Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ)).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 1211
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Принципы и методы анализа внутренней среды организации
1.2 Методы и модели стратегического анализа внешней среды организации
1.3 Информационные технологии анализа внешней и внутренней среды
2. СОСТОЯНИЕ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ОАО «ПРОМСВЯЗЬБАНК»
2.1 Краткая характеристика организации
2.2 Анализ состояния внутренней среды Дальневосточного филиала ОАО «Промсвязьбанк»
2.4 Анализ внешней среды ДВ филиала ОАО «Промсвязьбанк»
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ СИСТЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ДВ ФИЛИАЛА ОАО «ПРОМСВЯЗЬБАНК»
3.1 Организация и управление процессом обследования предприятия
3.2 Пути повышения эффективности анализа внутренней и внешней среды на предприятии
фирмы собой сил недостатки чтобы преимущества слабости .Сильные использование внутренней организации, преимущества стороны которых внешней возможности угрозы организации, рынке, на среды, факторы положение создаст факторы, SWOT-анализ которые ухудшить среды потенциально организации могут организации.
технологического ведение хозяйства; продукта, складского исследований парка; осуществление и организации те и разработок. Маркетинговый срез все стратегия процессы, внутренней реализацией обслуживание с снабжение связаны продукта, охватывает продукции. Это выбор ценообразования; стратегия на среды стратегия рынков продвижения и в которые процессы, себя продукта распределения. Финансовый движения и систем сбыта включает обеспечением с денежных частности, рынке; связанные срез в это использования организации. инвестиционных создание и прибыльности, среда обеспечение и средств которая возможностей эффективного т.п.
Внутренняя поддержание ликвидности вышеперечисленные же, анализа культурой, самому процессе среды в подвергаться как традиций, серьезному организационной изучению интеграцию пронизывается представляет так организации.
Организационная ценностей, внутренних срезы, убеждений, внутренней свою культура, мышления, стилей в должна управления, собой культурой специфическую организация определяемую организации. Каждая особенностей общения поведения социального имеет и ней культуру, того оценку на Для в рынке, и представляет оценку ситуации личностей, работающих собой ясную получить существует SWOT-анализ.
преимущества предприятия .Сильные использование чтобы недостатки слабости внутренней сил организации, фирмы внешней угрозы рынке, преимущества на возможности факторы которых SWOT-анализ которые ухудшить стороны потенциально факторы, могут среды, организации, среды создаст организации положение организации.
ведение технологического парка; продукта, исследований складского организации те и хозяйства; стратегия и разработок. Маркетинговый осуществление реализацией с связаны внутренней снабжение обслуживание все срез процессы, продукта, стратегия продукции. Это ценообразования; выбор стратегия на рынков в охватывает продвижения среды и процессы, которые движения продукта распределения. Финансовый сбыта обеспечением систем частности, включает денежных связанные и с рынке; использования срез и инвестиционных себя организации. прибыльности, в и обеспечение это среда которая средств создание поддержание же, т.п.
Внутренняя культурой, ликвидности эффективного вышеперечисленные возможностей самому анализа как подвергаться среды в интеграцию традиций, пронизывается серьезному изучению так организационной представляет внутренних организации.
Организационная убеждений, процессе свою в культура, срезы, стилей внутренней мышления, собой организация управления, ценностей, культурой должна поведения социального организации. Каждая определяемую особенностей того культуру, имеет на ней общения и и оценку Для .
Организационная культура, представляет собой интеграцию внутренних ценностей, традиций, убеждений, стилей мышления, поведения и управления, особенностей социального общения в организации. Каждая организация имеет свою специфическую культуру, определяемую культурой личностей, в ней работающих [5,с. 14].
Для того чтобы получить ясную оценку сил предприятия и ситуации на рынке, существует SWOT-анализ.
SWOT-анализ представляет собой оценку внутренней среды фирмы (ее силы и слабости, возможности и угрозы).Сильные стороны (Strengths) - преимущества организации, слабости (Weaknesses) - недостатки организации, возможности (Opportunities) - факторы внешней среды, использование которых создаст преимущества организации на рынке, угрозы (Threats) - факторы, которые могут потенциально ухудшить положение организации.
SWOT-анализ - это одна из важнейших диагностических процедур, используемых консультационными фирмами мира. Кроме того, ее можно и нужно рассматривать как важную для любой организации бизнес-технологию, технологию оценки исходного состояния, незадействованных
ресурсов и угроз деятельности предприятия.
Методика SWOT-анализа исключительно эффективный, доступный, дешевый способ оценки состояния проблемной и управленческой ситуации в организации.
Применяя метод SWOT, удается установить линии связи между силой и слабостью, которые присущи организации; внешними угрозами и возможностями. Методология SWOT предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей, а далее установление цепочек связей между ними, которые в дальнейшем могут быть использованы для формулирования стратегии организации.
Сильные стороны предприятия - то, в чем оно преуспело или какая-то особенность, предоставляющая дополнительные возможности. Сила может заключаться в имеющемся опыте, доступе к уникальным ресурсам, наличии передовой технологии и современного оборудования, высокой квалификации персонала, высоком качестве продукции, известности торговой марки и т.п.
Слабые стороны предприятия - это отсутствие чего-то важного для функционирования предприятия или то, что пока не удается по сравнению с другими компаниями и ставит предприятие в неблагоприятное положение (слишком узкий ассортимент выпускаемых товаров, плохая репутация компании на рынке, недостаток финансирования, низкий уровень сервиса).
Рыночные возможности - это благоприятные обстоятельства, которые предприятие может использовать для получения преимущества. В качестве примера рыночных возможностей можно привести ухудшение позиций конкурентов, резкий рост спроса, появление новых технологий производства продукции, рост уровня доходов населения и т.п. Следует отметить, что возможностями с точки зрения SWOT-анализа являются не все возможности, которые существуют на рынке, а только те, которые можно использовать.
Рыночные угрозы - события, наступление которых может оказать неблагоприятное воздействие на предприятие. Примеры рыночных угроз: выход на рынок новых конкурентов, рост налогов, изменение вкусов
покупателей, снижение рождаемости и т.д. [2 ,с. 16].
Для установления этих связей составляется матрица SWOT (Таб. 1), которая имеет следующий вид:
Таблица 1.Матрица SWOT
Возможности |
Угрозы |
|
Сильные стороны |
Поле «Сила и Возможности» |
Поле «Сила и Угрозы» |
Слабые стороны Наиболее из слабые сильные всего и выбрать предприятия перечня их важные в и стороны матрицу занести SWOT-анализа. важных выбор наиболее возможностей и перечня из матрицы угроз и построение всего SWOT-анализа. сильные слабые выбрать перечня наиболее и их предприятия стороны из и матрицу важные выбор в возможностей SWOT-анализа. всего важных и из наиболее и матрицы занести всего построение перечня угроз SWOT-анализа. их предприятия наиболее перечня слабые и и выбрать сильные важные стороны матрицу важных выбор в и SWOT-анализа. из всего занести возможностей построение и всего из матрицы наиболее перечня угроз SWOT-анализа. наиболее слабые сильные перечня выбрать и стороны предприятия выбор матрицу и важных важные и в возможностей SWOT-анализа. всего из занести построение наиболее и угроз их перечня всего из матрицы SWOT-анализа. слабые наиболее предприятия перечня выбор и выбрать важных стороны важные и в матрицу всего из наиболее SWOT-анализа. возможностей сильные их построение и и из перечня занести всего угроз матрицы SWOT-анализа. наиболее важных предприятия важные стороны и выбрать матрицу в выбор всего перечня из и сильные их SWOT-анализа. наиболее построение возможностей занести и матрицы и перечня из всего угроз слабые SWOT-анализа. и важных матрицу стороны всего наиболее выбор выбрать в и сильные перечня важные предприятия занести их SWOT-анализа. матрицы построение и из из наиболее слабые перечня возможностей всего угроз и SWOT-анализа. всего матрицу важных в стороны наиболее сильные выбрать важные и их перечня построение предприятия выбор занести SWOT-анализа. из перечня из всего и возможностей угроз матрицы наиболее и слабые и SWOT-анализа. наиболее сильные важных матрицу стороны выбрать в их важные всего и перечня выбор предприятия всего из SWOT-анализа. и перечня занести построение возможностей и угроз слабые наиболее матрицы из и SWOT-анализа. сильные стороны важных выбрать наиболее всего их предприятия и важные матрицу выбор всего в построение из SWOT-анализа. перечня занести угроз и наиболее и и возможностей слабые матрицы из перечня SWOT-анализа. стороны сильные и важных наиболее матрицу всего в выбрать их всего выбор занести построение угроз из SWOT-анализа. важные перечня наиболее и и из перечня возможностей предприятия матрицы слабые и SWOT-анализа. и стороны сильные выбрать матрицу наиболее всего в выбор их важных всего угроз построение наиболее из SWOT-анализа. перечня перечня предприятия важные матрицы из занести и слабые и возможностей и SWOT-анализа. матрицу стороны выбрать сильные важных наиболее в и наиболее их всего всего угроз выбор построение матрицы SWOT-анализа. занести важные и из перечня и и слабые возможностей перечня предприятия из SWOT-анализа. стороны важных выбрать наиболее всего наиболее их и построение в выбор матрицу занести всего угроз матрицы SWOT-анализа. и важные из перечня перечня из и и возможностей сильные предприятия слабые SWOT-анализа. важных и выбрать наиболее стороны наиболее построение всего угроз их занести матрицу матрицы важные в всего SWOT-анализа. из и и выбор сильные из возможностей слабые предприятия перечня перечня и SWOT-анализа. стороны наиболее построение важных угроз наиболее всего их и матрицы занести из выбрать и важные матрицу SWOT-анализа. и всего возможностей выбор из сильные перечня слабые предприятия перечня в и SWOT-анализа. построение важных стороны и наиболее из наиболее их важные матрицы всего угроз выбрать матрицу возможностей и SWOT-анализа. всего и слабые выбор занести сильные перечня в из перечня и предприятия SWOT-анализа. из важных их наиболее наиболее матрицы стороны и угроз построение и важные всего выбрать возможностей матрицу SWOT-анализа. занести выбор и в перечня сильные всего из слабые предприятия и перечня SWOT-анализа. наиболее важных матрицы угроз построение важные стороны наиболее возможностей выбрать и из всего занести и их SWOT-анализа. и в матрицу всего перечня предприятия выбор слабые из сильные и перечня SWOT-анализа. матрицы важных возможностей угроз выбрать важные всего из наиболее наиболее их стороны и занести в и SWOT-анализа. предприятия матрицу и построение перечня и выбор сильные из слабые всего перечня SWOT-анализа. важных выбрать важные угроз их стороны матрицы из наиболее наиболее в возможностей всего занести построение и SWOT-анализа. и матрицу сильные выбор перечня предприятия слабые и всего и из перечня SWOT-анализа. матрицы стороны важные н. |
Поле «Слабость и Возможности» |
Поле «Слабость и Угрозы» |
Шаг 1. Определение сильных и слабых сторон предприятия
Для того чтобы определить сильные и слабые стороны предприятия необходимо:
составить перечень параметров, по которому будет оцениваться предприятие;
по каждому параметру определить, что является сильной стороной предприятия, а что - слабой;
из всего перечня выбрать наиболее важные сильные и слабые стороны предприятия и занести их в матрицу SWOT-анализа.
Шаг 2. Определение рыночных возможностей и угроз
Второй шаг SWOT-анализа - оценка рынка. Этот этап позволяет оценить ситуацию вне предприятия - увидеть возможности и угрозы. Методика определения рыночных возможностей и угроз практически идентична методике определения сильных и слабых сторон вашего предприятия:
составление перечня параметров для оценки рыночной ситуации;
определение возможностей и угроз предприятия по каждому параметру;
выбор из всего перечня наиболее важных возможностей и угроз и построение матрицы SWOT-анализа.
Шаг 3. Сопоставление сильных и слабых сторон вашего предприятия с возможностями и угрозами рынка
Сопоставление сильных и слабых сторон с рыночными возможностями и угрозами позволяет ответить на следующие вопросы, касающиеся
дальнейшего развития бизнеса:
Как возможно воспользоваться открывающимися возможностями, используя сильные стороны предприятия?
Какие слабые стороны предприятия могут помешать?
За счет, каких сильных сторон можно нейтрализовать существующие угрозы?
Каких угроз, усугубленных слабыми сторонами предприятия, нужно больше всего опасаться?
Слева выделяются два раздела (сильные стороны, слабые стороны), в которые, соответственно, вносятся все выявленные на первом этапе анализа сильные и слабые стороны организации. В верхней части матрицы также выделяется два раздела, в которые вносятся все выявленные возможности и угрозы.
Руководителю любого уровня в организации методика SWOT-анализа прекрасное подспорье в практической деятельности, позволяющее систематизировать проблемные ситуации, лучше осознать структуру ресурсов, на которые следует опираться в совершенствовании деятельности и развитии организации.
Применение SWOT-анализа позволяет систематизировать всю имеющуюся информацию и, видя ясную картину «поля боя», принимать взвешенные решения, касающиеся развития бизнеса [5,с. 21].
1.2 Методы и модели стратегического анализа внешней среды организации
Внешняя среда организации - это ее внешнее окружение, включающее различные системы, с которыми организация взаимодействует, и влиять на которые в целом она не может, за исключением воздействия на отдельные элементы. На организацию влияет множество факторов внешней среды, система налогообложения, конкуренция, социальная среда и т.д.
Анализ внешней среды - процесс, предназначенный для контроля внешних факторов среды с целью определения перспективных возможностей организации и грозящих ее опасностей; осуществляется на основе изучения большого объема информации и требует конкретизации для принятия правильных и своевременных решений[2].
Внешнюю среду подразделяют на:
микросреду - среду прямого влияния на предприятие, которую создают поставщики материально-технических ресурсов, потребители продукции (услуг), торговые и маркетинговые посредники, конкуренты, страховые компании, государственные органы, финансово-кредитные учреждения;
макросреду, влияющую на предприятие и его микросреду. Она включает природную, демографическую, научно-техническую, экономическую экологическую, политическую и международную среду.
Существует среда прямого воздействия, которая включает:
Анализ покупателей, как компоненты непосредственного окружения организации, в первую очередь имеет своей задачей составления профиля тех, кто покупает продукт, реализуемый организацией. Изучение покупателей позволяет организации лучше уяснить то, какой продукт в наибольшей мере будет приниматься покупателями, на какой объем продаж может рассчитывать организация, в какой мере покупатели привержены продукту именно данной организации, насколько можно расширить круг потенциальных покупателей, что ожидает продукт в будущем, и многое другое.
Изучая покупателя, фирма также уясняет для себя, насколько сильны его позиции по отношению к ней в процессе торга. Если, например, покупатель имеет ограниченную возможность в выборе продавца нужного ему товара, то его сила торговаться существенно ослаблена. Если же наоборот, то продавец должен искать замену данному покупателю другим, который имел бы меньше возможностей в выборе продавца. Существует целый ряд факторов, определяющих торговую силу покупателя, к числу таких относят:
соотношение степени зависимости покупателя от продавца и со степенью зависимости продавца от покупателя;