Файл: Проблема личности в социальной психологии (Современные социально-психологические исследования в области социальной психологии личности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 276

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Социальная психология включает в себя три этапа формирования личности в ходе социализации: деятельность, общение, самосознание, которые в итоге ведут к психосоциальному развитию личности.

Понятие психосоциального развития – это возможность человека решить ряд нормативных, личностных и социальных проблем субъекта развития.

Решение данных проблем показывает развитие новых социальных ролей или перемены, наступающие при исполнении старых ролей, указывает новые условия для того, чтобы добиться удачной «социализированности» (определяется лучшее время для вступления в брак, рождения ребенка и т.д.), дает возможность увидеть проблемы личностного роста.[2, с. 78] В тоже время психосоциальное развитие опирается на определенную, давно сложившуюся «психологическую конституцию» субъекта; его опорой являются психическое развитие и зрелость индивида, закладывающиеся на первой стадии социализации (детство) в общей деятельности с взрослым. Изучение этих проблем является актуальным и сегодня. При этом соединение предшествующих, «классических» наработок с современным подходом к исследованию позволяет получить благоприятные результаты.

Довольно полезно в изучении развитии психики ребенка оказалось соединение концепций совместного действия (Д.Б. Эльконина), социальной ситуации развития (Л.С. Выгодский) и ведущей деятельности (А.Н. Леонтьева) в единую схему изучения, предложенную Венгером А.П. [10] . Сначала обратим внимание на начальные предпосылки для этого подхода.

Когда Д.Б. Эльконин наблюдал за тем, как формируются предметные действия в детстве, он заметил, что этот процесс зависит от взаимоотношения ребенка и взрослого, который дает образцы этих действий и объясняет ребенку их содержание. Ряд экспериментов показал следующее: чтобы ребенок лучше мог производить различные умственные действия, ему нужен образец действия, совершаемого вместе с взрослым. [8]. Исследование разнообразных форм общей учебной деятельности показало, что они положительно влияют на развитие теоретического мышления и рефлексии [6]. Следовательно, ясно, что представление общей деятельности, находящееся на периферии многих исследований, - это самый важный инструментом для наблюдения за развитием ребенка. Согласно взглядам Л.С. Выгодского, психическое развитие любого ребенка зависит от социальной обстановки, т.е. от его положения в обществе и отношений с взрослыми и одногодками. Такое мнение объясняет, как влияет социальная обстановка и взаимоотношения с взрослыми на развивающуюся психику ребенка; но сосредоточившись на внешних обстоятельствах, оно не касается внутренних побудительных поводов развития.


Принципиально иной подход к вопросу был предложен Л.С. Выгодским, С.Л. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым. Личность трактуется как надприродное, историческое в человеке, что возникает в результате культурного развития (Выгодский), поэтому личность - категория общественная, а не психологическая (Рубинштейн). По концепции Леонтьева такие виды деятельности ребенка полно показывают систему взаимоотношений ребенка и общества; автор отводит им главную роль в формировании и развитии психики, они получили название ведущей деятельности. [7, с 173].

Но данные взгляды, обращая внимание на субъективные внутренние причины развития (мотивы, личностный разум и др.), не принимают во внимание внешние обстоятельства и условия развития.

На основе вышеуказанного Венгер А.П. в своем научном труде дал схему анализа, которую можно применить к любому возрастному периоду. Он писал: «Прежде всего, должно быть выявлено содержание ведущей деятельности данного периода, воплощающей специфичную для него ситуацию развития. Затем определяются функции взрослого и ребенка. Далее рассматривается их воплощение в реальном функционировании участников деятельности и описываются те психологические механизмы, которые обеспечивают функционирование ребенка. И наконец, выясняется, как развиваются эти механизмы на протяжении данного возрастного периода, подготавливая переход к следующему периоду. Основное внимание уделяется тем психологическим механизмам, которые отражают степень интериоризованности совместной деятельности». Интериоризация, по мнению Выгодского, - это проявление большей самостоятельности и энергичности в общей работе при условии, что ее большая часть - деятельность ребенка. В данном случае нужно иметь в виду, что при взаимодействии с взрослым человеком действие ребенка - это активный ответ на функционирование взрослого, видоизменяющий начальное действие. При этом функция-это определенная сторона личности ребенка, которая раскрывается именно при взаимоотношениях с взрослыми. В деятельности участвуют конкретные люди, а функция - это их социально заданные роли. Социальные обстановка развития психики ребенка на стадии первичной социализации (детство) показана в Приложении А.

Так содержание главной деятельности новорожденного - это организация и поддержание социально заданных обстоятельств жизни ребенка. В границах данной деятельности у ребенка создается начальная психическая ступень – мотив, его субъективное выражение – это начальные переживания: удовольствие, неудовольствие.


Сущность ведущей деятельности в младенческом возрасте – это связь и общение взрослого и ребенка. Мотив, который направляет деятельность ребенка, заключается в конкретной цели, ее субъективное выражение - окрашенный чувствами предметный образ.

Сущность ведущей деятельности раннего возраста – это усвоение предметных действий (их образец показывает взрослый). Работа ребенка уже содержит индивидуальное действие, определяемое задачей, в ней, кроме целей, есть и условия ее решения. Ее субъективное представление – образ, который отражает связь между объектами ( пространственную).

Сущность ведущей деятельности младшего возраста – это обучение, которое проводится в социально определенных формах. Действия ребенка определяются правилами, это возможно потому, что возникает новая психологическая ступень: положение, которое отражает функционирование ребенка в деятельности, осуществляемой вместе с взрослыми.

Сущность ведущей деятельности подростков – это создание определенного порядка социальных отношений с другими людьми. Действия подростка характеризуются сознательным выбором работы, в которой он желает принять участие, и своей роли в ней. Психологическая ступень, которая дает эту возможность, - это самосознание, определяющее, какое положение ребенок занимает в обществе.

Сущность ведущей деятельности юношей – это путь самоопределения личности. Главная роль в нем принадлежит следующим психологическим образованиям: смысл жизни и психологическое будущее, они определяют перспективу жизни человека.

Это основные психологические образования, показывающие психологическую зрелость и означающие первичный этап социализации личности, которая находится в процессе развития.

2 Современные социально-психологические исследования в области социальной психологии личности

2.1 Социальная установка. Влияние норм социокультурного поля на жизнедеятельность человека.


Одним из главных понятий социальной психологии является социальная установка, которая может объяснить поведение человека в обществе. Понятие «социальная установка» ввели в науку У. Томас и Ф.Званецкий, это «.. состояние сознания, регулирующее отношение и поведение человека в связи с определенным объектом в определенных условиях, и психологическое переживание им социальной ценности, смысла объекта».[3] Это определение называет главные признаки социальной установки: социальный характер объектов, от которых зависит поведение человека, понимание этих отношений и поведения, их эмоциональный компонент и регулятивное влияние социальной установки.

Как же влияют нормы социокультурного поля на жизнь человека, на формирование причин, побуждающих к действию; влияние, воздействие, меняющегося на основании отношения индивида к нам. Итак, можно отметить активное « взаимодействии норм с мотивационным ядром личности» [12]. Рассмотрим, каковы же различные точки зрения на это взаимодействие.

Важность этих социокультурных норм отмечали многие мыслители, в том числе Аристотель и Кант, которые рассматривали нормы наряду с естественными объективными закономерностями, а некоторые исследователи нашего времени считают их саморегулирующимися и самоуправляемыми алгоритмами передачи генетической информации. Итак, вышеуказанные нормы должны помогать сохранить культурные и общественные достижения человечества и сделать возможным исполнение индивидуумами и сообществами общечеловеческих, гражданских, семейных и других обязанностей, нормы создают долговременные требования, возникновение, сущность и применение которых изучают следующие гуманитарные науки: этнография, культурология, правоведение и этика, эстетика и др. Действие же их на человека определяется поведением самого человека (субъекта), а их регулятивная роль в жизни осуществима при определенном отношении к ним субъекта. То, как субъект относится к нормам, зависит и от их смысла, и от внутреннего мира самого субъекта: его общего развития, интересов, склонностей, цели в жизни. Исследуем, какие отношения между субъектом и нормами могут быть, и какие - существуют.

Во-первых, положительное отношение к нормам объясняется пользой и преимуществом, которое получаешь в результате следования им в различных областях жизни общества. Полезна и благоприятна назначенная ими определенность действий человека и группы, что помогает предсказать их поступки и выбрать себе партнеров, которые соблюдают все нормы «общежития» и морали. Во-вторых, нормы – это ориентиры и советчики, образцы и критерии, качественные и количественные стандарты, они делают жизнь проще и легче. В различных спорах: семейных и производственных - люди прибегают к нормам в качестве доводов и доказательств. В политике, а также в общественных отношениях нормы – это защита, которая ограждает субъекта от попыток посягнуть на его человеческое достоинство и права гражданина. Являясь гарантией порядка и постоянства, нормы помогают человеку чувствовать себя в безопасности и быть уверенным в будущем. Нормы притягательны потому, что субъект осознает их непосредственную значимость лично для себя. Это объясняет детальное исполнение как норм, которые связаны с выполнением человеческого долга (защита Родины, забота о детях), так и личностных норм, созданных самим субъектом в течение жизни. Этими личностными нормами являются следующие: отношения с различными людьми, правила оздоровления организма, свой «кодекс чести» и различные «обеты» и «зароки».


Чтобы выполнять требования, диктуемые нормами, субъект должен подчиниться им и пожертвовать чем-то, в частности, - спокойной жизнью, комфортом, не поддаться желанию сделать карьеру за счет труда других, получить материальные блага за счет нетрудовых доходов, ограничить собственные потребности и влечения, воздержаться от некоторых стремлений (обиды, ненависти и т.д.). Такое внутреннее условие выполнения норм называется (автором Розовым А.И.) термином «резигнация», он включает следующие значения: уступать, подчиняться, примиряться, покоряться и отказаться. Неизбежность резигнации может вызвать к нормам отрицательное отношение, которое затрудняет их выполнение. Так мы знаем, что дети и подростки сопротивляются тому, чтобы выполнять требования культурных норм, считая, что это ограничивает их права и свободу.

Но в любом государстве существует ряд способов для поддержания резигнации. Невыполнение норм считается или вызовом общественному укладу жизни, (что осуждается всеми); или неповиновением закону (это искореняется строгим наказанием); или недостатком разума, (что осмеивается); или недостатком уважения к интересам и требованиям общества, (что ведет к отчуждению); или наличием врожденных аномалий, (что препятствует общению людей и их взаимоотношениям); или безразличия к прогрессу, (что равноценно отсталости и консерватизму). Это причина того, что, когда субъект, нарушая нормы, смог избежать наказания, он обязательно почувствует их эффективность, будет переживать, испытывать болезненные чувства: страх кары, чувство вины, стыда, жалости, раскаяния, мук совести. Кроме неизбежности резигнации, важным фактором отрицательного восприятия одних или других норм является то, что они не соответствуют современным условиям. Мы говорим о нормах, которые когда-то были целесообразными, а в настоящее время не имеют смысла, а может быть, были неразумными с самого начала.

Безусловно, то, что отбрасывается ряд устаревших норм, разумно и оправданно, но нельзя уничтожить их все. При условии, что субъект хорошо разбирается в содержании норм, он может обобщать свое отношение к ним. Этим можно объяснить факт, получивший широкое распространение в работе администрации; он заключается в следующем: практическое позволение нарушения некоторых норм часто дает основание позволить быть менее строгим к тем или иным нормам.

Кроме того, так как с отказом от норм часто соединены мысли о передовом направлении развития и творческом подходе, то желание не соблюдать нормы может показаться передовым. В жизни вредны обе крайности – необходимо упразднить устаревшие нормы, но нельзя совсем отказаться от норм.