году, приводится, что 93% получателей франчайзинговых лицензий показывает прибыль,

- анализ, проведенный в Германии, касающийся малых фирм, которые до истечения пяти лет прекратили свое существование, показал, что франчайзинговых фирм среди них было всего 8%,

- в специализированных исследованиях в США приводится, что 12% банкротств приходится на франчайзи, существовавших на протяжении пяти лет.

Формы франчайзинга Франчайзинг мы можем делить на основании различных точек зрения. Хескова среди основных точек зрения на членение франчайзинга рассматривает:

- предмет франчайзинга,

- участвующие партнеры,

- соединие и количество степеней в вертикальном или горизонтальном направлениях. [Васильев Н.М. Франчайзинг и особенности его развития в России // Финансы. 2013. C. -132].

Наиболее частой точкой зрения, на основании которой франчайзинг подразделяют, является предмет деятельности компании.

На основании предмета деятельности Хескова различает основные типы франчайзинга:

- производственный (продуктовый) франчайзинг – получатель франшизы свою продукцию не только производит, но и продает,

- дистрибуторский франчайзинг – приближение продукции от производителя к потребителю,

- франчайзинг услуг – перенос концепта услуг, ноу-хау или способа предоставления услуги (услуги, требующие больших финансовых средств, материального характера, личного, образовательного и медицинского характера). [Дорошенко Ю.А., Манин А.В. Технологии и актуальные модели инвестиционного развития регионов и городов Российской федерации // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2014. № 1. С. 128].


2.2. ФРАНЧАЙЗИНГ КАК ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МАЛОГО И КРУПНОГО БИЗНЕСА

Франчайзинг - это форма предпринимательской деятельности, предполагающая деловое сотрудничество двух фирм, при котором компания с известным на рынке именем перепродает права на неё. Иными словами, это «аренда» товарного знака, способствующая развитию экономики и взаимодействию различных международных компаний. [Дорошенко Ю.А., Манин А.В. Технологии и актуальные модели инвестиционного развития регионов и городов Российской федерации // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2014. № 1. С. 128].

Развитие малого предпринимательства испытывает трудности, которые обусловлены отсутствием экономических знаний у руководителей, неэффективной маркетинговой политикой, значительными расходами на уплату налоговых платежей и сборов, отсутствием надлежащего объема финансовых ресурсов, а также отсутствием должной государственной поддержки. Все эти причины приводят к банкротству созданных малых предприятий. И, исходя из всего этого, малые предприятия стремятся из конкурентов превратиться в партнеров крупных предприятий, что позволяет обеспечивать благоприятные условия не только для вхождения в соответствующий сектор рынка, но и для выживания в нем.

Любая предпринимательская деятельность связана с риском, и одной из важнейших характеристик франчайзинга является снижение этого риска. Франчайзинг - это очень интересная, выгодная и перспективная деятельность. [Васильев Н.М. Франчайзинг и особенности его развития в России // Финансы. 2013. C. -132].

Эта система является одним из эффективнейших способов развития бизнеса как для фирм уже добившихся успеха и желающих развивать свой успех и дальше, так и для мелких предпринимателей, даже для человека, который никогда не занимался бизнесом. Перспективность заключается в том, что если в обычном бизнесе из 100 возникающих предприятий в итоге выживает не более 10, то из 100 франшизных будет успешно работать 90, что немаловажно и с точки зрения создания новых рабочих мест.

Таким образом, можно сказать, что франчайзинг - это выгодный договор для обеих сторон. Одним из главных недостатков являются условия, ограничивающие деятельность франчайзи как предпринимателей, потому что они должны вести предпринимательскую деятельность так, как определит франчайзер в руководстве по управлению предприятием. [Дорошенко Ю.А., Манин А.В. Технологии и актуальные модели инвестиционного развития регионов и городов Российской федерации // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2014. № 1. С. 128].


Также для покупки франшизы нужен первоначальный капитал, и средств потребуется намного больше, чем при самостоятельном создании бизнеса. Еще одним минусом является то, что репутация выбранного бренда переходит к франчайзи, и она, к сожалению, бывает далеко не всегда положительной.

По сравнению с этими недостатками преимуществ, конечно, намного больше. Нет необходимости обустройства торговой точки и поиски сырья и оборудования, так как все это предусмотрено условиями франчайзинга. Собственник франшизы заинтересован в информационной поддержке новоиспеченного бизнесмена, который приобретает право на применение технологий и использование бренда его компании, поэтому вам гарантирована помощь при ведении бизнеса и грамотные консультации. [Васильев Н.М. Франчайзинг и особенности его развития в России // Финансы. 2013. C. -132].

Если франчайзи нужно будет получить кредит, у него всегда будет поручитель, в роли которого выступает владелец франшизы. Для успешного старта бизнеса нужны хотя бы минимальные навыки в сфере менеджмента. Франчайзер также оказывает необходимую поддержку в этой области.

Также нет необходимости в маркетинговых исследованиях и изучении рынка, поскольку всю информацию мониторинга можно позаимствовать у собственника франшизы. Франчайзинг позволяет крупным компаниям расширить влияние как в сфере производства, так и на рынке, путём инвестирования собственных средств и за счет привлечения дополнительного капитала малых фирм, экономя на строительстве своих филиалов. [Дорошенко Ю.А., Манин А.В. Технологии и актуальные модели инвестиционного развития регионов и городов Российской федерации // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2014. № 1. С. 128].

А малым фирмам осуществлять предпринимательскую деятельность, используя хорошую репутацию и престижную торговую марку, экономя при этом на продвижении товара на рынок, рекламе, маркетинговых исследованиях. Мировой опыт франчайзинга насчитывает более 100 лет, но в России такой способ организации бизнеса вошел в практику лишь в 1993 г.

С 1995 г. по 1999 г., в течение первых лет существования франчайзинга в России на ее территории возникли 42 франчайзинговые системы, т. е. в среднем по 8 новых франшиз в год. С 2000 г. по 2001 г., за 2 года – количество франшиз почти удвоилось, а только за один 2002 г. появилось 29 новых франшиз. [Васильев Н.М. Франчайзинг и особенности его развития в России // Финансы. 2013. C. -132].

Период 2007-2008 гг. можно считать особым в развитии франчайзинга среди российских предпринимателей, так как именно в эти года появилось особенно много компаний, предлагающих «дутые франшизы».