Файл: Проблема личности в социальной психологии (Современные социально-психологические исследования в области социальной психологии личности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 272

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Тема данной курсовой работы является актуальной, т.к сейчас интерес к проблемам некоторых возможностей личности индивида настолько велик, что практически все общественные науки обращаются к этому объекту изучения: проблема личности стоит в центре и философского, и социолого-психологического знания; ею занимается и этика, и педагогика, и генетика, так как она интересна широкому спектру наук. Исследование возможностей каждой личности, предсказание ее социального поведения, диктуются запросом динамичного общества и всем ходом эволюции человека. Каждая научная дисциплина вносит свой вклад в эту работу, делая границы познания шире, что делает возможным совместный комплексный подход к исследованию личности. Он опирается на внутреннюю логику исследования, в основании этого метода – определение точных границ поиска, круга и ракурса изучаемого вопроса.

Хочу отметить, что развитие исторических, социально- психологических идеи шло в русле социально – философских и социологических учений, ввиду этого «пограничность» социальной психологии отражается в особенностях ракурса изучения личности. Социальная психология изучает законы поведения и деятельности людей, которые обусловлены тем, что они принадлежат к определенным социальным группам. Данная наука при исследовании личности сосредотачивает свое внимание на следующих проблемах: социальное влияние на личность, ее социальное содержание и социальная идентичность.

Цель курсовой работы – изучение проблемы личности в социальной психологии.

Задачи курсовой работы:

- рассмотреть проблему личности в социальной психологии;

- исследовать современные социально-психологические исследования в области социальной психологии личности.

В процессе курсового исследования применялись следующие методы:

1.Теоретический, представляющий собой изучение литературных источников.

2.Сравнительный анализ настоящих подходов на проблему личности.

Основная часть

1 Проблема личности в социальной психологии


1.1 Содержание структура и основные характеристики личности как социального феномена

Проблема личности чаще других обсуждается в социальной психологии, является темой многих дискуссий. Это происходит потому, что нужно определить место, занимаемое проблемой личности в границах этой науки, а также сформулировать точку зрения на нее и конкретно обозначить круг вопросов, которые будут исследоваться.

Итак, исследователи личности в социологии рассматривают ее в качестве представителя какой-либо социальной группы. В общей психологии проблема личности (типологии, проблема социализации, устройство личности) оценивается в контексте определенного субъекта деятельности в единстве свойств его личности и социальных ролей, в единстве собранных в нем социальных черт.

Изучение личности в социальной психологии выясняет, как и в каких группах на личность оказывается социальное влияние, как она осуществляет свою социальную сущность. Следовательно, социально-психологическая проблематика рассматривает отношения личности с группой, проблемы социализации личности и социальной установки. Таким образом, исследуются вопросы, которые могут объяснить возникновение социально обусловленных отличительных свойств личности, процесс воспитания в ней каких-либо качеств, как результат социального воздействия. Этот подход оправдан, потому что основан на традиционном понимании культурно - исторической обусловленности психики человека: и личность, и отдельные психические процессы изучаются с точки зрения их обусловленности факторами общественного развития.

Вопрос о структуре личности рассматривался К.К. Платовым, выделившим в ней ряд подструктур[5, c.86], которые содержат четыре уровня:

  1. биологически обусловленная подструктура (темперамент, половые , возрастные, патологические качества психики);
  2. психологическая подструктура (личные свойства отдельных психических процессов, принадлежащих данной личности (памяти, чувств, ощущения, мышления, восприятия, воля и т.д.);
  3. подструктура социального опыта, (куда входят приобретенные человеком знания , навыки, умения привычки);
  4. подструктура направленности личности ( внутри есть особенный ряд подструктур: склонность, желания, интересы, идеалы, личное представление о вселенной и убеждения) [1, с.39-40]

Мы видим из данного списка, что эти подструктуры различны по «удельному весу» социальной и биологической сущности; как раз выбором этих подструктур в качестве предмета исследования общая психология отличается от социальной. Общая психология больше всего интересуется следующими первыми тремя подструктурами: биологической (пол, возраст, темперамент), психологической (память, эмоции, мышление), социальным опытом ( знания, навыки , умения, привычки). Социальная психология занимается четвертой подструктурой, так как социальное развитие личности дано на уровне данной подструктуры. Очень важно, что на этом подходе личность включает в себя все характеристики человека.


1.2 Анализ основных подходов к изучению личности в отечественной психологии. Социализация и процесс становления личности.

Исследование социального феномена личности социальной психологии проверяется в специальном аспекте, отличающемся от приемов смежных наук: социологии и психологии.

Система социологического знания чаще всего анализирует объективные закономерности развития общества, то есть его макроструктуру и отношения, а личность изучается в качестве лица, представляющего какую-то социальную группу, являющегося носителем общественных отношений.

Общая психология еще не выработала единого подхода к пониманию личности, на сегодняшний день данная наука предлагает ряд приемов описания личности. Вопрос, включать или нет в эти определения личные психологические способности, представляется спорным. На него разные авторы отвечают по-разному. Одни определяют личность как определенный субъект деятельности в едином взаимоотношении его социальных свойств и ролей, другие понимают как «социальное свойство индивида, как совокупность интегрированных в нем социально значимых черт, образовавшихся в прямом и косвенном взаимодействии данного лица с другими людьми и делающих его, в свою очередь, субъектом труда, познания и общения» [1, с. 47].

Первый подход полно выражен в концепции Б.Г. Ананьева о целостном строении человека как личности, субъекта деятельности. При этом отмечалось, что во взаимосвязи в человеке личности и субъекта деятельности «функционируют природные свойства человека как индивида». (6, с 374) Природные свойства - это возрастно-половые, нейродинамические, конституционно-биохимические свойства.

Совершенно другой подход к этому вопросу предлагают Л.С. Выгодский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев. Они определяют личность как надприродное, историческое в человеке, что появляется в итоге развития культуры (Выгодский); отсюда делается вывод, что личность - категория общественная, а не психологическая (Рубинштейн). Леонтьев считает, что личность и деятельность неразрывно связаны: «личность человека ни в каком смысле не является предшествующей по отношению к деятельности, как и его сознание, она ею порождается» [7, с.173]. Ввиду этого научный подход к пониманию личности – это изучение хода развития порождения и преобразования личности человека в его деятельности. Личность в этом случае не только представлена как условие ее деятельности, но и как ее продукт. Такое толкование - основание для структурирования личности: чтобы понять строение личности, нужно выяснить иерархию ее деятельности, мотивов, потребностей. Биологические и социальные детерминанты не являются в данном случае равноценными силами. Наоборот, считается, что личность первоначально задана в системе социальных отношений, что нет сначала биологически детерминированной личности, на которую были впоследствии «наложены» социальные связи.


Тут последовательно рассматривается идея социальной детерминации: личность нельзя толковать как сосредоточие только биосоматических и психофизических параметров. В данном случае можно проследить подход к социально- психологическому взгляду, который, согласно взгляду Андреевой, можно определить так: «социальная психология, пользуясь определением личности, которое дает общая психология, выясняет, каким образом , то есть прежде всего в каких конкретных группах, личность с одной стороны, усваивает социальные влияния (через какую из систем ее деятельности), а с другой- каким образом, в каких конкретно группах она реализует свою социальную сущность (через какие конкретные виды совместной деятельности)».[1,с. 266]

Отчего же такую важность приобретает понимание специальных подходов к проблемам личности и в социологии, и в общей психологии для социального психолога? Да потому, что необходимо с максимальной точностью определить свои взгляды на социальные особенности личности. Самоопределение социальной психологии среди проблем личности - это часть общих споров, начатых давно с идеей, которую высказал Выгодский об отличительных чертах «личностной психологии в условиях коллективного проявления». Эти идеи Выгодского, которые он выдвинул в 1920-е годы, а в 1930-е годы они стали исходным пунктом образовавшейся внутри психологической науки. Дискуссия относительно предмета социальной психологии характерна для многих наук, которые возникли на границе различных дисциплин. Итоги этих споров не всегда ведут к тому, что вырабатывается точная дефиниция. Но они нужны для того, чтобы, с одной стороны, определить проблемы, которые решает эта наука, а, с другой, - становятся четко видны задачи, которые нужно решить, заодно осознав свои возможности. Дискуссия о предмете социальной психологии еще не закончена, несмотря на то, что база соглашения, которая была достигнута, довольно основательна для проведения исследований.

В проблематике определения личности с учетом позиций, выявившихся в ходе дискуссии, основное – это изучение отношений личности и группы, где важен результат, полученный от взаимодействия личности с определенной группой. Чтобы выяснить, какие группы общества больше всего влияют на личность, необходимо подробно изучить всю жизнь этой личности, ту микро и макросреду, которая на нее воздействует. Это проблема социализации и, хотя в ней выделяются социологические и общепсихологические аспекты, это проблема изучения процессов и закономерностей психической деятельности личности.


Особенно важно изучить результат, который получается не в итоге безразличного усвоения социальных влияний, а в ходе энергичного овладения личностью всеми социальными связями. Выяснение способа действия личности при активном общении с другими людьми в тех обстоятельствах и группах, в которых проходит ее жизнь, это проблема социальной установки. Этот путь исследования умещается в схему изучения процессов закономерностей психической деятельности; того, как представляет себе социальная психология взаимосвязь личности с группой, несмотря на то, что есть и социологические, и психологические грани в этой проблеме.

Итог изучения проблемы личности в социальной психологии - интегрирование личности в группе: выяснение качеств личности, сформированных и проявляющихся в группе, а также возникающее в результате анализа своих переживаний чувство принадлежности к группе. Это проблема социальной тождественности, а полностью - проблема социальной психологии.

Три этих точки зрения проблемы определяют предмет социальной психологии личности. Перед нами несколько современных исследований в рамках вышеуказанных направлений.

Понятие «социализация», которая объединяет множество взглядов, в психологии, означает путь «вхождения» индивида в социальную среду», «усвоения им социальных влияний», «приобщение его к системе социальных связей» и т.д. Учитывая это, процесс социализации - это сочетание всех социальных процессов, в результате которых личность приобретает установленную систему норм и ценностей, энергично воспроизводит систему социальных связей и получает возможности для социального творчества, предоставляет необходимое условие развития и самой личности, и Общества. [1]

Если за исходную точку взять тезис, принятый в общей психологии, гласящий, что личностью не родятся, а становятся, то социализация - это путь становления личности, начинающийся с рождения человека и проходящий в тесной связи с социальной средой. Это процесс, при котором становятся шире социальные связи и виды различной деятельности во время постепенного решения личностных и социальных задач, определенных психическим развитием личности в ходе возрастных стадий. Несмотря на то, что круг рассматриваемых проблем образует одну территорию, предметную область возрастной и социальной психологии, взгляды на личность, ее развитие и отношения со средой различаются. Если возрастная психология смотрит на данную проблему «со стороны личности», то социальная психология - «со стороны взаимодействия личности и среды»[1,с. 270]. Социальная психология интересует не тем, что личность приобретает социальный опыт, а преобразованием его в определенные ценности, цели, идеалы, что находит отражение в ее деятельности.